Расцветали яблони и груши, слова М.Исаковского Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясным солнцем вслед И бойцу на дальний пограничный От Катюши передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит, как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет. Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег Катюша, На высокий берег на крутой. Доска. Лети, передай, пусть вспомнит, пусть услышит, пусть бережет. Выкладываем пазл 7. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА. - Для продолжения работы нам нужно разделиться на группы. А) 1 группа В предложениях неправильно употреблены формы повелительного наклонения. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант в тетрадь. Серёжа, вытащь патроны. Едь по местам сражения. Не ехай по этой дороге. Войну закончь победой! Выкладываем пазл ( получился памятник Н.М. Невдубского). Работа группы по тексту, рассказ о герое партизана Н.М. НЕВДУБСКОГО Врач, Николай Моисеевич Невдубский, выполняя задание Родины, создал в оккупированном немцами Сельцо больницу. Эта больница снабжала партизан медикаментами, лечила заболевших партизан и подпольщиков... Предатели выдали Николая Невдубского. Его арестовали и повели на расстрел. Мать Николая Моисеевича Татьяна Ильинична обняла сына и не отошла от него. И мать и сын были убиты одними пулями. Это произошло весной 1942 года в Сельцовском парке культуры и отдыха. Памятник врачу - партизану поставил брат героя, вернувшийся с фронта. Через несколько лет памятник был заменен. Теперь на могиле Невдубских стоит памятник из розового гранита. Ухаживают за памятником учащиеся школы №3. | | Николай Моисеевич Невдубский родился в 1905 году. Четырнадцати лет пошел работать. Работал он в цехе большегрузных вагонов Бежицкого машиностроительного завода. Одновременно учился в школе по подготовке в ВУЗ. В 1930 году Николай Моисеевич поступил в Смоленский медицинский институт. По окончании остался в нем преподавать, здесь же закончил аспирантуру. Когда началась война, Невдубский с госпиталем прибыл в Брянск. Госпиталь эвакуировался в тыл, но немецкие войска взяли в окружение всю Орловскую область. После неудачной попытки выйти из окружения Николай Моисеевич Невдубский прибыл в Сельцо с особым заданием. Зарегистрировавшись в немецкой комендатуре, он стал добиваться разрешения на открытие больницы в поселке Сельцо. Разрешение было получено. Невдубский был назначен начальником гражданского госпиталя. Эта должность давала ему право получать медикаменты в медицинском окружном управлении в городе Брянске. Так началось систематическое снабжение партизанских отрядов медикаментами и хирургическими инструментами. Часто Невдубский таинственно исчезал из поселка. Вернувшись, он рассказывал, что его будто бы задержал знакомый немецкий доктор. Однажды Николай Моисеевич исчез на двое суток. В это время врач Краснолобов заметил отсутствие хирургических инструментов и большого количества медикаментов. Он заявил об этом в гестапо. В дом пришли полицаи. Начался обыск. В этот момент вернулся Николай Моисеевич Невдубский. Улик не было, но полицаи арестовали Николая Моисеевича и передали его в гестапо. Десять дней находился Николай Моисеевич Невдуб-ский в Брянском гестапо. Объясняя гестаповцам свои частые отлучки из Сельцо, Невдубский называл фамилии многих немецких врачей, провизоров Брянского госпиталя, к которым он часто ездил за медикаментами. Немцы подтвердили это. За отсутствием улик Н.М. Невдубский был освобожден, но Сельцовской полиции было дано задание следить за ним. Изменники Родины поняли это задание как свободу действий. Они арестовали Николая Моисеевича в день возвращения его из гестапо. Мать Невдубского, Татьяна Ильинична, узнав о возвращении сына, побежала к зданию волостного управления, чтобы встретить Николая Моисеевича. На улице имени Ленина Татьяна Ильинична встретила сына, идущего под конвоем. Конвоиры-полицейские направляли его в парк культуры и отдыха. Татьяна Ильинична поняла, что его ведут на расстрел. Она подбежала к сыну, обняла его и так, обнявшись, они подошли к старой траншее. «Эй, старуха, ты можешь уйти, - крикнул полицейский, - на тебя приказа не было!» Татьяна Ильинична не отошла. «Круши обоих!» - прохрипел пьяный предатель, запихивая в карман отнятые у Николая Моисеевича часы. «Давай-ка, лучше ты, - отвечал другой, - я не люблю иметь дело с бабкой!» «Бьем вместе, ну!» - рявкнул мородер. Три автоматных очереди прозвучали одновременно. ...Они упали далеко от траншеи и несколько дней лежали не похороненные. Позже их тайно похоронили жительницы поселка Сельцо Филюкова и Верихутина. В этот год на фронте Великой Отечественной войны погибли два брата и жена Николая Моисеевича. Б) 2 группа Прочитайте предложения. Запишите их. Правильно употребляйте форму повелительного наклонения. Не (забывать) о подвиге своего народа. (Посещать) памятные места. (Помнить) о героях войны. (Склонить) голову над могилой неизвестного солдата. (Поздравить) ветеранов с праздником. (Жить) в твоём сердце память о великом подвиге русского народа. Выкладываем пазл (получился памятник Вари Васюковой) Рассказывают о партизанке Вари ВАСЮКОВОЙ Памятник Варе ВАСЮКОВОЙ В 1964 году на месте, где гитлеровцы расстреляли партизанскую разведчицу Варю Васюкову был поставлен памятник. Его поставили пионеры 4-го класса школы № 1 и их родители. Готовясь к вступлению в пионеры, они собрали сведения о подвиге Вари Васюковой, познакомились с ее родственниками, собрали и сдали металлолом, макулатуру. На вырученные деньги заказали памятник. Долгие годы за памятником ухаживали учащиеся школы №1. Сейчас за памятншсом Вари Васюковой ухаживают учащиеся школы №3. Они заменили памятник на гранитный. Ежегодно красят оградку. | | В июне 1941 года Варе Васюковой исполнилось 15 лет. Она окончила 7 классов Сельцовской средней школы. В августе этого года, когда гитлеровцы подходили к Брянщине, Варя записалась в истребительный отряд. В октябре 1941 года Сельцовский истребительный батальон влился в сводный отряд бежицких партизан, которым командовал Александр Иванович Виноградов. В партизанский отряд Варя была зачислена разведчицей. Около года сражалась с врагами Сельцовская школьница. Четыре раза Варя ходила на разведку в Брянск. Много раз приходила в Сельцо, где жили ее дед и бабушка. Отец Вари был в партизанском отряде. Мать с сестренками и маленьким братишкой жила в лесу. Один раз Варя пришла в Сельцо, чтобы передать приказ командира партизанского отряда врачу Невдубскому Н.М. приказ был устный. Врач должен взять хирургические инструменты и срочно выехать в район Круглого озера. Лошади будут ждать за деревней Корчминка. Варя вошла в кабинет врача и столкнулась с полицаем Цепель Артуром из 9«А». «Ты откуда, Варюха?» - спросил удивленно предатель. «Дед заболел, помирает», сказала Варя и заплакала. Это был пароль для Невдубского. «А где ты живешь»,- допытывался полицай, с интересом осматривая Варю с ног до головы. Совсем недавно он безнадежно искал встреч с Варей-вруньей. «Дорожовочка моя» — называл он Варю. Варя избегала встреч и называла его цаплей... «Варюха, ты где пропадала все это время?»- настойчиво повторял вопрос полицай. Врач Николай Моисеевич Невдубский подал Варе пузырек с микстурой, порошки и сказал: «Согревайте ноги грелками. Я зайду часа через два». «Для вас все подготовлено. Зайдите в кабинет врача Краснолобова», - сказал он полицейскому. Варя передала приказ и сразу ушла в лес. Летом 1942 года, после очередной облавы, фашисты угнали из дорожовского леса много детей и женщин. Куда их погонят? Отправят в Германию, или расстреляют в Сельцо? Узнать о судьбе партизанских детей поручили Варе Васюковой. Незаметно подошла Варя к железной дороге, незаметно переползла через полотно дороги, которое освещалось прожекторами. Три дня жила Варя в оккупированном врагами поселке. Все узнала и уже собралась уходить в лес. Она уже попрощалась с дедом и взяла узелок с продуктами, когда раздался грохот. Сбив дверь с петель, в дом дедушки ворвались полицейские. Варя спряталась в коридоре. Полицаи обыскали дом и, уходя, повели с собой старого деда, подталкивая его штыками в спину. Не выдержала Варя, вышла из укрытия и крикнула: «За что мучаете старого человека?», «А, птичка певчая, вот где ты?» - сказал пьяный полицейский, скручивая Варе руки за спиной. Зверским пыткам подвергли фашисты Варю. Изощренные пытки чередовались е ласковыми обещаниями сохранить жизнь и обеспечить средствами, если Варя расскажет, где находится партизанская база, с каким заданием, к кому пришла она в Сельцо, каким путем и куда она должна была возвратиться в отряд. «Я живу у деда. Я не знаю никаких партизан» Фашисты не верили. Они знали, что отец Вари и вся ее семья находится в партизанской зоне, От предателей-перебежчиков полицаи узнали, что Варя партизанская разведчица и в Сельцо часто ходит с заданием командира отряда. В теплый июньский вечер Варю новели в парк культуры и отдыха. Она знала, что ее сейчас расстреляют, так как в парк фашисты водили людей только на расстрел. «Беги!- прохрипел полицай, - Беги! Ну, кому говорю!» «Зачем? - спросила Варя, - стреляй в упор. Что, не можешь, привык бить в спину? Запомни, тебя расстреляют в упор» Полицай Мокржицкий дал очередь но ногам, потом выпустил несколько пуль в грудь. Варя упала, раскинув руки. Глаза ее были открыты. Палач опрометью помчался из парка. Он бежал до полиции, не останавливаясь. В 1957 году выездная комиссия особого суда три дня вела показательный процесс над государственным преступником, изменником Родины. Предатель признался, что для него это был необычный расстрел: Его испугали слова Вари о возмездии. В) 3 группа (остальные) - Я вам раздам текст. Прочтите его. Мы будем выписывать глаголы, определять вид, время, лицо, число. Наши летчики завершили боевой вылет. С воздуха они прикрывали наши части. Последним в срою летел лётчик Александр Горовец. Он заметил, что сзади появились самолёты фашистов, и устремился врагам навстречу. Александр Горовец погиб, сбив 9 самолётов, но подвиг его жив. Доска Завершили – сов. в., пр. вр., 3 л., мн. ч. Прикрывали – несов. в., пр. вр. , 3 л., мн.ч. Летел - несов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч. Заметил - сов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч. Появились - сов. в., пр. вр., 3 л., мн. ч. Устремился - сов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч. Погиб – сов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч. - О подвиге какого летчика вам стало известно? Посмотрите на фотографию этого героического человека. - Почему его подвиг живет в сердцах людей? Выкладывают пазл ( памятник летчикам) Рассказывают об истории памятника «Летчикам» В 1943 году в июне месяце над нашим городом был сбит советский транспортный самолет. Огромный огненный факел пронесся над ночным поселком с севера на юг. Самолет упал на правом берегу Десны напротив деревни Бетово. Хвост самолета и половина фюзеляжа лежали в Десне. Восемь погибших членов экипажа похоронили в Бетове. Двух летчиков, приземлившихся с парашютами на лесной поляне, захватили предатели - полицаи и отправили в Брянск в концлагерь. Двух погибших летчиков Десна принесла в Сельцо. Их похоронили женщины в бывшем парке культуры и отдыха там, где фашисты расстреливали советских патриотов. Памятник на могиле летчиков поставили рабочие завода БХЗ в 1963 году. Ухаживают за памятником учащиеся школы №3. 8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ТЕСТ. - А сейчас мы проверим на сколько хорошо вами усвоено повелительное н6аклонение глагола. И поможет нам тест. Подпишите листочки и отвечайте на вопросы теста, внимательно прочитывая задания и варианты ответов. ФИ _______________________________________________ Тест 1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия: а) которые происходили, происходят или будут происходить; б) к которым говорящий побуждает своих собеседников; в) которые могут происходить при определённых условиях. 2. Укажите глагол в повелительном наклонении. а) Отдохните; б) помогаешь; в) думал; г) сделал бы. 3. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Улыбается; б) соберется; в) отправься. 4. Укажите глагол в повелительном наклонении: а) Тишь; б) брешь; в) режь. 9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК. - Сегодня на уроке все работали очень хорошо, активно. Оценки получают…. Листки учета знаний вложите в тетради, туда же вложите листы с законченными предложениями. Я проверю ваши работы и выставлю итоговою оценку. 10. ИТОГ УРОКА. Чему научились? Какой вид работы показался вам наиболее интересным? Какую полезную информацию для себя вынесете с урока? На каком этапе работы испытывали трудности «Никто не забыт и ничто не забыто» Горящая надпись на глыбе гранита. Поблёкшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но словно огонь у подножья гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. - Минутой молчания отдадим дань героям войны. Звуки метронома 10. РЕФЛЕКСИЯ. - Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению. Белый голубь - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить и образовывать глаголы повелительного наклонения Голубой голубь- Старался, но были ошибки. Красный голубь- Вы считаете, что было трудно на уроке. Дети по рядам прикрепляют голубей на экран. Звучит песня Елены Ваенги «Голуби». 11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. По выбору: 2. Найти и написать 5 пословиц О ВОЙНЕ, МИРЕ И Победе. 3. Написать Письмо ветерану "Хочу сказать "Спасибо" |