СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Тематический урок, посвященный  Дню Победы.

 «Нельзя забыть войну, мы будем помнить».

Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай.

Цель: - закрепить понятие наклонение глагола, повелительное наклонение, учить различать наклонения глагола, с помощью частицы пусть, пускай образовывать форму повелительного наклонения глагола.

           - развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;

           - учить высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добиться сотрудничества для сбора и поиска информации;

          - воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать. Задачи: 1. Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы « Повелительное наклонение  глагола»; 2. Создать условия для развития  образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка»





МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 г. Сельцо»

Брянская область









Тематический урок русского языка, посвященный Дню Победы.

«Нельзя забыть войну, мы будем помнить».

Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай.



Подготовила

Учитель начальных классов

Кириллова Анна Александровна

























Тема: Тематический урок, посвященный Дню Победы.

«Нельзя забыть войну, мы будем помнить».

Повелительное наклонение глагола. Частицы пусть, пускай.

Цель: - закрепить понятие наклонение глагола, повелительное наклонение, учить различать наклонения глагола, с помощью частицы пусть, пускай образовывать форму повелительного наклонения глагола.

- развивать мышление, память, внимание, орфографическую зоркость;

- учить высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, добиться сотрудничества для сбора и поиска информации;

- воспитывать на примере языкового материала чувство любви к своей Родине, гордости за подвиги предков, желание ее защищать.
Задачи:
1. Организовать деятельность обучающихся по закреплению знаний в рамках темы « Повелительное наклонение  глагола»;
2. Создать условия для развития  образно-эмоциональной сферы обучающихся, общего кругозора, познавательного интереса, мотивации учения, письменной и речевой культуры, памяти, воображения;

Универсальные учебные действия:
Личностные УУД: оценивает ситуацию на уроке с точки зрения важности образования; положительно относится к учению, к познавательной деятельности, желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД: учится обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем; принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в соответствие с учителем и одноклассниками или самостоятельно)  необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные УУД: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи
Коммуникативные УУД: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать: место и роль глагола в языке, его основные морфологические свойства, понятие наклонение глагола; значения глаголов в форме повелительного наклонения.
Уметь: определять наклонение глаголов, объяснять их значение; передавать их отношение к действительности, используя разные наклонения глагола.
Личностные: учащиеся научатся различать наклонения глагола по отношению действия к действительности;
Метапредметные: конструировать предложения и небольшие тексты, используя различные наклонения глагола; объяснять языковые явления.

Оборудование: доска, компьютер, презентация, карточки с разрезными пословицами и заданиями для работы по группам, фонограмма песен «Катюша» и «Голуби»(Ваенга), листы с тестом, рисунок для рефлексии, индивидуальные конверты с голубями для рефлексии., листы учета знаний, учебник Канакина, Горецкий «Русский язык», 2 часть.

Ход урока

  1. Предварительная экскурсия в парк Памяти г. Сельцо ( подробный рассказ о захороненных героях в годы ВОВ в парке Памяти г. Сельцо)

  2. ОРГМОМЕНТ

Звучит гимн Брянской области « Шумел сурово Брянский лес»

- Положите правую руку себе на сердце… Почувствуйте его биение… Я хочу, чтобы ваши сердца сегодня на уроке работали в унисон, те есть вместе.

  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

- Начнем наш урок со словарной работы. .

Доска П…беда, с…лдат, с…лют, г…рой, н…род.

- Какие слова у вас получились? (Как вы их написали?)

- Составим словосочетания со словарными словами. (Учащиеся записывают словосочетания на доске: великая победа, подвиг солдата, первый салют, неизвестный герой, память народа)

- У вас на столах на каждом ряду лежат конвертики учета знаний, за каждый вид работы вы будете доставать по 1 пазлу. В конце работы вы выставите вы соберете пазл и расскажите о нем.

3. ВЫВОД ТЕМЫ УРОКА. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА.

ГРУППОВАЯ РАБОТА.

А) - Какой темой можно объединить слова, записанные нами?

- Как вы думаете почему мы для нашего урока выбрали именно такую тематику?

Б) - Для каждого ряда я даю конверт в котором находится разрезанная пословица о Родине. Ваша задача собрать и записать ее в тетрадь, определить наклонение глагола. Подумаете, как вы ее понимаете.

1 ряд Русский солдат не знает преград.

2 ряд Куда б малина не манила, а родное село назад привело.

3 ряд Родину-мать учись защищать.

Выкладываем пазл

В) - Как вы думаете, случайно ли я у вас попросила определить наклонение глаголов? Сегодня на уроке мы продолжим работу по определению наклонения глаголов и узнаем еще что-то новое о повелительном наклонении.

4. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА. ВЫВОД ПРАВИЛА.

А) Актуализация опорных знаний.

- Что вы знаете о повелительном наклонении глагола?

Б) – Давайте обратимся к известным строчкам.

Доска Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Запись по памяти.Самопроверка

Выкладываем пазл

- Можно ли сказать, что форма пусть будет выражает значение пожелания? Сделайте вывод. (Это форма повелительного наклонения.) С помощью чего она образовалась?

В) – Прочитаем правило в учебнике.

5. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А сейчас я предлагаю отдохнуть, взяли в руки ложки и попробуем проиграть песню Катюша, повторяя за мной.

Звучит песня «Катюша»

6. ПОИСК ГЛАГОЛОВ В ПОВЕЛИТЕЛЬНОМ НАКЛОНЕНИИ

-Перед вами текст этой песни. Нам необходимо найти и выписать глаголы в повелительном наклонении. Указать с помощью чего они образованы (фронтально).

Катюша


Расцветали яблони и груши, слова М.Исаковского
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.

Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла,
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.

Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальний пограничный
От Катюши передай привет.

Пусть он вспомнит девушку простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.

Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.


Доска. Лети, передай, пусть вспомнит, пусть услышит, пусть бережет.

Выкладываем пазл


7. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА.


- Для продолжения работы нам нужно разделиться на группы.


А) 1 группа


В предложениях неправильно употреблены формы повелительного наклонения. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант в тетрадь.

  1. Серёжа, вытащь патроны.

  2. Едь по местам сражения.

  3. Не ехай по этой дороге.

  4. Войну закончь победой!

Выкладываем пазл ( получился памятник Н.М. Невдубского). Работа группы по тексту, рассказ о герое партизана Н.М. НЕВДУБСКОГО

Врач, Николай Моисеевич Невдубский, выполняя задание Родины, создал в оккупированном немцами Сельцо больницу. Эта больница снабжала партизан медикаментами, лечила заболевших партизан и подпольщиков... Предатели выдали Николая Невдубского. Его арестовали и повели на расстрел.

Мать Николая Моисеевича Татьяна Ильинична обняла сына и не отошла от него. И мать и сын были убиты одними пулями.

Это произошло весной 1942 года в Сельцовском парке культуры и отдыха. Памятник врачу - партизану поставил брат героя, вернувшийся с фронта. Через несколько лет памятник был заменен. Теперь на могиле Невдубских стоит памятник из розового гранита.

Ухаживают за памятником учащиеся школы №3.





Николай Моисеевич Невдубский родился в 1905 году. Четырнадцати лет пошел работать. Работал он в цехе большегрузных вагонов Бежицкого машиностроительного завода. Одновременно учился в школе по подготовке в ВУЗ.

В 1930 году Николай Моисеевич поступил в Смоленский медицинский институт. По окончании остался в нем преподавать, здесь же закончил аспирантуру.

Когда началась война, Невдубский с госпиталем прибыл в Брянск. Госпиталь эвакуировался в тыл, но немецкие войска взяли в окружение всю Орловскую область. После неудачной попытки выйти из окружения Николай Моисеевич Невдубский прибыл в Сельцо с особым заданием. Зарегистрировавшись в немецкой комендатуре, он стал добиваться разрешения на открытие больницы в поселке Сельцо. Разрешение было получено. Невдубский был назначен начальником гражданского госпиталя. Эта должность давала ему право получать медикаменты в медицинском окружном управлении в городе Брянске.

Так началось систематическое снабжение партизанских отрядов медикаментами и хирургическими инструментами. Часто Невдубский таинственно исчезал из поселка. Вернувшись, он рассказывал, что его будто бы задержал знакомый немецкий доктор. Однажды Николай Моисеевич исчез на двое суток. В это время врач Краснолобов заметил отсутствие хирургических инструментов и большого количества медикаментов. Он заявил об этом в гестапо. В дом пришли полицаи. Начался обыск. В этот момент вернулся Николай Моисеевич Невдубский. Улик не было, но полицаи арестовали Николая Моисеевича и передали его в гестапо.

Десять дней находился Николай Моисеевич Невдуб-ский в Брянском гестапо. Объясняя гестаповцам свои частые отлучки из Сельцо, Невдубский называл фамилии многих немецких врачей, провизоров Брянского госпиталя, к которым он часто ездил за медикаментами. Немцы подтвердили это. За отсутствием улик Н.М. Невдубский был освобожден, но Сельцовской полиции было дано задание следить за ним.

Изменники Родины поняли это задание как свободу действий. Они арестовали Николая Моисеевича в день возвращения его из гестапо.

Мать Невдубского, Татьяна Ильинична, узнав о возвращении сына, побежала к зданию волостного управления, чтобы встретить Николая Моисеевича. На улице имени Ленина Татьяна Ильинична встретила сына, идущего под конвоем. Конвоиры-полицейские направляли его в парк культуры и отдыха. Татьяна Ильинична поняла, что его ведут на расстрел. Она подбежала к сыну, обняла его и так, обнявшись, они подошли к старой траншее.

«Эй, старуха, ты можешь уйти, - крикнул полицейский, - на тебя приказа не было!» Татьяна Ильинична не отошла.

«Круши обоих!» - прохрипел пьяный предатель, запихивая в карман отнятые у Николая Моисеевича часы.

«Давай-ка, лучше ты, - отвечал другой, - я не люблю иметь дело с бабкой!»

«Бьем вместе, ну!» - рявкнул мородер.

Три автоматных очереди прозвучали одновременно.

...Они упали далеко от траншеи и несколько дней лежали не похороненные. Позже их тайно похоронили жительницы поселка Сельцо Филюкова и Верихутина.

В этот год на фронте Великой Отечественной войны погибли два брата и жена Николая Моисеевича.

Б) 2 группа

Прочитайте предложения. Запишите их. Правильно употребляйте форму повелительного наклонения.

Не (забывать) о подвиге своего народа. (Посещать) памятные места. (Помнить) о героях войны. (Склонить) голову над могилой неизвестного солдата. (Поздравить) ветеранов с праздником. (Жить) в твоём сердце память о великом подвиге русского народа.

Выкладываем пазл (получился памятник Вари Васюковой)

Рассказывают о партизанке Вари ВАСЮКОВОЙ

Памятник Варе ВАСЮКОВОЙ

В 1964 году на месте, где гитлеровцы расстреляли партизанскую разведчицу Варю Васюкову был поставлен памятник. Его поставили пионеры 4-го класса школы № 1 и их родители.

Готовясь к вступлению в пионеры, они собрали сведения о подвиге Вари Васюковой, познакомились с ее родственниками, собрали и сдали металлолом, макулатуру. На вырученные деньги заказали памятник.

Долгие годы за памятником ухаживали учащиеся школы №1. Сейчас за памятншсом Вари Васюковой ухаживают учащиеся школы №3. Они заменили памятник на гранитный. Ежегодно красят оградку.





В


июне 1941 года Варе Васюковой исполнилось 15 лет. Она окончила 7 классов Сельцовской средней школы.

В августе этого года, когда гитлеровцы подходили к Брянщине, Варя записалась в истребительный отряд.

В октябре 1941 года Сельцовский истребительный батальон влился в сводный отряд бежицких партизан, которым командовал Александр Иванович Виноградов.

В партизанский отряд Варя была зачислена разведчицей. Около года сражалась с врагами Сельцовская школьница. Четыре раза Варя ходила на разведку в Брянск. Много раз приходила в Сельцо, где жили ее дед и бабушка. Отец Вари был в партизанском отряде. Мать с сестренками и маленьким братишкой жила в лесу.

Один раз Варя пришла в Сельцо, чтобы передать приказ командира партизанского отряда врачу Невдубскому Н.М. приказ был устный. Врач должен взять хирургические инструменты и срочно выехать в район Круглого озера. Лошади будут ждать за деревней Корчминка.

Варя вошла в кабинет врача и столкнулась с полицаем Цепель Артуром из 9«А». «Ты откуда, Варюха?» - спросил удивленно предатель. «Дед заболел, помирает», сказала Варя и заплакала. Это был пароль для Невдубского. «А где ты живешь»,- допытывался полицай, с интересом осматривая Варю с ног до головы. Совсем недавно он безнадежно искал встреч с Варей-вруньей. «Дорожовочка моя» — называл он Варю. Варя избегала встреч и называла его цаплей...

«Варюха, ты где пропадала все это время?»- настойчиво повторял вопрос полицай.

Врач Николай Моисеевич Невдубский подал Варе пузырек с микстурой, порошки и сказал: «Согревайте ноги грелками. Я зайду часа через два». «Для вас все подготовлено. Зайдите в кабинет врача Краснолобова», - сказал он полицейскому.

Варя передала приказ и сразу ушла в лес.

Летом 1942 года, после очередной облавы, фашисты угнали из дорожовского леса много детей и женщин.

Куда их погонят? Отправят в Германию, или расстреляют в Сельцо? Узнать о судьбе партизанских детей поручили Варе Васюковой. Незаметно подошла Варя к железной дороге, незаметно переползла через полотно дороги, которое освещалось прожекторами.

Три дня жила Варя в оккупированном врагами поселке. Все узнала и уже собралась уходить в лес. Она уже попрощалась с дедом и взяла узелок с продуктами, когда раздался грохот. Сбив дверь с петель, в дом дедушки ворвались полицейские. Варя спряталась в коридоре. Полицаи обыскали дом и, уходя, повели с собой старого деда, подталкивая его штыками в спину. Не выдержала Варя, вышла из укрытия и крикнула: «За что мучаете старого человека?»,

«А, птичка певчая, вот где ты?» - сказал пьяный полицейский, скручивая Варе руки за спиной.

Зверским пыткам подвергли фашисты Варю. Изощренные пытки чередовались е ласковыми обещаниями сохранить жизнь и обеспечить средствами, если Варя расскажет, где находится партизанская база, с каким заданием, к кому пришла она в Сельцо, каким путем и куда она должна была возвратиться в отряд.

«Я живу у деда. Я не знаю никаких партизан»

Фашисты не верили. Они знали, что отец Вари и вся ее семья находится в партизанской зоне, От предателей-перебежчиков полицаи узнали, что Варя партизанская разведчица и в Сельцо часто ходит с заданием командира отряда.

В теплый июньский вечер Варю новели в парк культуры и отдыха. Она знала, что ее сейчас расстреляют, так как в парк фашисты водили людей только на расстрел.

«Беги!- прохрипел полицай, - Беги! Ну, кому говорю!»

«Зачем? - спросила Варя, - стреляй в упор. Что, не можешь, привык бить в спину? Запомни, тебя расстреляют в упор»

Полицай Мокржицкий дал очередь но ногам, потом выпустил несколько пуль в грудь. Варя упала, раскинув руки. Глаза ее были открыты. Палач опрометью помчался из парка. Он бежал до полиции, не останавливаясь.

В 1957 году выездная комиссия особого суда три дня вела показательный процесс над государственным преступником, изменником Родины. Предатель признался, что для него это был необычный расстрел: Его испугали слова Вари о возмездии.

В) 3 группа (остальные)

- Я вам раздам текст. Прочтите его. Мы будем выписывать глаголы, определять вид, время, лицо, число.

Наши летчики завершили боевой вылет. С воздуха они прикрывали наши части. Последним в срою летел лётчик Александр Горовец. Он заметил, что сзади появились самолёты фашистов, и устремился врагам навстречу. Александр Горовец погиб, сбив 9 самолётов, но подвиг его жив.

Доска Завершили – сов. в., пр. вр., 3 л., мн. ч.

Прикрывали – несов. в., пр. вр. , 3 л., мн.ч.

Летел - несов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч.

Заметил - сов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч.

Появились - сов. в., пр. вр., 3 л., мн. ч.

Устремился - сов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч.

Погиб – сов. в., пр. вр. , 3 л., ед.ч.

- О подвиге какого летчика вам стало известно? Посмотрите на фотографию этого героического человека.

- Почему его подвиг живет в сердцах людей?

Выкладывают пазл ( памятник летчикам)

Рассказывают об истории памятника «Летчикам»

В 1943 году в июне месяце над нашим городом был сбит советский транспортный самолет. Огромный огненный факел пронесся над ночным поселком с севера на юг. Самолет упал на правом берегу Десны напротив деревни Бетово. Хвост самолета и половина фюзеляжа лежали в Десне.

Восемь погибших членов экипажа похоронили в Бетове. Двух летчиков, приземлившихся с парашютами на лесной поляне, захватили предатели - полицаи и отправили в Брянск в концлагерь.

Двух погибших летчиков Десна принесла в Сельцо. Их похоронили женщины в бывшем парке культуры и отдыха там, где фашисты расстреливали советских патриотов.

Памятник на могиле летчиков поставили рабочие завода БХЗ в 1963 году.

Ухаживают за памятником учащиеся школы №3.

8. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. ТЕСТ.

- А сейчас мы проверим на сколько хорошо вами усвоено повелительное н6аклонение глагола. И поможет нам тест. Подпишите листочки и отвечайте на вопросы теста, внимательно прочитывая задания и варианты ответов.

ФИ _______________________________________________

Тест

1. Глаголы в форме повелительного наклонения обозначают действия:

а) которые происходили, происходят или будут происходить;
б) к которым говорящий побуждает своих собеседников;
в) которые могут происходить при определённых условиях.


2. Укажите глагол в повелительном наклонении.

а) Отдохните;
б) помогаешь;
в) думал; 
г) сделал бы.


3. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Улыбается;
б) соберется;
в) отправься.


4. Укажите глагол в повелительном наклонении:

а) Тишь;
б) брешь;
в) режь.


9. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.

- Сегодня на уроке все работали очень хорошо, активно. Оценки получают….

Листки учета знаний вложите в тетради, туда же вложите листы с законченными предложениями. Я проверю ваши работы и выставлю итоговою оценку.


10. ИТОГ УРОКА.

  • Чему научились?

  • Какой вид работы показался вам наиболее интересным?

  • Какую полезную информацию для себя вынесете с урока?

  • На каком этапе работы испытывали трудности

«Никто не забыт и ничто не забыто»

Горящая надпись на глыбе гранита.

Поблёкшими листьями ветер играет

И снегом холодным венки засыпает.

Но словно огонь у подножья гвоздика.

Никто не забыт и ничто не забыто.


- Минутой молчания отдадим дань героям войны.

Звуки метронома



10. РЕФЛЕКСИЯ.

- Как хорошо, что над нами чистое, голубое небо. Давайте выпустим в наше небо голубей – вестников мира на Земле. Из конвертов, выберете голубя того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению.

Белый голубь - Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой.

Вы научились находить и образовывать глаголы повелительного

наклонения

Голубой голубь- Старался, но были ошибки.

Красный голубь- Вы считаете, что было трудно на уроке.



Дети по рядам прикрепляют голубей на экран.

Звучит песня Елены Ваенги «Голуби».


11. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

По выбору:

2. Найти и написать 5 пословиц О ВОЙНЕ, МИРЕ И Победе.

3. Написать
Письмо ветерану "Хочу сказать "Спасибо"






















-






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!