СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок: «Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью определённых упражнений добиться качественного и красивого звучания в вокальных произведениях.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок: «Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях»»


муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

города Новошахтинска












Открытый урок: «Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях»





Преподаватель: Петрова О.С.






Октябрь 2018 г.


Тема урока: Применение различных видов вокальной техники в эстрадных произведениях.


Цель: с помощью определенных упражнений, добиться качественного и красивого звучания в произведении.


Задачи:

-создание эмоционального настроя

-введение голосового аппарата в работу с постепенной нагрузкой

-развитие голосового аппарата с помощью определенных упражнений


Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, стулья.


Возраст детей: 12 - 13 лет.


План занятия:

1.Организационный момент. 1 мин.

2.Упражнения для постановки дыхания. 5 мин.

3.Упражнения для артикуляционного аппарата. 3 мин.

4.Упражнения для расширения высотного

диапазона. 5 мин.

5.Вокально-технические приёмы

эстрадного пения. 20 мин.

6.Исполнение песни. 10 мин.

7.Подведение итогов. 2 мин.


Ход занятия.

1.Организационный момент.

Приветствие, указание темы занятия.


2.Упражнения для постановки дыхания.


Мы на нашем уроке будем заниматься с поющими, продвинутыми детьми и это занятие предназначено именно для них, потому что начинающих вокалистов нужно обучать сначала основам пения. Пение на опоре звука предполагает прежде всего состояние твердого живота.

Основа  пения -  прежде  всего  правильное  дыхание,  поэтому  необходимо  с  самого  начала  обращать  внимание  ученика  на    «правильное»  дыхание «животом».

Давайте выполним несколько дыхательных упражнений для подготовки дыхательного аппарата к пению.


Упражнение “Кошка”

 - ставит «правильное» дыхание

- убирает дрожь

- увеличивает продолжительность выдоха

- нарабатывает «узость гортанную»


Упражнение «Шарик»

Встать прямо, подбородок параллельно полу. Поставить руки на нижние ребра и вдохнуть так, чтобы они расширились одновременно, надувая живот (шарик надулся) Дышать нужно в нижние ребра, живот, уголки легких (спина). Чтобы это почувствовать, можно наклониться, упираясь руками в стол. При этом, вдох следует делать комбинированным: приоткрытым ртом и носом, сразу формируя «зевок» (приподнятое мягкое нёбо). Уголки губ чуть приподнять, чтобы открылись верхние зубы. ( Эта позиция как раз отличается от академической)

Чтобы почувствовать, где именно находится опора звука, можно «покашлять», или медленно выдувать букву «с», как бы сдувая шарик.


3. Упражнения для артикуляционного аппарата:

-улыбка трубочка

Вытягиваем губы трубочкой, затем максимально растягиваем на улыбке.

-пятачок

Вытягиваем губы трубочкой и двигаем ими вправо-влево, вверх-вниз и вращаем по кругу. Стараемся что бы щеки при этом не двигались.

-сытый хомячок

Одновременно надуваем обе щеки воздухом, задерживаем дыхание на несколько секунд и сдуваем. Потом надуваем щеки поочередно, как будто полощем рот, или перекатываем во рту шарик.

-голодный хомячок

втягиваем обе щеки, задерживаем втянутое положение на несколько секунд и возвращаем щеки в исходное положение.

-шпага

поочередно тыкаем в щеки языком, как шпагой.

-Жвачка

жуем язык как жвачку

-Лошадка

цокаем языком



4. Расширение высотного диапазона


Упражнение «Нет» - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка:

- главное упражнение при растяжении диапазона

- взаимодействие языка, гортани и пресса

- чистит голос.


Упражнение «Н» качание - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка:

- взаимодействие языка, гортани и пресса

- развивает вибрато

Упражнение «Спираль»

Девочки стоя друг напротив друга, взявшись обеими руками отклоняясь в стороны выполняют это упражнение.

- ощущение пресса

- безопасное расширение диапазона


5. Вокально-технические приёмы эстрадного пения

Фальцет - пение "без опоры". Регистр головы но с воздухом…на помощь узость, пресс фиксированный. Позволяет расширить диапазон в сторону высоких нот. Нередко встречается в джазе и поп-музыке.


Нос - натяжение звука, смыкание мягкого нёба и корня языка. Бывает глянцевый и матовый.


Субтон - пение с придыханием. Примеры этого приема можно услышать в джазе и поп-музыке, например, у Tony Braxton, Cher или Tanita Tikaram. В грудном регистре – субтон - слог на воздух в нижней челюсти. Субтон помогает донести до слушателя содержание произведения, очень красиво звучит.


Твёрдый звук без воздуха, звук в твердое нёбо «егей!» «огоу!»

- нарабатывает народный звук без воздуха

- нарабатывает точную разницу «твёрдого» и «мягкого» нёба

- уплотняет голос

- нарабатывает сильные верхние ноты в грудном регистре


Узость гортанная - еще один прием в эстрадном вокале. Звук проходит через препятствие, через узкую щель в горле. Узость гортанная нужна для того, чтобы экономно расходовать воздух.


Соединяем некоторые приёмы.


Упражнение «Па-па-па-пара-па-па»

- нарабатывает два приёма «Субтон» и «матовый нос»

- развивает выносливость


Упражнение на «Три точки»

- соединяет три приёма: субтон, нос и твёрдый звук

- развивает выносливость.


6. Исполнение сольных отрывков.


Вика исполняет песню А Беляева «На десерт» из репертуара группы «Open Kids».


Саша исполняет песню А. Маслова «Путь наверх».


7. Подведение итогов.


Каждый педагог волен использовать самые разнообразные приемы и упражнения для развития и укрепления певческого голоса и вокальных навыков. Главное, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно на занятиях и с удовольствием двигался к положительному результату. Педагогу нужно быть очень внимательным, чтобы выбирать для ребенка упражнения и репертуар, позволяющие как можно шире раскрыть все возможности данного ученика. Здесь очень важно знать меру. Не стоит утомлять ученика долгими упражнениями, но и нельзя ими пренебрегать. Надо знать особенности каждого ученика. Кого – то лучше распевать сверху вниз, а кого-то наоборот. Для работы в классе можно выбрать произведение чуть сложнее, чтобы было над чем поработать. А для выступления лучше взять произведение попроще, но такое, которое с легкостью прозвучит в исполнении ребенку.

Не стоит украшать исполнение какими-то искусственными, надуманными эффектами. Лучше как следует разобрать с учеником музыку и текст, понять содержание и исполнение естественным образом наполнится смыслом, а значит и выразительностью.














Методическое обеспечение урока.

На своих уроках я использую методы и приёмы работы с вокалистами педагога и певицы Ирины Цукановой.

Ирина Цуканова-украинская певица, преподаватель, автор, композитор, основатель вокальной методики и школы разно жанрового вокала «Improvi Nation».

Методика Ирины Цукановой - уникальна, поскольку в ней объединено максимальное количество музыкальных жанров. Данная методика разработана Ириной таким образом, что научиться петь может как новичок, так и профессионал может значительно расширить свои вокальные приделы. В своей методике Ирина предложила уникальный метод разбора произведения, который позволяет быстро и профессионально петь.

Ирина Цуканова - одна из немногих педагогов, которая не только может рассказать в теории о вокале, но является реально поющим человеком, следовательно, может все показать на практике.

Вокальный жанр:

Основная "фишка" методики Ирины Цукановой - это смешивания различных стилей.

Ирина в совершенстве владеет следующими вокальными жанрами:

  • POP

  • Джаз

  • Опера

  • Народный вокал

  • Gospel

  • Фанк

  • Рок

  • R-n-B

  • Рок-н-ролл

  • Кантри

  • Соул



Обучение вокалу на примере известных исполнителей и мировых хитов

Если вы хотите петь в определенном стиле, Ирина именно тот человек, который за несколько секунд научит и направит вас, покажет, как правильно дышать, где и когда применять нужную вокальную точку, как соединять разные регистры. Ирина умеет очень тонко проанализировать композицию, четко понимая природу голоса, звукоизвлечения вокальных "фишек", следовательно она может все это разъяснить, показать и научить. В ходе обучения Ирина Цуканова раскрывает все секреты вокала, ничего не утаивая.

Создание вокальной личности

Кроме того, являясь не только исполнителем, но и автором, а также очень талантливым композитором, Ирина Цуканова может помочь вам найти свое собственное уникальное звучание, свою манеру, максимально раскрыть самые яркие стороны вашего вокального аппарата и вашей вокальной личности в целом.



Навыки

Ирина Цуканова владеет множеством вокальных приемов, а также разработала уникальные упражнения для их наработки. Речь идет о следующих техниках:

дыхание (диафрагма, опора) , дикция, грудной регистр, регистр головы,  гортань, вокальные приемы в разных регистрах (субтон, пение в речевой манере, народный звук, подсвязочный звук, прикрытый звук, примарный тон, фальцет, академический звук - зевок, йодль, хмык, расчепление связок, вибрация, мелизмы,  мягкое небо, твердое небо, микст, переходные ноты), распевки, разбор произведения, работа с микрофоном, актерское мастерство.

Все это Ирина Цуканова объединила в свою методику ImproviNation.

Образование

2003-2007 — музыкальное училище им. Ревуцкого, г. Чернигов, вокальный факультет (оперный вокал), класс преподавателя – Литвинова В. П.

2007- 2012 – Национальная Академия Украины им. П. И. Чайковского, вокальный факультет (оперный вокал, оперетта), класс преподавателя – Крыжановской Л. П.

Вспоминая свое детство, Ирина Цуканова говорит, что так пела с детсва. Она родилась с песней на устах, и свою первую песню "Твоим дожем" написала в возрасте 8 лет. Музыкальное образование помогло собрать всю вокальную картинку воедино, и дало общее музыкальное развития в добавок к природному таланту.

Деятельность, творчество

20-23 июля 2006 – лауреат I-й премии в старшей категории III-го Международного Фестиваля популярной песни и инструментальной музыки «Жемчужный Рай» за высокое мастерство исполнения и значительный вклад в развитие современного эстрадного творчества, г. Балаклава, Украина (с авторской песней «Чуйте небеса»)

2006 – лауреат международного фестиваля эстрадных исполнителей «Славянская Звезда 2006», г. Орел, Россия (с авторской песней «Чуйте небеса»)

С 2004-2013 – Министерство Сухопутных Войск Вооруженных Сил Украины, солистка джазового оркестра, артист-вокалист ансамбля песни и танца

С 2008 года по настоящий момент преподает вокал (эстрадный, джазовый, оперный).

С 2013 — проводит массовые мастер-классы по вокалу в Украине, а также за ее пределами.

30 марта 2013 – выходит дебютный альбом Ирины Цукановой «Боже, нет Тебя дороже».

С 11 февраля 2013 — Ирина выпускает вокальный видеоблог «Спой со мной», цель которого помочь людям , у которых нет возможности посещать платные уроки, раскрыть свой потенциал, повысить уровень вокального мастерства.



Упражнения:

Сейчас мы рассмотрим некоторые базовые упражнения и распевки. А так же поговорим отдельно о каждом упражнении-какие навыки оно развивает, что дает голосу вокалиста.

В первую очередь хотелось бы остановиться на таком понятии Ирины Цукановой, как «узость гортанная». Она необходима для того, чтобы голос не дрожал, помогает правильно формировать вибрато. Наработать узость можно упражнениями:

1. «Точка» (показ упражнения). Это упражнение помогает добиться звука без воздуха, активизировать пресс. В момент упражнения связки разогреваются, голос отдыхает.

2. «А-Э-Ы-О-У» (показ упражнения). Это упражнение имеет массу плюсов: Гортань не опускается; убирается дрожь в голосе; нарабатывается основа плотного субтона (принцип – выдыхая - не теряю); фиксируется пресс; стабилизируется, уплотняется, увеличивается дыхание. Упражнение повышает эластичность голоса, убирает дрожь, к тому же, при заболеваниях горла, это упражнение не позволяет голосу «садиться».



Ирина Цуканова использует рад упражнений для разогрева голоса и подготовки певческого аппарата:

1.Моторная лодка - исполняется на одной ноте, а далее, с выходом в головной резонатор. Это упражнение позволяет разогреть связки, не нагружая их. А так же соединить два регистра. Дает ощущение фиксации (звук без воздуха), наработка головного резонатора, подтягивает мышцы лица, живота, подачу вокалиста, не выходит лишний воздух.

2.МММ-ААААА (открывая рот, удерживать звук под связками - звук не меняется (разницы нет). Это упражнение полезно для эластичности связок.

3. «Йушка». Упражнение помогает наработать соединение двух регистров (грудной, головной)

4. «Э-гей. о-гоу». Помогает фиксировать твердое небо и наработать тембр.

5. «Утро туманное» - Выявляется рабочий звук вокалиста, основа высоких нот, мелизмов, «йодля» и «хмыка». Упражнение полезно для работы со звуковедением, динамикой, уделяется внимание значение согласной букве – нарабатывается «вокальный нос», субтон, народный звук.



Ирина Цуканова является автором очень оригинальных, интересных и полезных упражнений, с которыми я хочу вас познакомить. Эти упражнения очень доступно позволяют понять и прочувствовать работу организма во время пения как взрослого вокалиста ,так и детей. Кроме того, детям упражнения очень нравятся:

1. «ФАнарики». Упражнение позволяет научится петь поступенное движение вверх, сочетать два регистра, наработать субтон и выйти в верхнюю ноту плавно и красиво.

2.«ААА тыгыдым»( На этот же мотив(ммм, в нос), на «а» (начиная с субтона). Очень оригинальное упражнение. которое нравится многим детям, кроме того, помогает овладеть большим количеством полезных навыков: Фиксируется «узость гортанная», нарабататываются мелизмы, вибрато, подвижности гортани. Идет давление не на гортань, а на пресс, приходит легкость, за счет «игнора» слов и фиксации пресса, челюсть тоже фиксированная.

3. «Мама» (показ видео). Упражнение для подготовленных коллективов и вокалистов. Нарабатывается ритм и динамика в вокале, чувство сильных и слабых долей. Приветствуется многоголосие.

4.«Папа» (показ видео) - Это упражнение так же для профессиональных, подготовленных исполнителей. Помогает развить выносливость, приподнятый корень языка, «вокальный нос»,субтон.

Слабые доли и динамика-это то,на что нужно обратить внимание в этом упражнении.

5. «На-на» (показ видео). Очень красивое и интересное упражнение. Язык, гортань и пресс- это «вокальный трипод», который все вокалисты должны наработать, если считают себя профессионалами. Это упражнение-секрет наработки языка, носа, субтона и динамики.

6. «Ммммм как вкусно» (показ упражнения). Упражнение на наработку вибрации, подвижности гортани. Как известно, вибрация должна дополнять звук, а не формировать его. Когда вокалисты не следят за своими раскачиваниями, то вибрато звучит расшатано, быстро стареет гортань, да и пение уже не такое эстетично. В ходе работы над упражнением, аппарат разогревается дикционно и высветляется. ММММ - поется без воздуха, «вокальный нос» - звучит в носоглотке, а «как вкусно» - выпускаем воздух, попадаем в тембр - на одном дыхании 3-5 раз.

7. Ха (развернутое маж.трезвучие) - В этой распевке первый звук подается с воздухом(субтон), второй без воздуха. В упражнении используется прием глиссандо. Оно чистит интонацию, развивает «головной резонатор.

8. «Хмык» (резкий переход из грудного регистра (гнусаного)(показ). Цель упражнения - добиться одной точки.Исполняется на одном дыхании минимум 7 раз. Помогает разогреть голос молча, происходит работа над фиксированным прессом, убирает лишний воздух, снимает напряжение с вокальног аппарата. Кроме того лечит несмыкание связок.

  Неправильное использование голоса является основой его функциональных нарушений. Задача и сложность тренинга состоит в разрушении неверных навыков и формировании и закреплении новых, правильных. Это осуществляется воспитанием координированной работы дыхания, голосоведения и артикуляции, что способствует также общему укреплению вокального аппарата. Правильная подача дыхания способствует не только красивому звучанию голоса, но и хорошей дикции. В свою очередь, легкая и отчетливая, координированная с дыханием артикуляция помогает сделать опору звука более крепкой. Мышечные ощущения занимают одно из ведущих мест в процессе упражнений. Обычно наше сознание их не фиксирует. Но чтобы проследить нарушения и заставить голосовые органы действовать координированно, то есть сделать вокальный аппарат управляемым, необходимо почувствовать движение отдельных мышечных групп. Дальнейшая тренировка позволит перевести приобретенный правильный навык в область подсознания,— автоматизировать его. Однако эта автоматизация будет осуществляться на более высоком уровне, так как по мере надобности сознание может включаться в процесс пения и управлять им.

Таким образом, исходя из вокальных способностей каждого ребенка, в процессе обучения пению следует использовать индивидуальный подход в подборе вокально-технических упражнений. И не забывать о физиологических возможностях ребенка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!