СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по теме "Словообразование, орфография"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вид урока-урок обощения и систематизации изученных знаний.

Тип урока-урок с использрванием активных форм работы.

Разнообразные виды работы сделали урок интересным и полезным детям.

Просмотр содержимого документа
«Обобщающий урок по теме Словообразование в 6 классе»

Обобщающий урок по теме "Словообразование"

в 6 классе

Вид урока:  урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Тип: урок с использованием активных форм работ.

Цели:

  1. Обучающая: формирование навыков правописания гласных в разных морфемах слова, обработка навыков морфемного анализа слова.

Необходимо:

  • обобщить и углубить полученные знания о        словообразовании;

  • обобщая полученные знания по теме, развивать и совершенствовать орфографическую зоркость;

  • выяснить, с какими разделами русского языка связано «Словообразование».

2. Развивающая: развитие орфографической зоркости.

3.Воспитывающая: воспитание любви и уважения к русскому языку.

Методы и формы работы:

Словесный, наглядный, репродуктивный, продуктивный, частично – поисковый.

Словарная, парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, тестирование, игра, комментированные формы работы.

Виды речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, ответы на вопросы.

 «Ах, какое это счастье,

Слово делится на части!

Может каждый грамотей

Делать слово из частей…»

В. Песков.

Ход урока.

1. Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! (психологический настрой урока- словарь настроения)

Вспомните. Какое сегодня число?

А вы знаете, как этот день именуется в народе?(Мой рассказ о декабре)

(Включаю музыку Серебристые снежинки и картинку о зиме)

Сегодня у нас с вами необычный урок.

       Мы с вами изучили большой раздел русского языка.

    Давайте вспомним, как этот раздел называется.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Работа с эпиграфом.

—  Ребята, давайте прочитаем эпиграф к уроку.

    Какой же смысл вкладывает в эти слова автор этих строк?

4. Слово учителя.

    Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

    Многие орфографические правила опираются на словообразование. Поэтому, чтобы понять смысл, суть правил, надо хорошо знать состав слова, его строение, находить морфемы и точно определять границы между ними.

— Ребята, а что же такое морфема?

(Морфема – это мельчайшая значимая единица языка, выделяемая в словарном составе слова.)

   Чтобы вспомнить морфемы, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

5. Кроссворд.

по горизонтали:

    1. Изменяемая часть слова

    2. . 5. Главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

по вертикали:

 2. Часть слова без окончания.

3. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов.

4. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

А вы знаете, что в русском языке 4,5 тысяч корней, а служебных морфем намного меньше: 500 суффиксов, меньше 100 приставок и около 100 окончаний, поэтому-то мы и допускаем больше ошибок именно в корнях слов.

6.Скажите, а какие мы с вами знаем правила чередования гласных в корне?

-лаг-

-лож-

-раст-

-рос-

-кас-

-кос-

-гар-

-гор-

-стил-

-стел-

-зар-

-зор-

-бир-

-бер-


Молодцы, а теперь давайте сыграем в игру «Вставь правильно букву».

Для этой игры приготовьте карточки с буквами. Я называю слово, а вы должны поднять ту карточку с буквой, которую необходимо вставить в корне.


Поросль, запираю, собирать, приложить, застилать, постелить, ложиться, загореться, угар, касаюсь, коснуться, заря, зори, зарево, зарница, растение,Ростов,отрасль.

Хорошо, молодцы!

Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?


7.Самостоятельная работа с карточками.

Задание: заполните таблицу, поставив галочку в нужной колонке.

Слова

е

и

пр…образователь

 

 

пр…школьный

 

 

пр…успевать

 

 

пр…лунение

 

 

пр…красный

 

 

пр…рвать

 

 

пр…остановить

 

 

пр…одолеть

 

 

пр…выкать

 

 

пр…поднять

 

 


Физминутка «Снежки» под музыку «Пришла зима»

Предлагаю вам вспомнить изученный ранее материал. А для этого поработать с текстом, который как раз посвящён зиме.

8.Самостоятельная работа над заданиями дифференцированного характера ( текст «Зима»)

Задание:

1.Определить тему текста, основную мысль, определить тип речи.

2. Выписать слова с орфограммами, изученными в теме «Словообразование», объяснить выбор написания.

С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.

Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.

Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!

Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. Сложно даже следопыту разгадать его.

 Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу.     

9.Скажите, а какие мы с вами знаем способы образования слов?

Задание. Определите, как образованы следующие слова.

 Развесёлый

Овражек

Подсвечник

Бег

Лесовоз

Продтовары

Мороженая рыба

МГУ

кресло-кровать

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6. Продтовары ← продуктовые товары. (сложносокращённое слово)

7. Мороженая рыба } переход

10.Игра «Составь слово».

Работа в тетрадях

- А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?

  (подарок)

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

(беленький)

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

(прилетит)

От глагола ОХОТИТЬСЯ взять корень,

от слова ЛЕСНИК взять суффикс,

от слова ДОМОМ взять окончание. ( ОХОТНИКОМ)

Вот молодцы, ребята!

11. Тест

 А теперь проверим ваши умения находить верный ответ среди предложенных, то есть решим тест. Самопроверка.


С какими трудностями мы столкнулись на уроке? Смогли ли мы их преодолеть? Что нам в этом помогло?

Пользуясь словариками настроений, скажите, какое у вас сейчас настроение? Объясните почему?

Я благодарю вас за работу на уроке. Вы догадались, почему сегодня я употребила именно это слово? Благодарить – дарить благо, добро. Давайте делать добро и дарить благо друг другу!

Домашнее задание п.43стр.124 упр.234 или 235

Выставление отметок

Просмотр содержимого документа
«оценочный лист»



Оценочный лист ученика 6 класса

________________

Критерии оценивания деятельности.

1)я активно / недостаточно активно участвовал в обсуждении проблемных вопросов

1б./0 б.

2) я добросовестно/недостаточно добросовестно выполнял задания в тетради

1б./0 б.

3) для выполнения заданий мне нужна/не нужна была помощь учителя, одноклассника

1б./0 б.

Вид работы


Оценка деятельности

(дети ставят)

Итоговая отметка

(учитель)

Кроссворд «Морфемика»



Игра «Вставь правильно букву»



Самостоятельная работа



Дифференцированные задания



Практическая работа

(работа в группе)



Игра «Составь слово»



Тест

















Просмотр содержимого документа
«словарь настроений и чувств»

словарь настроений и чувств.


Радость.

Чувства: восторг, восхищение, ликование, легкость, очарование, удовлетворение, удовольствие, беззаботность.

Настроение и состояние: хорошее, веселое, праздничное, приподнятое, бодрое, игривое, задорное, приятное, легкое, лучезарное, лучистое, озаренное, шутливое, насмешливое, ироническое, лукавое, забавное, шаловливое, ликующее, восторженное, счастливое, оптимистическое, победное, великолепное, прелестное, чудное, оживленное.


Таинственность.

Чувства: загадочность, завороженность, отстранённость, призрачность, затаенность, скрытность, иллюзорность, фантастичность.

Настроение и состояние: причудливое, интригующее, странное, мистическое.


Спокойствие.

Чувства: добродушие, безмятежность, простодушие, наивность, непринужденность, доброжелательность, безыскусность, невозмутимость, покорность, равнодушие, раскованность, раскрепощенность.

Настроение и состояние: спокойствие, мирное, мечтательное, созерцательное, нежное, возвышенное, лирическое, поэтическое, завороженное, беззаботное, просветленное.


Грусть.

Чувства: печаль, тоска, хандра, уныние, жалость, страдание, душевная горечь, озабоченность, сожаление, томление.

Настроение и состояние: плохое, грустное, болезненное, кроткое, меланхоличное, пессимистическое, горестное, слезливое, скорбное, тягостное, сокрушенное, безутешное, безысходное, тяжкое, трагическое.


Страх.

Чувства: испуг, боязнь, ужас, тревога, беспокойство, волнение, подавленность, оцепенение, робость, замешательство, смятение, смущение, стыдливость, застенчивость, малодушие, осторожность, растерянность.

Настроение и состояние: испуганное, боязливое, робкое, обеспокоенное, смятенное, тревожное.


Злость.

Чувства: гнев, злоба, недоброжелательность, недовольство, досада, ярость, раздражение, исступление, безжалостность, жестокость, угроза, беспощадность, свирепость, негодование, возмущение, невоздержанность, неистовость, неукротимость.

Настроение и состояние: тяжелое, язвительное, ехидное, надменное, бешеное, злобное, агрессивное, ужасное, сердитое, грозное, враждебное.


Удивление.

Чувства: изумление, недоумение.

Настроение и состояние: чудесное, необычное, необыкновенное, небывалое, редкое, чудное, поразительное, изумительное, восхитительное, исключительное



Просмотр содержимого презентации
«картинка Зима и текст»

Задание: заполнить таблицу, выписав из текста слова с приставками пре- при-, объяснить значение приставки. С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.       Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.       Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!       Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. Сложно даже следопыту разгадать его.       Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу.     
  • Задание: заполнить таблицу, выписав из текста слова с приставками пре- при-, объяснить значение приставки.
  • С вечера разыгралась метель. Прошумела она, и волшебно преобразился лес.
  •       Слепят глаза блестящие на солнце сугробы. Заколдовала зима молчаливого богатыря в хвойной кольчуге. Грузные ветки елей под тяжестью снега почти касаются земли. Синичка сядет, а ветка не дрогнет.
  •       Под березками приютились крохотные елочки. В причудливый наряд одела метель молодую поросль. От холодных лучей солнца загорается на них снежное покрывало. Как хороши они теперь!
  •       Вьюга посеребрила пышные прически преогромных сосен. На их макушках примостились пышные снежные шапки. Под соснами змеится след лукавой лисицы. Сложно даже следопыту разгадать его.
  •       Вечером в чащобе хмурятся хвойные потемки. Таинственный сумрак окутывает даль. Во мраке безлунных ночей только и видишь одни березы в темном лесу. Трудно отыскать здесь тропинку или даже дорогу.     
При- Пре- Приютился Преобразили причудливый Преогромных Примостились   Прическа  

При-

Пре-

Приютился

Преобразили

причудливый

Преогромных

Примостились

 

Прическа

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!