СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Интегрированный урок-экспертиза по географии Белоруссии и информатике с элементами исследовательской деятельности.
Тема по географии: Экологические проблемы Белоруссии.
Тема по информатике: Моделирование в задаче роста и убывания
Интегрированный урок- экспертиза
по географии Белоруссии
и информатике
с элементами исследовательской деятельности
Тема по географии:
Тема по информатике:
Учителя: Метельская К. Н.
Смелова В. Н
Интегрированный урок-экспертиза
по географии Белоруссии
и информатике
с элементами исследовательской деятельности
Тема по географии: Экологические
проблемы Белоруссии.
Тема по информатике: Моделирование в
задаче роста и убывания
Эпиграф к уроку: Природа. Земля. Человек.
Эти понятия неразрывно связаны.
В. О. Ключевский писал:
«Сила, которая держит в своих руках
колыбель каждого народа, - природа его
страны».
Цель урока по географии:
Более широкое внедрение в учебный процесс по географии таких новейших средств обучения, как компьютеры, ГИС (геоинформационные системы).
Работа на уроке включает работу с разными источниками информации: картой, книгой, статистическими материалами, газетными статьями, т. е. учить опираться не только на важные абстракционные, но и на реальные жизненные проблемы и находить грамотные решения.
Ориентация на обучение учащихся их самостоятельному добыванию знаний.
Формировать практические умения использовать наглядный материал как источник информации.
Учить школьников анализировать, делать выводы. самостоятельно мыслить.
Продолжить формирование познавательного интереса к географии.
План урока
(последовательность уроков информатики и географии)
Этапы урока
| Предметный урок | Номер группы | Место учебы | Время работы |
1 этап урока | 1.информатика 2. география
| 1 группа 2 группа | Исследовате-ли работают за машинами; словесный урок | 30 минут 30 минут |
2 этап урока | 1. география 2. информатика | 2 группа 1 группа
| эксперты за машинами; урок слове- сный работа экспертов по составле нию таблиц | 30 минут 30 минут |
3 этап урока | 1. география
| 1-2 группа 1-2 группа | анализ сде- ланных работ на машинах; тесты | 10 минут 10 минут |
4 этап урока | 1. география 2. информатика | 1-2 группа 1-2 группа
| подведение итогов работы; задание на дом; подведение итогов урока, т. е. сделанного на уроке; задание на дом | 5 минут
5 минут |
Итого |
|
|
| 2*45мин=2 урока |
Цель урока по информатике:
Дальнейшее знакомство учащихся с геоинформационными моделями и их роли в жизни человека.
Расширение представлений учащихся о сферах геоинформационного моделирования.
Дальнейшее формирование умения информационного моделирования и его применение в различных предметных областях.
Дальнейшее совершенствование навыков анализирования и подведения итогов выполненной работы.
Оформление и оборудование урока:
физическая карта Белоруссии;
физическая карта Гомельской области;
атласы Белоруссии;
учебник географии Белоруссии;
компьютеры;
плакат для анализа перспективы экономической эксплуатации лесного хозяйства Речицкого района (информатика);
тесты для проверки знаний и карточки для индивидуальной работы учащихся (информатика)
b) выделение нескольких стадий эколого-экономической ситуации (удовл., катастрофа, напряжен., конфликтная)
2. Загрязнение атмосферы
а) главным загрязнением является автомобильный транспорт;
b) промышленные предприятия;
3. Загрязнение воды и почвы
а) сточные воды промышленных предприятий;
b) животноводческие комплексы;
c) ЖКХ;
(отсюда вытекают следующие проблемы: наличие в воде болезнетворных бактерий, высокотоксичных металлов, ненадежная очистка воды на очистных станциях, проблема переработки мусора).
4. Экологическая угроза возникает в связи с насыщенностью современного производства технологическим оборудованием.
а) технологические катастрофы;
b) нефтепроводы, прорывы на нефтепроводах;
с) и предприятиях других отраслей (холодильники, например…)
Итак, ребята, мы с вами закончим работу над открытием новых знаний по теме «Экологические проблемы РБ».
Вопрос классу: Какие же открытия мы с вами совершили, работая в лаборатории открытий? Кратко сформулировать экологические проблемы для нашей страны.
Ответы: 1. загрязнение радионуклидами;
2. выбросы в атмосферу;
3. загрязнение воды;
4. загрязнение почвы;
5. экологическая угроза, возникающая в связи с
насыщенностью различным технологическим
оборудованием.
Учитель: Как вы думаете, для чего мы изучали эту тему?
Учитель: Предлагаю поработать в лаборатории исследований, где необходимо собрать материал, а затем обсудить на совещании (уроке) эти вопросы-проблемы, но только на местном материале, т. е. для Речицкого района и г. Речицы.
Для этого разделимся на отдельные группы специалистов-исследователей: эколог, гидролог, почвовед.
Соберем исследуемый материал и выскажем свое мнение о … , затем для составления прогнозов попросим работать экспертов-экологов и предложим решение экологических задач, т. е. сделаем прогноз-экспертизу.
Урок географии
I.Сообщение темы, цели урока.
Ребята, сегодня нам необходимо поработать над темой: «Экологические проблемы РБ».
Предлагаю поработать в лабораториях (лаборатория открытий, лаборатория исследований, лаборатория экспертиз) института «Экология».
Сотрудников этого института волнует состояние воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем, почвы, которая нас кормит, судьба человека и человечества, судьба РБ.
Итак, представьте мы с вами в институте «Экология». Я – ваш руководитель, вы – научные сотрудники. Тема нашей научной работы – «Экологические проблемы в РБ, Речицком районе и г. Речица».
II.Изучение нового материала.
Лаборатория открытий.
Помните пушкинские строчки?
«О сколько нам открытий чудных
Готовишь, просвещенья дух,
И опыт, сын ошибок трудных, -
И гений, парадоксов друг!»
Мы на уроке в лаборатории открытий. Здесь нашей задачей будет выяснение экологических проблем нашей Белоруссии. Это мы сделаем, обратившись к материалу § 21 учебника на стр. 19 в атласе РБ. О том, что экология и экономика идут рука об руку говорить не приходится. Но есть еще один компонент. Характеризующий устойчивое развитие любого общества. Этот компонент социальный. Но что, как не любовь человека к искусству, является первым признаком экологии его души? Только душевная красота, передающаяся от поколения к поколению, может породить добро, гуманное отношение людей ко всему живому на земле. И мы с вами будем работать под звуки мелодии… (учитель информатики включает музыку).
Работая над учебником, составляем план, т. е. выделяем самое главное.
Загрязнение радионуклидами территории РБ:
а) угроза: расползание радиации по территории РБ;
Пока мы будем исследовать, я думаю, что по материалам лаборатории открытий можно дать первое задание экспертам: проанализировать газетную статью «Каб не здацца Чарнобылю» и просмотреть кардиограмму «Загрязнение территории радионуклидами на машинах».
Это задание поручаю:
Романову Владимиру
Валентику Василию
Буховец Яне
Учитель: Вядомы нам Уладзiмiр Верамейчык з трывогай зазначаў у паэме «Лiхоўня»:
Упала нейронная манна на плечы
Усiм лiхавенцам у той красавiк.
Той манны не змесцi, той манны не лечыць –
I край мой палесскi зжурыўся, панiк.
Дзе чыстыя воды, дзе чыстае поле?
Дзе чыстыя стрэхi, дзе чысты пясок?
Чарнобыльскi вецер шугае па волi,
Чарнобыльскi попел стаў цверды, як жак.
Жизнь дала нам жестокий урок. И каждый догжен вынести из этого очень важный вывод: мы хозяева жизни и земли, и нужно действовать. Пусть никакая боль не приводит нас к апатии и безразличию, а будет тем большим стимулом борьбы за чистую окружающую среду.
РАДИАЦИЯ – это очень серьезно и надолго. Поэтому нужно научиться с ней жить.
Слово предоставляется начальнику штаба ГО Речицкого района, который располагает сведениями о степени радиоактивного загрязнения и о некоторых результатах игнорирования этой опасности.
Учитель: Поговорим о людской беспечности. В 1990 г. Были привлечены работники научно – исследовательского института радиационной биологии, которыми были отобраны тысячи проб почвы, проведены десятки тысяч измерений. К концу 1990 г. Были получены данные о плотности загрязнения всеми основными радионуклидами населенных пунктов района и территории г. Речицы, сельхозугодий и лесов.
Вся эта работа была проведена с одной целью: определить степень риска для жизни в новых условиях.
Слово предоставляется исследователям института «Экология»,
Букину Андрею, который расскажет о:
1. состоянии водных ресурсов района реки
Днепр;
2. биоресурсах по району.
Кобец Антон –о состоянии воздуха и проблемах
переработки
мусора в городе
3. Драгун Маша – 1. о добыче полезных ископаемых в районе,
вытекающих из этого экологических
проблемах
2. добыче нефти – и, соответственно, нагрузке на природу
4. Глебова Мария – анираигенное воздействие на природу в
городе и районе
Пушенков Костя – 1. проблемы водоснабжения г. Речицы
2. состояние почв в городе и районе
3. загрязнение воздуха промышленными
предприятиями
Пушенков Костя выступил в качестве:
эксперта состояния почв: технологическое загрязнение особенно велико на востоке города, а также в районе улиц Чапаева, Наумова, Советская.
естественные аномалии на территории города по ул. Сыдько.
Зона экологического риска в районе улиц Чапаева и Наумова.
Далее слово предоставляется Букину Александру, который подведет итог исследовательской работы и всего вышесказанного.
Собрав воедино все сказанное, попросим экспертов Драгун, Фомину, Кнотко, Габрук, Аврамчикова обработать полученные данные на компьютере и сделать анализ данных.
Учитель: Из вышесказанного вытекает: рациональное, полноценное питание – одно из условий безопасности, т. к. 80-85% общей дозы облучения составляет внутреннее облучение.
Букин Андрей нам рассказал, что основным источником накопления являются продукты (грибы, ягоды), лесная и полевая дичь, рыба, выловленная в прудах и мелиоративных каналахэ
Далее слово предоставим Метельской Татьяне, которая познакомит нас с экологической страничкой из газеты «Дняпровец» - «На подоконнике».
Слово предоставляем Аврамчикому Илье, который расскажет, что надо предпринять каждому из нас, если мы решим заняться «Ремонтом в квартире».
Учитель: А сейчас попросим экспертов все полученные данные наших исследований обработать на компьютере, нарисовать график выброса вредных веществ в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения за 1998 г.
Пока работают за компьютерами наши эксперты, мы немножко отдохнкм, на забывая темы нашего урока. Опережающее задание – конкурс «Нарисуй пословицу».
Пословицы:
«Дареному коню в зубы не смотрят»;
«Не уверен – не обгоняй»;
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь».
Примечание: можно было рисовать обычно, а можно было и с помощью компьютера.
Лучшими оказались работы:
«Всяк кулик свое болото хвалит» (ученик)
«Дареному коню в зубы не смотрят» (ученик)
«Скупой платит дважды» (ученик)
«За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь» (ученик)
«Не плюй в колодец: вдруг самому воды напиться придется» (ученик)
А теперь немного отдохнем, но и задумаемся над…
Эколого-философские корешки от Корнелюка
Морщины на лбу – годичные кольца древа познания.
Бессонница – затяжной прыжок в бездну ночи.
Моль неумолима.
Мудрость улитки – в извилине раковины.
Голова – улей, мысли в ней – рабочие пчелы, слова – трутни.
Курица в кипящей сковородке насвистывает лебединую песню.
Ухо – зрачок тишины.
Надо пилить сук, на котором сидишь, пока ты на нем не висишь.
Стоит только подумать о дивидендах, как пустыня превращается в оазис.
Учитель: Ребята! Давайте посетим лабораторию экспертиз института «Экология» и выслушаем экспертов.
Ребята рассказывают о полученных результатах.
Главный вывод нашего совещания в институте «Экология» - «Прекрасней нашей Речицы не найти»
И еще что… Наша с вами задача – подтвердить или опровергнуть высказывание (эпиграф к уроку географии), оперируя фактами. Признаюсь, я пыталась обратиться с этим вопросом к Интернету – уникальному источнику информации – и найти одноименный файл, но не обнаружила его. Поэтому с целью систематизации всей полученной информации на уроке мы тем самым составили свою страничку о взаимоотношении человека и природы на примере нашего города, родной страны. Думаю, что все со мной согласятся. Природа. Земля. Человек. Эти понятия неразрывны. Это мы могли доказать на протяжении нашего совещания в институте «Экология».
III.Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Предлагаю познакомиться с этим материалом еще раз дома, прочитав § 21.
А тем, кто очень заинтересовался этим материалом, предлагаю посетить школьную библиотеку и подготовиться к научному симпозиуму по теме: «Экологические проблемы РБ, Речицкого района и г. Речицы», который состоится на следующем уроке.
Смотри кроссворд в газете «Дняпровец» №180-181 «Растения лечат», попробуй его отгадать.
АФОРИЗМЫ
΅ Вместе с белыми пятнами в природе исчезают и зеленые.
΅ Срубили лес, а сами остались в тени.
΅ Чем больше мы берем от природы, тем чаще она дает нам сдачу.
΅ Утешение: вместе с природой исчезнут и браконьеры.
΅ Всеобщая любовь к природе может стать безответной.
΅ Чем больше мы познаем природу, тем меньше ее остается.
΅ Знаешь, что природа не любит пустоты, а все равно ее опустошаешь.
IV.Закрепление и проверка знаний и умений.
Сейчас мы попрощаемся с институтом «Экология», который радушно распахнул для нас свои двери, и возвращаемся в родной город.
Послушайте письмо из газеты «Дняпровец» №183, 2001г. «Душа болит».
Ваши отклики. Ваши предложения. Как же ответить речичанке Белявской?
Ответ: Сосна является одним из самых неустойчивых деревьев против выбросов в атмосферу.
Все прекрасное на земле –
от солнца,
И все хорошее –
от человека.
М. Пришвин
Урок информатики
I. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Ребята! Тема сегодняшнего урока:«Моделирование в задаче роста и убывания». На прошлом уроке мы с вами разбирали приблизительную схему размещения данных и ыормул в электронной таблице. Сегодня мы с вами, используя эту схему, проведем практическое занятие с элементами исследования и анализа проделанной работы.
Полученные знания и навыки можно применять на практике в сфере убоя и прироста живности, использования природных ресурсов, рентабельности предприятий и многих-многих других.
На сегодняшнем уроке мы будем исследовать правильность эксплуатации лесного хозяйства, чтобы знать, что нас ждет в ближайшем будущем. Будет у нас с вами лес или нет? Сможем ли мы выезжать на отдых в лес? Будет ли у нас на рынке древесина?
II.Практическая работа на компьютере с элементами исследования.
Министерство лесного хозяйства обратилось ко всем областям и районам с просьбой предоставить информацию о перспективах эксплуатации леса на ближайшие 15 лет.
Чтобы предоставить такой отчет, предприятие лесного хозяйства произвело пересчет объема деловой древесины каждого имеющегося участка и предоставило эту информацию экономистам – исследователям для обработки.
Учитель предлагает ученикам стать в роли экономистов – исследователей и обработать информацию по каждому участку. Для этого ученики должны, используя компьютер и знания, полученные на предыдущем уроке (разобранную схему размещения данных и формул в электронной таблице Excel для модели роста и убывания), ответить на три вопроса.
Варианты индивидуальных карточек смотрите ниже:
Модель роста и убывания ВАРИАНТ №1. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№11 оценивается в 100 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 8% за счет естественного прироста. Начиная с 3 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 15 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы:
| Модель роста и убывания ВАРИАНТ №2. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№12 оценивается в 110 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 7% за счет естественного прироста. Начиная с 4 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 15 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году? 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 9 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? 3. Подберите такую вырубку с 9 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался.
|
Модель роста и убывания ВАРИАНТ №3. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№13 оценивается в 150 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 8% за счет естественного прироста. Начиная с 5 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 23 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году?
| Модель роста и убывания ВАРИАНТ №4. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№14 оценивается в 250 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 8% за счет естественного прироста. Начиная с 4 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 45 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году? 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 7 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 10 года увеличилась до 40 тыс. м3 в год? 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался.
|
Модель роста и убывания ВАРИАНТ №5. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№15 оценивается в 250 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 8% за счет естественного прироста. Начиная с 4 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 25 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы:
| Модель роста и убывания ВАРИАНТ №6. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№16 оценивается в 110 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 8% за счет естественного прироста. Начиная с 5 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 18 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году? 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 10 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался.
|
Модель роста и убывания ВАРИАНТ №7. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№17 оценивается в 125 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 7% за счет естественного прироста. Начиная с 5 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 10 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году?
| Модель роста и убывания ВАРИАНТ №8. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№18 оценивается в 130 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 7% за счет естественного прироста. Начиная с 5 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 10 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году? 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 5%, а вырубка с 10 года увеличилась до 15 тыс. м3 в год? 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался.
|
Модель роста и убывания ВАРИАНТ №9. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№19 оценивается в 130 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 7% за счет естественного прироста. Начиная с 5 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 15 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы:
| Модель роста и убывания ВАРИАНТ №10. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№20 оценивается в 135 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 8% за счет естественного прироста. Начиная с 4 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 10 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году? 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 5%, а вырубка с 10 года увеличилась до 25 тыс. м3 в год? 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался.
|
Модель роста и убывания ВАРИАНТ №11. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№21 оценивается в 150 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 9% за счет естественного прироста. Начиная с 3 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 25 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году?
| Модель роста и убывания ВАРИАНТ №12. Речицкий лесхоз делал переоценку на 1 января 2000 года. По данным участок ЛМ№22 оценивается в 150 тыс. м3 деловой древесины. Каждый год объем увеличивается на 9% за счет естественного прироста. Начиная с 3 года от переоценки на хозяйственные нужды вырубается 15 тыс. м3 древесины ежегодно. Вопросы: 1. Наступит ли уменьшение объема деловой древесины на участке до 100 тыс. м3 и на каком году? 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 6 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 7%, а вырубка с 8 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? 3. Подберите такую вырубку с 8 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался.
|
Ответы по карточкам сдаются учителю и их правильность проверяется вне урока. Ответы должны совпадать с ниже написанным.
ВАРИАНТ №1. Вопросы и ответы:
ДА на 8 году 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 4 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 7 года увеличилась до 25 тыс. м3 в год? ДА на 7 году 3. Подберите такую вырубку с 7 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 5 785 м3
| ВАРИАНТ №2. Вопросы и ответы:
ДА на 12 году 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 6 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? ДА на 11 год 3. Подберите такую вырубку с 9 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 6 885 м3
|
ВАРИАНТ №3. Вопросы и ответы:
ДА на 19 год 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 10 года увеличилась до 25 тыс. м3 в год? ДА на 15-16 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 10 850 м3
| ВАРИАНТ №4. Вопросы и ответы:
ДА на 19 год 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 7 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 10 года увеличилась до 40 тыс. м3 в год? ДА на 16 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 15 570 м3
|
ВАРИАНТ №5. Вопросы и ответы:
НЕТ 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 7 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 4%, а вырубка с 10 года увеличилась до 40 тыс. м3 в год? ДА на 20 году 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 15 075 м3
| ВАРИАНТ №6. Вопросы и ответы:
ДА на 20 год 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 6%, а вырубка с 10 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? ДА на 15 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 9 425 м3
|
ВАРИАНТ №7. Вопросы и ответы:
НЕТ 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 5%, а вырубка с 10 года увеличилась до 15 тыс. м3 в год? ДА на 21 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 9 045 м3
| ВАРИАНТ №8. Вопросы и ответы:
НЕТ 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 5%, а вырубка с 10 года увеличилась до 15 тыс. м3 в год? ДА на 23 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 9 515 м3
|
ВАРИАНТ №9. Вопросы и ответы:
ДА на 24 год 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 5%, а вырубка с 10 года увеличилась до 25 тыс. м3 в год? ДА на 14 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 8 117 м3
| ВАРИАНТ №10. Вопросы и ответы:
НЕТ 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 8 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 5%, а вырубка с 10 года увеличилась до 25 тыс. м3 в год? ДА на 24 год 3. Подберите такую вырубку с 10 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 14 806 м3
|
ВАРИАНТ №11. Вопросы и ответы:
ДА на 12 год 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 6 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 7%, а вырубка с 8 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? ДА на 12 год 3. Подберите такую вырубку с 8 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 9 970 м3
| ВАРИАНТ №12. Вопросы и ответы:
НЕТ 2. Каков ответ на первый вопрос, если, начиная с 6 года от переоценки, процент прироста уменьшился до 7%, а вырубка с 8 года увеличилась до 20 тыс. м3 в год? ДА на 20 год 3. Подберите такую вырубку с 8 года, чтобы объем деловой древесины не увеличивался и не уменьшался. 14 050 м3
|
При выполнении работы ученики должны заполнить карточку следующего вида:
Фамилия Имя ученика: |
Вариант № |
Лесной участок ЛМ№ |
Ответы на вопросы: |
1. |
2. |
3. |
III.Групповой анализ работы.
Учитель: После обработки данных экономисты – исследователи должны заполнить таблицу: «Примерный план эксплуатации лесных участков Речицкого лесхоза на период с 2000 по 2015 годы» и ответить на следующие вопросы:
Прибыльный ли данный участок? (ДА «+», НЕТ «-»)
Сколько в Речицком хозяйстве прибыльных и убыточных участков всего?
Какова вырубка по плану на первые 3-5 лет?
Какова вырубка на данном участке далее по плану?
Какой должна быть вырубка на участке, чтобы не было ни прибыли, ни убытка?
Какой должна быть вырубка, чтобы природе не наносился очень существенный ущерб: то есть лес не уничтожался, а хотя бы незначительно разрастался?
Далее учащиеся все вместе заполняют таблицу, которая имеет следующий вид:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ
РЕЧИЦКОГО ЛЕСХОЗА
НА ПЕРИОД С 2000 ДО 2015 ГОД
Номер лесного участка | Перспектива (прибыльный/неприбыльный) | Вырубка по плану (тыс. м3) Первые Далее
| Вырубка без прибыли и убытка | Пред- лагае- мая вы- рубка (с прирос- том)
| |||||
ЛМ№11 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№12 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№13 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№14 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№15 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№16 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№17 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№18 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№19 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№20 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№21 |
|
|
|
|
| ||||
ЛМ№22 |
|
|
|
|
| ||||
ИТОГО: |
|
|
|
|
| ||||
ИТОГО: | ‘-‘ 7 (убыток) ‘+’ 5(прибыль) |
|
|
|
IV.Подведение итогов.
Учитель: Ребята! Давайте подведем итоги сегодняшнего урока. Для этого попытайтесь ответить на следующие вопросы:
Для чего мы с вами изучаем эту тему?
Как вы считаете, что ждет нас при таком обращении с природой?
Приведите уже известные вам примеры вредительства, мутаций и т. д. как следствий неправильной человечаской деятельности.
Вы узнали что-то новое? А что?
Как вы считаете, мы достигли цели урока?
V.Проверка знаний. Тестирование.
Учитель: Общая тема всех уроков, которые мы учим, называется: «Модель и моделирование». Вами было изучено очень много понятий и определений, поэтому я предлагаю вам тест, который поможет вам проверить уровень ваших знаний по этой теме.
Чтобы правильно пройти тест, надо внимательно прочитать все задания и продумать ответ, и только после этого писать буквы правильных ответов на листик.
(На выполнение теста отводится 10 минут)
ТЕСТ
ПО ТЕМЕ: «МОДЕЛЬ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»
Выберите правильный ответ на предложенные вопросы:
А) Модель всегда создается искусственно? ДА НЕТ
Б) Модель всегда внешне похожа на моделируемый объект?
ДА НЕТ
Моделирование – это:
А) процесс создания модели;
Б) процесс использования модели;
В) процесс создания и использования модели для игр;
Г) процесс создания и использования модели для решения задач.
Адекватность модели это:
А) возведение числа в степень:
Б) свойства моделируемого объекта;
В) расхождение свойств модели и моделируемого объекта;
Г) совпадение свойств модели и моделируемого объекта.
Существует несколько оценок адекватности (выберите их)
А) мощная;
Б) полная;
В) половинчатая;
Г) частичная;
Д) средняя;
Все ли оценки перечислены? Если нет, то укажите, какой оценки не хватает.
Любая модель несет в себе какие-то особенности. Выберите их:
А) внешние размеры;
Б) масштаб;
В) формы представления;
Г) зависимость от размеров;
Д) связь с отраслью знаний;
Е) зависимость от времени;
Ж) зависимость от погоды.
6. Электронная модель сердца несет в себе следующие особенности:
А) предметная;
Б) масштабная;
В) динамическая;
Г) электронная.
Какая особенность указана неверно? Рядом напишите правильный ответ.
Фотография как модель несет в себе следующие особенности:
А) документальная;
Б) масштабная;
В) динамическая;
Г) фотография.
Какая особенность указана неверно? Рядом напишите правильный ответ.
Затем учитель предлагает учащимся взять ручку с другим стержнем и найти свои ошибки и оценить свои знания по предлагаемой шкале оценок для этого теста, который учитель предварительно готовит до начала урока:
ОТВЕТЫ на тест по теме «Модель. Моделирование» |
1. Нет. Нет |
2. Д |
3. Г |
4. Б, Г, неадекватная |
5. А, В, Д, Е |
6. Б, немасштабная |
7. В, статическая Г, простейшая |
Шкала оценок по тесту |
Кол-во Оценка ошибок |
1 «5» |
2-з «4» |
4-5 «3» |
6 и более «2» |
После проверки учащиеся сами выставляют себе оценки и сдают результаты учителю. Учитель вне урока проверяет знания учащихся и их самооценку.
VI.Домашнее задание.
Большую часть задач на моделирование, которые мы решаем, связаны с экологическими проблемами, которые постоянно возникают у человека из-за его нерационального использования природных ресурсов и неправильного обращения с природой. Поэтому в качестве домашнего задания вы должны будете просмотреть газеты «Дняпровец», «Телевид», и другие, и составить краткое описание ущерба, который человек нанес нашему району и г. Речица за последние годы.
VII.Зарядка для мозга.
«Крылатые слова» и информатика.
Вам будут названы пословицы, поговорки, цитаты из известных литературных произведений и т.п. Для каждого из этих «крылатых слов» будут также предложены три понятия, связанных с компьютером и информатикой. Необходимо выбрать понятие, которое больше всего соответствует «крылатым словам».
«На ошибках учатся».
а) Написание программы
б) Резервное копирование программы на дискету
в) Отладка программы.
«Подальше положишь - поближе возьмешь».
а) Резервное копирование программы на дискету
б) Размещение файла в папке, которая расположена в другой папке, а эта папка, в свою очередь, вложена в третью папку
в) Использование операторов программы во вложенных циклах
3.«Возмутитель спокойствия».
а) Звуковой сигнал на компьютере
б) Антивирусная программа
в) Компьютерный вирус
«Как белка в колесе».
а) Зацикливание программы
б) Использование в программе рекурсии
в) «Зависание» компьютера
А все-таки она вертится.
а) Дискета
б) «Мышь»
в) Системная шина
Видит око, да зуб неймет.
а) Ошибка в программе
б) Скрытый файл
в) Антивирусной программой обнаружен новый вид вируса
Меньше не бывает.
а) Ноль
б) «Пустой» цикл
в) Бит
Ни дня без строчки.
а) Текстовый файл
б) Принтер
в) Сканер
Рыцарь на распутье.
а) Оператор перехода
б) Оператор ветвления
в) Неправильный адрес оперативной памяти
Три кита.
а) 0,1 и неопределенность
б) Паскаль, Бейсик и Си
в) Системный блок, клавиатура и монитор
Что имеем не храним, потерявши - плачем.
а) Локальная переменная
б) Скрытый файл
в) Удаленный файл, у которого отсутствует резервная копия
Третий - лишний.
Для каждого из выделенных терминов приведены три опреде-
ления, одно из которых термину не соответствует. Необходимо указать это определение.
Вирус- это:
а) Ошибка в программе
б) Возбудитель инфекционного заболевания
в) Программа, обладающая способностью к самовоспроизведению
Диск - это:
а) Носитель информации
б) Геометрическая фигура
в) Спортивный снаряд
Длина - это:
а) Размер отрезка
б) Размер каталога (папки0
в) Размер файла
Драйвер - это:
а) Водитель автомобиля
б) Переводчик программы на язык, понятный компьютеру
в) Программа для обслуживания периферийного устройства
Мышь - это:
а) Программа, выполняющая нежелательные действия
б) Грызун
в) Манипулятор в компьютере
Сеть - это:
а) Рыболовная сеть
б) Совокупность строк и столбцов в таблице
в) Несколько соединенных между собой компьютеров
Винчестер - это:
а) Устройство внешней памяти
б) Город в Великобритании
в) Место хранения информации в процессоре
Диалог - это:
а) Разговор между двумя лицами
б) Обмен значениями двух переменных величин
в) Форма взаимодействия пользователя с компьютером
Расширение - это:
а) Увеличение ширины чего-либо
б) Часть имени файла
в) Увеличение размера массива в ходе выполнения программы
Язык - это:
а) Естественная или искусственная знаковая система для общения и передачи информации
б) Совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между двумя или несколькими устройствами или процессами
в) Часть полости рта
Зависание - это:
а) Бесконечное выполнение цикла в программе
б) Особое состояние компьютера
в) Остановка вертолета в воздухе над какой-то точкой
Линейка - это:
а) Часть окна текстового редактора Microsoft Word, используемая для установки полей, отступов и т.д.
б) Прибор для вычерчивания прямых линий или для измерения
в) Полоса в нижней или в правой части экрана компьютера в текстовом редакторе, используемая для быстрого перемещения текста в окне (для скроллинга)
Модель - это:
а) Объект, позволяющий исследовать опытным путем свойства более сложных объектов или явлений
б) Графическое изображение основных частей программы и связей между ними
в) Уменьшенное воспроизведение или макет чего-нибудь
Путь - это:
а) Направление, маршрут движения
б) Перечисление всех папок (каталогов), в которые вложена файл
в) Указание способа перехода от одного оператора программы к другому.
После коллективной работы учащиеся должны получить следующую таблицу, которая является итогом работы на сегодняшнем уроке:
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН
ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЕСНЫХ УЧАСТКОВ
РЕЧИЦКОГО ЛЕСХОЗА
НА ПЕРИОД С 2000 ДО 2015 ГОД
Номер лесного участка | Перспектива (прибыльный/ неприбыльный) | Вырубка по плану (тыс. м3) | Вырубка без при- были и убытка | Предлага- емая вы- рубка (с приростом) | |
Первые 3-5 года | Далее | ||||
ЛМ№11 | - | 15 | 25 | ≈5,785 | ≈4-5 |
ЛМ№12 | - | 15 | 20 | ≈6,885 | ≈5-6 |
ЛМ№13 | - | 23 | 25 | ≈10,850 | ≈9-10 |
ЛМ№14 | - | 45 | 40 | ≈15,570 | ≈14-15 |
ЛМ№15 | + | 25 | 40 | ≈15,075 | ≈14-15 |
ЛМ№16 | - | 18 | 20 | ≈9,425 | ≈8-9 |
ЛМ№17 | + | 10 | 15 | ≈9,045 | ≈8-9 |
ЛМ№18 | + | 10 | 15 | ≈9,515 | ≈8-9 |
ЛМ№19 | - | 15 | 25 | ≈8,117 | ≈7-8 |
ЛМ№20 | + | 10 | 25 | ≈14,806 | ≈13-14 |
ЛМ№21 | - | 25 | 20 | ≈9,970 | ≈8-9 |
ЛМ№22 | + | 15 | 20 | ≈14,050 | ≈13-14 |
Инструктивная карточка №1.
План: 1. Назовите страну и ее столицу.
2. Физико- и экономико-географическое положение:
а) с какими странами граничит;
б) положение по отношению к морям и океанам;
3. Вывод.
Основные понятия (название государства, флаг, герб, площадь, численность населения, столица, форма правления, форма государственного устройства, государственный язык, денежная единица) и топонимику отразить в визитной карточке страны.
Над модульным уроком работают
Имя и фамилия учеников:
Уважаемый исследователь!
Сегодня ты совершишь путешествие в Страну чудес! Смена впечатлений взволнует твое воображение. Ты станешь участником экспедиции в далекую Японию, страну восходящего Солнца.
Надеемся, что ты останешься доволен. И в конце путешествия тебя ожидает небольшая проверочная работа, которая покажет, насколько внимателен ты был.
Тебе предстоит провести множество наблюдений. Записывай, пожалуйста, их в личный журнал. И помни, что аккуратность заполнения – залог твоих научных достижений!
Желаем тебе приятного путешествия!
Шаг 1. изучать Японию мы будем в течение двух уроков согласно плану характеристики страны, который предстоит тебе вспомнить и назвать основные пункты. См. Инструктивную карточку 1.
Вспомни и запиши план, если можешь, сделай его развернутым.
Шаг 2. А сейчас интересное предложение. Издательство «Творческая мысль» объявляет конкурс на лучший титульный лист обложки журнала о Японии. Подведение итогов пройдет 3 декабря 1998 г. Для этого необходимо: быть внимательным, ответы оформить в виде рисунка – конспекта, где указать… см. Инструктивную карточку 1.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ЯПОНИИ.
Задание: используя текст учебника стр. 91, карту атласа стр. 33, 10, 3, дополнительную литературу (1 – ый форзац учебника 10 класс), план, охарактеризуйте географическое положение Японии (см. Инструктивную карточку 1).
Время подготовки 5-7 мин.
Время ответа 1-2 мин.
Прослушай установочный доклад и запиши итог
своих исследований
Шаг з. РЕЛЬЕФ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ В ЯПОНИИ.
Задание: используя текст учебника стр. 91-92 (со слов раздробленность территории), карты атласа стр. 31 - 10 класс, стр. 5 – 8 класс, план, объяснить особенности строения рельефа Японии (см. Инструктивную карточку 3).
Задание: используя карту атласа стр. 31 - 10 класс, план, объяснить особенности залегания полезных ископаемых (см. Инструктивную карточку 3, пункты 7, 8, 9, 10).
Прослушай доклад геолога управления «Белоруснефть» Ходос Марину.
Оформи свое (групповое) сообщение в виде схемы на отдельном листе бумаги.
Шаг 4. Мы получили задание: собрать данные о климате в Японии. Эту задачу выполняли климатологи. Они использовали данные в учебнике стр. 92 – 93, рис. 40, атлас стр. 6 -7, 8 класс и настенную таблицу «Климатическая карта Евразии». И вот какие результаты у них получились. Послушаем сообщение.
А теперь подумай ты над их информацией, над тем, что тебе уже известно, и запиши свой вывод: какой климат в Японии.
Инструктивная карточка (используй при составлении вывода) №4.
Тип климата.
Климатообразующие ыакторы.
Ср. температура января.
Ср. температура июля.
Год. количество осадков, режим выпадения, т. е. распределение по сезонам.
Шаг 5.Работа в парах (работают гидрологи). Итак, мы продолжаем путешествие по Японии. Особенности климата определяют густую гидрологическую сеть. Реки невелики (?), но бурны и порожисты(?). На многих из них построены гидростанции(?). Реки имеют смешанное питание и разливаются весной(?) и летом(?). Исключение составляют те, которые впадают в Японское море, повышение уровня воды в них происходит в связи с зимними муссонами(?).
Озер в Японии немного(?). Некоторые из них судоходны (Бива).
Обсуди эти вопросы с коллегой и запиши в дневник наблюдений.
Ответ:
Рельеф, геология, полезные ископаемые – Япония.
Инструктивная карточка №3.
Задание: Используя тексты учебника § 24 (с. 91 – 92, со слов раздробленность территории…), карты атласа стр. 31 - 10 класс, стр. 5 – 8 класс, дополнительную литературу, периодическую печать, план, объяснить особенности строения рельефа Японии.
План.
По физ. Карте установить общий характер поверхности территории.
По шкале высот определить преобладающие высоты территории (средние).
По подписи отметок высот определить наименьшие и наибольшие высоты.
Определить размещение отдельных форм рельефа территории – где, в какой части, в каком направленни отрезок центра (г. Токио). Влн. Фудзияма (краткая характеристика).
Сопоставить физическую карту и карту строения земной коры, объяснить размещение форм рельефа, т. е. раскрыть рпичину, отватить на вопрос «почему».
Вывод.
С помощью легенды карты установить, какие полезные ископаемые залегают.
Определить. В каки частях территории залегают полезные ископаемые, как они размещаются по территории.
Определить, к каким формам рельефа пиурочены.
Сопоставить физическую карту и карту строения земной коры, объяснить размещение полезных ископаемых, т. е. указать причину, ответить на вопрос «почему».
Вывод.
Инструктивная карточка профиля по анализу Японских о – в.
На физ. карте Евразии найти острова, которые показаны на профиле.
Как изменяются природные зоны с севера на юг? С чем это связано?
По профилю определить, какие природные зоны находятся на острове Кусю.
В каких природных зонах располагается о – в Хоккайдо?
На каких островах много вечнозеленых тропических и субтропических лесов?
Почему в субтропическом поясе образовались леса?
Проследить смену высотных поясов в горах на каждом острове.
На каком острове наибольшее количество высотных поясов? Чем это объясняется?
Если бы на каждом острове были горы, по высоте равные вулкану Фудзияма, где тогда можно было ожидать самое большое количество высотных поясов?
Сделать вывод: От каких причин зависит количество высотных поясов в горах.
Шаг 6. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР.
Задание: прочти 2-оц и 3-ий абзац на стр. 93 в твоем учебнике, прослушай сообщение (при этом следи за ходом изложения по инструктивной карточке №4), а затем сделай конспект данного вопроса.
ОТВЕТ:
Вопрос эрудитам: почему органический мир Японии очень своеобразен?
Свой ответ запиши.
ОТВЕТ:
Шаг 7.ОБОБЩЕНИЕ,
Наше путешествие закончено. Ваше мнение: удалось ли нам сделать то, что намечалось в целевой установке нашего урока?
ДА НЕТ (нужное подчеркни)
А сейчас проведем проверку знаний и умений. См. Экспертный контроль.
Попытайся объективно оценить свою работу и поставить оценку себе сам…
Оценка учителя.
Примечание: если ты закончил свой отчет раньше коллег, на мешай им. Начинай выполнять домашнее задание: 1. ты уверен, что хорошо разобрался в особенностях природы Японии. Составь кроссворд по приобретенным данным и аккуратно оформи его (условие: используй только материал учебника); 2. тебе что-то не понятно (к огорчению твоих коллег по путешествию и учителя). Прочитай учебник стр. 91 – 94.
Коллеги по путешествию и учитель благодарит тебя за помощь в исследовании природы и обычаев населения Японии.
До встречи в следующей экспедиции!
ЭКСПЕРТНЫЙ КОНТРОЛЬ
А теперь давай напишем небольшой отчет о результатах нашей экспедиции.
Вопросы для самоконтроля.
Географическое положение страны.
1 2 К какому региону относится Япония. Общие сведения.
2 1 Население (численность).
3 1 Площадь.
4 1 Столица.
5 1 Какое место в Евразии занимает Япония по численности.
6 2 Из каких частей состоит территория страны.
7 2 Морские границы, т. е. с кем граничит.
8 4 В каком часовом поясе находится Япония.
Государственное устройство
1 1 Сколько и какие крупные острова входят в состав Японии.
2 1 Самый большой остров.
3 1 Самый малый из четырех островов.
4 1 Форма правления.
5 1 Форма административно – территориального устройства.
6 1 Религия, проникшая в Японию из Индии.
7 1 Японская система верования.
8 1 На каком острове находится столица Японии.
9 1 Имя легендарного императора Японии, взошедшего на престол «Государства Ямато» в 660 г. до н. э., положившего начало непрерывной династии японских императоров.
10 2 Сословие, признавшее (1192-1333г.) «военную доблесть» основой общества.
11 3 Священная книга японцев.
12 2 Какое строение дало начало г. Токио.
13 2 Город – столица, предшественник современной Японии.
14 1 Что означает Токио.
Природные условия
5 Климат (основные показатели).
4 Какие с/хозяйственные культуры возможно культивировать в Японии.
2 Назови особенности рельефа страны.
5 Перечисли особенности речной сети.
1 Назови самую большую равнину Японии.
1 Сколько вулканов в Японии?
1 Самая высокая точка Японии.
2 Священное место японцев, которое стало их национальным символом.
2 Перечислите своеобразные черты растительного мира Японии.
2 Есть ли леса в Японии? Где?
1 Леса покрывают часть страны?
1 Какими природными ресурсами богата Япония?
1 Каких не хватает?
-----
28