Открытый урок русского языка
учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Мичурино
Гаглоевой Б.Н.
Тема: Учимся выполнять тестовые задания ОГЭ – 2016г.
Цели и задачи урока:
Цели:
Образовательные:
- повторить, обобщить и систематизировать полученные знания, уметь применять их на практике при решении тестовой части ОГЭ;
- проверить знания, умения и навыки учащихся по данным темам;
Развивающие:
- развивать у учащихся умение логически мыслить и обобщать полученные факты;
- развивать умение работать как самостоятельно, так и в группе;
- формировать навыки исследовательской работы;
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к русскому языку;
- формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Задачи:
выразительности языка;
- используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
- формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Оформление урока: мультимедийная презентация к уроку;
оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; ( Прил.1)
заготовка «Цветок» ( Прил.2)
магниты для доски;
листы с домашним заданием в двух вариантах ( Прил.3).
Тип урока: урок - практикум.
ПЛАН УРОКА:
1.Орг.момент.
2. Вступительное слово учителя. Объявление целей и задач урока.
3. Проверка знания теории. (Приём «Не прерви цепочку»).
4. Представление «героя» урока. (Чтение стихотворения о подснежнике.)
5. Кроссвордный диктант.
6. «Собери цветок», Работа в парах.
7.Релаксация. – Выполнение задания по пунктуации.
8. Работа со схемой. Приём «ВЕРНО - НЕВЕРНО».
9.Рефлексия. (Приём «Незаконченное предложение»).
10.Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1.Мотивация учебной деятельности.
2. Вступительное слово учителя: (СЛАЙД № 2 )
- После долгого зимнего сна
Не спеша оживает природа,
И приходит царевна – Весна,
Открывая собой утро года.
Весна долгожданна, весна прекрасна, весна очаровательна. Но какая-то смутная тревога не отпускает, сжимает сердце, не даёт наслаждаться весной в полную силу… ( Щелчок по слайду, появляются 5 кошачьих портретов) – Никого не напоминают вам эти испуганные взъерошенные котята? По-моему, именно так выглядит большинство девятиклассников при слове (ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ) «ОГЭ»… А как же хочется, чтобы и учителя, и ученики выглядели вот так ( ЩЕЛЧОК ПО СЛАЙДУ ). Поэтому сегодняшний урок мы посвящаем не только весне, но и подготовке к решению большинства заданий тестовой части ОГЭ, чтобы встретить экзамен во всеоружии. ( СЛАЙД № 3) Эпиграфом к уроку пусть станут слова китайского мудреца Конфуция. (СЛАЙД № 4)
3. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
Игра «Не прерви цепочку» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории.
( К доске приглашаются по 3 – 4 ученика от каждого ряда. Они выстраиваются в цепочку лицом к классу, держась за руки. Учитель по очереди задаёт им вопросы, ответивший правильно продолжает игру. Тот, кто ошибся, возвращается на место за партой. И так до последнего вопроса).
«НЕ ПРЕРВИ ЦЕПОЧКУ».
1. Чем отличаются друг от друга ССП и СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Когда причастный оборот выделяется запятыми?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. Перечислите значения приставки ПРИ.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы. А подчинительные?
8. Как на письме выделяются вводные слова? А как проверить, ВВОДНОЕ слово или нет?
9. Назовите значения приставки ПРЕ.
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Как отделяются друг от друга части ССП и СПП? Где именно ставится запятая?
4. Закрепление
– Да, главная цель нашего урока – подготовка к ОГЭ, но вот «герой» урока другой. Попробуйте догадаться, какой, а для подсказки, послушайте стихотворение:
Весна. На дереве грачи расселись шумной стаей,
Бегут прозрачные ручьи, и скоро снег растает.
Исчезнет почерневший наст, закрывший плоть земли,
И оживёт, как прежде, в нас предчувствие любви.
Не остудила наших чувств суровая зима,
И мы зовём прекрасных муз, пускаем их в дома.
А там, где солнце припекло, уже видна земля,
И в лунках робко и светло подснежники стоят.
И, пробиваясь сквозь снега, сквозь лёд и мерзлоту,
(О Господи, как жизнь хрупка!)
Подснежники цветут! (Наталья Васильева)
(Читает наизусть ученица на фоне СЛАЙДА № 5)
- Именно подснежники станут «героями» сегодняшнего урока. Пусть они подарят вам нежность и ощущение весны, пусть научат мужеству и умению преодолевать трудности.
Обратимся к оценочным листам. Пожалуйста, выполните в нём задание № 1. В тексте прослушанного стихотворения пропущены именно те орфограммы и пунктограммы, знание которых понадобится вам при выполнении тестовой части. КАКИЕ ИМЕННО?
(Проверка и объяснение через 1 минуту – щелчок по СЛАЙДУ № 5)
5. - Задание № 3 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к оценочным листам. Задание № 2. Я читаю определение термина, ваша задача – написать название средства выразительности.
«КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ»
1) Преувеличение. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
- Вернёмся к стихотворению о подснежнике. Какое средство выразительности представлено в нём больше всего? (ЭПИТЕТ) Назовите метафоры (ПЛОТЬ ЗЕМЛИ; ЗИМА НЕ ОСТУДИЛА ЧУВСТВ), а олицетворения (ручьи бегут, исчезнет наст, оживёт предчувствие, подснежники стоят)
6. – Из чего состоит ОСНОВА ПРЕДЛОЖЕНИЯ? Может ли она состоять из одного главного члена? Задание «СОБЕРИ ЦВЕТОК» поможет вам выполнить тестовые задания № 8 и 11.
(От каждого варианта к доске приглашаются по 2 ученика от первого и второго варианта, их задача – выбрать из лежащих на столе лепестков относящиеся к подлежащему (1 пара) и к сказуемому (2 пара) и прикрепить с помощью магнитов лепестки на доску).
Через минуту ученик- эксперт проверяет работу.
- Выполняем в оценочных листах задание № 3. (СЛАЙД № 6 )
7. РЕЛАКСАЦИЯ. (СЛАЙД № 7 )
- Пусть эта прекрасная мелодия поможет вам выполнить задание по пунктуации.
(Оценочный лист задание № 4)
8. – Что иллюстрирует эта схема? (СЛАЙД № 8 )
Данная информация понадобится при выполнении тестового задания № 13.
Какой вид подчинения представлен в предложении на слайде?
- А теперь выполните задание № 5 в оценочном листе. (СЛАЙД № 9)
(По окончании работы, оценочные листы сдаются на проверку.)
9. Рефлексия.
– В завершении урока я прошу вас продолжить одно из предложений. (СЛАЙД № 10)
10. – На дом вы получаете задания, аналогичные рассмотренным на сегодняшнем уроке. (СЛАЙД № 11) Варианты Д/З раздаются ученикам.
Источники информации, использованной при составлении заданий для работы на уроке (оценочный лист и презентация) и домашнего задания:
Стихи в начале урока http://www.chitalnya.ru/work/338058/
Стихотворение о подснежнике http://stranakids.ru/podsnezhnik/6/ (Оценочный лист – задание 1)
Легенда о подснежниках http://www.botanichka.ru/blog/2010/02/13/snowdrops/
( Оценочный лист – задания 3,4)
Работа со схемой: Предложение взято из книги Г.Троепольский «Белый Бим, чёрное ухо» http://lib.ru/PROZA/TROEPOLSKIJ/bim.txt
Для задания «Верно — неверно» - 1) http://citaty.info/man/dzhordzh-vashington
2) http://www.inpearls.ru/comments/162835
3) http://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/slozhnoepredlozhenie-
(Оценочный лист – задание 5)
Д/З 1 вариант - http://zubareva-info.ru/gia-2013-variant-18.html
Д/З 2 вариант - http://festival.1september.ru/articles/610650/