СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку в 5 классе. Тема "Имя существительное"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Имя существительное"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Смирновская средняя школа»







Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе по теме


«Имя существительное

как часть речи»










Приготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы Рябинина Т. Г.









с. Смирново

2016

Цель урока: создание условий для получения учащимися новых знаний по теме.

Задачи урока:

1)повторить и обобщить сведения, полученные в начальной школе по теме «Имя существительное»

2)развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость, внимание, память, умение анализировать и сравнивать, делать выводы, обогащать словарный запас; развивать познавательную активность путем создания проблемных ситуаций.

3)воспитывать любовь и интерес к русскому языку, желание учиться и делать открытия, умение работать в парах, в группах, умение слушать других.

В процессе обучения русскому языку формирую следующие блоки УУД:

1) личностные УУД:

-формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе;

-устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах, в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

2) познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-строить речевое высказывание в устной форме;

- выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию;

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

3) регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- учить планировать свою деятельность на уроке;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

4) коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.








Оргмомент.

- Прозвенел звонок наш в срок.

Вы готовы начать урок?

Все ль на месте? Всё  в порядке?

Учебник Ладыженской и тетрадка?

Каждый хочет отвечать и оценки получать?

Все ли тут хотят учиться?

Значит, можно всем садиться.

Ещё раз посмотрим на наших гостей. Они вам понравились?

Я надеюсь, что и мы им понравимся и наша работа на уроке.

Открываем тетради и записываем число.

  1. Мотивация к деятельности

Слайд 1. Внимание на доску.

Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!»

Учитель: - Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Какие же это части речи? (по очереди отвечают)

2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Слайд 2. Прочитаем стихотворение.

Всему название дано - и зверю, и предмету.

Вещей кругом полным-полно, а безымянных нету.

И все, что видеть может глаз под нами и над нами,

И все, что в памяти у нас и нам не удивительно,

И зовутся все эти слова именем существительным.

— Правильно, это имя существительное.  Вы догадались, какова тема нашего урока? Запишите Слайд 3.

(Имя существительное как часть речи). 

Знакома вам эта часть речи из начальной школы?

3. Постановка учебной задачи.

А как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Какова наша цель? Дерево Целеполагание. Подходят и прикрепляют снежинки-цели

Дети предлагают цели:

вспомнить, что такое имя существительное

повторим морфологические признаки, свойственные этой части речи

как изменяются имена существительные

каким членом предложения может быть существительное

какова роль имен существительных в речи

на какие вопросы отвечают

Учитель: Ребята! Я предлагаю вам внимательно прочитать эпиграф.

Слайд 4
Имя существительное – хлеб языка. 
      Л. В. Успенский 
- Объясните, как вы понимаете это высказывание. (Самое главное в языке.)

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных).
— Объясните постановку тире.    Имя существительное –термин. 1 член предложения. 
Для начала повторим, что такое существительное. Работа с учебником.

Стр. 86 с карандашом. Используется приём инсерт. Слайд 5

На доске записаны значки. Попробуйте их расставить рядом с теоретическим материалом в ваших учебниках.

V- знал(а)

+ - новое для меня

- - думал(а) иначе

? – осталось непонятным

       Работа с текстом после прочтения:

Что вы знали по этой теме? (каждый ученик проговаривает, что он знал по данной теме)

Какая информация была новой? +

А о чём вы думали иначе?

Что осталось непонятным?

Сообщение «Из истории языка» приготовила Катя К.

Имена существительные в древнерусском языке характеризовались категориями рода, числа, падежа и присущей им системой словообразования. Категория рода является наиболее устойчивой; в ней произошли незначительные изменения, например, существительные женского рода: степень — раньше относилась к мужскому роду, существительное лебедь было женского рода и др. В отличие от современного русского языка имя существительное могло иметь 3 числа: единственное, множественное и двойственное, которое обозначало парные предметы-глаза, руки и др Падежей было 7, седьмой назывался звательным, его встречаем сегодня в словах отче, старче. Не выражалась грамматическая категория одушевленности . Заметное отличие имела в древнерусском языке система склонения существительных. Было 6 типов склонения.

4. Первичное закрепление

Я надеюсь, что Катя вас заинтриговала, семью падежами и тремя числами. Это темы наших следующих занятий.

А сейчас я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
 Каждый из вас получит маршрутный лист(приложение№ 1), который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Подписываем листы и отправляемся в путь!

Слайд 6 
5. Самостоятельная работа в форме теста

1 остановка «Опознавательная» 
-Попробуем свои силы в первом испытании. 

Открываем рабочие тетради. Стр 7 . У кого нет, то смотрим на доску. Работа с веб-камерой. Читаем выразительно текст, тема, главная мысль текста. Какие непонятные слова встретились? (Словарная работа). Слова какой части речи встречаются чаще всего? Задание. За три минуты выписать через запятую существительные, которые нашли в тексте в той форме, в которой они употреблены. Проверим через камеру. Докажите, что вы выписали именно существительные.

Карточки на столе.(Приложение №2)

Я, ____________, - имя существительное, так как обозначаю ___________ и отвечаю на вопрос _________________.

1. Моя начальная форма: ____________________.

2. Мои морфологические признаки:

а) постоянные: по разряду я существительное - _______________, ______________ (одушевленное - неодушевленное), ____________ (рода), ______________ (склонения);

б) непостоянные: стою в форме______________ (числа), ______________ (падежа).

3. Работаю в соседнем государстве Синтаксисе.

Сегодня я играю роль_____________________.

6) Включение нового знания в систему знаний и повторение.

2 остановка «Теоретическая» 

Слайд 7

Имена существительные имеют общее значение предметности. На столах  у вас лежат карточки.(Приложение №3)
1. Прочитайте слова:
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег,  щука,  юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть,  прыжок, кошка, Белгород, спектакль
1 группа названия  лиц     (ребенок, девочка, юноша) 
2 группа названия вещей (стол, окно, ножницы) 
3группа названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа названия живых существ и организмов (кошка, щука; микроб), 
5. группа географические названия (Россия, Байкал, Белгород),
6 группа  названия фактов, событий, явлений (пожар, спектакль, беседа)
7  группа  названия признаков  (свежесть, белизна, синева) 
8 группа название действий ( бег, прыжок, стрельба) 

Слайд 8
3.« Морфологическая». Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание. У доски.
Найди лишне слово

Олень, дочь, мужчина . (род)

    • Собака, книга, девочка. (одуш.)

    • Москва, город, Россия. ( собств.)

    • Песня, море, листопад. (склонение)

    • Ключи, уроки, класс. (число)


Физкультминутка


4.«Синтаксическая»

Слайд 9

Какую синтаксическую роль выполняют они в тексте.

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. (У доски)


Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Физкультминутка. Встали. Руки развели…

Слайд 10

5 остановка « Проверочная»

Выполнить тесты. Приложение №4

1.Найди неверное утверждение.

А) Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.

Б) Имена существительные изменяются по родам.

В) Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 

2. Найди существительное?

А) Прыгать

Б) Прыжок

В) Подпрыгивающий

3.Как изменяется имя существительное?

А) Спрягается

Б) Склоняется

В) Не изменяется 

4.Укажите существительное 3 склонения

А) В степи                 В) У дерева

Б) На солнце             Г) На краю

5.Укажите, каким членом предложения является существительное ДЕРЕВО в предложении.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом.

А) Подлежащее                В) Сказуемое

Б) Дополнение                Г) Обстоятельство


6) Подведение итогов урока.


Слайд 11

6. «Творческая».

Употребление существительных в речи.

 Задание выполняется по вариантам (2 стихотворения). Что необычного в этих стихах? К какому типу речи отнесете? Описание. Закроем глаза, можем представить картину? Что представилось? А если уберем сущ? Вывод какой напрашивается?

 Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)

Выберите из предложенных слов существительные, отражающие состояние или чувство поэта.

Первое стихотворение: радость, удивление, восхищение, страх, вдохновение, удовольствие,

второе стих.: печаль, грусть, спокойствие, тишина.

А нужна ли нам эта часть речи?

В чём особенность этого стихотворения?

- Кто-то, может быть, уже догадался? (В этом стихотворении много существительных).

- Это стихотворение примечательно тем, что состоит почти из одних имен существительных. В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина»

Попробуем сами сочинить стихотворение на тему «Зима» из одних существительных.

7. Домашнее задание. Дифференцированное. Слайд 12

8.Рефлексия деятельности . Рефлексия. Дерево целей. Достигли?


Посмотрели на маршрутные листы и покажите на пальчиках, какую оценку вы заработали?

Выставляем оценки.

Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. С этой страной мы не прощаемся, мы только начали ее изучать.