План – конспект урока .
Тема: «Весенняя капель»
Цель: познакомить учащихся с жизнью животных весной.
Образовательные задачи:
- уточнить знания детей об изменениях в природе весной.
- расширить представление детей о жизни животных леса весной.
Коррекционно – развивающие задачи:
- корригировать и развивать объём произвольного внимания ;
- корригировать зрительное восприятие при рассматривании картинок с изображением животных;
- развивать связную речь путём включения детей в беседу и составление рассказа по теме;
- развивать эмоциональную сферу через выражение своих чувств;
- развивать мышление путём упражнения в сравнении.
Воспитательные задачи:
-прививать интерес к жизни животных.
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных (белка, заяц, ёж, медведь ); детали аппликации "Скворечник", презентация, картинки птиц.
Ход урока
- Организационный момент:
Ребята, посмотрите, как много сегодня у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются со взрослыми.)
Утром солнышко проснулось ,
Всем ребятам улыбнулось.
Лучик тёплый, золотой
На урок возьмём с собой.
Он нас будет согревать
И в учёбе помогать.
Беседа о погоде и настроении.
-Какая сегодня погода? (Светит солнышко, дует теплый ветер, капает капель).
-Какое у Вас сегодня настроение? Почему?
Когда я сегодня шла в школу, то увидела это письмо!
Как вы думаете, кто мог бы прислать нам это письмо? (Поисковые ответы детей.)
Учитель рассматривает конверт:«Всё по правилам: наш адрес, номер школы стоит.Интересно, от кого же это письмо ?»
Ребята, откроем письмо?
Раскрывает конверт, читает письмо:
«К вам, ребята, на занятие так хотелось мне попасть. Но пришлось мне задержаться – нужно землю украшать!»
-Ребята, вы догадались, кто же прислал нам это письмо? (Поисковые ответы детей.) Тут ещё и загадка написана. Попробуйте отгадать её:
«Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна. Зовут меня… (Весна.)
- Правильно, весна хотела прийти к нам в гости, но не смогла, потому что у неё сейчас очень много всяких дел. Вот, что Весна пишет:
«Нужно все сосульки с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга будут прилетать,
Да ещё расчистить место для травы.
Всех не перечислить хлопот у Весны».
Как вы узнали, что наступила весна? Что изменилось в природе?
Ответы детей: потеплело, тает снег, прилетели птицы, день стал длиннее, солнце греет.
- Какой первый весенний месяц? Какой второй месяц? Какой следует за апрелем?
Повторим все весенние месяцы: (март, апрель, май.)
-Какое время года было до весны?
- Какое время года будет после весны?
Поиграем в игру «Весенние приметы»
Хлопайте в ладоши тогда, когда я назову весеннюю примету.
- кружатся осенние листья
- тают сосульки
- дети купаются в реке
- прилетели скворцы
- падает пушистый снег
- появляются подснежники
Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие в лес и посмотреть, кто как из лесных жителей весну встречает.
Артикуляционная гимнастика. Наше настроение(мимическое настроение).
Мы с Вами входим в лес. Покажите какое у Вас настроение в яркий, солнечный, весенний день (повернулись к друг другу и улыбнулись). А в дождливый, пасмурный день (нахмурились). Идем по лесу - увидели пожснежник (удивились-вытянуть лицо и раскрыть рот). Любуемся красивыми нарядами весны "ОООООООООО-О). Идем по лесу дальше.
Упражнения для губ, щек и языка.
Увидели хомяка -толстячка.(Показать какие толстые щеки у хомячка (надуть обе щеки одновременно). Увидели птиц( изображаем клювы этих птиц-медленно всасываем щеки в зазор между зубами, губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед). Увидели белочку, она грызет орешки (улыбнуться и постучать зубами). У нее мелкает хвостик (рот открыт, губы в улыбке. двигать языком влево-вправо). Лопаются почки на деревьях (подести широкий язык под верхнюю губу и пощелкать)
Дыхание. Продолжаем идти по лесу и вдыхаем аромат леса ( вдох через нос пауза выдох через рот).
«Мы с вами идём в лес по лесной тропинке. Лес просыпается после длинного зимнего сна. В эту пору оживает каждое дерево. Идём в самую чащу. Снег ещё лежит. Но кое – где появились проталинки. Весной звери просыпаются от зимней спячки».
В каком лесу мы оказались? (весеннем) Почему? (мало снега, светит солнце , проталинки и т.д)
Отгадайте загадку и узнате кто первый из лесных жителей нас встречает в лесу:
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.(Медведь)
-Кто это? Что про него знаете?(ответы детей)
«Он проснулся от зимней спячки. Медведь голодный, худой, злой. Может напасть даже на человека. А вообще медведь всеядное животное».
- Что значит всеядное?
- Что любит медведь?
Да он любит мёд, ягоды, траву, корешки, грибы.
В конце зимы, в феврале, в самую стужу у медведицы появляется потомство.
- Что это значит? Как зовут детей у медведицы?
Рождаются маленькие, слепые медвежата, греются возле мамы, посасывают молочко и ждут весну. А весной медведица выводит своих детёнышей из берлоги и учит находить себе корм.
- Что едят медвежата?(молоко, ягоды, грибы).
Пойдёмте дальше!
Послушайте загадку:
Лесом катится клубок, у него колючий бок.
Он охотится ночами за жуками и мышами. (еж)
К кому мы пришли в гости?
- Кто видел ёжика?
-Какой он? Опишите его?
- Что он делает зимой?
Просыпаются ежи рано весной. Кормятся жучками, кузнечиками, полевыми мышками. А ещё весной ежи выводят потомство.
Как зовут детенышей у ежа?
Ежиха кормит детёнышей молоком, когда перестают сосать молочко, мама приносит в гнездо опавшие плоды и дождевых червячков. А вскоре берёт их на охоту.
- Ребята подумайте, что общего в жизни медведя и ежа?
(зимой спят, кормят своих детёнышей молоком).
- Как зовут детёнышей? (ежата).
Пошли дальше! Послушайте загадкУ:
Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?
- К кому мы пришли в гости?
Чем питается белка?
Белка питается орехами, грибами, ягодами, желудями, яблоками и грушами. У яблок и груш белка поедает только семена, а мякоть бросает. А иногда белка не прочь заняться хищничеством - таскает яйца, птенцов из гнезда.
- Белка – хищник? Как вы понимаете?
В конце весны, когда совсем тепло у белки появляется потомство.
- Кто скажет, что это такое?
- Как зовут детёнышей белки? У белки рождается 3-6 бельчат.
- Как называется жильё белки? Как передвигается? Какого цвета её шубка? Рыжая она только летом, а зимой она серо – голубая. Почему меняется шубка? (у белки происходит линька). Белка меняет тёплую серую шубку на летнюю рыжую.
- А знаете ли кто ещё шубку меняет?
- Заяц!
Физкультминутка
Мы немного отдохнём.
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд
На опушке зайка ждёт.
Зайка прыгал под кустом,
Приглашая нас в свой дом.
Руки вниз, на пояс, вверх,
Убегаем мы от всех
Побежим скорее в класс.
Там послушаем рассказ.
В поле ещё снег не сошёл, а у зайчихи родились зайчатки. Хоть и маленькие, но пушистые, зрячие. Зайчиха покормила их и ускакала подкрепиться свежей молодой травой. Зайчатки сразу, как появятся на свет, умеют бегать. Наевшись материнского молока, они разбегаются и прячутся под кустами, кочками. Лежат тихонько – не пищат, чтобы их не заметили враги. Проходит день, другой, третий. Зайчиха по всем полям скачет, давно уж про них забыла. А зайчатки всё лежат. Но тут мимо пробегает другая зайчиха. Заметила голодных малышей, подбежала к ним и покормила вкусным молоком. А мама зайчиха под другим кустом, в ямке, тоже увидела чьих-то зайчат и накормила их. Так уж у зайцев заведено покормит зайчиха новорождённых и оставляет одних, чтобы своим запахом не привлекать врагов, знает, что детки голодными не останутся. Пока малыши сидят неподвижно, от них зайчатиной не пахнет, а густая травка их от врагов прячет. Пройдёт несколько дней, и зайчата начнут есть траву, станут совсем самостоятельными.
Ребята у каких зверей мы были в гостях? ( медведя, ежа, белки и зайца)
Игра "Собери картинку".
Ветер налетел и все картинки перепутал.Ваша задача собрать картинки и сказать какое животное у вас получилось! Возьмите на столе конверт желтого цвета, возьмите и приступайте к работе. Молодцы, справились с этим заданием!
- К нам сегодня на урок тоже пожаловали перелетные птички. Найдите и сосчитайте их... ведь он разлетелись по всему классу. (Птицы заранее прикреплены в разных частях класса, дети называют птицу, пользуясь знаниями, полученными ранее)
- Назовите их. Все ли птицы улетают, назовите, которые остаются с нами зимовать.
- Почему птицы улетают от нас осенью?
- Почему возвращаются весной?
-Что происходит раньше, появление насекомых или возвращение перелётных птиц? Почему?
- Каждая птица возвращается в родные края в определённое время.
Март – время прилёта грачей. Конец марта – время прилёта скворцов.Время прилёта жаворонков – начало апреля.
Соловьи прилетают в середине мая.Время прилёта ласточек в родные края – май.
- Кому из перечисленных птиц человек помогает – строит домик? ( скворец- скворечник). Зачем птицам нужны гнёзда?( Птицы строят или ремонтируют гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов.)
Практическая работа.
Сегодня и мы сделаем на уроке скворечник и нашим птичкам будет куда возвращаться. У Вас на столах лежат детали скоречника, посмотрите на доску. Сначала мы приклеиваем основу скворечника, затем крышу, круглый вход и конечно же птичку.Приступайте к работе, возьмите конвертики синего цвета. там есть все необходимое для работы.
Мы побывали в весеннем лесу. Понравилось вам?
-Чему научились? Что узнали на уроке? (о жизни животных весной).
К кому ходили в гости? (к белке…)
У кого меняется цвет шерсти? (у белки и зайца…)
О ком мы говорили на уроке? (о белке…)
Возвращаемся домой по дорожке, какое у вас настроение?
Работа на альбомных листах.
-Перед вами незаконченный рисунок. Что изображено?(весенняя полянка)
-Дорисуйте и раскрасьте «весеннюю полянку».
Найди солнце – дорисуй, облака, подснежник, дерево.
Дорисуй солнышку улыбку, если вам понравилось занятие.
Спасибо за урок. Молодцы.