Открытый урок
Дата: 27.10.2016г.
Класс: 3 «В»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Внеклассное чтение. Ш.Перро «Золушка»
Цель:
- Обучающая – познакомить учащихся с биографией и творчеством Шарля Перро;
- Развивающая – создать условия для развития кругозора учащихся, речи и воображения, критического мышления, умения общаться, дискутировать, давать оценку событиям, происходящим в произведении;
- Воспитательная – способствовать привитию интереса к предмету, воспитывать общечеловеческие ценности.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой. Мотивация.
- Сегодня, ребята, у нас необычный урок: на нём присутствует много гостей. Давайте поприветствуем наших гостей.
Фрагмент песни «Сказки гуляют по свету» (Слайд 2)
Актуализация знаний
- Ребята, о чём эта песня? (О сказке)
Сказка - один из любимых жанров в фольклоре и литературе.
Создавая сказки, люди мечтали о светлой жизни, где правит справедливость, где добро побеждает зло. Каждую сказку всегда наполняют чудеса
КЛАСТЕР
- Ребята, а какие у вас ассоциации возникают, когда вы слышите слово сказка? Давайте попробуем составить кластер. (Слайд 3)
- С раннего детства вы слышите сказки. Давайте подберем ключик к сегодняшнему уроку. Для этого ответим на вопросы: (Слайд 4-13)
Какой герой сказки очень любил обувь, особенно сапоги?
Назовите сказку, в которой принцесса уснула на 100 лет?
Девочка, которой бабушка на день рождение подарила шапочку?
Какая девушка на балу потеряла туфельку?
Формирование новых понятий и способов действия.
- Мы переносимся во Францию, где жил Шарль Перро. К сегодняшнему уроку вы читали его сказки. Поэтому сегодня на уроке мы познакомимся с биографией этого сказочника, обобщим наши знания по его сказкам. Будем учиться думать, рассуждать, дискутировать, оценивать поступки героев сказок Шарля Перро.
Знакомство с биографией Шарля Перро. (Слайд 15)
Давайте знакомую сказку откроем
И снова пойдем от страницы к странице.
Всегда ведь приятно с хорошим героем
Вновь повстречаться, сильней подружиться.
Наш урок мы посвятим одной очень знакомой всем сказке Ш.Перро «Золушка». А начинается она так: (Слайд 16 - 20)
« Жил – был один почтенный и знатный человек. Первая жена его умерла и он женился во второй раз, да на такой сварливой и высокомерной женщине, какой никто никогда и не видывал. У неё было 2 дочери, очень похожие на свою матушку и лицом , и умом , и характером.
У мужа тоже была дочка добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать. Девушка была так хороша , что мачехины дочки казались ещё хуже , чем всегда. Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную работу в доме. Она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты своей мачехи и обеих барышень – сестриц. Вечером, окончив работу, она забиралась в угол возле камина и сидела там, на ящике с золой. Поэтому все в доме прозвали её Золушкой».
– Какие герои встретились вам в начале сказки? (Отец Золушки, Золушка, мачеха и её дочери).
- Что означает слово "мачеха"?
- Мачеха - это положительный или отрицательный герой этой сказки?
- А кого мы ещё можем назвать отрицательными героями? (Сёстры)
Сёстры ненавидели Золушку, постоянно смеялись над ней и делали пакости.
- А Золушка – это, какой герой? (положительный)
- Почему добрую красивую девушку назвали странным именем «Золушка»? (Потому что она, окончив работу, забиралась в уголок возле камина и сидела там, на ящике с золой)
Характеристика Золушки. (Слайд 21)
- У вас на партах лежат карточки, на которых записаны отрывки из сказки «Золушка», но в этих отрывках пропущены слова. Ваша задача восстановить текст, работая в парах.
(Учащиеся читают отрывки и определяют, какая черта характера присуща Золушке).
1 ряд:
Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницы, убирала комнаты мачехи и обеих барышень - своих сестёр.
- Из этого отрывка мы видим, какой была Золушка? Трудолюбивая
2 ряд:
Сёстры то и дело подзывали Золушку и спрашивали у неё, какой выбрать гребень, ленту или пряжку. Они знали, что Золушка лучше понимает, что красиво и что некрасиво.
Никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны.
- А из этого отрывка, какой мы можем сделать вывод? Золушка имела хороший вкус
3 ряд:
- А что, Золушка, хотелось бы тебе поехать на королевский бал? - спрашивали сёстры, пока она причёсывала их перед зеркалом.
- Ах, что вы, сестрицы! Вы смеётесь надо мною! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках!
- Что правда, то правда. Вот была бы умора, если бы такая замарашка явилась на бал!
Другая на месте Золушки причесала бы сестриц как можно хуже. Но Золушка была добра: она причесала их как можно лучше.
- Из прочитанного, какой мы вывод можем сделать? Какая черта характера присуща Золушке? (Доброта, умение прощать, великодушие)
- Ребята, а почему Золушка сразу не смогла поехать на бал? (мачеха дала ей слишком много работы, и у нее не было ни платья, ни кареты)
Чтение стихотворения ученицей. (Слайд 22)
Гаснет в печке огонёк,
Всё одна я да одна.
Догорает мой денёк,
Ночь угрюма и темна.
Если б фея вдруг пришла
Так, как в сказке говорят,
Чтобы сбросить я могла
Свой испачканный наряд.
И в карете золотой
Понеслась бы к замку я,
Где давно уж ждёт меня
Королевич молодой.
Где веселья свет и смех,
Зала чудная в цветах,
Где была бы лучше всех
Я в хрустальных башмачках.
– Куда мечтала попасть Золушка? (попасть на бал)
– Золушка смогла попасть на бал?
– Кто помог ей? (крестная фея)
– Какое чудо для этого сотворила фея? (Она превратила тыкву в карету, мышей в лошадей, ящериц в лакеев, крысу в кучера, старое платье в чудесный наряд из серебряной и золотой парчи).
Словарная работа. (Слайд 26 - 28)
Лакей – слуга в господском доме.
Кучер – слуга, работник, который правит лошадьми в экипаже.
Парча – плотная узорчатая шелковая ткань с переплетающимися золотыми, серебряными нитями
– Какое условие должна была выполнить Золушка? (Она должна была вернуться до полуночи)
Физминутка (Слайд 29)
Применение. Формирование умений и навыков.
Просмотр отрывка из мультфильма «Золушка». (Слайд 30)
– Как вы думаете, какие же чувства испытывала Золушка на балу? (радость, счастье)
– Чем покорила Золушка принца? (добротой, искренностью, кротостью, изяществом)
- Что случилось дальше?
Пересказ учащихся. (Слайд 31 - 34)
Картинный план.
- Давайте восстановим хронологию в сказке.
Рефлексия. Подведение итогов.
– С каким литературным жанром мы сегодня работали на уроке? (со сказкой)
– Какая это сказка? (волшебная)
– Кто написал эту сказку?
– Какова главная мысль сказки? (Добро побеждает зло. Добро вознаграждается. Зло наказано. Терпение и труд все перетрут.)
– Чему учит сказка? (творить добро, помогать людям, быть…)
– А сейчас, приложите к груди свои ладошки. Вслушайтесь каждый в свое сердце. Вы слышите его? Давайте скажем, какие хорошие человеческие качества живут в наших сердцах (любовь, доброта, отзывчивость, трудолюбие, искренность, справедливость, благородство, щедрость и т.д.) Все эти хорошие качества, которые вы перечислили, объединились в одно доброе сердце – это сердце нашего сплоченного коллектива. Я желаю вам, чтобы все доброе и хорошее оставалось в ваших сердцах надолго.
А сейчас потрите, пожалуйста, свои ладошки так, чтобы стало жарко. Передайте тепло друг другу, соединив свои ладошки с ладошками товарища. На этом мы закончим наш урок. Пусть тепло души ваших друзей согревает вас! А вы в свою очередь не забывайте, почаще улыбаться и дарить всем людям тепло и любовь.
Спасибо за урок.
Открытый урок
Дата: 27.10.2016г.
Класс: 3 «В»
Предмет: Литературное чтение
Тема: Внеклассное чтение. Ш.Перро «Золушка»