Открытый урок
на тему:
«Правописание приставок»
Подготовила: учитель начальных классов
МКОУ «Чалдинской СОШ»
Абдулмаджидовой Э.М.
Махачкала 2018 г.
Тема: Правописание приставок.
Имя: Удивительный мир Приставки.
Эпиграф на доске: Приставки придают речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла. К.И.Чуковский
Тип урока: систематизация ранее полученных знаний, языковое исследование, творческое применение знаний, умений, навыков
Оборудование: словари (орфографический, этимологический, устаревших слов), рабочий листок для каждого ученика, (презентация, карточки с фрагментами из художественных текстов
Подготовительная работа:
Установить тесты Подготовить сигнальные карточки Распечатать рабочие листки Распечатать эпиграф, алгоритм, трудные случаи ПРЕ-ПРИ Распечатать «Это интересно» Распечатать задания для исследования
Цели:
обучающая: повторить с учащимися основные правила написания приставок; тренировать учащихся в запоминании основных значений приставок; познакомить с правописанием непродуктивных приставок
развивающая: развивать умение детей самостоятельно получать знания; развивать мыслительные операции: анализ, синтез, сопоставление, классификация, а также внимание, память, логическое мышление; развивать познавательные и творческие возможности
воспитательная: вызвать интерес к художественному слову, воспитывать коммуникативные способности
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Мотивация
Чему же мы сегодня посвятим урок?
Морфема эта – целый мир,
В нём разобраться нужно снова.
Здесь важным будет алгоритм,
От правила ведущий к слову.
В начало слова загляни –
Секрет раскроешь непременно:
В, за, чрез, до, на, пре и при
Прибавь к словам – и будешь первым!
О чём пойдёт речь? Совершенно верно! Тема урока: Правописание приставок.
А назовём мы его: Удивительный мир Приставки
Известно, что в современном русском языке функционирует до 25 приставок.
Интерес к этой морфеме наблюдался не только у учёных, но и у знаменитых писателей. А.Федин рассказывал об увлечении Льва Толстого, который любил образовывать с помощью приставок новые глаголы. Кстати, по мнению Толстого, есть глагол, к которому могут подходить все приставки. Но о нём вы узнаете в конце урока. (интрига)
А мы пойдём немного дальше. Мы не только повторим основные знания о приставках, но и познакомимся с новыми сведениями, проведём собственное языковое исследование.
Эпиграфом к нашему уроку можно отнести слова Корнея Ивановича Чуковского:…..
III. Что такое приставка? (морфема, значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
Проведём орфографическую разминку:
Вставить пропущенные буквы, выявить закономерность, которой подчиняется написание приставок, найти лишние слова в каждом ряду. (задания для групп – один из группы у доски)
1 группа слов: Бе_ценный, в_дремнуть, во_действие, и_гнание, и_подлобья, ра_щелина, чере_чур, чре_мерный, _десь.
2 группа слов: _дача, ра_бежаться, _давать, _бросить, по_тянуться, з_хватить, под_йти, н_клонись, от_рвать.
3 группа слов: пр_дорожный, пр_открыть, пр_одолеть пр_пятствие, пр_возмочь боль, пр_сесть на скамью, пр_сытиться, пр_зидент.
Какие слова лишние? Почему?
Давайте выведем алгоритм решения этой лингвистической задачи.
Этот алгоритм будет выглядеть как таблица, где надо будет соединить стрелками последовательно шаги, назвав самостоятельно условие написания.
1 шаг | 2 шаг вид приставки | 3 шаг принцип написания | 4 шаг условие | 5 шаг примеры |
определяю приставки | неизменяемые изменяемые | зависят от следующей согласной | | начертить |
пишутся всегда одинаково | | прервать |
| изменить |
зависят от значения | | приучить |
Большинство приставок в русском языке подчиняется этим правилам. Но мир приставок необъятен и удивителен!
Знаете ли вы, что в русском языке есть приставки РОС и РАС?
Как же их различать?
Рассмотрим вместе примеры. Что можно сказать в результате наблюдения?
Подберите сами однокоренные слова по такому же принципу. Какой вывод можно сделать?
О или А? | Результат наблюдения |
Рассмотрим вместе примеры | развалиться | розвальни | |
распахать | роспашь |
расплескать | росплеск |
| расчеркнуть | | Сделаем вывод |
распустить | | Безударная – Под ударением - |
рассыпать | |
рассказать | |
разыскивать | |
расписаться | |
Обратите внимание, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, по- и па, имеющие разные значения и разное происхождение:
греческая приставка а- равна русской приставке не- (сравните: асимметрия, алогизм, аритмичный… и опоздал, оробел, осмелел..),
приставки ПРО, ПО – общеупотребительные, а вот приставки ПРА , ПА являются непродуктивными в современном русском языке, а значит, не участвуют в образовании новых слов:
пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник" (прародина; прадедушка, правнук, праязык),
па – всегда ударная приставка, она сохранилась в словах пасынок, падчерица, паводок, пагубный.
запишите себе примеры таких слов.
Предлагаю проверить ваши знания.
Задание на правописание приставок
1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
пр..кратить, пр..одолеть, пр..града
бе..дарно, бе..пристрастный, ра..шифровать
о..далённый, на..треснутый, на..пиленный
в …дании театра, не…доровый вид, бе…толковый
2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
пр…одолевать, пр…лежание, пр...беречь
пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление
нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник
и…вестный, ра…мечтался, ра…жалобить
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
на пр…ёме, пр…небрегать, пр…обладание
переи…дание, во…главил, ра…чётливый
пр…рвать, пр…ступить закон, пр…образиться
чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать
4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
бе…покойство, …дешние жители, …добная булка
из…бличить, от…гнать, пр…дедушка
пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму
в …дании вокзала, ра…бираться, бе…компромиссный
5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
пр...игрыватель, нед…ступный, пр…родина
пр…анализировать, пр…язык, от…рвать
пр…бежище, пр…ступник, пр…образились
во…препятствовать, бе…трепетный, бе… чувственный
6. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
пр…мерить, пр…обрести, пр…дать друга
пред…ставить, пр…бабушка, п…строить
пр…вратить, пр…ступить к занятиям, пр…образовать
ра…чётливый, бе…перспективный, ему не…добровать
7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
распр…дажа, нед…стижимый, …симметрия
…дравница, ра…бираться, бе…радостный
пр…рвать заседание, пр…ступить к делу, пр…образиться
во…главить, во…никнуть, бе…чувственный
Самопроверка (по ключам на слайде)
Ребята, а вы не задумывались над тем, почему в одном случае мы употребляем слова с одними приставками, в другом случае – с другими?
Важно значение приставок.
Возьмём такие предложения: запись в рабочих листах
Каждую пятницу Цыганок одевал короткий полушубок и тяжёлую шапку. (М.Горький)
Одевши рубаху, штаны и серый халатик, он самодовольно оглядывал себя. (А.Чехов)
Здесь однокоренные слова одевал, одевши употреблены неверно. Почему?
Есть пара глаголов одеть – надеть, которые отличаются не только приставками, но и значением: одеть кого-то, надеть что-то на кого-то. Чтобы легче справиться с этим заданием, запомните, что эти слова образуют разные антонимичные пары: (на доске) одеть – раздеть, надеть – снять.
Примените это суждение, чтобы исправить ошибки в данных предложениях.
Попутно, ребята, назовите орфограммы в первом предложении и пунктограммы - во втором.
IV. Вот ещё один этап познания позади. Посмотрите внимательно на этот рисунок. Он абстрактный. Поэтому каждый может воспринимать его по-своему.
От простого к сложному, от малого к великому (покажи этот путь карандашом)
От воспроизведения к творчеству
Это и есть путь к успеху для каждого из нас. Возможно, кому-то из вас удастся сегодня подняться до самой верхней ступеньки… Но ведь путь к успеху бесконечен. Достигнув одной вершины, ты всегда найдёшь в себе силы идти дальше. Так что вперёд!
V. Этот этап урока очень ответственный, сложный, но в то же время интересный.
Я предлагаю вам провести исследование «поведения» приставок.
Для этого вам необходимо понаблюдать за словами с приставками в известном рассказе «Толстый и тонкий» А.П.Чехова. Чехов – настоящий мастер словесности. У него не то что каждое слово, каждая морфема способна заговорить.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Текст я разделила на 2 части:
встреча двух товарищей от начала до сообщения о чине толстого;
от сообщения о чине толстого до конца.
3 группы:
1 группа «НАБЛЮДАТЕЛИ» наблюдает за приставками в 1 части рассказа
2 группа «ЭКСПЕРТЫ» – во второй части рассказа
на основе наблюдения делает вывод о том, что изменилось в поведении приставок, относящихся к тонкому, и что – в приставках, относящихся к толстому.
3 группа «ИССЛЕДОВАТЕЛИ» делится на две подгруппы:
1- пишут сочинение на лингвистическую тему «Что общего и в чём отличие в приставках С в предложении «Сам он съёжился, сгорбился, сузился...» ?» (слышим С, З, долгий С, орфограммы: после приставки на согласную – Ъ перед гласными е,ё,ю,я, озвончение приставки не влияет на её написание, так как это неизменяемая приставка и пишется по традиционному принципу).
2 – исследуют частотность употребления приставок в тексте. Строят диаграмму.
/////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
А я в это время пройду и соберу оценки за тесты
Выяснить, какую роль выполняют приставки в художественном тексте.
Что для этого следовало сделать?
Прочитать текст, выбрать слова с приставками, распределить их на два образа,проанализировать закономерность их употребления, сделать выводы.
///////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////
Давайте заслушаем представителей групп.
Что скажут наблюдатели?
К какому выводу пришли эксперты?
Что нового в науку языкознание готовы внести исследователи?
Все согласны с таким выводом?
Действительно, в основе чеховских юмористических рассказов лежит не просто наблюдательность, а меткость деталей, живость языка. И в этом писателю очень помогают все средства языка, в том числе и приставки.
VI. Итак, подведём итог нашему уроку.
В творческих лабораториях всегда открывается что-то новое.
Состоялось ли открытие сегодня для вас?
Помогла ли вам ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ПРИСТАВКА взглянуть на язык художественных произведений по-другому?
Я предложила вам собрать из данных слов синквейн. Что же у вас получилось?
вопросы | выбери | Материал для создания синквейна |
Что? | 1 слово | Приставка | Морфема | Префикс | | | |
Какая? | 2 слова | маленькая | загадочная | трудная | русская | короткая | неповторимая |
Что делает? | 3 слова | образует | меняет | учит | отталкивает | отрицает | притягивает |
Почему она значимая часть в слове? | предложение | Способна выразить чувства, действия, краски. | Образует новые слова. | Помогает передать своё отношение в речи. | Учит быть внимательными к языку. |
итог | 1 слово | Волшебница | Помощница. | |
Все вы замечательно поработали на уроке
Попробуйте оценить свою работу на уроке:
Красный цвет – очень доволен
Жёлтый цвет – мог бы поработать лучше
Зелёный – не смог реализовать себя
Ну что ж, у вас есть возможность дома поработать и успешно завершить изучение данной темы.
VII. Домашнее задание на доске: репродуктивное – упражн. ____
творческое – сочинение-рассуждение «Что такое ТРЕ в словах трезвон и треуголка – корень или приставка?»
эвристическое - «Сколько новых глагольных форм можно образовать от слова вести?» (выполнив это задание, вы узнаете, почему Л.Толстой выделил именно это слово)