Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Войковская школа Первомайского района Республики Крым»
«Правописание
разделительных
Ъ и Ь знаков»
Открытый урок по русскому языку
в 5 классе
учителя русского языка и литературы
МБОУ Войковская школа
Алиумеровой Вильмары Энверовны
Войково, 2017
Планируемые образовательные результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): углубление знаний учащихся о правописании разделительных Ъ и Ь знаков; развитие орфографической зоркости учащихся; совершенствование навыков фонетического разбора;
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные: испытывать желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Оборудование: таблица Т.Я. Фроловой «Разделительные Ъ и Ь знаки»;
рисунки с изображением Незнайки, озорного щенка, рыжей кошки и воробья; алгоритм по теме на каждой парте; раздаточный материал, учебники, тетради.
Ход урока:
I.Организационный момент.
Взаимопроверка домашнего задания.
Повторение пройденного материала.
Словарный диктант (разделить слова для переноса):
зорь-ка, резь-ба, подъ-езд, ёл-ка, мин-даль, май-ка, вью-га.
Вопросно-ответная беседа:
- какую функцию выполняет мягкий знак в словах, которые мы написали?
- Какая еще функция у Ь в русском языке?
- найдите в словарном диктанте мягкие согласные
- какую функцию выполняет здесь Ь?
- с какой буквой часто путают Ь по этой же функции?
- давайте сформулируем тему урока.
II. Подведение к теме и целям урока. Слово учителя.
III. Актуализация опорных знаний.
1.Чтение сказки «О мягком знаке в стране Грамматике».
2.На доске кроссворд
1 | | | Ь | | |
2 | | | Ь | | |
3 | | | Ь | | |
4 | | | Ь | | |
5 | | | Ь | | |
6 | | | Ь | | |
7 | | | Ь | | |
Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Верхняя одежда, обычно ниже колен.
Вечнозелёное южное дерево с крупными перистыми или веерообразными листьями.
Быстрый, весёлый танец.
Мелкая рыба из семейства сельдей.
Украшение, надеваемое на палец.
Подвижные конечные части кистей рук, ступней ног.
Учитель: Ребята, для чего в кроссворде служит мягкий знак? (для обозначения мягкости согласных).
Ученица читает стихотворение О. Высотской «Мягкий знак»:
Он очень вежлив, МЯГКИЙ ЗНАК.
Не любит споров он и драк.
Он всем старается помочь.
Он в слове «мать»,
и в слове «дочь»,
И в тихом лунном слове «ночь».
Чтоб никого не огорчить,
Он всё старается смягчить.
- Отрежь! Отрежьте!
- Исправь! Исправьте!
- Поешь! Поешьте!
- Оставь! Оставьте!
Так мягко просит мягкий знак,
Что отказать нельзя никак!
IV. Работа над темой урока.
1.На доске текст: Выпал снег. Чистой белой скатерт..ю покрылась и отдыхает земля. Тёмные тени лежат под дерев..ями. На снегу отчётливо видны узоры птич..их следов.
Учитель: Ребята, на доске текст, который написал наш старый знакомый Незнайка. Нам остаётся только списать его. Но что это? Он не вставил буквы, а как-то странно написал слова!
Ребята, вы слышите шум? Это слова обиделись на Незнайку!
2. Инсценировка ( 3 ученика с листами, на которых написаны слова «скатертю», «деревями», «птичих» разговаривают между собой)
-Ой, ой, ой! В таком виде нельзя показываться в приличном обществе!
- А уж среди учителей тем более!
- А пятиклассники нас просто засмеют!
- Незнайка ничего не знает! В наших словах буквы Я,Е,Ю обозначают два звука [йа], [йэ], [йу].
- А делают они это с помощью Ь знака!
- Незнайка потерял помощников, и все подумают, что буквы обозначают только одни звуки [а], [э],[у].
- Что же нам делать?
- Ребята! Вы поможете нам?
Учитель: Ребята! Поможем словам? А что нужно вспомнить, чтобы правильно вставить буквы? Конечно, правило!
3.Работа по таблице Т.Я. Фроловой. (учащиеся формулируют правило написания разделительных Ъ и Ь, изученное в начальной школе)
4. Работа с учебником. стр.114-116 (углубление знаний учащихся)
5. Списывание отредактированного текста с доски.
6. Работа с учебником. Упражнение 180 стр. 115 (выписать слова с разделительными Ь и Ъ.
7. Алгоритм (на каждой парте) + схемы Т.Я.Фроловой.
8. Распределительный устный диктант с сигнальными карточками.
Съёжиться, гнездовье, безлюдье, объявление, подъёмный, вьюнок, разъярённый, обезьяна, варенье, здоровье, объективно, барьер, съезжаться, съезд, воробьи, компьютер, объятия, курьер.
9.Физкультминутка.
10. Работа в парах. Правильно записать одним словом данные выражения:
Седьмой день недели; детёныш львов; дождливая, пасмурная погода; ягоды или фрукты, сваренные с сахаром; возвышенная местность перед горами; изготовленный из льна; исход игры, при котором никто не выигрывает – проверить друг друга (взаимопроверка).
11. Учитель: Ребята! А Незнайка, оказывается, поэт! Он сочинил четверостишие, только сомневается в написании некоторых слов. Давайте вместе поможем Незнайке! (списать с доски четверостишие, вставить пропущенные буквы)
Мой щенок всех поразил,
Кошку бол..но укусил!
Да и (М,м)урка х..р..ша;
С..ест.. х..тела в..р..б..я!
12. «Четвёртый лишний».
Задание: определите, какое слово в каждой группе является лишним. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните выбор написания:
В..юга, в..юн, гнездов..е, в..езд, об..ём, об..яснение, б..ёт, об..явление.
V.Подведение итогов урока.
1.Самостоятельная работа. Каждому ученику дается свой вариант задания из 20 слов, в которых нужно вставить буквы на изученное правило.
2.Инсценировка басни о Ь и Ъ знаках.
3. Ученица читает стихотворение «Всегда маленькие».
4. Выставление оценок учащимся. Подведение итогов урока учителем.
VI. Домашнее задание: Упр. 182 на стр. 116.