СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОТКРЫТЫЙ УРОК по теме: «Работа над гаммами и этюдами в младших классах»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Способы работы над гаммами и этюдами в младших классах. Развитие у обучающегося самостоятельного контроля, формирование системного подхода в работе над гаммами и этюдами. Приобретение и закрепление различных пианистических навыков. Развитие внимания и слухового контроля.

Просмотр содержимого документа
«ОТКРЫТЫЙ УРОК по теме: «Работа над гаммами и этюдами в младших классах»»

ОКРЫТЫЙ УРОК

На секции Навлинского зонального

методического объединения



преподавателя МБУ ДО Локотской ДШИ

Лысенко Татьяны Петровны



с обучающейся 1 класса Сенчуровой Вероникой

(фортепиано)





по теме:

«Работа над гаммами и этюдами в младших классах»













Дата проведения урока -24.02.2017г.





        1. План-конспект урока по теме
        2. «Работа над гаммами и этюдами в младших классах»
        3. Открытый урок с ученицей 1 класса Сенчуровой Вероникой.
        4. Тема урока: Способы работы над гаммами и этюдами в младших классах.
        5. Цель урока: Развитие у обучающегося самостоятельного контроля, формирование системного подхода в работе над гаммами и этюдами.
        6. Задачи урока: Приобретение и закрепление различных пианистических навыков. Развитие внимания и слухового контроля.
        7. Структура урока:
        8. 1.Организационный момент.
        9. 2.Работа над гаммами.
        10. 3.Работа над этюдами.
        11. 4.Подведение итогов.
        12. 5Домашнее задание.
        13. 6.Список литературы.

Оборудование:

- фортепиано,

- ноты,

- стул




        1. 1.Приветствие.
        2. Ученица садиться за инструмент, педагог корректирует высоту стула подставки Настраиваемся на активную работу.
        3. 2.Художественное исполнительское мастерство подразумевает хорошую техническую подготовку. Для пианистов ее наработка обязательно включает в себя разнообразные виды упражнений ,гамм, арпеджио, аккордов, все то, что входит в гаммовый комплекс. Освоив его технические формулы ребенку намного легче будет работать с нотным текстом, что ускорит процесс разучивания музыкальных произведений, в классических, фактурные пассажи которых включают в себя все виды гаммового комплекса. Сегодня на уроке с Вероникой мы покажем некоторые упражнения ,которые помогут в работе над гаммами .Как мы знаем, основная причина толчков и неровности игры гамм-малая подвижность первого пальца.
        4. 1.Гамма До мажор. Играем всю гамму двумя пальцами 1-2,1-3,1-4.Играем каждой рукой и в расходящемся движении двумя руками.
        5. 2.Следующее упражнение развивающее подвижность 1пальца. Варианты аппликатуры 1-3-1-3-1.1-4-1-4-1.2-1-2-1-2.3-1-3-1-3.











        1. 3.Одна из трудностей, требующая специального внимания педагога и специальной работы-это подкладывание первого пальца при переходе на новую позицию. Это упражнение из школы Т. Лешетицкого. Играется оно триолями, две триоли на каждую пару соседних нот по ходу вверх Затем следует две триоли на следующую пару нот, начиная сверху на соседнюю ноту вниз. Ученица играет это упражнение со словами(Змейка).
        2. 4.Очень полезно упражнение с задержанным звуком(со станком) или мы его называем Дятел. Оно развивает независимость, силу пальцев, укрепляя их сгибатели и ладонные мышцы.
        3. Ученица играет упражнение:
        4. Опираясь на задержанный звук свободно открываются и захлопываются пальцы, берущие восьмушки (но без шлепающего призвука и без нажима)пальцы*открываются* и закрываются*все вместе.*Захлопывающему* движению пальцев помогает небольшое боковое движение все руки.
        5. 5.На примере гаммы Ре мажор мы покажем несколько упражнений, которые помогут начинающим ученикам лучше усвоить аппликатурную формулу.(3+4)а)перенос руки с одной позиции на другую.*Вкладывайте* ладонь в клавиатуру, расширяя ее, с последующим возвращением ее в прежнее положение. Правая рука играет вверх, левая в противоположном движении. Учить это упражнение*партаменто*Упражнение позволяет почувствовать в руке каждую позицию гаммы.
        6. Мы назвали это упражнение* мостик*:
        7. б)следующее упражнение на плавное подкладывание первого пальца и переносы через него остальных пальцев на стыках позиций гаммы(упр. Г. Нейгауза)левая рука играет вниз и обратно:
        8. в)Чтобы подкладыывание первого пальца не нарушало плавного движения кисти руки надо 1и3 или1и4 пальцы соединить*в колечко*.Очень полезно поупражняться нажимать сразу две соседние клавиши, такой аппликатурой *звоночки*:
        9. г)Следующее упражнение подготавливает усвоение аппликатуры и вырабатывает плавное исполнение легато на одной позиции руки: легато играется на одном движении.
        10. Сначала играете очень медленно сочным звуком. Затем темп ускоряем. Исполнение гаммы Ре мажор.
        11. 6.а) Чтобы разнообразить формы работы над гаммами сейчас мы будем ставить разнообразные артикуляционные задачи. Гамма Соль мажор. Играем на форте, нон легато. Представляем себе медведя, но чтобы звук не был резким медведя обуваем в тапочки. Звук глубокий но не резкий.
        12. б) играем на пиано представляя себе хрустальные капельки росинок.
        13. в)Для того чтобы пальчики точно попадали на клавиши мы используем ритмические задачи. Гамму Соль мажор мы сыграем долями с
        14. опорой на первый звук. Ви-ка,
        15. опора второй звук вес-на крас-на,
        16. опора на три ма-моч-ка,
        17. опора на четыре мас-ле-ни-ца,
        18. пунктирный ритм со слогом ТА_М -ТИ, и наоборот ТИ-ТА_М.
        19. Для развития полифонического слуха используем следующие виды работы .Левая рука мужской голос, играем глубоко, правая рука женский - играем нежно. Играем слушаем .Левая рука легато(лодка плывущая по воде) правая рука легкий дождик.
        20. Работа над этюдами.
        21. Этюды и упражнения К. Черни -фундаментальная школа последовательного овладения техническими навыками. От самых простейших, элементарных технических формул к задачам высшей виртуозной трудности. К. Черни учитывал даже различное строение рук исполнителя.
        22. Этюд №1До мажор. Мелодическая линия построена на игре *дорожек * в одной позиции. Добивались ровности в исполнении шестнадцатых. Движения к опорным звукам. В левой руке аккордовое сопровождение она задает определенную метроритмическую опору, выполняя роль дирижера. Обращалось внимание на одновременное* взятие * и * снятие*звуков аккорда. Затем учитель предложил поменять партии рук.
        23. Этюд№2 Соль мажор ученица играет в среднем темпе. Линия шестнадцатых не всегда звучит ровно. Учитель предложила играть этюд со слоговой поддержкой. А также *поиграть * па крышке инструмента. Такой способ дает возможность пальцам быть более активными.
        24. Этюд№3Соль мажор. Исполнение в среднем темпе. Перед ученицей ставилась задача научиться играть в трех темпах. В каждом темпе добиться чистоты и точности.
        25. Подведение итогов.
        26. Педагог - Вероника, над чем мы сегодня работали?
        27. Ученица - Мы работали над упражнениями ,которые помогу запомнить аппликатуру в гаммах. Научат 1палец работать ловко.
        28. Педагог - Что нового ты узнала?
        29. Ученица - Я поняла, что игра гамм это совсем не скучно. Здесь есть и «мостики», и «звоночки», и «медведь в тапочках».
        30. Оценивание - Вероника, ты молодец!!!Работала активно, с интересом. За урок тебе пятерка.
        31. Домашнее задание. Выучить гамму Ля мажор, используя все приемы и упражнения изученные сегодня на уроке.
        32. Список литературы.
        33. 1.А,Шмидт-шкловская*О воспитании пианистических навыков*
        34. 2.И,К,Метнер* Повседневная работа пианиста и композитора*
        35. 3.Б,Милич *(Воспитание ученика-пианиста*(1-2класс)
        36. 4.Н,Терентьева* Карл Черни и его этюды*
        37. 5.А,Д,Артоболевская* Первая встреча с музыкой*