Cоболева Елена Александровна
ГУ «Александровская средняя школа отдела образования акимата Костанайского района»
Учитель математики
Метапредметное направление
Без категории
Тема: Обыкновенная дробь. Чтение и запись обыкновенных дробей.
5 класс
Открытый урок
2016 год
Тема: Обыкновенная дробь. Чтение и запись обыкновенных дробей.
Цель: учащиеся будут знать значение понятия «обыкновенная дробь», научатся записывать и читать обыкновенные дроби.
Задачи:
Создать условия для успешного усвоения нового материала, научить записывать и читать обыкновенные дроби;
Развивать коммуникативные навыки, умения выделять главное и делать выводы; развивать умения работы с интерактивными заданиями; развивать логическое мышление и его самостоятельность;
Воспитывать желание добиться успеха, самостоятельность, организованность.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
ТСО: мультимедийная доска с доступом к Интернету, наушники, ноутбуки, карточки с заданиями.
Методическая литература: «Математика» учебник для 5 классов общеобразовательных школ. Абылкасымова А.Е., Кучер Т.П., Жумагулова З.А. 2009г.
Интернет ресурсы:
https://www.youtube.com/watch?v=rjba95EB6Ks – Видео «Обыкновенная дробь»
http://bilimland.kz/ru/home#lesson=1600 – Интерактивный урок «Обыкновенные дроби. Урок Дроби-практические задания»
https://otvet.mail.ru/question/53100580 - Стихотворения о дробях
Ход урока
Орг.момент. Настрой на работу (1-3 мин)
«Ладошки». Учитель машет ладошкой, учащиеся выполняют:
зеленая – потопать ножкой, желтая – улыбнуться соседу справа, красная - похлопать соседа слева по плечу
Сообщение темы и цели урока: (5-7 мин)
Дорогие гости и учащиеся, некоторые из нас приготовили стихотворения, давайте их заслушаем:
Виолетта:
Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой числитель, знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую непременно
Мы зовем обыкновенной.
Саша:
Дроби всякие нужны,
Дроби всякие важны.
Дробь учи, тогда сверкнет тебе удача.
Если будешь дроби знать,
Точно смысл их понимать,
Станет легкой даже трудная задача.
Алена:
Дробь жила - была на свете.
Ты узнаешь по примете:
В верхнем домике живет
Замечательный народ-
Звать его Числитель
- Могучий Повелитель
Яна:
В нижнем домике живет
Знаменатель – злой народ:
На него всегда все делят.
Может злиться он хоть год
Кудайберген:
Жили в книжке две сестрицы
На одной странице
Дробь "одна восьмая" и "одна вторая"
Жили не в ладу
В постоянном споре
Говорила дробь "Одна восьмая"
Что она самая большая.
И начинался спор дробей
Кто больше, а кто меньше.
Ержан:
Посмотрите, что за дробь –
Дробь обыкновенная.
Проведем сегодня с ней
Действие мгновенное.
Пять восьмых и восемь пятых
Сколько будет? Две десятых.
Ботагоз:
Действие не верное –
Действие мгновенное.
Ну, а правильный ответ
Будем помнить много лет
Дробь на дробь просто умножить,
Надо числители и знаменатели перемножить.
- Кто уже догадался, о чем пойдет речь на уроке?
- Что мы будем делать конкретно на сегодняшнем уроке?
Запишите число: 02.12, классная работа и тему: «Чтение и запись обыкновенных дробей»
- Я каждого попрошу подумать и записать по одному вопросу к теме. (Дети задают вслух свои вопросы)
- Я надеюсь, что на все свои вопросы вы сможете ответить в конце урока.
3. Изучение нового материала (30 мин)
1) Индивидуальная работа (4-5мин)
- В ноутбуках откройте видео «Обыкновенная дробь» и внимательно его посмотрите.
Во время просмотра каждый из вас должен будет ответить на несколько вопросов (на доске):
- Что такое доля?
- Что такое обыкновенная дробь?
- Из скольких частей состоит дробь?
(учащиеся просматривают видео https://www.youtube.com/watch?v=rjba95EB6Ks, ищут ответы на вопросы)
2) Разбиение на группы (жребий с цифрами 1-3) (7-10мин)
Задание в группах:
1 группа. Ответьте на вопрос «Чем отличается дробь от натурального числа?», выполнив задания:



Закрасьте некоторые два квадрата желтым цветом. Сколько квадратов вы закрасили? Запишите число __2__
Оставшийся квадрат разделите на 4 равные части и закрасьте только три из них синим цветом. Запишите, какую долю третьего квадрата вы закрасили?__
__
Как прочитать получившуюся дробь? Ответьте на вопрос, используя текст учебника с 101 _____________________________________________________________
2 группа
Рассмотрите внимательно все картинки:
Что объединяет все три картинки?
Используя текст учебника (с. 101), определите, что такое знаменатель дроби и запишите знаменатели соответственно картинкам:

Знаменатель показывает___________________________________, и пишется ___________ чертой дроби.
3 группа
Рассмотрите внимательно все картинки:

Что объединяет все три картинки?
Используя текст учебника (с. 101), определите, что такое числитель дроби и запишите числители соответственно картинкам:

Числитель показывает___________________________________, и пишется ___________ чертой дроби.
(Выступления групп)
Итак, обобщим:
Что такое дробь?
Как читается дробь?
Из чего состоит дробь?
Кто догадался, какое действие означает дробная черта?
Что показывает числитель?
Что показывает знаменатель?
3)Совершенствование УН (5 мин)
Сайт bilimland.kz интерактивные задания: http://bilimland.kz/ru/home#lesson=1600
Установить соответствие между рисунком и дробью
Установить соответствие между дробью и рисунком
Записать дробь, соответствующую рисунку.
Работа по учебнику: №363, №360, №361 (10 мин)
Группа из нескольких человек в это время:
Решите задачу, сделав рисунки и записав выражение, используя дроби:
После дня рождения осталась одна третья часть вишневого пирога, 4 пятых лимонного пирога, 2 третьих рыбного пирога и 1 пятая шоколадного пирога. Сколько целых пирогов осталось? (можно объединять разные по вкусу части)
Самостоятельная индивидуальная работа (5 мин) (1 вариант-квадрат, 2 вариант- многоугольник)

Итог урока. Д.з. (5 мин)
Вспомните вопросы, которые вы писали в начале урока. Удалось ли вам на них ответить?
Д.з.
Сайт bilimland.kz
Логин: [email protected]
Пароль: lenasoboleva507
Курс Начальная математика, 5 класс, Обыкновенные дроби. Урок Дроби-практические задания.
С105, №367