Тема открытого урока по развитию речи во второй младшей группе :
«Мы потешки распеваем и немного поиграем»
воспитатель Ю.С. Попова 25.11.2020
Цель: Развивать творческое воображение. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.
Задачи:
Связная речь. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.
. Вспомнить с детьми знакомые потешки, проговаривать их с разной силой голоса.
Звуковая культура речи. Упражнять в звукоподражании (чёткое произношение).
- Продолжать учить читать наизусть знакомые потешки.
-Закрепить знания детей об отличительных признаках некоторых животных.
-Расширять словарный запас детей.
-Совершенствовать интонационную выразительность речи.
-Формировать доброжелательное отношение к животным.
Демонстрационный материал: игрушки, массажный мяч
Ход занятия
- Ребята, сегодня у нас гости. Подарим свои улыбки и поприветствуем их.
- Гости пришли посмотреть, как вы громко и правильно говорите, как внимательно смотрите и слушаете, как научились вести себя. Вы внимательные ребята? Знаете учебные правила? Предлагаю пройти на рабочие места. Спина к спинке стула, ноги прямые, вместе. Готовы?
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие В Страну потешек. Ребята жители этой страны любят, когда про них рассказывают потешки.
Давайте запряжем лошадку в тележку, крепко держим вожжи и поехали!
Дети сидят на стульях имитируя движение, покачиваются вперёд-назад.
Едем-едем на тележке, распевать в лесу потешки,
Ручеёк журчит: буль-буль-буль,
вместе: буль-буль-буль,
В речку бежит: буль-буль-буль,
звонко: буль-буль-буль.
Едем-едем на тележке, распевать в лесу потешки
Белочка на веточке орешки грызёт:
Цок-цок-цок,
чётко: цок-цок-цок.
Рыжая лисичка зайчишку стережёт:
Ух! (громко: ух! )
Долго-долго ехали, наконец приехали!
В ямку-ух. А там- ....петух!
- Ребята, посмотрите, какой петушок нарядный и важный. А что это у петушка? (...гребешок...)
-, скажите грамотно. (Это у петушка гребешок.)
- Скажем все вместе. (Хором: Это гребешок.)
- Какой гребешок по цвету? (...красный гребешок...)
- А кто знает, что это такое? (Я знаю, что это у петушка бородушка.)
- Ещё люди говорят “шёлкова бородушка”
- Девочки, скажите петушку. (Девочки: «Петушок, у тебя шелкова бородушка.)
- Посмотрите, что это такое красивое? (Это у петушка хвост.)
- Что про него можно сказать? (Дети говорят, что знают про хвост, воспитатель следит за грамотным построением предложений.)
- А я вспомнила потешку про петушка. И вижу, что вы все вспомнили, , тоже?
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь?
Деткам спать не даёшь?
- Понравилось, как рассказал? Спросите у петушка понравилась ли ему потешка? ( Хором: «Петушок, тебе понравилась потешка?». Петушок «отвечает» на ушко воспитателю.)
- «Спасибо» -, сказал петушок, - «Очень понравилось».
Ребята А петушок домашнее или дикое животное?
- Ну а мы отправляемся дальше в путь.
. Посмотрите, чьи-я это большая лапа и коричневая шерсь? (Может быть это медведь?)
- Давайте позовём его: «медведь выходи, выходи!»
- ребята позовите медведя и расскажите ему потешку громко
Машет лапами медведь
Обучает деток петь:
“Громче пойте медвежата,
Открывайте шире рот
Очень песня хороша-то:
Пусть послушает народ!”
Медвежата так запели,
Что попрятались все звери.
Ребята, а медведь дикое или домашнее животное? А мочему вы так думаете/
- Медведь кивает головой, ему понравилась потешка.
Ребята кто-то здесь шуршит: сейчас посмотрю: ой укололась. Кто же это? Ежик
Что за странный мяч такой,
Весь лежит в иголках?
Прикоснусь слегка рукой,
Ведь спросить неловко.
Мячик быстро развернулся,
Носик показался!
Этим мячиком колючим
ежик назывался!
Воспитатель: Ой, смотрите, кто-то спрятался за ёлкой. (вос-ль достает из-за елки белочку)
Ребята, а вы знаете потешку про белочку. Сейчас мы с вами ее расскажем белочке.
(Дети читают потешку)
Дети: Сидит белочка в тележке
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.
Кому в платок, кому в зобок,
Кому в лапочку.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, белочка очень обрадовалась. Ей понравилось, как вы рассказали потешку. Посмотрите на белочку. Какая она?
Дети: Красивая, пушистая. Дикое или домашнее животное ?
Воспитатель: - Расскажем про ушки белочки? На кончиках что? (Кисточки)
- Вспомним, сколько лапок у белки? Что есть на лапках? (Коготки)
- Для чего белке коготки? (Они помогают крепко хвататься за ветки и быстро перепрыгивать с дерева на дерево.)
- Хвост какой? (У белки большой, пушистый хвост.)
- Когда белка спит, она сворачивается в клубок и укрывается хвостом, как теплым одеялом. Когда белка прыгает с дерева на дерево, управляет им как рулем.
- А что любит белочка? (Грибы, орешки, шишки)
- Почему белку называют запасливой? (Белка на зиму делает запасы, поэтому ее называют - запасливой.)
Воспитатель: Давайте с вами расскажем, как белка делала запасы на зиму.
Пальчиковая гимнастика «Белка».
Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)
К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).
Здесь – орешки, тут – грибочки
Для сыночков и для дочек.
Воспитатель: Но однажды, когда белка делала запасы на зиму, что случилось? Расскажите.
Чтение потешки.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишки.
Белка шишку уронила, Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка –
На носу вскочила шишка.
Воспитатель: Посмотрите, чьи-то ушки длинные выглядывают. Кто бы это мог быть? (Может быть это зайка?)
- Давайте позовём его: «Зайка, выходи!»
Физкультминутка
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.
(Движения по тексту стихотворения.)
Ребята, отправляемся дальше. Слышите кто это мяукает?
Воспитатель: - Как это?
- Да это же кошечка! А у неё есть друг, и вы наверное уже догадались, кто? (...кот...)
Что он любит поесть?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Покажите язычком, как котик молоко лакает.
- Кот Василий давно у меня живет, он уже вырос, стал большим. А раньше он был маленьким … (пауза)
Дети: - котенком.
Покажем котику пальчиковую гимнастику1, 2, 3, 4, 5 – будем пальчики считать.
Вот – ладошки.
На ладошку села кошка.
И крадется потихоньку,
Подбирается к мышонку.
- Котик предлагает вам поиграть вместе с ним. Он пришёл не один. Отгадайте с кем?
- У мамы зайчихи много... (зайчат)
- Умамы собаки много... (щенят)
- У мамы лошадки много... (жеребят)
- У мамы утки много... (утят)
Потешка: Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.
Глазки смелые,
Зубки белые.
- Какие вы у меня все умные, отгадали все загадки и знаете потешки. Котик хочет попрощаться.
Ребята вам понравилось занятие?
А что вам больше понравилось?
Давайте попрощаемся с нашими гостями (До свидания)