КВН: «Путешествие по сказам Бажова» для учащихся 3 классов. (1-4)
Внеклассное занятие по литературному чтению в ходе декадника:
«Актуальные проблемы и перспективы литературного образования».
Эпиграфы:
«…Сказы не зря придуманы,
иные в покор, иные в наученье,
а есть и такие, что вместо фонарика впереди». (П.П. Бажов)
«Русский человек
без радуги не живет» (П.П. Бажов).
Цель – развитие интереса учащихся к чтению.
Задачи:
- совершенствовать навыки выразительного чтения;
- развивать устную речь учащихся;
- воспитывать толерантные личности, дух соревнования и умения радоваться победам других и проигрывать достойно.
Актуальные проблемы:
- выразительное чтение учащимися прозы; воспитание грамотности читателя;
- умение рассуждать, анализировать прочитанное.
Перспективы:
- развитие устной речи учащихся;
- развитие интереса к чтению как к познавательному, увлекательному и необходимому для каждого человека.
Ход занятия:
1. А) Приветствие учащихся и учителей.
Б) Вступление и кроссворд.
В) Сообщение темы занятия.
- «Путешествие по сказам Бажова» - это книга. А сейчас послушаем стихотворение о книге.
1) Я всех людей, что трудятся над книгой,
Люблю, и уважаю, и ценю.
А книги – у меня уже их много –
На книжной полке бережно храню.
2) Покамест книгой сделается книга,
Огромный путь она пройти должна.
И сколько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она!
3) За книгой этой – сколько дней рабочих,
Ночей бессонных, помыслов живых…
Писателям я очень благодарен,
За труд упорный уважаю их.
4) И станет жить в народе книга эта,
Беседуя с читателем своим.
Люби ее! Читать давай другим! (К. Мухаммади)
2. Обращение внимания к эпиграфу на доске. Разбор смысла слов Бажова с учащимися.
2.1. Вывод: раз «русский человек без радуги не живет», то и мы сегодня попробуем вместе с вами попутешествовать по сказам Бажова, а делать это мы будем, соревнуясь командами.
Заодно и проверим, как вы читали сказы знаменитого уральца, внимательно или нет?
Что вы знаете о жизни писателя? Как вы умеете работать в команде, радоваться успехам других и не огорчаться проигрышам, если такие будут?
- А жюри для нашего путешествия-соревнования будут наши гости – учителя начальных классов и ваши родители.
2.2. Начнем с представления команд друг другу (оценивание жюри).
Три команды (название, девиз, приветствие):
- «Серебряное копытце»
- «Огневушка-Поскакушка»
- «Мастеровые Данилы»
2.3. Путешествовать мы с вами будем на нашем корабле Знаний, который плывет к маяку: знаниям, которые помогут вам в жизни быть людьми образованными и умными. Чтобы добраться до маяка, нам необходимо пройти через испытания на островах в нашем океане Учения. На островах вам встретятся игры и задания, справившись с которыми вы сможете плыть дальше. Итак, в путь!
Первый остров – разминка – на нашем пути называется «Уральский волшебник».
Всем командам надо ответить на один вопрос: «Что вы уже знаете о нашем Уральском волшебнике П.П. Бажове?» (оценка жюри)
- Спасибо за ваши ответы. Многим гордятся уральцы. И чудесной природой наших могучих гор (показываю указкой Уральские горы), и их богатствами, полезными ископаемыми, и историей своего края, и заводами, которые были построены более 200 лет назад еще по приказу царя Петра I. Это мы будем изучать на истории, новом для вас предмете.
- Гордятся они и своим земляком Петром Павловичем Бажовым – уральским сказочником, прославившим свой край, его людей, его легенды и предания на весь мир.
Бажов родился в уральском городке Сысерть в 70 км от Екатеринбурга в 19 веке (1879 г.) в семье горного мастера Петра Васильевича Бажова, и был единственным ребенком в семье. Детство мальчик провел среди горнорабочих и «старателей». Урал был краем легенд, которые рассказывали старатели, рабочие, добывающие полезные ископаемые. Когда Бажов повзрослел, рассказы старателей не забылись. Он еще много записывал сказы, разговаривал со старателями просто так, для себя.
Бажов работал учителем начальных классов в школе, а затем вёл занятия по русскому языку в училище. События гражданской войны, о которой вы узнаете позже, не оставили Бажова в стороне. Он вступил в ряды Красной Армии с 1917 по 1921 гг. Осенью 1918 г. Бажов с другими красноармейцами был у нас в Егоршино (так раньше назывался наш город), и отправился в Алапаевск (карта), чтобы выпускать газету «Окопная правда».
После революции Бажов начал писать книги. Сначала это были рассказы из жизни горнорабочих, а затем появились и сказы. Любимые герои Бажова – мастера, простые люди. Главная тема сказов – тема мастерства, счастья и человеческого единства.
Самый знаменитый сборник Бажова – это «Малахитовая шкатулка». В этой книге много сказов. Его герои и Данила-мастер, Медной горы хозяйка, Огневушка-Поскакушка, Серебряное копытце и многие другие.
К сожалению, в 1950 г. Петра Павловича не стало, а его малахитовая шкатулка сказов по сей день радует нас своими узорами.
Мы с вами, уважаемые гости и ребята, живем на Урале, поэтому должны знать творчество Бажова и гордиться нашим земляком. Чтобы вы почувствовали это, давайте посмотрим еще раз на карту и послушаем стихи в исполнении ребят «Земля Бажова».
(Читают стихи).
- Спасибо ребятам! На нашем пути второй остров: «Поиск различий».
Несколько раз вы услышали слово «сказ». Его значение мы уже разбирали. От какого слова оно произошло? (Сказывать, говорить…) Что оно нам напоминает? (Сказку) Скажите, а «сказ» и «сказка» в чем похожи между собой, а чем отличаются друг от друга? Ищем различия на этом острове! (Команды отвечают, жюри оценивают).
Следующий, третий остров «Заметь все!»
На парте лежат предметы, посмотрите на них и запомните (30 секунд). Отворачиваемся и перечисляем, что лежит на парте (шапка деда Коковани, бусы, шкатулка, камень, платок…)
Четвертый остров называется «Ну-ка, отгадай!»
Каждая команда приготовила театрализацию отрывка одного из сказов Бажова. Вам нужно внимательно посмотреть и отгадать название сказа. (Жюри оценивает игру команд)
Пятый остров у нас в океане: «Узнай, кто я?»
Вы должны узнать одушевленный предмет, о котором говорится, по его устному описанию.
- «…девчоночка махонькая. Вроде куклёнки, а живая.
Волосёнки рыженькие, сарафанчик голубенький
и в руке платочек, тоже сголуба». (Огневушка-Поскакушка)
- «…у печки девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая.
Девчоночка маленькая, и кошка маленькая… Девчоночка эту кошку гладит,
а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно…» (Дарёнка и Мурёнка)
- «…вскоре он за ту новую чашу принялся. Хитрости в ней многое множество.
Чуть ударил неладно – пропала работа, снова начинай! Ну глаз у парня верный,
рука смелая, силы хватит – хорошо идет дело». (Данилушко)
- «Жил в нашем заводе старик один… Семьи у него не осталось,
Он и придумал взять в дети сиротку». (дед Кокованя)
- «У большого камня женщина какая-то сидит:
Коса сизо-черная и не болтается, а ровно прилипла к спине, на конце ленты…
А одежда у ней такая, что другой на свете не найдешь… И вокруг нее ящерок
Видимо-невидимо, и все разные…» (Хозяйка Медной Горы)
- «Ростом он не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки у него
отменные. У простых козлов на 2 веточки, а у него на 5 веток…» (козлик Сер. коп.)
Молодцы! 6 остров – «Волшебный предмет».
Все получаете одинаковый шаблон (овал). Ваша задача обвести его и дорисовать что-то, чтобы у вас получился новый предмет, связан со сказами Бажова. Это может быть живой или неживой предмет. Работаем цветными карандашами, фломастерами быстро и аккуратно. (Жюри оценивает работу всей команды).
Плывем дальше? 7 остров – «Художник», но рисовать мы будем словами, а не карандашами! Вы рисовали иллюстрации к сказам Бажова, когда мы готовились к этому занятию. 1 человек от команды смотрит иллюстрацию, затем отворачивается и словами описывает, что он увидел. (Оценка жюри).
8 остров нашего путешествия – «Три характера», т.к. у нас три команды. Каждая получает имя того героя из сказов Бажова, которого им надо изобразить без слов, только при помощи жестов, мимики лица, движений. А другие команды должны угадать, кто это. Чей характер изобразил участник команды? (кошка Муренка, козлик Серебряное копытце, Огневушка-Поскакушка).
9 остановка на острове – «Повтори за мной!»
- Повторить пословицу по памяти всей команде, объяснить ее значение.
- Угадать, о чем говорится в зашифрованных пословицах у команд.
Последний остров – «Волшебная палитра»
Нарисуйте, используя всю палитру цветов, танец Огневушки-Поскакушки или сияние драгоценных камней Серебряного копытца, которое увидели Дарёнка, Мурёнка и Кокованя.
А чтобы легче было изображать это сияние, я включу вам аудиозапись этого сказа.
3. Итогом нашего путешествия, как обычно, станет ваше оценивание своего настроения. Вспомните все наше путешествие. Подумайте, понравилось оно вам, не очень или не понравилось. И поднимите вверх свое настроение (рожицу), покажите всем.
Спасибо за работу ребятам, жюри! Судьям осталось огласить результаты путешествия-соревнования команд. (Результаты, призы).
А чтобы вы, ребята, не забывали о бережном отношении к книгам, всем вам подарки – закладки для книг. Не забывайте и о гигиене чтения, берегите свое здоровье смолоду!
Наш маяк сегодня засветился ярче от ваших улыбок, поэтому путешествие в мир литературного чтения продолжается!
Дети читают стихотворение молодого рабочего-камнереза.
Спасибо Бажову за чудесные сказы!