Открытый урок по теме: Пространство Европейского Юга. 9 класс.
Учитель географии: Красноперова С.Г. 05.02.2020
Цель урока: Определить состав, особенности ЭГП, природные условия и природные ресурсы региона. Результаты оформить в рабочем листе в форме схемы, таблицы, вывода.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся:
- находить на административной карте атласа субъекты РФ, которые входят в состав Европейского Юга, объяснять особенности ЭГП, природные условия и природные ресурсы Европейского Юга;
-оценивать ЭГП Европейского Юга для хозяйства России;
- анализировать тематические карты, рисунки , таблицы Европейского Юга.
Получат возможность научиться:
- самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением состава, природы Европейского Юга;
- оценивать ЭГП и перспективы Европейского Юга;
- создавать устные сообщения о географических особенностях Европейского Юга;
- оценивать свою работу и одноклассников по критериям.
Универсальные учебные действия
Личностные УУД:
- осознание и проявление себя гражданином многонациональной России;
- осознание возможности познаваемости и объяснимости окружающего мира на основе достижений науки;
- осознание потребности и готовности к самообразованию;
- построение взаимоотношения с другими на основе доброжелательности и сотрудничества, взаимопомощи и поддержки.
Метапредметные УУД
Регулятивные УУД:
- определять цели, ставить учебные задачи для индивидуальной и коллективной деятельности;
- организовывать деятельность по реализации поставленной цели и задач;
- осуществлять взаимооценивание учебно-познавательной деятельности посредством сравнения с установленными нормами.
Коммуникативные УУД:
- продуктивно взаимодействовать с учителем и сверстниками, согласовывать с ними свои действия;
- выстраивать учебное сотрудничество, распределять роли и функции участников;
- уметь представлять свою позицию и защищать свое мнение.
Познавательные УУД:
- осуществлять информационный поиск, работать с разными источниками информации;
- выделять, извлекать, перерабатывать и анализировать информацию;
- уметь перевести учебное содержание из одной знаковой системы в другую;
- формулировать доказательства по решению проблемного вопроса.
Формы и методы работы на уроке: Фронтальная, парная и групповая.
Информационные, проблемно – поисковые, практические, исследовательские.
Педагогические технологии: ИКТ, элементы проблемно - диалогической технологии, элементы критериального оценивания.
Ход урока.
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас сегодня на уроке. Я думаю, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем
«Приятного, вам аппетита!» почему я вам это пожелала?
«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», - заявил однажды французский писатель Анатоль Франс. -Чего я вам и желаю!
?-Какой большой раздел мы с вами изучаем? (регионы России)
Выполните, пожалуйста, самостоятельно задание, используя административную карту России (на карточках написано задание) кто выполнит, подходит к карте и отмечает свой объект магнитом.
Каждый уч-ся получает карточку с геокоординатами объекта
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
1 | Мурманск | 68*с.ш. | 33*в.д. | Мурманская область |
2 | Петрозаводск | 62*с.ш. | 34*в.д. | Республика Карелия |
3 | Архангельск | 65*с.ш. | 41*в.д. | Архангельская область |
4 | Нарьян-Мар | 67*с.ш. | 53*в.д. | Ямало-Ненецкий авт.округ |
5 | Сыктывкар | 62*с.ш. | 51*в.д. | Республика Коми |
6 | Вологда | 59*с.ш. | 40*в.д. | Вологодская область |
7 | Хельсинки | 60*с.ш. | 25*в.д. | Финляндия |
8 | ________________ | 70*с.ш. | 25*в.д. | Норвегия |
Молодцы! Можете определять по геокоординатам расположение объектов! Все эти субъекты РФ входят в состав ??? (Европейского Севера.)
А что вы знаете о Е.С. ? (ответы) Хорошо, давайте проведем блицопрос.
Я – вопрос, вы короткий ответ, отвечайте по очереди по рядам, договорились?
Крупнейший в мире город, расположенный за полярным кругом? (Мурманск)
Этот город основан в конце 16 века, как первый порт для торговли с Англией. (Архангельск)
Назовите главные природные богатства Е.С. (лес, нефть. Газ, уголь, ж.руда, медно-никелевые руды, апатиты.
Древние русские поселенцы на побережье Белого моря, занимались добычей морского зверя, ловом рыбы, торговым мореплаванием и судостроением. (поморы)
Какая порода коров обязана своим появлением заливным лугам Е.С. ( холмогорская)
Всемирное природное наследие Е.С. (девственные леса Коми)
Всемирное культурное наследие (Историко-культурный комплекс Соловецких островов, ансамбль Ферапонтова монастыря, Кижский погост)
Горы на Кольском п-острове (Хибины)
Площадь Е.С. (1,5 млн.км2)
Численность населения Е.С.(4,5 млн.чел)
Крупнейший лесоэкспортный порт России в арктическом бассейне, город растянувшийся по берегам Северной Двины на десятки км. (Архангельск)
Отрасли специализации Е.С.:
Добывающая –руды г.Хибины
Уголь – Печерский угольный бассейн
Нефть и газ – Тимано-Печерская провинция, Ямало-ненецкий авт.округ
Перерабатывающая – переработка древесины ЦБК
Металлургический комбинат полного цикла (АОА Северсталь) входит в тройку крупнейших в России (Череповецкий)
Центр производства (единственный в России) атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту (Северодвинск)
База Северного морского флота – (Североморск)
Основной космодром в России в (Плесецке)
Крупнейшее озеро Кольского полуострова, в прежние годы славилось чистотой своих вод и ценными ресурсами сиговых рыб (Имандра)
Своеобразный индикатор качества среды обитания впервые за 25 лет появилась(землеройка)
Современное развитие Е.С. каким вы видите? (сохранение главных отраслей специализации и решение экопроблем региона)
Заполните свои листы контроля достижений на уроке (Раздать заранее и объяснить)
Сл№1 Ребята, посмотрите на слайд, что вы видите?
Где эти все объекты находятся? (ответы)
Правильно – На Европейском Юге.
Так какой же следующий природный регион мы будем изучать,
назовите тему урока: Пространство Европейский Юг
Запишите в рабочий лист Ф.И. и тему урока.
Какие цели поставим? Что нам нужно определить:
- Состав Е.Ю.
- ЭГП района
- Природные условия и ресурсы СЛ.№2
Какими источниками информации мы будем пользоваться? (учебник, атлас, собственные знания)
Чтобы определить состав Е.Ю., т.е. какие субъекты РФ там находятся,
выпишите в рабочий лист все субъекты, входящие в состав Европейского ЮГА, пользуясь приложением учебника,… а теперь нам необходимо открыть атлас Административная карта России и найти их на карте и показать друг другу:
Работа в парах, первый ряд – учитель , второй – ученик,… меняйтесь ролями.
Оцените свою работу
А теперь физкультминутка - Гео.кросс: Я задаю субъект, вы показываете и отмечаете магнитом на карте у доски, называя центр или столицу этого субъекта.
А теперь откройте стр 236 уч-ка и назовите какие экономические районы входят в состав Европейского юга (северо-кавказский и крымский)
Ребята, попробуйте составить схему Е.Ю, используя условные знаки, место у вас есть в раб листе.(проверяю) оцените
ЭГП района Работаем в парах (задание на листе№6) з мин
Отвечают по партам 1 – 1парта, 2 – 2 парта…
Делают Вывод: ЭГП выгодное. Для чего? Для развития хоз-ва в регионе.
Оцените сколько вы баллов заработали
А теперь нам остается оценить природные условия и природные ресурсы Европейского Юга.
Вас ждет работа в группах№1,№2,№3, (раздать задания)
Выберите руководителя группы, а он уже разделит между вами задания, чтобы быстро выполнить работу и получить дополнительный балл для всех участников группы. Работаем с учебником, рисунками, таблицами у вас 4 мин.
Слово руководителю группы
№1…
№2…
№3 прогноз… какие отрасли хоз-ва можно здесь развивать
Молодцы.С заданием справились! Оцените работу в контрольном листе.
Вернемся к целям урока, достигли?
Что знаем? Что умеем?
Нам эти знания пригодятся? Где и когда?
Продолжите по очереди и закончите предложение
Что значит для меня Европейский Юг…
Спасибо.
Оценивание: Посчитайте кол-во баллов и оцените свою работу сегодня сами.
Помашите мне правой рукой, кто заработал – 5, левой рукой – 4, кивните -3
Д/З п.35 закончить работу в рабочих листах, повторить и вклеить в тетрадь.
Я: Спасибо за урок, я надеюсь, что вы поглощали знания с аппетитом!
Приложение №1 Карточка.
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
1 | | 68*с.ш. | 33*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
2 | | 62*с.ш. | 34*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
3 | | 65*с.ш. | 41*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
4 | | 67*с.ш. | 53*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
5 | | 62*с.ш. | 51*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
6 | | 59*с.ш. | 40*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | страна |
7 | | 60*с.ш. | 25*в.д. | |
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | страна |
8. | ------------------------ | 70*с.ш. | 25*в.д. | |
Самостоятельная проверка правильности выполненного задания (ОГЭ №7)по таблице.
№ | объект | Гео.широта | Гео.долгота | Субъект РФ |
1 | Мурманск | 68*с.ш. | 33*в.д. | Мурманская область |
2 | Петрозаводск | 62*с.ш. | 34*в.д. | Республика Карелия |
3 | Архангельск | 65*с.ш. | 41*в.д. | Архангельская область |
4 | Нарьян-Мар | 67*с.ш. | 53*в.д. | Ямало-Ненецкий авт.округ |
5 | Сыктывкар | 62*с.ш. | 51*в.д. | Республика Коми |
6 | Вологда | 59*с.ш. | 40*в.д. | Вологодская область |
7 | Хельсинки | 60*с.ш. | 25*в.д. | Финляндия |
8. | ------------------------ | 70*с.ш. | 25*в.д. | Норвегия |
Приложение№2
Рабочий лист 05.02.2020
Ф.И._____________________________________________________________________
Тема:_____________________________________________________________________
Состав Европейского юга - заполнить таблицу
| Область | край | республика | Город ф.з. |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
5 | | | | |
6 | | | | |
7 | | | | |
8 | | | | |
| | | | |
Составь схему Е.Ю, используя условные знаки:
ЭГП. Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Природные условия. Оценить природные условия Европейского Юга.
Сделать вывод:_______________________________________________________________
Природные ресурсы. Оценить природные ресурсы Европейского Юга.
Сделать вывод:______________________________________________________________________
Выскажи свое отношение к Европейскому Югу________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение№3
Лист контроля достижений на уроке.
Ф.И.___________________________________дата_____________класс______
Тема урока:_______________________________________________________
№ задания | Критерии оценивания | Кол-во баллов |
Работа по карте «Геокоординаты - объект» | 1б – верно 0б - неверно | |
Блицопрос «Европейский Север» | 1 ответ – 1б (макс – 10б) | |
Таблица «Состав Европейского Юга» | 1объект – 1б (макс – 12б) | |
Геокросс | 1объект – 1б (макс – 3б) | |
«Составь схему» | 3б. | |
Работа в парах «ЭГП района» | 1ответ – 1б (макс – 3 б) | |
Работа в группах (3) «1.Оценка природных условий и 2.природных ресурсов Европейского Юга, 3.прогноз» | Заполненная табл – 5б Выступление – 3б (макс – 8б) | |
Выскажи свое мнение: Что для тебя значит Европейский Юг…… | Макс – 2б | |
ИТОГО: | Макс - 42б | |
Оцени себя: | 42-32 – «5» 31-21 – «4» 20-10 – «3» | |
Приложение№4
Задание № 5 Работа в парах
Оцените ЭГП (экономико-географическое положение) Европейского Юга по плану, и сделайте вывод.
Положение на территории России (приморское, центральное, окрайнное, глубинное?) Атлас, стр 4-5
Стр 236 учебника
2) Омывается морями или нет, если омывается, то какими? Атлас, стр 4-5
Рис 55 учебника
3) Имеет ли границы с соседними государствами? Атлас, стр 4-5
Стр 228 учебника
4) С какими экономическими районами России имеет общую границу? Учебник стр236
5) Какие транспортные пути имеются в пределах района. Рис 56 учебника
Сделайте вывод ЭГП Европейского Юга.
Ответ:
1) Европейский Юг находится на_______________Европейской части _____________________________________равнины.
2)Омывается морями___________________,____________________на западе и _______________________________на Востоке.
3) На западе граничит с __________________________,
на юге, по Кавказским горам со странами: ______________________,_______________________,_______________________________________________,__________________________.
4)Европейский Юг граничит с экономическими районами____________________________и_____________________________
5)В пределах района имеются транспортные пути___________________________,________________________,____________________,_______________________________________________________________________
Вывод: ЭГП Европейского Юга____________________для развития хозяйства и_______________________для жизни людей.
Приложение№5
Группа№1:
Задание: Оценить природные условия Европейского Юга.
Читаем карту
Рельеф (Рис. 55, Уч-к стр 133, п.2) | Климат (Уч-к Стр 135-136, п.4,6) | Природные зоны (Уч-к стр.136, п.5) |
| | |
| | |
| | |
Группа№2
Задание: Оценить природные ресурсы Европейского Юга.
Читаем карту
Минеральные (стр уч-ка 133,п.3 приложение с.232) | |
Почвенные (Типы почв данной ПЗ) | |
Агроклиматические (достаточно ли тепла и влаги для ведения с/х) | |
Рекреационные (стр 135 учебник зоны отдыха, лечения, туризма) | |
Группа№3
Задание: Учитывая природные условия и наличие природных ресурсов, составить прогноз возможного развития отраслей хоз-ва Европейского Юга.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________