Тема: Квадрат
Цели:Познакомить с квадратом как частным случаем прямоугольника и графическим следом элементов объёмных фигур; выделить основные свойства квадрата; упражняться в вычерчивании квадрата на клетчатой бумаге, нахождении периметра;
Планируемые результаты: дети научатся чертить квадрат, называть свойства квадрата, сравнивать квадрат с другими геометрическими фигурами; выполнять задания поискового характера; работать в группах и парах; контролировать и оценивать свою работу и её результат
Оборудование: учебник, презентация, опорные таблицы, логические и магические квадраты, карточки с дифференцированными заданиями.
Ход урока
Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Сядем закроем глаза и скажем:
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё…(видят), уши внимательно слушают и всё… (слышат), голова хорошо (думает).
Сообщение темы урока.
Сегодня, ребята, нас ожидает встреча с удивительной наукой, название которой мы узнаем если обратимся к информационному экрану. Слайд 1
Учащиеся.
- Я считаю, что урок будет проходить в стране Геометрии.
-Мы видим геометрические фигуры и измерительные инструменты.
Сообщение.
- Что означает слово геометрия? Работа со словарём слайд2
Исаева Кристина узнала, используя словарь, толкование этого слова. Возьмите зелёные листочки и прочтите его.
Слово геометрия в переводе с греческого языка означает «измерение Земли» (geo – Земля, metrio – мерить). |
Эта наука изучает геометрические фигуры и их свойства.
- Давайте решим такую задачу. Слайд 3
Устный счёт
Логическая задача
Ученики «лесной школы» Белка, Ёж, Лиса и Заяц начертили такие фигуры, по одной фигуре каждый.
Ёж не стал чертить многоугольник, Заяц не выбрал треугольник, а Лиса начертила такой прямоугольник, у которого есть и своё название.
Какую фигуру начертила Белочка?
Слайд 4
| ? | круг | треугольник | прямоугольник |
Ёж | | + | | |
Заяц | | | | + |
Лиса | + | | | |
Белочка | | | + | |
Самопроверка с экрана и самооценка
Рассмотрите большие геометрические фигуры и маленькие внутри них. Выберите нужную фигуру из 6 пронумерованных слайд5
Слайд 6
Самоопределение к деятельности
- Чтобы определить тему урока, найдите значения числовых выражений и запишите их в порядке возрастаниях. Слайд 7
В 16+4=(20) Д 20+15=(35) 8 20 34 35 39 44 54
К 12-4 =(8) А 50-6 =(44) К В А Д Р А Т
А 30+4=(34) Р 40-1= (39)
Т 50+4= (54)
Слайд 8
- Итак, о чём пойдёт речь на уроке?
- Поставим перед собой цели.
Узнаем свойства квадрата |
Сравним с другими фигурами |
Научимся чертить квадрат |
Найдём квадрат в предметах окружающего мира |
Слово квадрат (от латинского quadratus) переводится как четырёхугольный.
Проблемная ситуация.
-Давайте проверим, достаточно ли фигуре иметь четыре угла, чтобы являться квадратом.
- Рассмотрим проект дома, который выполнил один неизвестный архитектор .
- Из каких геометрических фигур он состоит?
- По какому признаку их можно разделить? (3-4 угла)
- На какие две группы их можно разделить? (треугольник и четырёхугольник)
- В какой группе встречается лишь одна фигура? (Треугольники) убираю его с доски
- -Можно ли оставшиеся фигуры объединить во множество « прямоугольники»? (Нет)
- Докажите это, используя угольник. (дети выполняют на партах)
- А Диана выполнит это задание у доски. (Угольником измеряет углы)
- Итак, почему эта фигура не является прямоугольником?
(Фигура, изображающая крышу, не является прямоугольником: 2 острых угла и 2 тупых). Крышу убираю
-Какие фигуры остались? ( Прямоугольники.)
- Какие свойства прямоугольника вы знаете?
На доске схема
Прямоугольник |
Свойства прямоугольника |
Углы прямые |
Противоположные стороны равны |
- Я утверждаю, что среди этих фигур есть особенный прямоугольник. Какую фигуру я имею в виду? (квадрат)
- Наша задача внести в нашу опорную таблицу изменения и сделать так, чтобы она отражала свойства квадрата. (меняю табличку с прямоугольника на квадрат)
- Является ли верным утверждение, что у квадрата, как и у прямоугольника, все углы прямые? (да)
- Измерим стороны квадрата.
- К какому выводу пришли? (все стороны равны) – меняю табличку
Квадрат прямоугольник |
Свойства квадрата |
Углы прямые |
Все стороны равны |
- Вместе с вами мы составили опорную таблицу, отражающую свойства квадрата. Почему я не убрала слово прямоугольник? (квадрат – это прямоугольник)
И вам, юным математикам не составит труда на основе этой таблицы сформулировать определение квадрата.
(Самостоятельно формулируют правило)
-Откройте учебник на странице 34 и познакомьтесь с правилом.
- Верны ли были наши предположения?
Какими свойствами должен обладать четырёхугольник, чтобы быть квадратом?
1)иметь прямые углы;
2)иметь равные стороны.
Первичное закрепление
Следуя плану нашего урока, научимся сравнивать геометрические фигуры.
Предлагаю обратиться к карточке жёлтого цвета.
Среди предложенных фигур надо найти квадраты. В помощь- алгоритм. Слайд 9
- Определи, является ли четырёхугольник прямоугольником? Если да, ставим «+», нет – «-»
- Измерьте длину сторон.
- Все стороны равны – «К»
- Противоположные стороны равны – «П»
Работа по алгоритму
1шаг
Определи, является ли четырёхугольник
прямоугольником?
да нет
2 шаг
измерь длину сторон
все стороны противоположные
равны стороны равны
Это квадрат Это прямоугольник
Физкультминутка. _
Много ль нам, ребята, надо
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А потом огромный круг.
А потом ещё кружочки,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развесёлый чудачёк.
Практическая работа
- Можно ли начертить в тетради квадрат, зная длину одной стороны?
- Можно.
- Докажите. (У квадрата все стороны равны)
1в. Задание № 3 в учебнике
2в. Работа по карточкам
Начертите в тетради квадрат со стороной… А сколько сантиметров длина стороны, вы узнаете, пройдя математический лабиринт.
На доске.
6 см – длина квадрата - Найдите периметр квадрата.
Распознавание квадрата в предметах окружающего мира . Слайд 10
- Назовите предметы окружающего мира, графическим следом которых может быть квадрат. (ответы детей)
- Я дополню ваш перечень . Обратимся к экрану. Слайды.
-шахматная доска
-строительство: стёкла, бетонные плиты, кафельные плитки
-сельское хозяйство: поля, клумбы,
-промышленность: платки, ковры, скатерти, салфетки
-лесные и водные просторы условно разделены на километры, для -определения местоположения кораблей, площадка для подъёма и посадки вертолёта называется квадратом.
- А нам с вами всем известен конструктор ТИКО, который помогает нам конструировать разные предметы. С его помощью мы составим логический квадрат.
Правила игры:
Чтобы правильно составить логический квадрат, надо соединить девять квадратов между собой так, чтобы по вертикали и по горизонтали цвета (цифры, буквы) не повторялись. 1в
2 в. Магический квадрат
Резерв:
Найдите периметр прямоугольника со сторонами 5 см и 3 см.
Р= 5+5+3+3=16 см
- Чему равна сторона квадрата с таким же периметром ? (4 см)
Начертите в тетради этот квадрат.
Дома проявите фантазию и дорисуйте этот квадрат до любого предмета.
Итог урока
- С какой геометрической фигурой вы познакомились на уроке?
- Давайте ещё раз дадим определение квадрата. (с помощь опорной схемы)
- Вернёмся к задачам, которые мы поставили вначале урока.
Мы узнали……
Сравнили……….
Научились…………
Находили…………..
- Вам ещё предстоит узнать, как найти площадь квадрата, свойства диагоналей квадрата, и ещё много – много тайн страны Геометрии. Сегодня мы с вами сделали только первые шаги в эту науку. В старших классах вы узнаете на сколько она интересна и увлекательна, полна тайн и неожиданностей.
Рефлексия
- А теперь давайте отразим на экрану успеха результаты работы на уроке.
Я понял материал по теме квадрат и могу объяснить другим.
Я знаю, что такое квадрат, но мне ещё нужна помощь.
Я считаю , что на уроке было трудно.
Домашнее задание: