Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Алексеевская средняя общеобразовательная школа№3 имени Г. С. Боровикова
Алексеевский район Республики Татарстан
Открытый урок
По теме «Экологический календарь»
2 класс
Козлова Татьяна Анатольевна,
Учитель начальных классов
1 квалификационной категории
пгт Алексеевское
2013-2014 учебный год
Урок окружающего мира
Класс: 2
Учебник: Академический школьный учебник «Окружающий мир», серия «Перспектива», авторы А.А. Плешаков. М.Ю.Новицкая.
Тема урока: Экологический календарь.
Тип урока: ОНЗ
Цель урока:
Предметные: познакомить с экологическим календарём как проявлением культуры высокоразвитого общества; познакомить с понятиями «экология», «эколог»; научить находить в тексте учебника определения.
Метапредметные: развивать навыки связанной речи; умение высказывать свою точку зрения; рассказывать по рисунку о природе.
Личностные: понимать задачи экологии как науки.
Оборудование: проектор, демонстрационные материалы - разные виды календарей, презентация. Раздаточные материалы – карманные календарики.
Ход урока:
Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности; создание условий для возникновения у ребёнка внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Организация учебного процесса 1.
Учитель.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
-Поговорим?
О всяком и о прочем,
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О том, что знаю я и вам известно.
-Поговорим?
-Я, думаю, вам будет интересно.
Ребята, посмотрите, что я вам принесла!?
-Ребята, а что это? (ответы детей)Календарь.
2.Актуализация знаний.
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; зафиксировать все повторяемые понятия в виде схем и символов; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса 2.
-Что такое календарь? (ответы детей)
-Какие виды календарей вам известны? (ответы детей)
-Для чего нужны календари? (ответы детей)
-Почему некоторые числа в календаре написаны красным цветом, а другие – чёрным? (ответы детей)
- Какие государственные праздники вы знаете? (ответы детей)
Во время ответов учащихся идёт фиксация всех повторяемых понятий.
-А если среди этих календарей экологический календарь? Для чего нужен экологический календарь?
Учитель. У вас возникло затруднение? Нам обязательно нужно с ним справиться. На какой вопрос мы должны найти ответ? ( Ответы детей)
Проблемное объяснение нового содержания.
Цель: сформулировать тему урока учащимися; организовать подводящий диалог, направленный на построение нового учебного содержания; зафиксировать его вербально, знаково и изобразить схематически в эталонах.
Организация учебного процесса №3.
Учитель. Ребята, назовите тему нашего урока. (ответы детей)
Ребята нашего класса провели исследовательскую работу и выяснили, какие даты есть в экологическом календаре. Ваша задача внимательно послушать ребят и ответить на вопрос: «Кому посвящены экологические даты?»
Выступления ребят. Они называют экологические даты и немного о празднике. Показывают эмблему праздника.
11 января – Всероссийский день заповедников и национальных парков.
22 марта – Всемирный день воды.
1 апреля – Международный день птиц.
4 октября – Международный день защиты животных.
22 апреля – день Земли.
5 июня – Всемирный день Окружающей среды.
Учитель:
- Кому посвящены эти праздники? (ответы детей)
- Что такое экологический календарь? (ответы детей )
Предполагаемые ответы:
Экологический календарь - это календарь, в котором отмечены экологические праздники.
Экологический календарь - это календарь природы.
-От какого слова произошло слово «экологический» ? (ответы детей).
-Что такое экология? (ответы детей)
Задание. Откройте книгу на странице 48 и найдите понятие «экология». Совпали ли наши предположения с определением в учебнике.
Давайте рассмотрим иллюстрацию в учебнике на стр.48 -49 и вспомним:
-Какие объекты относятся к живой и неживой природе? (ответы детей)
- Как они между собой взаимосвязаны? (ответы детей)
Учитель.
-Кто такой эколог? Какой любимый цвет экологов? (ответы детей)
Задание. Прочитайте материал на стр.49 и найдите ответ на эти вопросы.
Запишите все изученные определения в тетрадь.
Первичное закрепление.
Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса №4.
Вопрос: Как сделать мой настенный календарь экологическим? (ответы детей)
Учащиеся называют экологические даты, а учитель закрашивает их зелёным карандашом.
5.Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Цель: проверить на основе сопоставления с эталоном своё умение применять новое учебное содержание в типовых условиях.
Организация учебного процесса №5.
Работа в парах. У каждой парте лежит карманный календарь. Создайте свой экологический календарь. Учащиеся отмечают в календаре экологические дни.
Проверка по образцу. Подведение итогов.
6.Включение в систему знаний и повторение.
Цель: повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках; тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным материалом.
Организация учебного процесса №6.
Класс делится на группы. Проводится экологический турнир. На этом этапе урока используется проектор. Учащимся предлагается ответить на вопрос викторины, выбрав правильный вариант из предложенных ответов.
Вопросы:
-Что за трава, которые знают слепые? (крапива)
-Летит без крыльев и поёт, прохожих задирает: одним проходу не даёт, других он подгоняет. Что это? (ветер)
-Какая птица самая большая в мире? (страус)
-Дерево речных берегов, очень гибкое, низко наклоняется, на ветру не ломается. Что за дерево? (ива)
-Почему многие растения не дадут плодов, если ребята будут ловить бабочек? (они опыляют растения)
-Для чего дятел барабанит по дереву? (кому то что-то сообщает)
-Какое растение «говорит» где оно живёт? (подорожник)
-Кто из птиц лучший танцор? (журавль)
-Чем полезны муравьи? (они уничтожают вредных насекомых)
-Кто родится 3 раза, прежде чем стать взрослым? (бабочка)
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.
Организация учебного процесса №7.
Продолжите предложение.
Экологический календарь - это…
Экология – это…
Эколог – это…
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
Если вам понравился наш урок, и вы всё поняли, то похлопайте в ладоши, а если вам не понравился урок- то потопайте.