Самоанализ урока по информатике
проведенного в 6 Ж классе МБОУ «ЦО №1» Тарасовой В.М.
Тема: «Информационное моделирование»
Продолжительность урока: 40минут
Цель урока: сформировать понятие модели, моделировании, изучить основные виды моделей, их назначение и свойства.
Задачи урока:
Образовательные: ввести понятие модели; познакомить учащихся с основными типами информационных моделей, способами их представления; формировать у учащихся умение строить модель с помощью текстового редактора;
Развивающие: развивать навыки представления объектов окружающей действительности в виде систем или элементов систем; формировать информационное видение окружающего мира.
Воспитательные: формирование самостоятельности и ответственности при изучении нового материала;
использование полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни
Планируемые образовательные результаты:
Личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение информационного моделирования как метода познания окружающей действительности.
Метапредметные – владение знаково-символическими действиями.
Предметные – представления о моделях и моделировании;
Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивное оборудование SMART, презентация (PowerPoint).
Основные понятия:
Объект-оригинал.
Модель.
Моделирование.
Натурная модель.
Информационная модель
Количество уроков в неделю – 1 час, в год – 34 часа. Использую программу и рабочие тетради Л. Босовой. Тематический план составлен с учетом аппаратного и программного обеспечения, которым располагает на данный момент школа. Соблюдается протяженность времени, которое учащиеся могут проводить за монитором – до 20 минут урока, а также проведение физкультминутки для снятия усталости.
Характеристика класса:
В 6 Ж классе обучаются 13 человек. Из них 3 юношей и 10 девушек. В основном класс состоит из учащихся, которые посещали внеурочные занятия в рамках ФГОС в начальной школе. Ученики неконфликтные, класс дружный. Большая часть класса имеют стремление к знаниям, добросовестное отношение к предмету и учатся на «4» и «5». Четыре учащихся успевают на «4» . Один учащийся имеет слабый уровень подготовки, но замотивирован на учебу. В целом по уровню своего развития и подготовленности – этот класс с высоким уровнем обучаемости, в котором я преподаю информатику второй.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала с практической работой. Урок опирается на уже имеющиеся знания и навыки, содержит новый материал. Новый материал помогает расширить кругозор учащихся, практическая работа – создание графических моделей, способствует развитию творческого потенциала, внимательности и закреплению умений на практике.
Данный урок проходит в рамках учебного курса «Информатика» в шестых классах общеобразовательных школ при изучении темы «Информационное моделирование».
Полученные на данном уроке знания, учебные действия послужат основой для их дальнейшего использования во время изучения курса «Информатики» в более старших классах, связанных с проектной деятельностью.
В структуре проведенного урока выделяются следующие этапы:
1 этап. Организационный.
На данном этапе учащиеся готовились к уроку, эмоционально настраивались на урок, слушали учителя.
2 этап. Формулирование темы и целей через постановку вопросов.
На данном этапе урока учащиеся пытались сформировать тему урока при помощи групп картинок, изображенных на слайде презентации. Во время формулировании темы урока была использована фронтальная работа с классом.
На данном этапе урока ученики обсуждали и высказывали варианты формулировки темы и целей урока. Во время обсуждения ставилось целью создание условий и формирование потребности включения в учебную деятельность, формулировка темы урока и постановка целей в рамках изучаемой темы. Выработанное в результате обсуждения решение было мной озвучено. Учащимся было предложено рассмотреть картинки на слайде, которые имели непосредственное отношение к теме урока. Обучающиеся с легкостью комментировали данные изображения, отвечали на вопросы учителя и советовались друг с другом..
3-4 этап. Изучение новой темы. Углубление в тему.
Изложение нового материала происходило в форме беседы. А так же на уроке использовалась поисковая работа по учебнику. Учащимся предлагалось выполнить задание, которое состояло из схемы. Им необходимо было заполнить схему, используя материал в учебнике. Каждый ребенок усердно работал с учебником. Заполняя схему, дети узнавали о видах моделей и информационных моделей, а так же могли привести примеры каждого вида моделей. В ходе урока учащимся задавались вопросы по материалу новой темы. Дети без затруднений отвечали на вопросы и проявляли интерес к новой теме.
Этап. Практическая часть.
Переход к практической части дает возможность смены деятельности и подъему активности и внимательности учащихся. Во время проведения практической работы учащимся предлагалось самостоятельно выполнить работу по заранее подготовленным инструкциям. Каждый ребенок справился на отлично с практической работой. После выполнения было предложено произвести самооценку. Каждый ученик адекватно оценил свою работу.
Этап. Закрепление и контроль новых знаний. Рефлективная деятельность.
В ходе закрепления изученного материала все учащиеся справились с заданиями и самопроверкой работы. На данном этапе выполнено соотношение полученного результата с поставленными целями. С этой целью учащимся было предложено напомнить основные моменты, рассмотренные на уроке.
Учащимися проведен самоанализ и самооценка собственной деятельности в рамках отработанных на уроке вопросов.
В конце урока обучающимся было задано домашнее задание: №2 из листочков+составить кроссворд по новой теме из 8 вопросов.
Методы и формы обучения на уроке учитывают специфику предмета информатики. Самостоятельная практическая работа, самооценка, контроль.
Использование опорных конспектов, раздаточного материала экономит время на уроке, приучает к самостоятельной работе, а также к работе в коллективе. Считаю удачной выбранную структуру урока. В начале урока детям легко дается концентрация внимания, поэтому актуально обозначить проблему и дать возможность самим её решить; далее проводится изучение нового материала в форме беседы, что позволяет ученикам активно участвовать в образовательном процессе затем, когда внимание детей начинает рассеиваться, им предлагается другой вид деятельности – практическая работа, в которой требуется и внимание и знания, полученные ранее. Перегрузок нет, так как постоянно идет смена учебной деятельности.
На уроке частично применяется метод проекта, учащиеся под руководством учителя рассуждали, анализировали, обобщали, создавали графические модели по образцу. На уроке преобладал творческий характер познавательной деятельности.
Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная работа, опрос, работа с раздаточным материалом, работа в группах.
Содержание и задания для проведения урока были представлены на протяжении всего занятия в форме интерактивной презентации.
Темп работы спокойный. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Психологическая атмосфера поддерживается непринужденной беседой, разговором, обсуждением. В ходе урока осуществлялся контроль за ходом выполнения заданий, оказание помощи отстающим, ответы на возникшие вопросы. Контроль сопровождался корректировкой и направлением деятельности учащихся. Во время урока обучающиеся были мотивированы, активны, проявляли интерес. В классе сохранялась рабочая, дружественная атмосфера сотрудничества.
Дифференцированный подход необходим только в практической работе, так как в классе присутствуют дети, не имеющие практику работы за компьютером в прошлом году и испытывающие трудности.
Контроль усвоения знаний был организован через заполнение схем на раздаточных листочках. Практические работы были оценены самими учащимися, а также учителем и прокомментированы.
Для успешного достижения поставленных целей были разработаны и использованы следующие дидактические материалы:
презентация хода урока в соответствии с этапами;
раздаточный материал, для каждого ребенка;
в качестве технических средств обучения использованы персональные компьютеры учеников, персональный компьютер учителя, видеопроектор.
В структуре урока содержание и использованные методики проведения каждого этапа определялось поставленными целями. Наиболее сложным и насыщенным по качеству и содержанию стала — Практическая часть. На каждом из этапов урока было организовано взаимодействие ученик-ученик (работа в группах), ученик-учитель (индивидуальная работа), класс-учитель (фронтальная работа). Поддерживать внимание учащихся позволило чередование заданий, имеющих частично-поисковый, творческий подход, разумное включение использованных форм учебной деятельности, а также стремление обучающихся учиться на уроке самостоятельно.
Выставленные оценки отразили объективный результат деятельности каждого ученика во время урока.
Таким образом, проведенный урок не только обеспечил условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развитие информационно-интеллектуальной компетентности школьников.