СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языа в 8 классе по теме "Определенно-личные предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок по типу - объяснение нового материала

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языа в 8 классе по теме "Определенно-личные предложения"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ШИРОКОЕ»

ТАТИЩЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ













Открытый урок

русского языка

по теме:

«Определенно-личные предложения»









Подготовила и провела:

учитель русского языка

и литературы

Чистякова Р.Н.











С. Широкое 2023 г.



Класс: 8

Дата проведения: 15.12.2023 г.


Тема урока: «Определенно-личные предложения»

Цели:

Обучающая

-обучение умению находить односоставные и двусоставные предложения;

-дать понятие определенно-личных предложений;

-формировать умение находить определенно-личные предложения по значению, их структурным особенностям;

Развивающая

-развивать умение использовать односоставные предложения в разных стилях.

Воспитательная

- прививать любовь к русскому языку.


Тип урока: объяснение нового материала.


Методы обучения: Работа с учебником, опорной таблицей, решение проблемных вопросов, практическая работа.

Оборудование и ТСО:

1. Учебник.

2. Тетрадь.

3. Карточки с заданиями.

Термины: односоставные и двусоставные предложения, грамматическая основа предложения (подлежащее, сказуемое), грамматические признаки, определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное предложения.


Ход урока


I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое. Нам известна крылатая фраза: "Не стыдно не знать, стыдно не учиться"

-Как вы понимаете данное высказывание? (Плохо, когда человек не имеет знаний, но ещё хуже, когда он не стремится их получить, когда не прилагает никаких усилий, чтобы постичь новое для себя).

- Так давайте сегодняшний урок проведем под этим девизом. Эпиграфом к нашему уроку будут слова Бернарда Шоу: "Единственный путь, ведущий к знанию, - деятельность"

- Запишите в тетрадях сегодняшнее число, классная работа и оставьте строчку, чтобы потом записать тему нашего урока.

- На столе у каждого лежит лист самооценки. По мере выполнения заданий вы будете оценивать себя самостоятельно.

Если вы выполнили задание без ошибок, поставьте себе «5» баллов; если 1-2 ошибки, то «4» балла, а если 3 и более ошибок – «3» балла. Все результаты заносите в лист самооценки. В конце урока каждый подведет итоги и сам оценит свою работу.

II. Подготовка к изучению новой темы. Анализ предложений.

- Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с различными видами предложений. Давайте проверим, как вы ориентируетесь в полученных знаниях.

1) По строению грамматической основы на какие 2 группы делятся предложения?

2) Какие предложения называются двусоставными / односоставными?

3) Задание на карточках №1: прочитайте предложения, назовите грамматическую основу, определите двусоставное или односоставное (д/с, о/с) и затем оцените свои ответы:

  1. На небе гаснут облака (двусоставное). Уже поздно (односоставное).

  2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (двусоставное).

  3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (односоставное).

  4. Как тихо (односоставное). Каждый звук и шорох слышу я (двусоставное).

  5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (односоставное).

III. Актуализация новой темы.

- Сегодня на уроке мы будем изучать односоставные с главным членом сказуемым, в них есть только сказуемое, но можно ли определить лицо? Оказывается можно. Значит, как будет называться тема сегодняшнего урока? Определённо-личные предложения. (Запись темы в тетрадь).

- Какие задачи вы поставите на уроке (формулируют дети): научиться эти предложения находить по их значению и особенностям и определять, чем выражено сказуемое в односоставных определённо-личных предложениях.

1) Цифровой диктант (я буду диктовать предложения, а вы записываете только цифры по порядку: 1-если предложения односоставные, 2-если предложения двусоставные.

1. Я помню чудное мгновенье.

2. Яд каплет сквозь его кору.

3. Зима.

4. И я судьбу благословил.

5. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!

6. Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

7. Приветствую тебя, пустынный уголок.

8. Я гимны прежние пою. Ответы: 2 2 1 2 1 1 1 2 (пишу на доске)

- Ребята, не забудьте оценить себя. (результат в лист самооценки).

2) Работа у доски с учебником. Синтаксический разбор предложений.

- Выполните упр.243 – записать предложения и определить грамматические основы, определить способ выражения сказуемого, односоставное или двусоставное, определённо-личное, можно ли определить лицо.

- Какой же вывод можно сделать о строении определённо-личных предложений?

3) Работа в парах. Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …….. предложения с главным членом - …….., которое обозначает действие……….. и выражается……

Можно ли считать данное нами определение научным?

Откройте учебники на с.119 учебника и прочитайте правило. Сравните со своим.

- В таких предложениях на первый план выдвигается действие, деятель не назван, но форма глагола указывает, что действие производит сам говорящий. Лицо говорящего мы можем определить.

IV Работа в группах.

- Ребята, у вас на партах карточки с предложениями. Вам предстоит работа в группах.

1 группа (1-й ряд)

Среди предложений отметить только двусоставные. Выпишите номера предложений (2,4,11,12) и грамматическую основу.

2 группа (2-й ряд)

Среди предложений отметить только односоставные определенно-личные. Выпишите номера предложений (1,5,7,9,10) и грамматическую основу.

От каждой группы выйдет по одному представителю к доске и запишет ответы. Проверьте свои ответы и не забудьте оценить себя.

V. Закрепление изученной темы.

- Ребята, как вы думаете, в каких стилях речи могут использоваться определенно-личные предложения?

- Этот вид предложений часто используется в поэтических и художественных произведениях, помогая передать душевное состояние поэта. В русском языке предложения с обращениями часто не имеют подлежащего, являются определённо-личными. (Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?) Сфера использования таких предложений обширна. Разговорная речь, публицистический, научный, официально-деловой стили речи.


VI. Работа с текстом лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения. Определите стиль данного текста.

Укрепим (гл. буд.вр., 1 л. мн.ч) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (буд.вр., 1 л. мн.ч) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (буд.вр., 1 л. мн.ч) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (буд.вр., 1 л. мн.ч) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (буд.вр., 1 л. мн.ч), что эти расстояния одинаковые.

Вывод: данный текст относится к научному стилю и здесь используются о/л предложения.

VII. Рефлексия

Какова тема нашего урока? Что нового узнали на уроке? Что было сложным?

Я узнал(а) (что такое о-л предложения, где они употребляются, глагол в какой форме соответствует этим предложениям)

Я научился (находить их в тексте, отличать от односоставных)

Мне было интересно…

Что было нашей целью? Достигли мы её?

- Итак, а сейчас подсчитайте количество набранных вами баллов и оцените себя по среднему арифметическому.

- Оценки выставить по желанию

VIII. Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.











Приложение № 1

1. Лист оценивания


ФИ ученика: _____________________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

1. Анализ предложений (карточка №1)




2. Цифровой диктант




3. Работа в парах (опорная схема)




4. Работа в группах




5. Выполнение упражнения (лаб/р)




6. Итоговая оценка






2. Карточка №1

Анализ предложений. Задание: прочитайте предложения, назовите грамматическую основу, определите двусоставное или односоставное (д/с, о/с) и затем оцените свои ответы:

1. На небе гаснут облака. (___) Уже поздно. (___)

2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (____).

3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (____).

4. Как тихо (____). Каждый звук и шорох слышу я (____).

5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (___).

3. Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .



4. Карточка №3 (работа в группах)

1. Люблю грозу в начале мая.

2. В садах ученики окапывают деревья.

3. Осень.

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

5 Поедешь со мной?

6. Раннее утро.

7. Стой за правду горой.

8. Вот и беседка.

9. Верните книгу в библиотеку.

10. Посмотрите на них!

11. Дождь шумел гудел хлопал.

12. Я сердце по свету рассеять готов.


5. Работа с текстом лабораторной работы по физике (в парах).

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (______________) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим (_________________) в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (_____________) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (______________) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (_______________) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (____________), что эти расстояния одинаковые.


6. Рефлексия.

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно






























Лист оценивания

ФИ ученика: _____________________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

1. Анализ предложений (карточка №1)




2. Цифровой диктант




3. Работа в парах (опорная схема)




4. Работа в группах




5. Выполнение упражнения (лаб/р)




6. Итоговая оценка






Лист оценивания

ФИ ученика: _____________________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

1. Анализ предложений (карточка №1)




2. Цифровой диктант




3. Работа в парах (опорная схема)




4. Работа в группах




5. Выполнение упражнения (лаб/р)




6. Итоговая оценка






Лист оценивания

ФИ ученика: _____________________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

1. Анализ предложений (карточка №1)




2. Цифровой диктант




3. Работа в парах (опорная схема)




4. Работа в группах




5. Выполнение упражнения (лаб/р)




6. Итоговая оценка






Лист оценивания

ФИ ученика: _____________________________________________

Вид работы

«5»

«4»

«3»

1. Анализ предложений (карточка №1)




2. Цифровой диктант




3. Работа в парах (опорная схема)




4. Работа в группах




5. Выполнение упражнения (лаб/р)




6. Итоговая оценка




Карточка №1

Анализ предложений. Задание: прочитайте предложения, назовите грамматическую основу, определите двусоставное или односоставное (д/с, о/с) и затем оцените свои ответы:

1. На небе гаснут облака. (___) Уже поздно. (___)

2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (____).

3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (____).

4. Как тихо (____). Каждый звук и шорох слышу я (____).

5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (___).



Карточка №1

Анализ предложений. Задание: прочитайте предложения, назовите грамматическую основу, определите двусоставное или односоставное (д/с, о/с) и затем оцените свои ответы:

1. На небе гаснут облака. (___) Уже поздно. (___)

2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (____).

3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (____).

4. Как тихо (____). Каждый звук и шорох слышу я (____).

5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (___).



Карточка №1

Анализ предложений. Задание: прочитайте предложения, назовите грамматическую основу, определите двусоставное или односоставное (д/с, о/с) и затем оцените свои ответы:

1. На небе гаснут облака. (___) Уже поздно. (___)

2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (____).

3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (____).

4. Как тихо (____). Каждый звук и шорох слышу я (____).

5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (___).



Карточка №1

Анализ предложений. Задание: прочитайте предложения, назовите грамматическую основу, определите двусоставное или односоставное (д/с, о/с) и затем оцените свои ответы:

1. На небе гаснут облака. (___) Уже поздно. (___)

2. Соловьиное эхо несется с блестящей реки (____).

3. Шёпот, робкое дыхание, трели соловья (____).

4. Как тихо (____). Каждый звук и шорох слышу я (____).

5. Люблю летние вечера и скрип кузнечиков в траве (___).



Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .


Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .


Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .


Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .


Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .


Карточка №2 (работа в парах)

Попробуйте дать понятие определенно-личным предложениям по опорной схеме.

Опорная схема: Определенно-личные предложения – это …………………… предложения с главным членом - …………………, которое обозначает действие …………………… и выражается ……………………… .



Карточка №3 (работа в группах)

1. Люблю грозу в начале мая.

2. В садах ученики окапывают деревья.

3. Осень.

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

5 Поедешь со мной?

6. Раннее утро.

7. Стой за правду горой.

8. Вот и беседка.

9. Верните книгу в библиотеку.

10. Посмотрите на них!

11. Дождь шумел гудел хлопал.

12. Я сердце по свету рассеять готов.



Карточка №3 (работа в группах)

1. Люблю грозу в начале мая.

2. В садах ученики окапывают деревья.

3. Осень.

4. Радость, наполняя сердце, тянет вас ввысь, в небо, к звёздам!

5 Поедешь со мной?

6. Раннее утро.

7. Стой за правду горой.

8. Вот и беседка.

9. Верните книгу в библиотеку.

10. Посмотрите на них!

11. Дождь шумел гудел хлопал.

12. Я сердце по свету рассеять готов.


Работа с текстом лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (______________) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим (_________________) в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (_____________) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (______________) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (_______________) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (____________), что эти расстояния одинаковые.


Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно


Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно

Работа с текстом лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (______________) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим (_________________) в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (_____________) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (______________) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (_______________) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (____________), что эти расстояния одинаковые.


Работа с текстом лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (______________) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим (_________________) в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (_____________) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (______________) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (_______________) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (____________), что эти расстояния одинаковые.


Работа с текстом лабораторной работы по физике.

- Найдите односоставные определенно-личные предложения. Определите, чем выражен главный член предложения.

Укрепим (______________) на подставке кусок плоского стекла в вертикальном положении. Поставив перед стеклом зажжённую свечу, мы увидим (_________________) в стекле, как в зеркале, изображение свечи. Возьмём (_____________) теперь вторую такую же, но не зажжённую свечу и расположим (______________) её по другую сторону стекла.

Передвигая вторую свечу, найдём (_______________) такое положение, при котором вторая свеча будет казаться тоже зажжённой. Это значит, что незажжённая свеча находится на том же месте, где наблюдается изображение зажжённой свечи. Измерив расстояние от свечи до стекла и от её изображения до стекла, убедимся (____________), что эти расстояния одинаковые.


Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно


Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно


Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно



Итоги урока:

Я узнал(а) ………

Я научился(ась) …….

Мне было интересно


Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.

Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.


Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.



Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.



Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.



Домашнее задание.

ВСЕМ:

  1. Упр.244 или 245 (на выбор)

2. По желанию (на отметку): выписать из комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (действие 2, явление 1) односоставные определенно-личные предложения, определить, чем выражен главный член.