СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" 6 кл

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" 6 кл»

Тема: «Задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости» (Урок – повторение).

Предварительная подготовка к уроку: 1) учащиеся должны знать и повторить темы «Отношения», «Пропорции», «Основное свойство пропорции», «Прямая пропорциональная зависимость», «Обратная пропорциональная зависимость»;

2) класс заранее распределен по парам( по уровню способностей) для выполнения заданий разной сложности;


Цели урока:

  1. образовательная: повторить, обобщить, закрепить и проверить знания и навыки по темам: «Отношения и пропорции», «Решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости», «Действия с обыкновенными и десятичными дробями»; вырабатывать у учащихся умение обобщать изученный материал, анализировать, сопоставлять, делать выводы;

  2. воспитательная: воспитание интереса к математике через задания, связанные с жизненными ситуациями, аккуратности при выполнении работы;

  3. развивающая: развитие логического мышления, кругозора, внимания.

Оборудование: доска, проектор, карточки с заданиями двух - уровневые, презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, письмо с математическим диктантом.

Ход урока:

Организационный момент.

Включён проектор. На экране – тема урока.

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Сегодня девизом нашего урока будут слова Максима Борзаковского:

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь,

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись!


Я выбрала эти слова в качестве девиза к уроку, т.к. сегодня мы в очередной раз убедимся, что знание наук, а именно, знание математики, необходимо в жизни любого человека. А убедимся мы в этом, решая задачи на прямую и обратную пропорциональные зависимости.

Главная задача нашего урока повторить и закрепить знания и умения по решению таких задач. А поможет нам в этом виртуальное путешествие в известную вам деревню Простоквашино, в которое мы отправляемся сегодня на уроке.

Напомню, что живут в этой деревне любимые герои одноимённого мультфильма – дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс по кличке Шарик и почтальон Печкин.























Слайд 2


Актуализация знаний.

Цель: повторить определение прямой и обратной пропорциональных зависимостей для использования при решении задач.

Ребята, мы поедем в Простоквашино на электричке. А чтобы контролёр посадил нас в вагон, необходимо выполнить следующее задание.

На экране вы видите предложения с пропущенными словами. Ваша задача – вставить пропущенные слова так, чтобы получилось верное высказывание.

  1. Если при увеличении одной величины в 2 раза другая величина ______________________ в 2 раза, то такие величины называют прямо пропорциональными.

  2. Величины называют _________________________, если при уменьшении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

  3. Если при увеличении одной величины в 3 раза другая величина ______________________ в 3 раза, то такие величины называют обратно пропорциональными.

  4. Величины называют _________________________, если при уменьшении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.

Хорошо! Теперь попробуйте обобщить и самостоятельно сформулировать определение прямой пропорциональной зависимости и привести примеры.

Две величины называют прямо пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая увеличивается ( уменьшается) во столько же раз.

Пример: Мы пришли в магазин. За 5 тетрадей мы заплатили 20 рублей. Сколько мы заплатим за 10 таких же тетрадей? При увеличении количества тетрадей в 2 раза их стоимость тоже увеличится в 2 раза. Следовательно, зависимость между покупаемыми тетрадями и их стоимостью является прямо пропорциональной.

Хорошо! Теперь попробуйте обобщить и самостоятельно сформулировать определение обратной пропорциональной зависимости и привести примеры.

Две величины называют обратно пропорциональными, если при увеличении (уменьшении) одной из них в несколько раз другая уменьшается( увеличивается) во столько же раз.

Пример: За 40 рублей мы купили 10 тетрадей. Сколько тетрадей мы сможем купить за те же 40 рублей, если они подорожают в 2 раза? При увеличении цены в 2 раза количество тетрадей, которые мы сможем купить, уменьшится в 2 раза. Следовательно, зависимость между ценой и количеством купленных тетрадей является обратно пропорциональной.

Молодцы!













Слайд 3

Выполнение заданий.

Цель: повторить правила нахождения неизвестного члена пропорции для дальнейшего решения задач на уроке.

На столах заранее разложены карточки с заданиями 2-х уровней сложности – красная – 1-й уровень сложности, зелёная – 2-й уровень сложности.

1-й: 2,1 : Х = 3 : 10 2-й: : 3

Х : 5 = 13 : 2 2,8 : 3,2 = 2,1 :Х

Итак, в поезд нас посадили. А для того, чтобы он тронулся с места, машинист просит нас решить задачу с помощью пропорции. Для этого надо вспомнить, как находить неизвестный член пропорции.

Ребята, у вас на столе карточка, где записаны 2 пропорции. Ваша задача найти неизвестный член пропорции. Работаем в парах, решение записываем прямо на карточках .Если нужна помощь, то зовём учителя.

4 человека одновременно решают у доски. Учащиеся вызываются к доске в соответствии с уровнем заданий.

Самопроверка.

Попросить детей сформулировать правила нахождения неизвестного среднего и крайнего членов пропорции.

Вы большие молодцы! С такими знающими математику попутчиками можно отправляться в самый дальний путь!

Карточки с заданиями на столе. Работа в парах.

Решение задач.

Цель: повторить и закрепить решение задач на прямую и обратную пропорциональные зависимости.

А вот и задание от машиниста: решить задачу с помощью пропорции.

Задача 1. За 6 часов поезд прошёл 480 км. Какой путь пройдёт поезд за первые 2 часа, если скорость была постоянной?

Для того, чтобы решать задачи на пропорции, давайте вспомним алгоритм их решения.

На экране появляется слайд

Алгоритм решения задач с помощью пропорций:

  1. Неизвестное число обозначается буквой х.

  2. Условие задачи записывается в виде таблицы.

  3. Устанавливается вид зависимости между величинами.

  4. Прямо пропорциональная зависимость обозначается одинаково направленными стрелками, а обратно пропорциональная зависимость – противоположно направленными стрелками.

  5. Записывается пропорция.

  6. Находится её неизвестный член.

Задачу решаем в тетрадях. Открываем тетради, записываем число, тему урока.

Учитель записывает на доске.

Используя алгоритм, решаем задачу 1 вместе с учителем.

время


путь

6 ч

-

480 км

2 ч

-

Х км



6 : 2 = 480 : х; х = 480 ∙2 : 6; х = 160 (км)

Хорошо! Машинист вам благодарен, и мы отправляемся. А чтобы не скучать в дороге, предлагаю решить ещё задачу.

Задача 2. Папа дяди Фёдора заметил, что на автомобиле со скоростью 60 км/ч он проезжает тоннель за 1 мин. За сколько минут он проедет этот тоннель со скоростью 50 км/ч?

Задачу решаем в тетрадях, один ученик у доски.

скорость

-

в ремя

60 км/ч

-

1 мин = 1/60 ч

50 км/ч

-

Х ч



60 : 50 = х : ; х = 60 ∙ : 50; х = (ч)



А мы тем временем приехали. Вот оно – Простоквашино! На перроне нас встречает Шарик. Он расстроен. Он так хотел сварить к нашему приезду варенье, но не смог решить, сколько сахарного песка ему необходимо. Давайте ему поможем.



Задача 3. (условие – на слайде) Для приготовления варенья из вишни на 6 кг ягод берут 4 кг сахарного песка. Сколько сахарного песка надо взять на 1 ) 12 кг ягод? – 1 вариант. 2) 3 кг ягод – 2 вариант?



Решение выполняем самостоятельно по вариантам.

2 человека у закрытой доски. Самопроверка. Решение на слайде

Самооценка –

- всё правильно; - что-то не получилось











Слайд 4







Слайд 5





























Слайд 6





















Слайд 7





Слайд 8

Устные задания.

Цель: показать, что между величинами зависимость бывает не только двух видов – прямой и обратной пропорциональностью, но может иметь и другой характер.

Посмотрел Дядя Фёдор, как хорошо вы умеете решать задачки на пропорциональную зависимость и тоже решил дать вам задания. Будьте внимательны. Дядя Фёдор хорошо учится в школе. Задание – решить устно, определяя вид зависимости.

Провокационные задачи для устного решения:

  1. Когда дядя Фёдор прочитал 10 страниц книги, то ему осталось прочитать ещё 90 страниц. Сколько страниц ему останется прочитать, когда он прочитает 30 страниц? (70 стр.)

  2. За 2 часа Матроскин поймал 12 карасей. Сколько карасей он поймает за 3 часа?

  3. В деревне Простоквашино 3 петуха разбудили 6 человек. Сколько человек разбудят 5 петухов?

  4. Трое пошли – три гвоздя нашли. Четверо пойдут – много ли найдут?

Вывод: в этих задачах зависимость между величинами не является прямо или обратно пропорциональной. Здесь зависимости другого характера. Кроме того задачи 2,3,4 – не имеют однозначного решения.















Слайд 9











Слайд 10

Решение задач.

А у Матроскина тоже проблема. Он хочет покрасить забор. И тут не обойтись без умения решать задачи на пропорции, а он не умеет, ведь коты не учатся в школе. Давайте ему поможем.

Задача 4. Для самостоятельного решения по вариантам.

5 маляров могли бы покрасить забор за 8 дней. За сколько дней покрасят тот же забор I вариант - 10 маляров? II вариант - 1 маляр?

2 человека решают у закрытой доски. Остальные - самостоятельно в тетрадях. Если нужна помощь – зовём учителя.

Решение: появляется на слайде.

С амооценка-

- всё правильно, - что-то не получилось







Слайд 11









Слайд 12

Подведение итогов урока, рефлексия.

Цель: проверить знания учащихся, оценить их работу на уроке.

Вот такое занимательное и интересное у нас получилось путешествие. Но урок подходит к концу, пора и нам возвращаться. Чтобы приобрести обратный билет, вам нужно решить математический диктант.

Задание: я буду читать некоторые высказывания, которые принёс мне в письме почтальон Печкин, а ваша задача – определить верное или неверное высказывание я прочитала. Если вы считаете высказывание верным – ставите «+», если неверным – ставите - «-«. Задание понятно?

  1. Если при увеличении одной величины в 2 раза другая величина уменьшается в 2 раза, то эти величины прямо пропорциональные.

  2. Если при уменьшении одной величины в несколько раз другая увеличивается во столько же раз, то эти величины обратно пропорциональны.

  3. Зависимость между временем и расстоянием при постоянной скорости является прямо пропорциональной.

  4. Покупаем одинаковые карандаши. Зависимость между количеством карандашей и стоимостью покупки является прямо пропорциональной.

  5. Если одна из прямо пропорциональных величин увеличивается в несколько раз, то другая величина тоже увеличивается во столько же раз.

  6. Площадь квадрата обратно пропорциональна его длине.

  7. Если количество покупаемых конфет увеличим в 3 раза, то их стоимость тоже увеличится в 3 раза.

  8. Высота дерева прямо пропорциональна его возрасту.

Ответы: - + + + - - + - .

Взаимопроверка. Поменяться тетрадями с соседом.



- все правильно - что-то не получилось.





Ребята, кто из вас получил 3 улыбающихся смайлика, тот получает «5» за работу на уроке.











































Слайд 13









Творческое домашнее задание.

Придумать и решить по одной задаче на прямую и обратную пропорциональные зависимости, используя жизненные ситуации. Оформить для стенда. Работы будут оцениваться. Лучшие работы будут размещены на классном стенде.

Урок закончен. Все большие молодцы. До свидания!









Слайд 14




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!