Цель урока: формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте.
Оборудование: стулья, подставка для нот, подставка для ног, инструменты (аккордеон)
Методическая литература: Бажилин Р.«Школа игры на аккордеоне», Стативкин Г.«Школа игры на готово-выборном баяне», Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками»
| Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) |
1. | Организационный момент, включающий: постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока(с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | Цель данного этапа – подготовка ученика к работе на уроке, определение цели и задач урока. Задача педагога – организация внимания ученика, позитивно- эмоциональный настрой его на активную деятельность, подготовка исполнительского аппарата. Задача ученика-включение в работу. Содержание: приветствие подготовка рабочего места информация о теме и задачах урока подготовка исполнительского аппарата – гимнастика для рук, пальчиковые игры. Гимнастика - круговые повороты кистями почасовой стрелке и против с отведением рук в сторону, вверх и вниз. Пальчиковые игры универсальный, дидактический и развивающий материал. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Благодаря пальчиковым играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. В гости к пальчику большому Выставляем вверх большие пальцы. Приходили прямо к дому Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук Указательный и средний Поочередно называемые пальцы, соединяем с Безымянный и последний большими на двух руках одновременно, Сам мизинец-малышок пальцы сжаты в кулачок. Постучался об порог Кулачки стучатся друг о дружку. Вместе пальчики друзья Ритмичное сжатие пальцев обеих рук. Друг без друга им нельзя. Колечки 1-й вариант: Под ритмический счет смыкаются большие пальцы с указательными, средними, безымянными и мизинцами в колечки, затем продолжаем движение в противоположном направлении. 2-й вариант: Под счет собираются колечки. По команде «Без среднего» продолжается перебор, пропуская средний палец и т.д. Темп можно ускорять. 3-й вариант: Обратные колечки – левая рука смыкает указательный и большой палец, а правая -большой и мизинец. В такт счету левая и правая руки совершают одновременные разнонаправленные движения. Затем наоборот. Необходимо, чтобы у ребёнка создалось впечатление лёгкости и эмоционального подъёма, только тогда он будет выполнять задание с удовольствием. |
2. | Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: определение целей,которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока; определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока; описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач; описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока; определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; | Цель, которую ставит педагог перед учеником – исполнение гаммы до-мажор различными штрихами и в различных сочетаниях штрихов двумя руками и Этюда Г.Беренса (до-мажор) Задача– четкое исполнение штрихов в сочетании партий левой и правой руки, правильная смена меха, устойчивость метро-ритма. Предварительно педагог в форме диалога с использованием проблемных вопросов проверяет знания ученика по теме «Штрихи»: понятие «штрихи», названия штрихов, чем отличается их исполнение на инструменте от графического обозначения в нотном тексте. Ответы ученика на проблемные вопросы предполагают активизацию его творческого и интеллектуального потенциала, широкий спектр ассоциаций на основе личного жизненного опыта. Ученик исполняет гаммы и этюд. Анализируем и обсуждаем данное исполнение, корректируем и устраняем ошибки. Очень важно, чтобы он смог самостоятельно определить, в чем состоит трудность, выделить ее из контекста, а педагог в этом помогает. При каждом повторении надо ставить перед собой определенную задачу, каждый раз изменяя ее и усложняя. Например, при исполнении гаммы До- мажор по две ноты легато, две стаккато, можно проговаривать слоги с ударением «ма-ма» («добрая» на легато), «па-па» («строгий» на стаккато). При этом необходимо следить за тем, чтобы подкладывание и перекладывание пальцев не отражались на качестве звука, ведение меха должно быть ровным, без толчков. От ученика требуется активная работа слухового контроля. Устойчивость метро-ритма вырабатывается с помощью акцентирования 1-й доли в каждом такте, опоры на бас в левой руке и работы в умеренном темпе. Хорошо известно, что дети любят музицировать, но не любят заниматься техническими упражнениями. Зато им нравится заниматься физкультурой – бегать, прыгать и так далее. Аналогия с простыми физическими упражнениями, помогают чувствовать такие же приятные ощущения в руках и пальцах при игре на инструменте. На данном этапе педагог использует вербальные и тактильные методы объяснения, иллюстративный и проблемно - поисковый методы. |
3. | Изучение нового материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися(какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися; описание форм и методов изложения(представления)нового материала; описание форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог; описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебного материалу; описание методов мотивирования(стимулирования)учебной активности учащихся входе освоения нового учебного материала | Цель данного этапа урока - изучение песни Г.Гладкова «Я на солнышке лежу» Задача - подготовить ученика к самостоятельной работе: соединению партий левой и правой руки. С помощью дидактической игры педагог осуществляет подготовку ученика к усвоению нового материала. Не следует забывать, о том, что внимание ученика быстро утомляется, а без него работа на инструменте нецелесообразна и даже вредна. Поэтому переключение на другой вид деятельности позволяет компенсировать информационную перегрузку, организует психологический и физический отдых. Только разумность в чередовании труда и отдыха положительно сказывается на результате занятия. Ритмические упражнения на размер 2/4 и 4/4 из методического пособия Г.Стативкина развивают координацию рук, помогают подготовить ученика к самостоятельному решению учебной задачи. Переходим к детальному изучению песни Г.Гладкова. Перед началом работы педагог исполняет изучаемое произведение. Затем работая над отдельными партиями правой и левой руки в произведении, отрабатываем мотивы, затем фразы, предложения. Уделяем особое внимание работе над фразировкой, которая на аккордеоне, связанна с техникой владения мехом, так как каждая фраза должна быть уложена в одно определенное движение меха – сжим или разжим. Добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над фразировкой и оттенками исполнения (нюансами) в мелодии, а затем переходить к работе над партией аккомпанемента. |
4. | Закрепление нового учебного материала. Данный этап предполагает: постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть, достигнут учащимися на данном этапе урока); определение целей, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог; описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал; | На этапе закрепления учебного материала педагогу важен результат всестороннего подхода к раскрытию нового материала. Цель педагога - установить степень готовности ученика к решению учебной задачи: игра двумя руками. После детального изучения произведения, устранения и корректировки всех сложностей в исполнении педагог предлагает ученику поиграть в ансамбль. Игра в ансамбле очень нравится ученикам. На данном этапе - это метод закрепления полученных знаний, позволяющий мотивировать учебною активность, создать атмосферу успеха. Ансамбль педагога и ученика, когда ученик исполняет мелодию, а педагог аккомпанирует, затем партиями меняются, позволяет ученику закрепить точное исполнение партий отдельными руками. При этом почувствовать свою значимость как исполнителя и свои успехи в изучении нового произведения. Педагог должен всегда помнить, что первоосновой музыкальных занятий должно быть воспитание устойчивого интереса к музыкальному искусству. Для этого надо так упростить технологию исполнительских трудностей, чтобы они не заслоняли положительных эмоций, связанных с восприятием музыкального произведения и с самим процессом исполнения. В завершении урока, если не возникло трудностей с исполнением партий правой и левой руки, можно предложить ученику соединить произведение двумя руками. Ученик добился определенных успехов на уроке, а принципы работы над музыкальным произведением будет использовать в работе над домашним заданием. |
| Задание на дом, включающее: постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | Цель: закрепить знания путем самостоятельной работы дома. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, проверка понимания учеником содержания и способов его выполнения, подведение итогов урока. Самоанализ и совместная оценка работы учащегося на уроке. Очень важно приучить ученика к заключительному обдумыванию. После исполнения произведений ученик должен уметь мысленно воссоздать их, вспомнить, что вышло удачно и какие детали остались недоработанными. А педагог руководя, указывая, наставляя, должен поддерживать ученика, замечать и поощрять творческое отношение к музыке, воспитывать его самостоятельность. |