СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Разряды имён прилагательных. Качественные имена прилагательные"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Разряды имён прилагательных. Качественные имена прилагательные"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Черемисиновская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза И. Ф. Алтухова»

Черемисиновского района Курской области





План-конспект открытого урока в 6 классе



Тема

«Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные»




Разработчик:

Чернова МаргаритаГеннадьевна,

учитель русского языка и литературы





п. Черемисиново, 2024г.

Программно-методическое обеспечение:

Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 108 с.

Тема: «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные».

Цель: формирование знаний учащихся о разрядах имён прилагательных по значению, а именно – качественных, с использованием здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; совершенствовать навыки диалогической и монологической речи; активизировать употребление лексики по теме, расширить словарный запас.

Развивающие: способствовать развитию мышления, умения определять у имён прилагательных разряды по значению, отличать качественные прилагательные от других разрядов по значению; расширять кругозор учащихся; приобщать к самостоятельности в выполнении заданий путем вовлечения в творческий поиск и решения проблемы; развивать познавательный интерес к занятиям по русскому языку.

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, целеустремлённости; формировать в учащихся здоровый образ жизни; воспитывать любовь к природе и Родине, её народным символам.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: расписание занятий.

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийный экран, электронная презентация с необходимыми изображениями, учебник, карточки.

Методы и приёмы: беседа, индивидуальная работа, проблемный вопрос, работа в парах, работа с текстом, опорная схема, словарная работа, наблюдение, выборочно-распределительный самодиктант, самоанализ, самооценка, творческое задание с элементами исследования, релаксация, рефлексия, физминутки; методы: «Ассоциативный куст», «Найди ошибку», «Предвидение», «Ситуация успеха», «Свободный микрофон», «Незаконченное предложение», «Сенкан» и др.



Ход урока:


  1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь.

Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

И к работе приступаем!


Эмоциональная подготовка класса к работе. Психологический настрой на урок.

А чтоб легче всем училось,

Неприятность не случилась,

Подарите мне улыбку,

А ещё соседу, другу,

Однокласснице, подруге.

Я дарю улыбку вам,

И успех придёт к нам сам!


  1. Мотивация учебной деятельности. Работа с листом самооценки. (Приложение № 1)

Объявление темы.

- Сегодня, ребята, мы продолжаем знакомиться с именем прилагательным. А именно с разрядами прилагательного по значению.

Тетрадь свою я открываю,

Под наклоном положу.

Сяду ровно, не сгибаясь,

Ручку правильно держу

И внимательно пищу.

- Запишите сегодняшнее число, тему урока.

- Давайте попробуем сформулировать цель сегодняшнего урока. О чём мы будем говорить? Что должны «вынести» из сегодняшнего урока? (Дети отвечают)

Постановка проблемных вопросов:

  1. По каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?

  2. Какова роль качественных имён прилагательных в речи?

- Сегодня у нас необычный урок – урок – расписание занятий.

  1. Литература.

  2. Русский язык.

  3. Физическая культура.

  4. Основы безопасности жизнедеятельности.

  5. Рисование.

  1. Актуализация опорных знаний.

Первый урок – литература.

- А теперь переходим к 1 уроку. На литературе мы узнаем, какие слова помогают описать красоту нашей природы.

- А начнём мы урок с творческой загадки. (На экране загадка. Вставить пропущенные слова и отгадать)

Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
(Берёза)

Без березы не мыслю России, –

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные От березы вся Русь рождена...

О. Шестинский.

  1. Работа над эпиграфом.

Береза — основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации.

Береза всегда считалась символом России, символом ее одухотворенности, процветания и долголетия.

  1. Составление учащимися ассоциативного куща «Берёза» (в тетрадях).

Ассоциативный куст «Берёза».

Берёза – белоствольная, тонкоствольная, стройная, высокая, ветвистая, нарядная, развесистая, раскидистая, светлая; весёлая, задумчивая, ласковая, милая; русская …

Ветви – гибкие, тонкие, сильные …

Листва – зелёная, яркая, пышная, густая, резная …

Ствол – белый, прямой, светлый …

  1. Параллельно выполняется работа у доски. (Составление учащимся (ейся) опорной схемы «Имя прилагательное» в виде берёзы).

  2. Задание 1+ «Найди ошибку».

Прочитать текст. Какова его тема? К какому типу и стилю речи его можно отнести?

Красавицей русских лесов называют люди берёзку. Стройная, с тонкими короткими (длинными) ветвями и раскидистой кроной, она (не)привлекательна во все времена года.

Берёзка, точно живая, вся трепещет на ветру зелёными листочками.

Берёзовая роща весной звенит от птичьих песен. Походишь по берёзовому солнечному лесу, потрогаешь белые стволы и клейкие листочки, посмотришь, как ветер сдувает жёлтую пыльцу с серёжек, послушаешь, как поёт скворец, — и станет тебе легко и радостно.

Зимой, как покажется над лесом солнце, берёзка заблестит, загорится на морозе золотом (серебром).

И зимой, и летом хороша берёза, недаром про неё сложили столько песен, и называют её ласково: берёзка.

  1. Беседа.

- С помощью каких слов автор создал образ берёзы?

- Как называются эти слова в литературе?

- Что такое эпитет?

  1. Фольклорная минутка. (Приложение № 2).

Ответы учащихся. Подсказка (см. приложение № 2 – пословицы, поговорки, загадки, сказки о берёзе).

Вывод. Защита опорной схемы «Имя прилагательное» в виде берёзы.

Перемена (Звучит музыка «Звуки природы»)


  1. Объяснение нового материала.

Русский язык.

- А теперь переходим ко 2 уроку. На русском языке мы научимся определять разряд имён прилагательных по значению.


  1. Наблюдение над языковым материалом с элементами повторения, анализа и синтеза.

На экране имена прилагательные, некоторые употреблены в форме сравнительной и превосходной степеней сравнения: лисья, привлекательная, высокая, осенняя, красивая, тоньше, русская, белейшая, карликовая, более высокая, белая, самая привлекательная, тонкая, всех красивее.

Прилагательные привлекательная, высокая, красивая, белая, тонкая (какая?) имеют степени сравнения – сравнительную и превосходную.

Прилагательное лисья (чья?) не имеет степеней сравнения.

Прилагательные русская, карликовая (какая?) не имеют степеней сравнения.

  1. Подача теоретического материала с помощью опорной таблицы. (Приложение № 3).


Комплекс упражнений для глаз при работе с компьютером.

1. Закрыть глаза на две секунды, открыть. Повторить несколько раз.

2. Сделать несколько вращений глазами по часовой стрелке. Затем - против часовой стрелки. Повторить.

3. Сфокусировать зрение на кончике указательного пальца. Сохраняя фокусировку, переместить палец на расстояние вытянутой руки. Поднести палец к кончику носа. Повторить.

4. Посмотреть на ладонь. Перевести взгляд на удалённый предмет. Повторить.


  1. Работа с учебником (стр. 4-5).

  • Распределительный словарный самодиктант. Упражнение 305.

  1. Ласковый котёнок, широкий проспект, близкое расстояние, умная собака, радостная встреча, весёлый нрав.

  2. Осенний дождь, деревянная посуда, кожаный мяч, весенняя травка, степные животные, прошлогодние морозы.

  3. Бабушкина шаль, медвежья берлога, папин портфель, птичий гомон.

  • Рубрика «Советы помощника». Упражнение 306 (устно). (Приложение № 4).


  1. Работа в парах. Составление учащимися опорной схемы «Качественные имена прилагательные»

Качественные имена прилагательные

Сочетаются могут иметь

С

НАРЕЧИЯМИ

очень, весьма



Анто-нимы


Слож-

ные прила-

гатель-ные


Слова с приставкой НЕ


Крат

кую фор

му


Степени сравнения







Защита мини-проекта «Качественные имена прилагательные».

  1. Творческое задание с элементами исследования (работа у доски по цепочке).

- Используя опорную схему «Качественные имена прилагательные», докажите, что имена прилагательные являются качественными.

Берёза

Русская (какая?) – очень русская, более русская, русская-русская, русск – нельзя сказать – не качественное, а относительное имя прилагательное.

Птичья (чья?) – не качественное, а притяжательное имя прилагательное.

Красивая (какая?) – очень красивая, красивее других, некрасивая, красивая-красивая, красив, безобразная– качественное имя прилагательное.

Лесная (какая?) – очень лесная, леснее других, лесная-лесная, лесн – нельзя сказать – не качественное, а относительное имя прилагательное.

Нарядная (какая?) – очень нарядная, наряднее других, нарядная-нарядная, ненарядная, повседневная – качественное имя прилагательное.

  1. Выборочная словарная работа.

  • Упражнение 318 (письменно)

Выпишите имена прилагательные, определите их разряд. Прилагательные какого разряда преобладают в поэтическом описании природы? Как вы думаете, почему?


Вывод. Ответ на проблемный вопрос: по каким признакам отличать качественные имёна прилагательные от других разрядов по значению?


Перемена (Звучит музыка «Звуки природы»)


  1. Закрепление изученного.

Физическая культура.

- А теперь переходим к физической культуре.

Творческая физминутка.

Дети выходят из-за парт и выполняют движения. При этом каждый вариант подбирает качественные имена прилагательные к своему слову.

  • Берёза.
    На (1 в.) холме стоит берёза,
    Держит прямо, ровно спинку. (Потягивания - руки вверх.)
    Ей не просто жить на свете —
    Ветер крутит, вертит (2 в.) ветер. (Вращение туловищем вправо и влево.)
    Но берёзка только гнётся,
    Не печалится — смеётся. (Наклоны в стороны.)
    Вольный ветер грозно дует
    На берёзку молодую. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Вывод.

  • Берёза (какая?) прилагательные + движение.

Перемена (Звучит музыка «Звуки природы»)


  1. Обобщение и систематизация материала.

Следующий урок – основы безопасности жизнедеятельности.

- Здоровье – это жизнь. Главная цель человека – вести здоровый образ жизни. А поможет нам берёза. Испокон веков ее использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, сережки, листья, березовый сок — все эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что березка благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ней.

(Приложение № 5 на экране).

  • Дифференцированные ситуативные задания (по выбору).

  1. Составить текст о лечебных свойствах берёзы, используя имена прилагательные разных разрядов по значению.

  2. Составить сенкан или акростих о пользе берёзы, используя имена прилагательные разных разрядов по значению.

  3. Карточки. Задание: из слов составить предложения, определить разряд имён прилагательных по значению.

Карточка № 1.

Испокон сохранить и поправить береза деревом жизни, поскольку она веков считалась здоровье помогала. (Испокон веков береза считалась деревом жизни, поскольку она помогала сохранить и поправить здоровье).

Карточка № 2.

Сегодня широко в своих рецептах использует различные компоненты народная медицина этого растения. (Сегодня народная медицина широко использует в своих рецептах различные компоненты этого растения).

Карточка № 3.

Для лечения свежий березовый сок используют простуды и кожных болезней. (Свежий березовый сок используют для лечения простуды и кожных болезней).

Вывод. Народная медицина эффективно использует различные части березы для лечения всевозможных заболеваний, но не занимайтесь самолечением.


Перемена (Звучит музыка «Звуки природы»)


  1. Подведение итогов урока.

Рисование.

- И наконец-то последний урок – рисование. С помощью слова нарисуйте ваши впечатления от сегодняшнего урока.

  • Рефлексия. «Свободный микрофон» + «Незаконченное предложение».

Желающие учащиеся берут микрофон и продолжают предложение.

На уроке я …

  • повторил (а)…

  • узнал (а)…

  • научился (ась)…

  • понял (а)…

  • сделал (а) успехи…

  • испытал (а) трудности…

  • не умел (а), а теперь умею…

  • меня восхитило…

  • берёза помогла…

Вывод. Ответ на проблемный вопрос: какова роль качественных имён прилагательных в речи?


  • Выставление оценок за урок.

Оценочное слово учителя. Акцент на эпиграф урока.

Вывод учителя. Берёза – не только символ и гордость русского народа, но и дерево, которое имеет лечебные свойства, которое помогло вам усвоить новый учебный материал, а именно – «Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные».

Учащиеся сдают заполненные листы самооценки.


  1. Домашнее задание (по выбору).

- Ребята, давайте запишем с вами домашнее задание на завтрашний урок.

  1. Обязательно знать теоретический материал § 41. (Выучить правила на странице 4-5 или опорную схему в тетради).

  2. Упражнение 310 или 311 на странице 7.

- Читаем задания к этим упражнениям.

- У кого есть вопросы или возникли трудности?

  1. Написать рассказ (сказку) о берёзе, используя материал сегодняшнего урока.

Перемена.


Заключительное слово учителя.

Тетрадь свою я закрываю,

Всё тихонечко сложу.

Стану ровно не сгибаясь,

Спинку правильно держу.


Уже звонок нам дал сигнал:

Громко многое сказал.

И мы время не теряем,

На перемене отдыхаем!

– До свидания, ребята. Спасибо за работу на уроке. Хорошего настроения и успехов!














Список использованной литературы.

  1. Рабочая программа по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы авторов Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 108 с.

  2. Верескун Н.В. Русский язык. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия с применением современных технологий. – Москва: «Планета», 2011.

  3. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч.2 / [Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., А.Г. Нарушевич]. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.: ил.

  4. Селевко П.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.

  5. Харисов Ф. Ф. Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения – приоритетная задача российского государства// Внешкольник. № 1 (124). 2008. С. 32.






















Приложения.


Приложение № 1.

Лист самооценки.

Расписание уроков

Вид работы

Количество

правильных ответов

  1. Литература.


  1. Работа над эпиграфом.

  2. Творческая загадка.

  3. Ассоциативный куст.

  4. Опорная схема «Имя прилагательное» в виде берёзы.

  5. «Найди ошибку».

  6. Ответы на вопросы.

  7. Фольклорная минутка.


  1. Русский язык.


  1. Наблюдение над языковым материалом.

  2. Распределительный словарный самодиктант.

  3. Упражнение 306 (устно).

  4. Защита опорной схемы «Качественные имена прилагательные»

  5. Творческое задание с элементами исследования.

  6. Упражнение 318 (письменно)

  7. Ответ на проблемный вопрос


  1. Физическая культура.

  1. Творческая физминутка.

  2. Вывод.


  1. Основы безопасности жизнедеятельности


  1. Текст о лечебных свойствах берёзы.

  2. Сенкан или акростих о пользе берёзы.

  3. Карточки.

  4. Вывод.


  1. Рисование.


  1. «Микрофон» + «Незаконченное предложение».

  2. Ответ на проблемный вопрос



Вид работы, выделенный особым шрифтом, оценивается отдельно.

Правильные ответы на вопросы:

4 – 5 «5»

3 – 4 «4»

2 – 3 «3»

Отметка



Приложение № 2. Фольклорная минутка.

Пословицы, поговорки о березе.


Каковы березки, таковы и отростки.

И береза наряжается.

Березой обогреешься, а не оденешься.

Когда береза станет распускаться, сей овес.

Коли береза перед ольхой лист распустит, то лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.

Кривая берёза не удержит снега, плохой человек не сдержит слова.

Загадки про берёзу.

Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит под горой. (Береза)

Ствол белеет, шапочка зеленеет, стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (Берёза)

Стоит Алена. Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Хоть малая, хоть большая — где стоит, там и шумит. (Береза)

За белыми березами тарара живет (язык).

Сказка о двух березках.

Поучительная сказка о предательстве, дружбе и помощи.

В одной красивой и зеленой роще росли по соседству две березки подружки. С утра до вечера они веселились, наслаждаясь веселым пением птиц. Каждый день любовались окружающей красотой, и слушали журчание бежавшего рядом ручейка. Очень любили березки танцевать под музыку ветра. Ах. Как красиво шелестят их листики. Как плавно двигаются их веточки. Как приятно греет солнышко. Как хороши собой березки подружки.

Однажды пришел в их рощу охотник. Всех птиц распугал, всех зверушек разогнал. Палил со своего ружья во все стороны. Много живого тогда пострадало. Вот и одной из березок досталось. Повредил охотник её еще очень молодой и нежный ствол. Покосилась наша березка.

Время шло, березки подросли. Одна из березок превратилась в самую высокую лесную красавицу, да такую, что не было ей равных во всей роще. А вторая так и осталась с изогнутым стволом. Возгордилась красавица, стала потешаться над своей подругой, и над её горем. Загрустила наша березка. Обидно ей стало, что забыла подруга о дружбе детской. Смеется теперь с другими березами над её несчастьем. Но сколько слезы не лей, красоты не добавится.

Так и жили они, пока на рощу не налетел сильный ураган. Стал он крушить все вокруг, ветки ломать, листву обдирать. Больше всех досталось красавице. Из-за её высоты оказалась березка беззащитна перед сильным ветром, обломил он макушку красавицы. Заплакала березка над горем своим, а её подруги, которые еще недавно считали её самой красивой, стали смеяться над ней. Пожалела вторая березка свою подругу детства, заступилась за нее перед другими березами. Уж она-то знает, как бывает тяжело в такие минуты. И стали березки подружки дружить, как и прежде.



Дурак и берёза.


В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старик, у него было три сына: двое умных, третий дурак. Помер старик. Сыновья разделили имение по жеребью. Умным досталось много всякого добра, а дураку один бык — и тот худой! Пришла ярмарка. Умные братья собираются на торг ехать. Дурак увидал и говорит:

— И я, братцы, поведу своего быка продавать.

Зацепил быка веревкою за рога и повел в город. Случилось ему идти лесом, а в лесу стояла старая, сухая берёза; ветер подует — и береза заскрипит.

«Почто береза скрипит? — думает дурак. — Уж не торгует ли моего быка?»

— Ну, — говорит, — коли хочешь покупать так покупай; я не прочь продать! Бык двадцать рублев стоит; меньше взять нельзя... Вынимай-ка деньги!

Береза ничего ему не отвечает, только скрипит, а дураку чудится, что она быка в долг просит.

— Изволь, я подожду до завтра!

Привязал быка к березе, распрощался с нею и пошел домой.

Вот приехали умные братья и стали спрашивать:

— Ну что, дурак, продал быка?

— Продал.

— За дорого?

— За двадцать рублев.

— А деньги где?

— Денег еще не получал; сказано — завтра приходить.

— Эх ты, простота!

На другой день поутру встал дурак, снарядился и пошел к березе за деньгами. Приходит в лес — стоит береза, от ветра качается, а быка нету: ночью волки съели.

— Ну, земляк, подавай деньги, ты сам обещал, что сегодня заплатишь.

Ветер подул — берёза заскрипела, а дурак говорит:

— Ишь ты какой неверный! Вчера сказывал: «Завтра отдам» — и нынче то же сулишь. Так и быть, подожду еще один день, а уж больше не стану — мне самому деньги надобны.

Воротился домой. Братья опять к нему пристают:

— Что, получил деньги?

— Нет, братцы! Пришлось еще денег подождать.

— Да кому ты продал?

— Сухой березе в лесу.

— Экой дурак!

На третий день взял дурак топор и отправился в лес. Приходит и требует денег. Береза скрипит да скрипит.

— Нет, земляк! Коли все будешь завтраками потчевать, так с тебя никогда не получишь. Я шутить-то не люблю, живо с тобой разделаюсь.

Как хватит ее топором — так щепки и посыпались во все стороны.

В той березе было дупло... а в том дупле разбойники спрятали полный котел золота. Распалось дерево надвое, и увидел дурак чистое золото; нагреб целую полу и потащил домой. Принес и показывает братьям.

— Где ты, дурак, добыл столько?

— Земляк за быка отдал; да тут еще не сполна все, чай, и половины домой не притащил. Пойдемте-ка братцы, забирать остальное.

Пошли в лес, забрали деньги и понесли домой.

Сказке — конец, а мне — меду корец.










Приложение № 3.

Опорная таблица

«Разряды имён прилагательных по значению»

Разряды имён прилагательных по значению

Качественные

Относительные

Притяжательные

обозначают

Признак (качество, свойство) предмета, который может проявляться в большей или меньшей степени, сравниваться.


Признак предмета через его отношение к другому предмету, какому-либо обстоятельству или действию

Принадлежность предметов лицам или животным.

Отвечают на вопросы

Какой? Какая?

Какое? Какие?

Какой? Какая? Какое? Какие?

Чей? Чья? Чьё? Чьи?

Примеры (берёза)

Белая

Красивая

Стройная

Русская Лесная

Кустарниковая

Лисья

Папина

Птичья


Приложение № 4.


Памятка «Качественное имя прилагательное»

1. Найти в тексте прилагательное.

2. Проверить:

А) сочетается ли данное прилагательное с наречиями очень, слишком;

Б) образует ли прилагательное степени сравнения;

В) образует ли краткую форму;

Г) образует ли прилагательное с НЕ.


Приложение № 5.

Примерные рекомендации по здоровому образу жизни.

1. Содержи своё тело в чистоте.

2. Хорошо ешь.

3. Играй с осторожностью.

4. Выбирай друзей правильно.

5. Содержи свой мир в чистоте.

6. Лекарство не игрушка.

Будь осторожнее с лекарствами.

1. Драже и таблетки не должны рассыпаться или иметь трещины, царапины, пятна.

2. Мази должны легко выдавливаться из тюбика единой, не расслаивающейся густой массой.

3. Жидкие лекарства нельзя применять, если они частично испарились или содержат осадок в виде хлопьев.

4. Любые лекарственные препараты нельзя употреблять без консультации с взрослыми, лучше с врачом.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!