Методическая разработка
Открытый урок по творчеству Грибоедова
на тему:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»
Автор:
Мусаева Ашура Мусаевна
учитель русского языка и литературы.
МБОУ «СОШ №2 пос. Мамедкала»
Дербентский район, пос. Мамедкала
Цели:
Обучающие:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний по творчеству Грибоедова;
- создать условия для развития навыков проектной и творческой деятельности;
- помочь в формировании способности анализа текста;
Развивающие:
- способствовать развитию ассоциативного мышления;
- развивать монологическую и диалогическую речь учащихся. внимание, память;
Воспитывающие:
- воспитывать осознанную потребность в знаниях;
- воспитывать гражданскую ответственность, чувство долга, активную жизненную позицию;
- прививать любовь, интерес к историческому прошлому своего народа;
- воспитывать любовь к Родине.
Межпредметные связи: история, музыка, изобразительное искусство, русский язык.
Оформление: выставка книг, таблица, портреты писателя и героев комедии «Горе от ума».
Оборудование: компьютер, экран, проектор.
Ход урока
І. Организационный момент.
- Добрый день! Я улыбнусь вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Глубоко вдохните и выдохните. Я желаю всем нам хорошего и плодотворного урока.
2.Вступительное слово учителя.
Начнем наш урок с исполнения гимна России.
(учащиеся вместе с учителем исполняют гимн)
3. Ответьте на вопросы:
- Кто является автором слов гимна?
- Кто написал музыку?
4. Мы не просто так начали урок с исполнения гимна. Я считаю, что каждый гражданин нашей страны должен знать гимн. А мне интересен следующий ответ на вопрос:
- А какого человека, по вашему мнению, можно назвать патриотом?
- Кого из известных людей вы считаете патриотами?
(ответы учащихся)
А теперь все, что вы сказали, используйте для того, чтобы создать проектную работу. На столе у вас листы с картинками и высказывания, выберите из них то, что подходит к вашим рисункам. Как закончите, поднимите руку. Пожалуйста, работайте.
(Учащиеся составляют проекты)
5.Защита проектов учащимися.
6. Молодцы, хорошо справились с заданием. А теперь перейдем к теме нашего урока, название вы видите на доске. Кому принадлежат эти слова: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской…»?
(ответы учащихся)
7. Грибоедова я считаю настоящим патриотом своей страны. Мы докажем это на протяжении урока. А сейчас вспомним некоторые подробности из жизни Александра Грибоедова, отгадав ассоциативный кроссворд.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
т | | в | п | к | н | ф | б |
| з | | | | | | р |
л | | й | р | м | н | н | |
| к | н | с | | | | л |
н | | | | д | | т | л |
т | | | | | | | |
| | | | | | к | |
| | | | | | | н |
| | | | | | | т |
1.Таланты: занимался философией, археологией, политикой, сочинял музыку, играл в театре.
2) Языки: знал французский, английский, немецкий, итальянский, греческий, латинский, арабский, персидский и турецкий языки.
3) Война: 1812 год, несмотря на недовольство семьи, добровольно записался в Московский гусарский полк корнетом, но в боях не участвовал.
4) Персия: дипломатическая служба в Персии.
5) Комедия: Замысел и создание комедии «Горе от ума» (1820-1824). Появилась на свет в журнале Ф. Булгарина «Русская талия на 1825 год».
6) Нина: Нина Чавчавадзе – дочь друга, грузинского поэта, жена Грибоедова (1828).
7) Фанатики: фанатики мусульманских законов, устроив заговор, разгромили русскую миссию. Грибоедов погиб в неравной схватке.
8) Бриллиант: За смерть Грибоедова официальная миссия, возглавляемая внуком персидского шаха Хосров-Мирзой, принесла не только извинения России за смерть посланника, но и преподнесла Николаю 1 один из самых знаменитых драгоценных камней мира – алмаз «Шах».
8. Мы вспомнили основные моменты из биографии славного сына нашей страны. Посмотрим презентацию и закрепим наши знания о Грибоедове.
(Просмотр презентации)
9. Ответьте на вопросы:
1) Как понимал Грибоедов свой патриотический долг?
2) В каких произведениях Грибоедов рассказывает об исторических событиях?
(«Юность вещего» - о Ломоносове, «Серчак и Итляр» - о борьбе с половцами, «1812 год» - о нашествии Наполеона на Россию)
3) Герой какого произведения похож на Грибоедова?
4) Что мы узнали о нем из комедии?
5) Что не приемлет герой?
6) Что ему не нравится в фамусовском обществе?
7) Откуда мы узнали о его взглядах?
8) Как вы думаете, как сложится дальнейшая жизнь Чацкого?
Вывод:
Значит, Чацкого мы можем назвать патриотом?
10. Чтение учащимися наизусть монолога «А судьи кто?»
11. Определите, кому принадлежат слова или о ком они, укажите соответствие.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно (Чацкий)
- Учились бы, на старших глядя (Фамусов)
- Тогда не то, что ныне (Фамусов)
- И золотой мешок, и метит в генералы (Скалозуб)
- Дома новы, но предрассудки стары (Чацкий)
- Он слова умного не выговорил сроду (Скалозуб)
- Чтобы чины добыть, есть многие каналы (Молчалин)
- В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (Молчалин)
- Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений (Фамусов)
12. Запишем в тетрадь тезисы, сближающие Грибоедова и его героя Чацкого как истинных патриотов, болеющих душой за свою родину:
- любят свое Отечество
- мечтают о свободной жизни
- не отступают перед опасностями
- готовы служить на благо Отечества
- желают, чтобы Родина процветала
13. Слово учителя:
Сегодня мы много говорили о Грибоедове, доказали, что он, действительно, был патриотом. Вот, что он говорил:
«Я хочу быть русским, я был им во всех своих чувствах, мыслях, поступках».
А. Грибоедов тонко понимал русский национальный характер, любовался широтой размаха, отвагой, душевной красотой и живым умом русского человека. Знаток и поклонник русской старины, прилежно изучавший летописи, народные песни и памятники древней письменности, он любил мысленно переноситься в былые времена. Он уважал обычаи, традиции других народов, призывал правительство отказаться от предрассудков. Свою судьбу Грибоедов всегда связывал с судьбой народа.
14. Сейчас мы с вами создадим синквейн. Кто из вас скажет, что такое синквейн? (ответы учащихся)
Создание синквейна, работа парами: А. Грибоедов, А. Чацкий
15 Домашнее задание: прочитать биографию Пушкина, знать основные этапы творчества поэта.
14. Рефлексия
Вот и подошел к концу наш урок. Кто был активным, будет оценен. На столе конверты, соберите крылатое выражение одного из героев комедии «Горе от ума». (И дым Отечества нам сладок и приятен)
Вместе исполняется песня о России.