Путешествие в город Красивой речи»
ЦЕЛИ непосредственно образовательной деятельности:
- Закрепление знаний по разделам программы “Звукопроизношение”, “Обучение элементам грамоты”, “Лексико-грамматические категории”, “Связная речь”.
-Интеграция образовательных областей “Коммуникация”, “Познание,“Здоровье,“Социализация”.
Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные задачи:
Образовательная область “Коммуникация”
- Совершенствование умения определять «гласный звук», «согласный звук»; навыков звукового и слогового анализа слов; навыков составлять из слогов слова и слов предложения;
- Совершенствование грамматического строя речи;
- Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
- Воспитание активности, самостоятельности, инициативности на занятии.
Образовательная область “Познание”
- Совершенствование навыков и умений работать со схемой, моделью;
- Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков (голоса, выразительности речи);
- Воспитание ответственности, сотрудничества на занятии.
Образовательная область “Здоровье”
- Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (музыкально-подвижная игра “Наоборот”, релаксация “Звуки леса”; игровой массаж “Пальчики ”).
- Развитие двигательной активности, интонационной выразительности;
- Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.
Образовательная область “Социализация”
- Воспитание культуры межличностных отношений.
Методы и приемы:
Наглядный (картинки);
Словесный (совместная речевая деятельность);
Игровой (динамические паузы, массаж);
Практический (выполнение заданий, упражнений).
Словарная работа: закрепление понятий “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, закрепление малоупотребляемых слов – лотос, ребус.
Предварительная работа: знакомство с гласными и согласными звуками, деление слов на слоги, работа с предложением, звуковой анализ слов, нахождение и придумывание слов с заданным звуком, разучивание стихов, знакомство с элементами массажа.
Количество детей: - 16 человек.
Ход занятия
I. Оргмомент: Психогимнастика «Улыбка»
Логопед:
- Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей, это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки.
Улыбнитесь соседу справа (слева).
Улыбнитесь всем гостям.
Мы с вами много трудились и учились для того чтобы подготовить себя к школе.
Сегодня мне хочется, чтобы вы поиграли, пофантазировали, подумали, помечтали и порадовали себя и своих родителей своими успехами .
II. Введение в тему занятия. Слайд 1(поменять)
Сегодня мы совершим путешествие в город красивой речи, который называется «Грамотейка». Жители этого города говорят красиво и правильно, как вы. А помогут нам попасть туда эти дудочки.
Мы на дудочках играем,
в «Грамотейку улетаем»….
Итак, мы в городе красивой речи.
- Начинается наше путешествие по городу Красивой речи с улицы «Здоровья». Здесь мы с вами наполнимся волшебной силой, которая поможет нам преодолеть все трудности на нашем пути.
Самомассаж лица
Ручки растираем
(потирают ладони)
И разогреваем.
(хлопают в ладоши)
И лицо теплом своим мы умываем.
(разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз)
Грабельки сгребают все плохие мысли.
(двигают пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. ( вверх и сверху вниз)
Щёчки разминаем, чтобы надувались,
(указательным, средним и безымянным пальцами разминают щёки круговыми движениями)
Губки разминаем, чтобы улыбались.
(большим и указательным пальцами разминают сначала нижнюю, а затем верхнюю губу).
Ребята, ключ, который открывает замки в душах людей, это улыбка. Сейчас мы будем дарить друг другу улыбки.
Улыбнитесь соседу справа (слева).
Улыбнитесь всем гостям.
Логопед: С таким настроением вам не страшны никакие трудности.
Слайд 2
Логопед: Теперь отправимся на главную площадь города, которая называется Звуковая.
Логопед: Ребята, как вы думаете, почему она так называется?
Дети: На ней звучат разные звуки.
Логопед: А какие бывают звуки?
Дети: Звуки от разных предметов и звуки, при помощи которых мы разговариваем.
(фонограмма - ШУМ МОРЯ , ГОЛОСА ПТИЦ, барабан, колокольчик )
Дети открывают глаза и называют услышанные звуки
При помощи этих звуков мы можем разговаривать?
А назовите звуки, при помощи которых мы разговариваем?
А что это у меня в руках? (Буквы)
Логопед: Чем отличаются буквы от звуков? Слайд ( буквы)
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем. Слайд (отличие букв от звуков)
Логопед: Ребята, давайте покажем нашим гостям, как мы умеем выделять звуки из слов и давать им характеристику. Для этого каждый из вас сейчас назовёт своё имя, скажет, какой первый звук и возьмёт букву нужного цвета.
Ответы детей: Меня зовут Ира. В моём имени первый звук [И]. Он гласный, поэтому я возьму букву красного цвета.
Меня зовут Никита. В моём имени первый звук [Н’]. Он согласный, звонкий, мягкий, поэтому я возьму букву зелёного цвета и т.д.
Логопед: Ребята, нам эти буквы ещё пригодятся. Давайте положим их в мой волшебный сундучок. (Дети кладут буквы в сундучок)
Логопед: А следующая улица непростая, называется она Слоговая. Слайд ( 3слоги)
Давайте из слогов сложим слова . Слоги на столе у каждого сложенные слова прочитаем.
Слоги могут
В слова превращаться,
Если с ними
Уметь обращаться. Слайд( Слоги)
Логопед: Ребята, мы с вами не заметили, как попали на проспект Словарный.
Логопед: Ребята, а теперь давайте вместе поиграем в мяч. Игра называется
« Скажи наоборот»
Длинный нос - …(короткий нос)
Широкий шарф - …(узкий шарф)
Большое ведро - … (маленькое ведро)
Высокий снеговик - …(низкий снеговик)
Веселый снеговик - …(грустный снеговик)
Худой снеговик -…(толстый снеговик)
Много пуговиц - …(мало пуговиц)
Логопед. Мне очень понравилось играть с вами, но нам пора отправляться дальше.
Логопед: - Ребята все вы хорошо справились с заданиями и мы с вами продолжаем путешествие по улицам города «Правильной речи».
Улица Ребусов( разгадываем ребус) – кот-кит, тачка – тучка, стол-стул.
Слова записать. А теперь составим предложение со словом ТУЧКА, чтобы оно походило к схеме. _________ __________ по __________.
Улица Путаниц (показать веером сколько слов в предложении.)
Кусок мяса кусает собаку.- Собака кусает кусок мяса.
На посуду поставили стол.
Сосиски съели собаку.
В розах растут сады.
Рыба поймала рыбака.
Ладони вымыли Аллу с мылом.
Ежик поймал Женю.
Мы взяли на чемодан дачу с вещами.
Бабочка ловит девочку сачком.
Логопед: Ребята, все вы молодцы. Хорошо справились со всеми заданиями.
Логопед: - Вам понравилось путешествие?
- Что запомнилось больше всего?
Логопед: У меня 2 смайлика У одного –хорошее настроение , а другого – грустное. Вы подойдите к тому смайлику, какое у вас настроение.
Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение.
Логопед: Молодцы!
IV. Итог занятия: