СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по творчеству А. С. Грибоедова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

открытый урок с использованием проектного метода, технологии развития критического мышления, ИКТ

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по творчеству А. С. Грибоедова»

Методическая разработка







Открытый урок по творчеству Грибоедова

на тему:



«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»

















Автор:

Мусаева Ашура Мусаевна

учитель русского языка и литературы.

МБОУ «СОШ №2 пос. Мамедкала»

Дербентский район, пос. Мамедкала

















Цели:

Обучающие:

- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по творчеству Грибоедова;

- создать условия для развития навыков проектной и творческой деятельности;

- помочь в формировании способности анализа текста;

Развивающие:

- способствовать развитию ассоциативного мышления;

- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся. внимание, память;

Воспитывающие:

- воспитывать осознанную потребность в знаниях;

- воспитывать гражданскую ответственность, чувство долга, активную жизненную позицию;

- прививать любовь, интерес к историческому прошлому своего народа;

- воспитывать любовь к Родине.

Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство, русский язык.

Оформление: выставка книг, таблица, портреты писателя и героев комедии «Горе от ума».

Оборудование: компьютер, экран, проектор.




Ход урока

І. Организационный момент.

- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам хорошего и плодотворного урока.

2.Вступительное слово учителя.

Начнем наш урок с исполнения гимна России.

(учащиеся вместе с учителем исполняют гимн)



3. Ответьте на вопросы:

- Кто является автором слов гимна?

- Кто написал музыку?

4. Мы не просто так начали урок с исполнения гимна. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен знать гимн. А мне интересен следующий ответ на вопрос:

- А какого человека, по вашему мнению, можно назвать патриотом?

Кого из известных людей вы считаете патриотами?

(ответы учащихся)

А теперь все, что вы сказали, используйте для того, чтобы создать проектную работу. На столе у вас листы с картинками и высказывания, выберите из них то, что подходит к вашим рисункам. Как закончите, поднимите руку. Пожалуйста, работайте.

(Учащиеся составляют проекты)

5.Защита проектов учащимися.

6. Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь перейдем к теме нашего урока, название вы видите на доске. Кому принадлежат эти слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»?

(ответы учащихся)

7. Грибоедова я считаю настоящим патриотом своей страны. Мы докажем это на протяжении урока. А сейчас вспомним некоторые подробности из жизни Александра Грибоедова, отгадав ассоциативный кроссворд.




1

2

3

4

5

6

7

8

т


в

п

к

н

ф

б


з






р

л


й

р

м

н

н



к

н

с




л

н




д


т

л

т














к









н








т




1.Таланты: занимался философией, археологией, политикой, сочинял музыку, играл в театре.

2) Языки: знал французский, английский, немецкий, итальянский, греческий, латинский, арабский, персидский и турецкий языки.

3) Война: 1812 год, несмотря на недовольство семьи, добровольно записался в Московский гусарский полк корнетом, но в боях не участвовал.

4) Персия: дипломатическая служба в Персии.

5) Комедия: Замысел и создание комедии «Горе от ума» (1820-1824). Появилась на свет в журнале Ф. Булгарина «Русская талия на 1825 год».

6) Нина: Нина Чавчавадзе – дочь друга, грузинского поэта, жена Грибоедова (1828).

7) Фанатики: фанатики мусульманских законов, устроив заговор, разгромили русскую миссию. Грибоедов погиб в неравной схватке.

8) Бриллиант: За смерть Грибоедова официальная миссия, возглавляемая внуком персидского шаха Хосров-Мирзой, принесла не только извинения России за смерть посланника, но и преподнесла Николаю 1 один из самых знаменитых драгоценных камней мира – алмаз «Шах».

8. Мы вспомнили основные моменты из биографии славного сына нашей страны. Посмотрим презентацию и закрепим наши знания о Грибоедове.

(Просмотр презентации)

9. Ответьте на вопросы:

1) Как понимал Грибоедов свой патриотический долг?

2) В каких произведениях Грибоедов рассказывает об исторических событиях?

(«Юность вещего» - о Ломоносове, «Серчак и Итляр» - о борьбе с половцами, «1812 год» - о нашествии Наполеона на Россию)

3) Герой какого произведения похож на Грибоедова?

4) Что мы узнали о нем из комедии?

5) Что не приемлет герой?

6) Что ему не нравится в фамусовском обществе?

7) Откуда мы узнали о его взглядах?

8) Как вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь Чацкого?

Вывод:

Значит, Чацкого мы можем назвать патриотом?

10. Чтение учащимися наизусть монолога «А судьи кто?»

11. Определите, кому принадлежат слова или о ком они, укажите соответствие.

- Служить бы рад, прислуживаться тошно (Чацкий)

- Учились бы, на старших глядя (Фамусов)

- Тогда не то, что ныне (Фамусов)

- И золотой мешок, и метит в генералы (Скалозуб)

- Дома новы, но предрассудки стары (Чацкий)

- Он слова умного не выговорил сроду (Скалозуб)

- Чтобы чины добыть, есть многие каналы (Молчалин)

- В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (Молчалин)

- Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений (Фамусов)

12. Запишем в тетрадь тезисы, сближающие Грибоедова и его героя Чацкого как истинных патриотов, болеющих душой за свою родину:

- любят свое Отечество

- мечтают о свободной жизни

- не отступают перед опасностями

- готовы служить на благо Отечества

- желают, чтобы Родина процветала

13. Слово учителя:

Сегодня мы много говорили о Грибоедове, доказали, что он, действительно, был патриотом. Вот, что он говорил:

«Я хочу быть русским, я был им во всех своих чувствах, мыслях, поступках».

А. Грибоедов тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, отвагой, душевной красотой и живым умом русского человека. Знаток и поклонник русской старины, прилежно изучавший летописи, народные песни и памятники древней письменности, он любил мысленно переноситься в былые времена. Он уважал обычаи, традиции других народов, призывал правительство отказаться от предрассудков. Свою судьбу Грибоедов всегда связывал с судьбой народа.

14. Сейчас мы с вами создадим синквейн. Кто из вас скажет, что такое синквейн? (ответы учащихся)

Создание синквейна, работа парами: А. Грибоедов, А. Чацкий

15 Домашнее задание: прочитать биографию Пушкина, знать основные этапы творчества поэта.

14. Рефлексия

Вот и подошел к концу наш урок. Кто был активным, будет оценен. На столе конверты, соберите крылатое выражение одного из героев комедии «Горе от ума». (И дым Отечества нам сладок и приятен)

Вместе исполняется песня о России.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!