СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме: "История открытия строения атома"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме: "История открытия строения  атома"

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: "История открытия строения атома"»

Открытый урок по теме: "История открытия строения  атома"

Объявление

“Отыщи всему начало и ты многое поймёшь”. (Козьма Прутков.)

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель урока: изучить строение атома.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить планетарную модель атома.

  • Познакомить учащихся с гипотезой Томсона и фундаментальным опытом Резерфорда.

  • Рассмотреть историю открытия нейтрона и создание протонно-нейтронной модели атома.

Развивающие:

  • Отработать навыки определения состава атома, состава ядра атома по периодической системе химических элементов.

  • Продолжить развитие навыков работы с опорным конспектом, таблицами и схемами.

  • Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

  • Развивать монологическую речь.

  • Формировать умение самостоятельно работать с различными источниками, обобщать материал при подготовке проектов.

Воспитательные:

  • Развивать познавательный интерес к предметам.

  • Показать значение опытных фактов.

  • Показать роль крупных ученых в развитии науки.

Оборудование: портреты ученых; таблица периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева; фильм “Опыт Резерфорда” (фрагмент); бланк опорного конспекта (у каждого учащегося).

План урока:

  1. Вступительное слово учителя, постановка целей урока.

  2. Изложение нового материала.

  3. Отработка изученного материала.

  4. Подведение итогов. Домашнее задание.

Новый материал

1.Учитель

        В истории развития физики одна из самых интересных и увлекательных страниц – это история открытия сложного строения атома. В конце XIX- начале XX в. идеи о строении атома витали в воздухе, различные догадки ученых создавали духовную атмосферу, в которой, в конце концов, и рождалось открытие, ведь в то время ничего о внутреннем строении атома не было известно. Задача нашего урока - совершить экскурс в историю развития взглядов на строение атома, начиная с древних времен до начала  20-го века, познакомиться с фундаментальными экспериментами и теоретическими работами конца 19-го – начала 20-го века, которые перевернули представления об атоме и привели к созданию новой квантовой модели атома.

            На волне открытий строения атома поэт Валерий Брюсов в 1922 году написал замечательное стихотворение «Мир электрона»:

           -Быть может, эти электроны-

            Миры, где пять материков,

            Искусства, знанья, войны, троны

            И память сорока веков.

         -Еще быть может, каждый атом-

           Вселенная, где сто планет,

           Там, все что здесь, в объеме сжатом ,

            Но так же то, чего здесь нет.

         -Их меры малы, но все та же

           Их бесконечность, как и здесь

           Там скорбь и страсть, как здесь, и даже,

            Там та же мировая спесь.

        Гипотtза о существовании атомов, тех неделимых частиц, различные конфигурации которых в пустоте образуют окружающий нас объективный мир,  так же стара, как и наша цивилизация. Понятие атома существует уже по край ней мере 25 столетий.

        Демокрит  (460 – 370 гг. до нашей эры) – происходил из богатого и знаменитого рда в  Северной Греции. Все доставшиеся в наследство деньги он потратил на путешествия, где приобрел обширные знания. Горожане признали его мудрецом.

        Демокрит был убежденным атомистом. Основные элементы его картины природы таковы:

- все тела состоят из атомов, которые неделимы и имеют неизменную форму;

- число атомов бесконечно, число различных типов атомов  тоже бесконечно;

-атомы обладают различными выступами, углублениями, крючками, что позволяет им образовывать устойчивые соединения;

-атомы находятся в постоянном движении.

           Античный автор Тит Лукреций Кар писал в своей поэме «О природе вещей»:

-Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает

-В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,

-Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая

- Мечутся взад и вперед в лучистом сиянии света;

-Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах,

-В схватках бросаются вдруг по отрядам, не зная покоя.

-Может из этого ты уяснишь себе, как неустанно

-Первоначала вещей в пустоте необъятной метутся.

    В России  теорию о мельчайших частицах вещества развивал Михаил Васильевич Ломоносов. Различая два вида частиц материи, он дает им названия  «элементы» - атомы и «корпускулы» - молекулы.

 « Элемент есть часть тела , не состоящая из каких-либо других частиц, а «корпускула» есть собрание элементов в одну большую массу»

Так прозвучала мысль о том, что молекула состоит из атомов.

         Однако к концу 19-го века появляются неопровержимые факты, которые свидетельствуют о сложном строении атома. Наиболее серьезный удар по привычным представлениям об атомах нанесло открытие электрона – частицы, входящей в состав атома и последовавшая после этого первая попытка создания модели атома.

         Итак Джозеф Джон Томсон

Проект представляет Смоленская Влада

       30 апреля 1897 года день рождения электрона        

Учащийся. Делает сообщение о модели атома предложенной английским физиком Дж. Дж. Томсоном: “Атом” в переводе с греческого - неделимый. Но после открытия в 1897 г. электрона, входящего в состав атома, был сделан вывод о сложном строении атома. Первая достаточно разработанная модель атома была предложена английским физиком Дж. Дж. Томсоном, открывшим электрон. Согласно этой модели вещество в атоме несет положительный заряд и равномерно заполняет весь объем атома. Электроны “вкраплены” в атом. Предполагалось, что их очень много. В целом атом электронейтраллен. Для устойчивости атома необходимо, чтобы электроны располагались концентрическими слоями, в каждом слое определенное число электронов. Томсон с помощью данной модели объяснил ряд физических явлений. Например, хорошая проводимость металлов объяснялась тем, что атомы металлов легко теряют часть электронов.

Первая модель атома сыграла положительную роль: в дальнейшем была использована верная идея о слоях электронов в атоме, о потере электронов атомами. Однако скоро обнаружилось несоответствие модели реальной действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опыта Резерфорда”.

2.Учитель

 Однако скоро обнаружилось несоответствие данной  модели атома действительности. В частности, модель атома Томсона оказалась в противоречии с результатами опытов Эрнеста Резерфорда – одним из основателей, атомной и ядерной физики, члена Лондонского королевского общества, почетного члена 30 академий и научных обществ, в том числе Академии наук СССР.В 1908 году – лауреат Нобелевской премии за исследования радиоактивности. Его учениками были Чедвик, Бор, Петр Капица.

               Петр Капица писал: «Я не могу вспомнить другого ученого ­ современника Резерфорда, в лаборатории которого воспитывалось бы столько крупных физиков. История науки показывает, что крупный ученый – это не обязательно большой человек, но крупный учитель не может не быть большим человеком!»

              Эрнест Резерфод

Проект представляет Иваночкина Анна

Учащийся. Делает пояснения о планетарной модели атома, вытекающей из опытов Э.Резерфорда. В 1909 - 1911 гг. Резерфорд экспериментально доказал, что у атомов есть ядра. В мае 1911 г. на страницах лондонского “философского журнала” он изложил результаты экспериментальных и теоретических поисков в области строения атома. Ядро занимает в атоме ничтожную часть объема, оно положительно заряжено, и в нем сосредоточена почти вся масса атома, так как электроны по сравнению с атомом очень легкие частицы. Электроны движутся вокруг ядра.

Альфа-частицы от радиоактивного источника, пройдя через диафрагму, попадают на тонкую фольгу из золота. Она имеет толщину около микрона, т.е. состоит приблизительно из 3000 атомных слоев. Большая часть альфа-частиц легко проходит через фольгу, мало отклоняясь. Но некоторые, редкие альфа-частицы отклоняются на значительные углы и даже на углы, близкие к 180°, т.е. отбрасываются назад.

Результаты опыта можно объяснить следующим образом. Альфа-частицы, проходя через фольгу, проходят сквозь атомы золота. Это возможно потому, что легкие электроны почти не влияют на движение тяжелой альфа-частицы. Так как они в большинстве случаев отклоняются на малые углы, атомы в большей части своего объема заполнены электронами и лишь небольшую их часть занимает положительно заряженное вещество. Эта центральная часть атома получила название ядра. Из опытов следует, что ядро и отталкивает альфа-частицу, причем тем сильнее, чем ближе к ядру она проходит. По соотношению между общим числом частиц и числом отклонившихся на определенные углы частиц рассчитывается размер ядра и заряд ядра. Оказалось, что радиус ядра имеет порядок 10 - 12 см (10 - 14 м). Заряд же ядра положителен и определяется формулой Q = Z•e, где Z - порядковый номер элемента в периодической системе, а е- модуль заряда электрона.

 Строение всех атомов зашифровано в периодической системе химических элементов. Порядковый номер химического элемента показывает электрический заряд ядра атома Z , этот заряд численно равен сумме протонов в ядре атома; т.к. атом в целом электрически нейтральная частица, то суммарный положительный заряд атома равен суммарному отрицательному заряду всех электронов. Заряд – основной признак, определяющий химический элемент. Необходимо было обладать большой научной интуицией, чтобы, не зная состава атомного ядра, взять за основу систематизации элементов массу их атомов и открыть  в марте 1869 года периодический закон Д.Д. Менделеева.

Учитель

                Если мы вспомним стихотворение  В. Брюсова, которое прозвучало в начале нашего урока, то там были строки, где автор сравнивает атом  с Солнечной системой. 

1 Быть может, эти электроны-
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков.

2 Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет,
Там все, что здесь, в объеме сжатом,
Но так же то, чего здесь нет.

3 Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь,
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь

4 Их мудрецы, свой мир бескрайний
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я

5 А в миг, когда из разрушенья
Творятся точки новых сил.
Кричат, в мечтах самовнушенья.
Что Бог свой светоч загасил!

3.Учитель

            Термин «нейтрон» появился гораздо раньше открытия самой частицы. Под ним подразумевали некую нейтральную структуру материи. Идея о существовании нейтрона витала в воздухе и никто не знал какое обличие он должен принять.

Джеймс Чедвик получил Нобелевскую премию за «открытие  нейтрона»

         Свой проект  представляет Федосов Дмитрий

Открытие нейтрона - ключ к ядерной физике. Деление ядер урана под действием нейтрона «потрясающее» и «зловещее» открытие.

Значение открытия атома исследовали Велигодская Дара и Дружина Дарья

И в заключении хочу прочитать вам стихотворение, которое написала ученица 10 класса Шульпина Дарья

Домашнее задание по физике: §  94 , работая дома с учебником, заполнить бланк опорного конспекта. Предлагаем ребятам по желанию творческое задание (записано на доске):

Сочинить историю в любом жанре (сказка, басня, детектив и т.д.): на что по-вашему похож атом?