СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Реакции ионного обмена"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Реакции ионного обмена"»

Открытый урок  по неорганической химии.

Открытый урок по неорганической химии.

Учебно-воспитательные  цели и задачи урока: Повторить и закрепить знания по теме «Электролитическая диссоциация»;   Углубить понятие о свойствах электролитов как свойствах ионов;   Научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций;

Учебно-воспитательные цели и задачи урока:

  • Повторить и закрепить знания по теме «Электролитическая диссоциация»;
  • Углубить понятие о свойствах электролитов как свойствах ионов;
  • Научиться составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций;
Сформировать понятие качественной реакции;  Выяснить причину обратимости ионного обмена; Рассмотреть условия, при которых реакции обмена идут до конца.
  • Сформировать понятие качественной реакции;
  • Выяснить причину обратимости ионного обмена;
  • Рассмотреть условия, при которых реакции обмена идут до конца.
Актуализация знаний студентов

Актуализация

знаний

студентов

Мобилизирующий этап

Мобилизирующий этап

«Лабиринт букв» Ц И К А И Р С Е И О Б Р О О Н Г А Н Н М О Е Б К

«Лабиринт букв»

Ц

И

К

А

И

Р

С

Е

И

О

Б

Р

О

О

Н

Г

А

Н

Н

М

О

Е

Б

К

 Используя «лабиринт букв» определите ключевое понятие урока.  Какие уже известные Вам понятия включает это, пока еще новое для Вас понятие?  Что такое ионы? С помощью каких веществ можно определить Н + и ОН - .  Какие вещества и при каких условиях образуют ионы?  На какие ионы диссоциируют водные растворы кислот, солей, оснований?
  • Используя «лабиринт букв» определите ключевое понятие урока.
  • Какие уже известные Вам понятия включает это, пока еще новое для Вас понятие?
  • Что такое ионы? С помощью каких веществ можно определить Н + и ОН - .
  • Какие вещества и при каких условиях образуют ионы?
  • На какие ионы диссоциируют водные растворы кислот, солей, оснований?
Назовите основоположника ТЭД.  Какие реакции называются реакциями обмена?  Найдите из предложенных реакций реакции обмена:  1) K 2 CO 3 + H 2 SO 4  2) Mg+HCl  3) Na 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2  4) Zn(OH) 2 t  5) NaOH+HCl  6) SO 3 + MgO
  • Назовите основоположника ТЭД.
  • Какие реакции называются реакциями обмена?
  • Найдите из предложенных реакций реакции обмена:

1) K 2 CO 3 + H 2 SO 4

2) Mg+HCl

3) Na 2 SO 4 + Ba(NO 3 ) 2

4) Zn(OH) 2 t

5) NaOH+HCl

6) SO 3 + MgO

 Сванте АРРЕНИУС  (19.II.1859 − 2.X.1927)

Сванте АРРЕНИУС (19.II.1859 − 2.X.1927)

Тема урока:

Тема урока:

Pb(NO 3 ) 2 + 2KI = PbI 2 ↓+ 2 KNO 3  Почему в сухом виде соли не взаимодействуют , а при растворении протекает химическая реакция?  Взаимодействие ионов в растворе называется ионной реакцией

Pb(NO 3 ) 2 + 2KI = PbI 2 ↓+ 2 KNO 3

Почему в сухом виде соли не взаимодействуют , а при растворении протекает химическая реакция?

  • Взаимодействие ионов в растворе называется ионной реакцией
При составлении ионных уравнений необходимо помнить: Сильные электролиты полностью диссоциируют на ионы; Вещества, покидающие сферу реакции ( осадок ↓, газ↑ ), малодиссоциироавнные вещества ( Н 2 О ), а также неэлектролиты ( оксиды, органические вещества ) записываются в молекулярной форме; Сумма зарядов в левой и правой частях уравнения равны нулю.

При составлении ионных уравнений необходимо помнить:

  • Сильные электролиты полностью диссоциируют на ионы;
  • Вещества, покидающие сферу реакции ( осадок ↓, газ↑ ), малодиссоциироавнные вещества ( Н 2 О ), а также неэлектролиты ( оксиды, органические вещества ) записываются в молекулярной форме;
  • Сумма зарядов в левой и правой частях уравнения равны нулю.
Порядок написания полного и сокращенного ионного уравнения Записать уравнение в молекулярной форме, расставить коэффициенты  Pb(NO 3 ) 2 + 2KI = PbI 2   + 2 KNO 3 2 . Обозначить вещества, покидающие сферу реакции

Порядок написания полного и сокращенного ионного уравнения

  • Записать уравнение в молекулярной форме, расставить коэффициенты

Pb(NO 3 ) 2 + 2KI = PbI 2 + 2 KNO 3

2 . Обозначить вещества, покидающие сферу реакции

3 . Записать уравнение в ионной форме Pb 2+ +2NO 3 - +2K + +2I - = PbI 2 ↓+2K + +2NO 3 - 4 . Исключить из обеих частей уравнения одинаковые ионы Pb 2+ +2NO 3 - +2K + +2I - = PbI 2 ↓+2K + +2NO 3 - 5. Записать оставшиеся ионы  Pb 2+ +2I - = PbI 2 ↓ Сокращенное ионное уравнение: отражает сущность реакции

3 . Записать уравнение в ионной форме

Pb 2+ +2NO 3 - +2K + +2I - = PbI 2 ↓+2K + +2NO 3 -

4 . Исключить из обеих частей уравнения одинаковые ионы

Pb 2+ +2NO 3 - +2K + +2I - = PbI 2 ↓+2K + +2NO 3 -

5. Записать оставшиеся ионы

Pb 2+ +2I - = PbI 2 ↓

Сокращенное ионное уравнение:

отражает сущность реакции

В реакции могут вступать слабые электролиты или нерастворимые в воде соединения СаСО 3 + 2 HCl = CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O СаСО 3 + 2H + +2Cl -  = Ca 2+ + 2Cl - + CO 2 ↑ + H 2 O СаСО 3 + 2H +  = Ca 2+ + CO 2 ↑ + H 2 O Будет такая реакция идти до конца?

В реакции могут вступать слабые электролиты или нерастворимые в воде соединения

СаСО 3 + 2 HCl = CaCl 2 + CO 2 ↑ + H 2 O

СаСО 3 + 2H + +2Cl - = Ca 2+ + 2Cl - + CO 2 ↑ + H 2 O

СаСО 3 + 2H + = Ca 2+ + CO 2 ↑ + H 2 O

  • Будет такая реакция идти до конца?
С участием ионов могут протекать как обменные, так и окислительно-восстановительные реакции 5Na 2 SO 3 +2KMnO 4 +3H 2 SO 4 = =2MnSO 4 +5Na 2 SO 4 +K 2 SO 4 +3H 2 O

С участием ионов могут протекать как обменные, так и окислительно-восстановительные реакции

5Na 2 SO 3 +2KMnO 4 +3H 2 SO 4 =

=2MnSO 4 +5Na 2 SO 4 +K 2 SO 4 +3H 2 O

Реакции ионного обмена в водных растворах могут протекать Необратимо до конца когда ионы, соединяясь друг с другом образуют вещества: а) нерастворимые (↓) б) малодиссоциированные (Н 2 О) в) газообразные (↑)  Обратимо , т.е. одновременно в двух противоположных направлениях если среди исходных  веществ и среди продуктов имеются слабые электролиты или нерастворимые вещества

Реакции ионного обмена в водных растворах могут протекать

Необратимо до конца

  • когда ионы, соединяясь друг с другом образуют вещества:

а) нерастворимые (↓)

б) малодиссоциированные (Н 2 О)

в) газообразные (↑)

Обратимо ,

т.е. одновременно в двух противоположных направлениях

  • если среди исходных веществ и среди продуктов имеются слабые электролиты или нерастворимые вещества
В состав каких классов соединений могут входить    Катионы  Анионы   H + ; Me n+ ; NH 4 +   KO m- ;  OH – кислоты основания соли кислоты соли щелочи

В состав каких классов соединений могут входить

Катионы Анионы

H + ; Me n+ ; NH 4 + KO m- ; OH

кислоты основания соли кислоты соли щелочи

Составление полного ионного и молекулярного уравнения по краткому ионному уравнению Алгоритм действий  определить, какие вещества содержат исходные ионы и являются растворимыми (по таблице растворимости);  Ag +   +  Cl -   =  AgCl  основание соль кислота соль  растворимые растворимые AgOH  AgNO 3  HCl CaCl 2 Не существует

Составление полного ионного и молекулярного уравнения по краткому ионному уравнению

Алгоритм действий

определить, какие вещества содержат исходные ионы и являются растворимыми (по таблице растворимости);

Ag + + Cl - = AgCl

основание соль кислота соль

растворимые растворимые

AgOH AgNO 3 HCl CaCl 2

Не существует

записать формулы реагентов в молекулярной форме ;  AgNO 3 + CaCl 2  составить уравнение реакции в молекулярной и ионной форме AgNO 3 + CaCl 2 = 2 AgCl  + Ca(NO 3 ) 2
  • записать формулы реагентов в молекулярной форме ;

AgNO 3 + CaCl 2

  • составить уравнение реакции в молекулярной и ионной форме

AgNO 3 + CaCl 2 = 2 AgCl + Ca(NO 3 ) 2

 Приведите примеры трех  уравнений реакций, которые можно выразить одним ионным уравнением:  3Ca 2+ + 2PO 4 3- = Ca  3 (PO 4 ) 2

Приведите примеры трех уравнений реакций, которые можно выразить одним ионным уравнением:

3Ca 2+ + 2PO 4 3- = Ca 3 (PO 4 ) 2

 Могут ли одновременно существовать в растворе следующие ионы:  a ) Na + и NO 3- ,  б) OH - и Fe 3+ ,  в) Ag + и Br - ?

Могут ли одновременно существовать в растворе следующие ионы:

a ) Na + и NO 3- ,

б) OH - и Fe 3+ ,

в) Ag + и Br - ?

Значение реакций ионного обмена  Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе при образовании: осадочных пород (гипса, известняка, солей); при переработке радиоактивных отходов; при очистке сточных вод, очистке воздуха, осаждении катионов тяжелых металлов ( Hg, Pb, Cd, Cu, As, Zn ); при проведении качественного анализа сырья и готовой продукции процесс ионного обмена используют в аналитической химии.

Значение реакций ионного обмена

Реакции ионного обмена широко распространены в живой и неживой природе при образовании:

  • осадочных пород (гипса, известняка, солей);
  • при переработке радиоактивных отходов;
  • при очистке сточных вод, очистке воздуха, осаждении катионов тяжелых металлов ( Hg, Pb, Cd, Cu, As, Zn );
  • при проведении качественного анализа сырья и готовой продукции
  • процесс ионного обмена используют в аналитической химии.

 1.  Научились составлять уравнения реакций, которые отражают сущность реакций ионного обмена; 2. Выяснили, что сущность реакции нейтрализации сводится к взаимодействию ионов Н + (носителя кислотных свойств) и ОН -  (носителя щелочных свойств), в результате чего получается вода. Это можно рассматривать как диалектическое единство противоположных начал .

1. Научились составлять уравнения реакций, которые отражают сущность реакций ионного обмена;

2. Выяснили, что сущность реакции нейтрализации сводится к взаимодействию ионов Н + (носителя кислотных свойств) и ОН - (носителя щелочных свойств), в результате чего получается вода. Это можно рассматривать как диалектическое единство противоположных начал .

 Зная свойства ионов, можно предсказать результаты реакций между электролитами . Зная свойства ионов, можно предсказать результаты реакций между электролитами . 4. Выяснили условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца, и причину обратимости ионного обмена .
  • Зная свойства ионов, можно предсказать результаты реакций между электролитами .
  • Зная свойства ионов, можно предсказать результаты реакций между электролитами .

4. Выяснили условия, при которых реакции ионного обмена идут до конца, и причину обратимости ионного обмена .

Выполнить задания по опорному конспекту. Ю.М. Ерохин, В.И.Фролов
  • Выполнить задания по опорному конспекту.
  • Ю.М. Ерохин, В.И.Фролов "Сборник задач и упражнений по химии" стр. 58-60 № 1,3,5,12, стр.66 №47.
  • Подготовиться к лабораторной работе №1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!