8
Урок-игра "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»", 6-й класс
Эпиграф:
Глагол является основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
это значит дать движение фразе.
А.Н.Толстой
Тема:
Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».
Тип урока: Урок-игра
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол».
Задачи урока:
формировать умения употреблять глаголы в речи с целью её обогащения;
продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
работать над развитием речи;
продолжать формировать культуру учебного труда;
воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
поле квадратиков (для игры « Крестики - нолики).
Раздаточный материал:
Карточки (3 цветов; жёлтый, зелёный, оранжевый), Шаблоны палатки, костра, лодки, рыб.
Ход урока
- На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
доброй улыбкою всем улыбнитесь!
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас!
-Занимайте свои места. Проверьте полную готовность к уроку.
. Тема сегодняшнего урока «Повторение по теме «Глагол».
-Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
- У нас сегодня необычный урок:
Мы отправимся в далёкое плавание.
Море будет ненастоящим, но плыть
От этого легче не станет. Это море знаний –
Самое бурное, штормовое из всех морей,
Существующих на земле.
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру. Наверняка вы смотрели телевизионное шоу «Последний герой»? Мы тоже побываем мысленно на острове. У нас с вами тоже будет два племени.(ставлю таблички « Барракуды», « Пеликаны»).
- В конце игры мы узнаем, какое племя самое дружное, сообразительное, выносливое, и кто в племени - самый, самый…
Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задания, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, та и победит.
- Ребята, на ваших столах таблички с названием вашего племени.
а вы знаете, кто такие барракуды? а пеликаны? Слайд 3 (словарная работа)
2. Итак, накройте глаза. Представим, что мы с вами попали на остров.
(муз. сопровождение: шум моря, крики чаек.)
Итак, мы на острове, что же нужно сделать первым делом?(ответы детей)
- Да, первым делом нужно построить жилище, чтобы укрыться от дождя и ветра.
1 испытание:
- для этого вам необходимо выполнить задание: составить четверостишие.
(у каждой команды на парте разрезанные карточки со строками стихотворения)
Задания для 1 команды:
Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что дела…т расскаж…т,
Черт…т, пиш…т иль поет.
Задания для 1 команды:
Вышива…т или паш…т,
Или забива…т гол.
Вар…т, жар…т, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.
Проверка слайд 4
- Итак, жилище построили, точнее, поставили палатки. (раздаю палатки).
2 испытание:
- Без чего не сварить обед, не обогреться? (ответы детей) (огонь).
Второе испытание - добудь огонь.
(на листочках в стихотворении записаны слова с пропущенными орфограммами).
- Какой части речи эти слова? Докажите. Определите спряжение и вид глаголов, вставьте пропущенные буквы. Докажите. Заполните таблицу:
-раз мы доказываем, используем слова «потому что»
Проверка на слайде 5 (огонь добыли) – раздаю картинки с огнем
3 испытание:
- Пока мы с вами строили жилище, добывали огонь, наши лодки ветром унесло в море. Необходимо их скорее вернуть. А поможет нам световая дорожка.
(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).
- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (розовые).
- Ребята, как мы определяем наклонение глаголов? (ответы детей)
- Молодцы! Вернули лодки. (раздаю «лодки»)
4 испытание:
- Вы, наверное, проголодались? Предлагаю «поесть».
Но как гласит пословица: Без труда,…(дети продолжают)
-Правильно. Я предлагаю вам потрудиться - наловить рыбы.
Для этого обратимся к тексту.
Работа с текстом. (текст на слайде и на партах у учащихся).
Кислая и п...лезная ягода р...стёт в б..лотах.
В Сл...пой елани немало зат...нуло в б.. .лота людей и скота.Б.. .льшой ч.. .рный пень соб.. .ра.. .т в себе лучи солнца и вот уже начинает в.. .череть. [1] (елань- поляна в лесу)
а) Читаем текст.
Я считаю, что это текст, а вы? Докажите.
Работа над текстом.
1) Списать и вставить пропущенные буквы
2) -Я считаю, что все предложения простые, так ли это? (нет...)
3) -Докажите (ответы детей)
4) Подчеркните глаголы. Все ли они личные? Докажите.
-проверка. Слайд 6
Работа в тетрадях.
7) Морфологический разбор глаголов: дремлется (1 племя), едете (2 племя) (по 1 уч-ся у доски)
Затем взаимопрверка (по готовой карточке отдаю детям, и они проверяют по ней друг у друга, работая у доски)
-Ребята, я вижу, что вы устали.Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка.
Поскачите, попляшите,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбнитесь,
Быть хорошими стремитесь.
Вы рифмовку прочитали…
А глаголы вы узнали?
-Что это за глаголы?(в повелительном наклонении).
- Мы продолжаем пребывание на острове.
-Ребята, раз мы на острове, то вокруг острова что? (вода)
5 испытание:
- Какая вода в море? (соленая) Подберите к этому слову антоним (пресная).
- следующее испытание: Кто больше наберёт пресной воды.
Задание: Собери пословицу. 1-3 для1команды, 4-6 для второй команды.(карточки разрезаны)
1.Кто умеет веселиться, пригодится воды напиться.
2.Не плюй в колодец - который ничего не боится.
3.Не надо хвалиться, тому без дела не сидится.
4.Кто любит трудиться, коли не знаешь, как рожь родится.
5.Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.
6 .Нечего тому страшиться, тот должен много трудиться.
Слайд 7
-Какая орфограмма встретиласьв пословицах ? (-тся и -ться в глаголах)
-Расскажите правило.
6 испытание:
8. –Пока вы «добывали» воду, мне показалось, что кроме нас на острове есть кто-то еще, и этот «кто-то», похоже, приготовил вам еще одно испытание. Оглянитесь вокруг.
(УЧИТЕЛЬ НЕЗАМЕТНО ПРИКРЕПИЛ К СТУЛЬЯМ УЧАЩИХСЯ ПО КОНВЕРТУ)
Задание:
1 КОМАНДА: определить непостоянные признаки глагола
2 КОМАНДА: определить постоянные признаки глагола
Слайд 8 : Проверка.
-Молодцы! Справились и с этим испытанием.
7 испытание:
- Отдохнём и поиграем. Игра «Крестики — нолики».
«Испытание 7» ( капитаны несут выигранные квадраты с заданиями своим командам)
«Спустя рукава» Что это за выражение? Подберите антоним.(засучив рукава) | Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых. (Старый друг - лучше новых двух.) | Назови глаголы – исключения 2 спряжения |
Найдите возвратные глаголы: Улыбаюсь,Беречься,Играют, Сражаться,лететь | Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный (ласкаться) | Спеть 1 куплет песни о дружбе. ЗАКРЫТЫЙ КВАДРАТ -сколько глаголовкакое правило? |
Назовите безличные глаголы: Вечереет,Играет, Поет, нездоровится | Определите способ образования глаголов: Переплыть, каменеть | Назовите инфинитив: Смеюсь, Смеяться, Смеются, Смеялись |
-проверка. Дети читают задание. Отвечают.
-ребята, мы с вами дружно работали на уроке. Поровну разделили все задания, но у нас осталось еще одно задание (песня). Посмотрим какое? (открываем на доске еще 1 карточку)
-поем песню о дружбе.(фонограмма)
-Сколько глаголов встретилось в песне (6 глаголов: 2 и по 2 раза)
- Какая орфограмма встретилась в этих глаголах (не с глаголами) -жетоны
9. Итог урока
- Приближается время совета племени
- Но перед советом скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?
- Узнаем племя, которое победило. (считаем жетоны).
- У каждого на столе листочки:
Напишите имя своего «соплеменника», которого вы считаете « Последним героем».
Кто был самым, самым ...(ответы детей)
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
(Выставляю оценки.)
Слайд 9
Итак , игра окончена и я предлагаю закончить урок девизом: Нам нет преград на суше и на море. (Громко вместе дружно)
-Это вы сегодня доказали.
Слайд 10
Домашнее задание: Повторить все о глаголе, составить на листе формата А4 кластер «Морфологические признаки глагола» (приложение)
8