СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Квадрат"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по теме "Квадрат". УМК "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме "Квадрат"»

Тема: Квадрат

Цели:Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника и графическим следом элементов объёмных фигур; выделить основные свойства квадрата; упражняться в вычерчивании квадрата на клетчатой бумаге, нахождении периметра;

Планируемые результаты: дети научатся чертить квадрат, называть свойства квадрата, сравнивать квадрат с другими геометрическими фигурами; выполнять задания поискового характера; работать в группах и парах; контролировать и оценивать свою работу и её результат

Оборудование: учебник, презентация, опорные таблицы, логические и магические квадраты, карточки с дифференцированными заданиями.


Ход урока

Организационный момент.

- Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Сядем закроем глаза и скажем:

- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо (думает).

Сообщение темы урока.

Сегодня, ребята, нас ожидает встреча с удивительной наукой, название которой мы узнаем если обратимся к информационному экрану. Слайд 1

Учащиеся.

- Я считаю, что урок будет проходить в стране Геометрии.

-Мы видим геометрические фигуры и измерительные инструменты.

Сообщение.

- Что означает слово геометрия? Работа со словарём слайд2

Исаева Кристина узнала, используя словарь, толкование этого слова. Возьмите зелёные листочки и прочтите его.

Слово геометрия в переводе с греческого языка означает «измерение Земли» (geo – Земля, metrio – мерить).

Эта наука изучает геометрические фигуры и их свойства.

- Давайте решим такую задачу. Слайд 3

Устный счёт

  1. Логическая задача

Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.


Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название.

Какую фигуру начертила Белочка?



Слайд 4


?


круг

треугольник

прямоугольник

Ёж


+



Заяц




+

Лиса

+




Белочка



+


Самопроверка с экрана и самооценка

  1. Рассмотрите большие геометрические фигуры и маленькие внутри них. Выберите нужную фигуру из 6 пронумерованных слайд5

Слайд 6

Самоопределение к деятельности

- Чтобы определить тему урока, найдите значения числовых выражений и запишите их в порядке возрастаниях. Слайд 7

В 16+4=(20) Д 20+15=(35) 8 20 34 35 39 44 54

К 12-4 =(8) А 50-6 =(44) К В А Д Р А Т

А 30+4=(34) Р 40-1= (39)

Т 50+4= (54)

Слайд 8

- Итак, о чём пойдёт речь на уроке?

- Поставим перед собой цели.

Узнаем свойства квадрата

Сравним с другими фигурами

Научимся чертить квадрат

Найдём квадрат в предметах окружающего мира

Слово квадрат (от латинского quadratus) переводится как четырёхугольный.

Проблемная ситуация.

-Давайте проверим, достаточно ли фигуре иметь четыре угла, чтобы являться квадратом.

- Рассмотрим проект дома, который выполнил один неизвестный архитектор .



















- Из каких геометрических фигур он состоит?

- По какому признаку их можно разделить? (3-4 угла)

- На какие две группы их можно разделить? (треугольник и четырёхугольник)

- В какой группе встречается лишь одна фигура? (Треугольники) убираю его с доски

- -Можно ли оставшиеся фигуры объединить во множество « прямоугольники»? (Нет)

- Докажите это, используя угольник. (дети выполняют на партах)

- А Диана выполнит это задание у доски. (Угольником измеряет углы)

- Итак, почему эта фигура не является прямоугольником?

(Фигура, изображающая крышу, не является прямоугольником: 2 острых угла и 2 тупых). Крышу убираю

-Какие фигуры остались? ( Прямоугольники.)

- Какие свойства прямоугольника вы знаете?

На доске схема

Прямоугольник

Свойства прямоугольника

Углы прямые

Противоположные стороны равны

- Я утверждаю, что среди этих фигур есть особенный прямоугольник. Какую фигуру я имею в виду? (квадрат)

- Наша задача внести в нашу опорную таблицу изменения и сделать так, чтобы она отражала свойства квадрата. (меняю табличку с прямоугольника на квадрат)

- Является ли верным утверждение, что у квадрата, как и у прямоугольника, все углы прямые? (да)

- Измерим стороны квадрата.

- К какому выводу пришли? (все стороны равны) – меняю табличку

Квадрат

прямоугольник

Свойства квадрата

Углы прямые

Все стороны равны

- Вместе с вами мы составили опорную таблицу, отражающую свойства квадрата. Почему я не убрала слово прямоугольник? (квадрат – это прямоугольник)

И вам, юным математикам не составит труда на основе этой таблицы сформулировать определение квадрата.

(Самостоятельно формулируют правило)

-Откройте учебник на странице 34 и познакомьтесь с правилом.

- Верны ли были наши предположения?

Какими свойствами должен обладать четырёхугольник, чтобы быть квадратом?

1)иметь прямые углы;

2)иметь равные стороны.

Первичное закрепление

  1. Следуя плану нашего урока, научимся сравнивать геометрические фигуры.

Предлагаю обратиться к карточке жёлтого цвета.

Среди предложенных фигур надо найти квадраты. В помощь- алгоритм. Слайд 9

- Определи, является ли четырёхугольник прямоугольником? Если да, ставим «+», нет – «-»

- Измерьте длину сторон.

- Все стороны равны – «К»

- Противоположные стороны равны – «П»



Работа по алгоритму

1шаг

Определи, является ли четырёхугольник

прямоугольником?

да нет

2 шаг

измерь длину сторон


все стороны противоположные

равны стороны равны

Это квадрат Это прямоугольник


Физкультминутка. _

Много ль нам, ребята, надо

Для умелых наших рук?

Нарисуем два квадрата,

А потом огромный круг.

А потом ещё кружочки,

Треугольный колпачок.

Вот и вышел очень-очень

Развесёлый чудачёк.



Практическая работа

- Можно ли начертить в тетради квадрат, зная длину одной стороны?

- Можно.

- Докажите. (У квадрата все стороны равны)

1в. Задание № 3 в учебнике

2в. Работа по карточкам

Начертите в тетради квадрат со стороной… А сколько сантиметров длина стороны, вы узнаете, пройдя математический лабиринт.

На доске.

63-3

-25 +1=?


-20

-10



6 см – длина квадрата

- Найдите периметр квадрата.

Распознавание квадрата в предметах окружающего мира . Слайд 10

- Назовите предметы окружающего мира, графическим следом которых может быть квадрат. (ответы детей)

- Я дополню ваш перечень . Обратимся к экрану. Слайды.

-шахматная доска

-строительство: стёкла, бетонные плиты, кафельные плитки

-сельское хозяйство: поля, клумбы,

-промышленность: платки, ковры, скатерти, салфетки

-лесные и водные просторы условно разделены на километры, для -определения местоположения кораблей, площадка для подъёма и посадки вертолёта называется квадратом.

- А нам с вами всем известен конструктор ТИКО, который помогает нам конструировать разные предметы. С его помощью мы составим логический квадрат.

Правила игры:

Чтобы правильно составить логический квадрат, надо соединить девять квадратов между собой так, чтобы по вертикали и по горизонтали цвета (цифры, буквы) не повторялись.


2 в. Магический квадрат

7

 

3

 

6

 

9

 

 


Резерв:

Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.

Р= 5+5+3+3=16 см

- Чему равна сторона квадрата с таким же периметром ? (4 см)

Начертите в тетради этот квадрат.

Дома проявите фантазию и дорисуйте этот квадрат до любого предмета.

Итог урока

- С какой геометрической фигурой вы познакомились на уроке?

- Давайте ещё раз дадим определение квадрата. (с помощь опорной схемы)

- Вернёмся к задачам, которые мы поставили вначале урока.

Мы узнали……

Сравнили……….

Научились…………

Находили…………..

- Вам ещё предстоит узнать, как найти площадь квадрата, свойства диагоналей квадрата, и ещё много – много тайн страны Геометрии. Сегодня мы с вами сделали только первые шаги в эту науку. В старших классах вы узнаете на сколько она интересна и увлекательна, полна тайн и неожиданностей.

Рефлексия

- А теперь давайте отразим на экрану успеха результаты работы на уроке.

Я понял материал по теме квадрат и могу объяснить другим.

Я знаю, что такое квадрат, но мне ещё нужна помощь.

Я считаю , что на уроке было трудно.




Домашнее задание:



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!