СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Роль второстепенных членов предложения" 8 класс.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Роль второстепенных членов предложения" 8 класс.»

« Работа  над родным языком в человеке  не прекращается никогда». И.И. Срезевский

« Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».

И.И. Срезевский

Грамматическая сказка  Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.  И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.  И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и  просить его вернуться и познакомить Глагол с  друзьями своего друга.  С тех пор они неразлучны.

Грамматическая сказка

Когда-то в Объединенном Королевстве Грамматики жил-был Член Предложения. Он трудился не покладая рук и ног, которых у него было великое множество. Падежи всегда задавали ему вопросы, а он всегда отвечал на них. Он бегал за Глаголом и дополнял лучшие свойства его характера.

И вот однажды они поссорились. Член предложения покинул Глагол. Не прошло и нескольких дней, как Глагол обеднел, опростился. Никто не мог его понять.

И решил Глагол отыскать своего бывшего друга и

просить его вернуться и познакомить Глагол с

друзьями своего друга.

С тех пор они неразлучны.

Прием «Верные и неверные утверждения» - Верно ли, что подлежащее – главный член предложения? - Верно ли, что дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий качества, свойства и признаки предметов и явлений? - Верно ли, что определение отвечает на вопросы косвенных падежей? - Верно ли, что сказуемое – это второстепенный член предложения? - Верно ли, что обстоятельство отвечает на вопросы: куда, где, зачем? - Верно ли, что приложение – это особая группа определений, выраженных именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже? - Верно ли, что дополнения бывают прямыми и косвенными? - Верно ли, что определение – это второстепенный член предложения, обозначающий различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о месте, времени, причине, цели? - Верно ли, что определения бывают согласованными и несогласованными?

Прием «Верные и неверные утверждения»

- Верно ли, что подлежащее – главный член предложения?

- Верно ли, что дополнение – это второстепенный член предложения, обозначающий

качества, свойства и признаки предметов и явлений?

- Верно ли, что определение отвечает на вопросы косвенных падежей?

- Верно ли, что сказуемое – это второстепенный член предложения?

- Верно ли, что обстоятельство отвечает на вопросы: куда, где, зачем?

- Верно ли, что приложение – это особая группа определений, выраженных именем

существительным, согласованным с определяемым словом в падеже?

- Верно ли, что дополнения бывают прямыми и косвенными?

- Верно ли, что определение – это второстепенный член предложения, обозначающий

различные обстоятельства, при которых происходит действие, и отвечающий на вопросы о

месте, времени, причине, цели?

- Верно ли, что определения бывают согласованными и несогласованными?

Повторение Учитель МБОУ Мичуринской основной общеобразовательной школы Гусейнова Г.Ф. http://aida.ucoz.ru

Повторение

Учитель МБОУ Мичуринской основной общеобразовательной школы Гусейнова Г.Ф.

http://aida.ucoz.ru

 Цели урока: Я должен: а) повторить... б) закрепить... в) пополнить знания...

Цели урока:

Я должен:

а) повторить...

б) закрепить...

в) пополнить знания...

 это все члены предложения,  кроме подлежащего и сказуемого.  Они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания. http://aida.ucoz.ru

это все члены предложения,

кроме подлежащего и сказуемого.

Они могут пояснять как главные так и второстепенные члены предложения, с которыми они составляют словосочетания.

http://aida.ucoz.ru

 Чайки распустили крылья. это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей. Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что? Кем? Чем? О ком? О чем? http://aida.ucoz.ru

Чайки распустили крылья.

это второстепенный член предложения, который обозначает предмет, зависит от сказуемого или другого члена предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.

Кого? Чего? Кому? Чему? Кого? Что?

Кем? Чем? О ком? О чем?

http://aida.ucoz.ru

Солнце ярко освещало берёзовую рощу. Выражается  формой винительного падежа существительного без предлога,  формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки) Мы разговорились об интересных книгах.

Солнце ярко освещало берёзовую рощу.

Выражается

  • формой винительного падежа существительного без предлога,
  • формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)

Мы разговорились об интересных книгах.

 Определите вид дополнения.   1. Читаем книгу 2. Показать на карте 3. Сохраняют реки 4. Пряла пряжу 5. Обогнал троллейбус 6. Вопрос ему 7. Значение для здоровья 8. Просили ее

Определите вид дополнения.

  • 1. Читаем книгу
  • 2. Показать на карте
  • 3. Сохраняют реки
  • 4. Пряла пряжу
  • 5. Обогнал троллейбус
  • 6. Вопрос ему
  • 7. Значение для здоровья
  • 8. Просили ее
какой? Тропинка вилась в густой траве. Определение -  это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными. согласованные несогласованные

какой?

Тропинка вилась в густой траве.

Определение - это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.

согласованные

несогласованные

 Укажите предложение    с согласованным определением  А. В нем рано проснулась страсть  к рисованию. Б. В коробке из-под ваксы лежало  много пуговиц. В. Он жил близ деревянной церкви.

Укажите предложение с согласованным определением

  • А. В нем рано проснулась страсть

к рисованию.

  • Б. В коробке из-под ваксы лежало

много пуговиц.

  • В. Он жил близ деревянной церкви.
Укажите предложение    с несогласованным определением  А. Кудрявый и краснощекий мальчик  сидел в санях. Б. Изба лесника находилась в лесу. В. Мы остановились в маленькой  деревне.

Укажите предложение с несогласованным определением

  • А. Кудрявый и краснощекий мальчик

сидел в санях.

  • Б. Изба лесника находилась в лесу.
  • В. Мы остановились в маленькой

деревне.

Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные - Мальчик из деревни  клубничное варенье  крыша из соломы  листва берез  городские ребята  школа из кирпича  дневник брата  альбомный лист . Дневник Веры – Верин дневник.   Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.

Замените согласованные определения несогласованными, а несогласованные -

  • Мальчик из деревни клубничное варенье крыша из соломы листва берез городские ребята школа из кирпича дневник брата альбомный лист
  • . Дневник Веры – Верин дневник.
  •  
  • Мальчик из деревни, клубничное варенье, крыша из соломы, листва берез, городские ребята, школа из кирпича, березовые дрова, дневник брата, альбомный лист.
В городе-крепости мы осматривали выставку. Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.  Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

В городе-крепости мы осматривали выставку.

Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.

Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.

 Укажите предложение с ошибкой  в употреблении дефиса при приложении  А. На вечере выступили студенты-  сирийцы. Б. Ведь ты была б у нас царь птица! В. В осиннике стоял огромный лось-  великан.

Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении

  • А. На вечере выступили студенты-

сирийцы.

  • Б. Ведь ты была б у нас царь птица!
  • В. В осиннике стоял огромный лось-

великан.

Яркие цветы празднично украшали зал. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака. Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.

Яркие цветы празднично украшали зал.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или другого признака.

Обстоятельство обычно зависит от сказуемого.

Как? Каким образом? Как? В какой степени?

Как? Каким образом?

Как? В какой степени?

Где? Куда? Откуда? Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

Где? Куда? Откуда?

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?

При каком условии? Почему? Отчего?

При каком условии?

Почему? Отчего?

Зачем? Для чего? Несмотря на что? Вопреки чему?

Зачем? Для чего?

Несмотря на что? Вопреки чему?

виды образа действия вопросы как? каким образом? степени как? в какой степени? места где? куда? откуда? времени условия когда? как долго? с каких пор? до каких пор? при каком условии? причины почему? отчего? цели зачем? для чего? уступки несмотря на что? вопреки чему?

виды

образа действия

вопросы

как? каким образом?

степени

как? в какой степени?

места

где? куда? откуда?

времени

условия

когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

при каком условии?

причины

почему? отчего?

цели

зачем? для чего?

уступки

несмотря на что? вопреки чему?

    Цифровой  диктант

Цифровой диктант

Задание: Сопоставьте виды обстоятельства с подходящими предложениями № Виды обстоятельств 1 времени № 2. Предложения 1 места 3. Ярко светила звезда. образа действия 4. 2. 5. степени 3. Из уважения к вам я не сделал этого. Утром шел дождь. условия 4. 6. При желании можно добиться многого. 5. причины 7. цели Вопреки нашим ожиданиям, весна в этом году запоздала. 8. 6. 7. Зайцы, спасаясь от лыжников, путали следы. уступки На востоке краснела заря. 8. Мы смеялись до слез.

Задание: Сопоставьте виды обстоятельства с подходящими предложениями

Виды обстоятельств

1

времени

2.

Предложения

1

места

3.

Ярко светила звезда.

образа действия

4.

2.

5.

степени

3.

Из уважения к вам я не сделал этого.

Утром шел дождь.

условия

4.

6.

При желании можно добиться многого.

5.

причины

7.

цели

Вопреки нашим ожиданиям, весна в этом году запоздала.

8.

6.

7.

Зайцы, спасаясь от лыжников, путали следы.

уступки

На востоке краснела заря.

8.

Мы смеялись до слез.

Ответы: 1 2 3 3 7 4 1 5 8 6 4 2 7 8 6 5

Ответы:

1

2

3

3

7

4

1

5

8

6

4

2

7

8

6

5

 Спишите. Найдите обстоятельства и определите их вид.  1. При желании всё можно сделать. 2. С утра до поздней ночи он был на ногах. 3. От радости в зобу дыханье спёрло.

Спишите.

Найдите обстоятельства и определите их вид.

1. При желании всё можно сделать.

2. С утра до поздней ночи он был на ногах.

3. От радости в зобу дыханье спёрло.

 ВЗАИМОПРОВЕРКА.  1. При желании всё можно сделать (обстоятельство условия – при каком условии?). 2. С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?). 3. От радости в зобу  дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?,  обст. места – где?).

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

1. При желании всё можно сделать (обстоятельство условия – при каком условии?).

2. С утра до поздней ночи он был на ногах (обст. времени – когда? с каких пор?).

3. От радости в зобу дыханье спёрло. (обст. причины - почему? отчего?,

обст. места – где?).

      Осень.   Воздух бодрит.   Лёд лежит.

Осень. Воздух бодрит. Лёд лежит.

        Славная осень! Здоровый, ядреный  Воздух усталые силы бодрит.  Лед неокрепший на речке студеной  Словно как тающий сахар лежит.

Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит. Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит.

Синквейн – это пятистрочная строфа. 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы; 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней; 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

 Язык Завораживающий , необычайный. Вьется , разгорается , пляшет. Языки пламени... Очень красивое явление!  Русский язык древнерусский , современный говорят , пишут , разговаривают один из крупнейших языков мира  общение  Русский язык. Распространённый , сложный. Обучает, тренирует, развивает. Не каждый может его выучить. Россия.

Язык

Завораживающий , необычайный.

Вьется , разгорается , пляшет.

Языки пламени...

Очень красивое явление!

Русский язык

древнерусский , современный

говорят , пишут , разговаривают

один из крупнейших языков мира

общение

Русский язык.

Распространённый , сложный.

Обучает, тренирует, развивает.

Не каждый может его выучить.

Россия.

1. Время от времени прилитает с рики порыв ветра, нися холад и тревогу. 2.Хозяин вошол в исбушку накармить миня. 3.Жарко дышыт печь, мирно потрескивают драва. сторик, стоя передо мной на коленях, оттирает мне ноги снегом. 4.Эта мука длиться два часа. 5.Галава старика стрижена без затей, подкружок. 6.Он по-птичьи подобрал ногу подсебя и, взяв крушку с кипятком, стал медленно пить, закрыв глаза и слехка покачиваясь

1. Время от времени прилитает с рики порыв ветра, нися холад и тревогу. 2.Хозяин вошол в исбушку накармить миня. 3.Жарко дышыт печь, мирно потрескивают драва. сторик, стоя передо мной на коленях, оттирает мне ноги снегом. 4.Эта мука длиться два часа. 5.Галава старика стрижена без затей, подкружок. 6.Он по-птичьи подобрал ногу подсебя и, взяв крушку с кипятком, стал медленно пить, закрыв глаза и слехка покачиваясь

1.Время от времени прил е тает с р е ки порыв ветра, н е ся хол о д и тревогу . 2.Хозяин вош е л в и з бушку  нак о рмить  м е ня . 3. Жарко дыш и т печь, мирно потрескивают др о ва.4. С т а рик, стоя передо мной на коленях , оттирает мне ноги снегом. 5.Эта мука дли тся  два часа . Г оло ва старика стрижена без затей, под // кружок . 6.Он по-птичьи подобрал ногу под // себя и, взяв кру ж ку с кипятком , стал медленно пить, закрыв глаза и сле г ка покачиваясь .

1.Время от времени прил е тает с р е ки порыв ветра, н е ся хол о д и тревогу . 2.Хозяин вош е л в и з бушку нак о рмить м е ня . 3. Жарко дыш и т печь, мирно потрескивают др о ва.4. С т а рик, стоя передо мной на коленях , оттирает мне ноги снегом. 5.Эта мука дли тся два часа . Г оло ва старика стрижена без затей, под // кружок . 6.Он по-птичьи подобрал ногу под // себя и, взяв кру ж ку с кипятком , стал медленно пить, закрыв глаза и сле г ка покачиваясь .

«Мама – самый близкий и родной человек»

«Мама – самый близкий и родной человек»

Домашнее задание. написать мини-сочинение на тему «Мама – самый близкий и родной человек» Работа по карточкам

Домашнее задание.

  • написать мини-сочинение на тему

«Мама – самый близкий и родной человек»

Работа по карточкам

Рефлексия Я а) усвоил ... б) вспомнил ... в) пополнил знания...

Рефлексия

Я

а) усвоил ...

б) вспомнил ...

в) пополнил знания...

     Спасибо за урок!  Удачи вам , ребята!

Спасибо за урок! Удачи вам , ребята!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!