СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по русскому языку «Правописание разделительных  Ъ и Ь знаков»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок «Правописание разделительных Ъ и Ь знаков»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»








«Правописание

разделительных

Ъ и Ь знаков»







Открытый урок по русскому языку

в 5 классе

учителя русского языка и литературы

МБОУ Войковская школа

Алиумеровой Вильмары Энверовны





Войково, 2017

Планируемые образовательные результаты:

 Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): углубление знаний учащихся о правописании разделительных Ъ и Ь знаков; развитие орфографической зоркости учащихся; совершенствование навыков фонетического разбора;

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя  как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.



Оборудование: таблица Т.Я. Фроловой «Разделительные Ъ и Ь знаки»;

рисунки с изображением Незнайки, озорного щенка, рыжей кошки и воробья; алгоритм по теме на каждой парте; раздаточный материал, учебники, тетради.

Ход урока:



I.Организационный момент.



  1. Взаимопроверка домашнего задания.

  2. Повторение пройденного материала.

Словарный диктант (разделить слова для переноса):

зорь-ка, резь-ба, подъ-езд, ёл-ка, мин-даль, май-ка, вью-га.

  1. Вопросно-ответная беседа:

- какую функцию выполняет мягкий знак в словах, которые мы написали?

- Какая еще функция у Ь в русском языке?

- найдите в словарном диктанте мягкие согласные

- какую функцию выполняет здесь Ь?

- с какой буквой часто путают Ь по этой же функции?

- давайте сформулируем тему урока.

II. Подведение к теме и целям урока. Слово учителя.

III. Актуализация опорных знаний.

1.Чтение сказки «О мягком знаке в стране Грамматике».

2.На доске кроссворд

1



Ь



2



Ь



3



Ь



4



Ь



5



Ь



6



Ь



7



Ь





  1. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

  2. Верхняя одежда, обычно ниже колен.

  3. Вечнозелёное южное дерево с крупными перистыми или веерообразными листьями.

  4. Быстрый, весёлый танец.

  5. Мелкая рыба из семейства сельдей.

  6. Украшение, надеваемое на палец.

  7. Подвижные конечные части кистей рук, ступней ног.

Учитель: Ребята, для чего в кроссворде служит мягкий знак? (для обозначения мягкости согласных).

Ученица читает стихотворение О. Высотской «Мягкий знак»:

Он очень вежлив, МЯГКИЙ ЗНАК.

Не любит споров он и драк.

Он всем старается помочь.

Он в слове «мать»,

и в слове «дочь»,

И в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он всё старается смягчить.

- Отрежь! Отрежьте!

- Исправь! Исправьте!

- Поешь! Поешьте!

- Оставь! Оставьте!

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак!

IV. Работа над темой урока.

1.На доске текст: Выпал снег. Чистой белой скатерт..ю покрылась и отдыхает земля. Тёмные тени лежат под дерев..ями. На снегу отчётливо видны узоры птич..их следов.

Учитель: Ребята, на доске текст, который написал наш старый знакомый Незнайка. Нам остаётся только списать его. Но что это? Он не вставил буквы, а как-то странно написал слова!

Ребята, вы слышите шум? Это слова обиделись на Незнайку!

2. Инсценировка ( 3 ученика с листами, на которых написаны слова «скатертю», «деревями», «птичих» разговаривают между собой)

-Ой, ой, ой! В таком виде нельзя показываться в приличном обществе!

- А уж среди учителей тем более!

- А пятиклассники нас просто засмеют!

- Незнайка ничего не знает! В наших словах буквы Я,Е,Ю обозначают два звука [йа], [йэ], [йу].

- А делают они это с помощью Ь знака!

- Незнайка потерял помощников, и все подумают, что буквы обозначают только одни звуки [а], [э],[у].

- Что же нам делать?

- Ребята! Вы поможете нам?

Учитель: Ребята! Поможем словам? А что нужно вспомнить, чтобы правильно вставить буквы? Конечно, правило!

3.Работа по таблице Т.Я. Фроловой. (учащиеся формулируют правило написания разделительных Ъ и Ь, изученное в начальной школе)

4. Работа с учебником. стр.114-116 (углубление знаний учащихся)

5. Списывание отредактированного текста с доски.

6. Работа с учебником. Упражнение 180 стр. 115 (выписать слова с разделительными Ь и Ъ.

7. Алгоритм (на каждой парте) + схемы Т.Я.Фроловой.

8. Распределительный устный диктант с сигнальными карточками.

Съёжиться, гнездовье, безлюдье, объявление, подъёмный, вьюнок, разъярённый, обезьяна, варенье, здоровье, объективно, барьер, съезжаться, съезд, воробьи, компьютер, объятия, курьер.

9.Физкультминутка.

10. Работа в парах. Правильно записать одним словом данные выражения:

Седьмой день недели; детёныш львов; дождливая, пасмурная погода; ягоды или фрукты, сваренные с сахаром; возвышенная местность перед горами; изготовленный из льна; исход игры, при котором никто не выигрывает – проверить друг друга (взаимопроверка).

11. Учитель: Ребята! А Незнайка, оказывается, поэт! Он сочинил четверостишие, только сомневается в написании некоторых слов. Давайте вместе поможем Незнайке! (списать с доски четверостишие, вставить пропущенные буквы)

Мой щенок всех поразил,

Кошку бол..но укусил!

Да и (М,м)урка х..р..ша;

С..ест.. х..тела в..р..б..я!





12. «Четвёртый лишний».

Задание: определите, какое слово в каждой группе является лишним. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор написания:

В..юга, в..юн, гнездов..е, в..езд, об..ём, об..яснение, б..ёт, об..явление.



V.Подведение итогов урока.

1.Самостоятельная работа. Каждому ученику дается свой вариант задания из 20 слов, в которых нужно вставить буквы на изученное правило.

2.Инсценировка басни о Ь и Ъ знаках.

3. Ученица читает стихотворение «Всегда маленькие».

4. Выставление оценок учащимся. Подведение итогов урока учителем.

VI. Домашнее задание: Упр. 182 на стр. 116.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!