СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок " Природные зоны Африки"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок " Природные зоны Африки"»


Министерство социального развития Московской области

Государственное бюджетное стационарное учреждение

социального обслуживания Московской области

«Дмитровский детский дом-интернат для детей с физическими недостатками»












Открытый урок в 7 классе

по теме «Природные зоны Африки»


( с применением коммуникативной технологии Е.А. Быстровой, игровых технологий Н.В.Самоукиной, Б.П.Никитина, групповых технологий В.К.Дьяченко, информационно-компьютерной технологии А.П. Ершов, А.П.Беспалко,Ю.А.Первина,Д.Сэлф)











Подготовила и провела

учитель географии

Полювина Т.П.









г. Дмитров

2018г.



Природные зоны Африк


Открытый урок в 7 классе по теме «Природные зоны Африки»


Цели урока: формирование представлений о природных зонах Африки, отличие животного и растительного мира.

Задачи:

Образовательные – закрепить понятие «природные зоны», показать разнообразие природных зон Африки, их зависимость от климата, показать особенности природы экваториальных лесов, саванн, дать характеристику климата, почв этих зон, влияние человека на природу;

Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения самостоятельно добывать знания, расширить кругозор детей, формирование умений работать с картой, анализировать, делать выводы;

Воспитательные – воспитывать чувство ответственности, заинтересованное отношение к учёбе, развивать интерес к географии.


Тип: урок усвоения новых знаний.


Оборудование: карта «Природные зоны мира», «Климатические пояса», таблицы с изображением «Экваториальные леса», «Саванны и редколесья», «Пустыни», атласы, учебники, видеофильм «Саванна Африки».

Методы и приемы работы.

1.Практические, тестовые и творческие задания в группе и индивидуально.

2. Опережающее задание: подготовить сообщение о влажных экваториальных лесах Африки


Ход открытого урока.

1.Организационный момент (проверить посадку уч-ся, наличие книг, тетрадей, атласов, контурных карт.)

II. Актуализация опорных знаний.

Вступительная беседа учителя.

-Ребята, мы продолжаем с вами изучать во всём своём величии и красоте, волшебный, а зачастую и экзотический мир Африки. И сегодня на уроке вы встретитесь лицом к лицу с этим необычным континентом. Говорят: «Кто хоть раз вдохнул пыль его красной земли, услышал бой тамтамов(гонга), увидел в отблеске ночных костров мускулистые тела танцоров в завораживающих масках, тому трудно будет возвращаться из этого таинственного мира».

-Сегодня мы совершим удивительное путешествие в Африку, познакомимся с природой, но прежде нам следует наилучшим образом подготовиться к нему.

-Дети, как вы думаете, что такое природа?

Дети:

a. Это рельеф;

b. Природа – это климат;

c. Наверное, ещё растительный и животный мир;

d. Природа это почва, полезные ископаемые;

e. Это и моря, реки и океаны.

Учитель географии: Правильно! И синее небо, и пышная зелень листвы, и бесконечные дали океана, и утренний шёпот травы, и радостное пение птиц, и шум морского прибоя – всё это природа, которая вечно живёт рядом с человеком. Природа – это неиссякаемый источник вдохновения поэтов, художников, музыкантов. Её не любить невозможно. Такую своеобразную, неповторимую, разнообразную и красивую.

-Ребята, обратите внимание на карту у доски. Как она называется? О чём она может нам рассказать?

Дети: Это карта природных зон мира. Мы можем узнать какие природные зоны есть на нашей планете, и где они находятся.

Учитель географии: А что же такое «природная зона»? Вспомните, ребята!

Дети: Природная зона – это крупный природный комплекс, обладающий общностью температурных условий и увлажнения, почв, растительного и животного мира.

Учитель географии: Мы не зря вспомнили этот термин. Ведь тема нашего урока: «Природные зоны Африки».

-Чем на суше обусловлено образование природных зон?

Дети: Обусловлено климатом – соотношением тепла и влаги, т.е. высокая температура и много осадков – густая, пышная, богатая растительность.

Учитель географии: Обратите внимание, что эта карта отличается от физической карты. Раскраска этой карты показывает не высоту места над уровнем моря, а природные зоны, которые отличаются друг от друга климатом, почвами, растительностью и т.д.

- Пользуясь раскраской, давайте, определим природные зоны Африки. Внимательно посмотрите на границы климатических поясов. Вы заметите, что они почти совпадают с границами природных зон. Зная это, вам легко будет определить границы природных зон и охарактеризовать климат.

II. Первичное восприятие и осмысление нового материала.

Коллективная работа с картой и атласом. (Карты климатических поясов, почв, природных зон стр.13,14,15.)


Учитель географии: Какие природные зоны есть в Африке?


Дети: Влажные экваториальные леса.


Учитель географии: Где, в каком климатическом поясе они расположены?


Дети: В экваториальном климатическом поясе. Узкой полосой 5?-6? с.ш. и 5?-6? ю.ш.


Какие климатические условия характерны для экваториального пояса?


Дети:

a) Высокая температура года;

b) Равномерное, большое количество осадков (1000-2000мм/г);

c) Отсутствие сухого закона;

d) Солнечные лучи падают отвесно.


Учитель географии: Дома вам было предложено подготовить сообщения о влажных экваториальных лесах. Сейчас мы послушаем своих одноклассников. А вы обратите внимание на животный и растительный мир, запомните представителей.

Дети: читают сообщения.

Влажные экваториальные леса Африки, или гилея, многоярусны. Верхний (от 25 до 50 м) составляет сейба (а их более 1000 видов). Диаметр её ствола достигает 2 м, а широкие досковидные корни поднимаются до высоты 4 м. Попробуйте представить себя стоящими между такими корнями.

Средний ярус составляют различные пальмы и фикусы, имеющие мягкую древесину, их высота равна 20-40 м.

В нижнем ярусе растут деревья, высотой 10-15 м, многолетние травы, вырастающие в высоту 7-8 м всего за 8-10 месяцев.

Леса вечнозелёны, очень богаты ценными растениями. Однако почвы удивительно неплодородны. Почему? Ведь влажный и жаркий экваториальный климат способствует бурному развитию сказочной растительности. Отмершие части растений быстро перерабатываются микроорганизмами в питательные легкорастворимые соединения. Поэтому почвы бедны перегноем и представлены красно-жёлтыми ферралитами из-за своего цвета и содержания железа.

Учитель географии:

-Найдите на карте следующую природную зону, которая расположена за экваториальными лесами.


Дети: Саванны и редколесья.


Учитель географии:

-Определите её географическое положение.

Дети:

a) Занимает почти половину материка;

b) В северном полушарии до 16о-18о;

c) В южном полушарии до южного тропика;

d) В субэкваториальном климатическом поясе.


Учитель географии: Какие климатические особенности характерны для субэкваториального пояса?


Дети:

a) Весь год высокая температура;

b) Два сезона года: сухой и влажный;

c) Господствуют эвм– летом и твм – зимой.


Учитель географии: А сейчас мы посмотрим фильм « Саванна»

А вы, ребята, обратите внимание на животных, населяющих эту природную зону .

Перед вами таблица-рисунок «Саванны Африки». Стоя спиной к стене экваториального леса, от которого до вас ещё раз будут доноситься удушливые испарения, вы впервые выпрямитесь во весь рост, и будете вдыхать полной грудью здоровый воздух саванн. Основная черта – ярко выраженная сезонность. Поэтому саванна имеет два цвета: ярко зелёный в сезон дождей и буро-жёлтый в сухой сезон. Именно сезонность определяет характер почвы, процессы её образования. Густой и высокий (иногда до 5 м) травяной покров саванн не успевает разложиться в сухой сезон, поэтому в почве накапливается перегной, окрашивающий почву в красный цвет. Почвы – красные ферралитные.

Учитель географии: Ребята, с какими же природными зонами мы познакомились на уроке?

Дети: Мы познакомились с природными зонами: экваториальными лесами и саваннами.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель географии:

Что нового вы узнали?

Дети: Познакомились с разнообразием животного и растительного мира данных природных зон.

Учитель географии: А сейчас мы заполним таблицу и проверим , как вы усвоили новый материал.

(Дети получают листы с таблицей и заполняют ее)

Проверка учителем самостоятельной работы учащихся.

Учитель географии: Ребята, а сейчас мы посмотрим презентации, сделанные другими учащимися.

( демонстрируются слайды)

V. Итог урока. Выставление оценок.

Вы просто молодцы.

Домашнее задание:

Изучить: Мы с вами не побывали ещё в одной природной зоне тропические пустыни Африки. Познакомиться самостоятельно: страницы 127 – 129 и продолжить заполнение таблицы.