СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка 3 класс. Тема: "Род имен существительных"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомит со  способом определения рода существительного.  

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка 3 класс. Тема: "Род имен существительных"»

Открытый урок русского языка 3 класс.

Тема: "Род имен существительных"

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению  рода имени существительного.   

Задачи:

- актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;

- познакомит со  способом определения рода существительного.

Прогнозируемые результаты

Личностные:

- ценностное отношение к процессу определения рода существительного;

- осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ;

- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

- осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные:

- умение принимать и сохранять цель урока;

- умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

- умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия;

- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

- умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные:

- знание о постоянных признаках существительного;

- умение применять знания в жизненных ситуациях;

- умение определять род существительных .

Воспитательные.

Воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу

Ход урока

  1. Организационный момент

Эмоциональный вход в урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Предлагаю улыбнуться

И в работу окунуться.

- Сегодня на уроке мы будем вновь наблюдать, сравнивать, анализировать и откроем ещё одну тайну русского языка. Чтобы подобрать ключ к этой тайне, нам необходимо выполнить несколько заданий.

  1. Актуализация знаний.

запись в тетради

30 января.

Классная работа.

1. Словарная работа.

Мальчик, девочка, тетрадь, пенал, метро, яблоко, альбом, огурец. Рассказ учителя об огурцах.

Нам сейчас кажется, что это овощ всегда рос на наших огородах и носил это

название – огурец. На самом деле это не так. Это слово было заимствовано из греческого языка. И звучало оно так: агурос (огурец) связано с аорос (неспелый, незрелый). Ведь в отличии от сородичей арбузов и дынь огурцы едят незрелыми, так вкуснее. Вот почему они и названы огурцами.

(Проверка)СЛАЙД

-Какими частями речи являются слова, которые мы записали?

- Предлагаю  вам поиграть  в игру, которая поможет узнать, насколько глубоки ваши знания по теме «Имя  существительное»

Игра «Да – нет» СЛАЙД

- Перед вами 2 карточки «да» и «нет». Я буду задавать вопрос, ваша задача поднять нужную карточку.

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Нет!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

Обобщение

- Что такое имя существительное?( Ответы детей.)

- Что вы ещё знаете об имени существительном? (одуш. и неодуш.; собс. и нариц.)

- Как вы считаете эти признаки у существительных постоянные или непостоянные?

- Вспомните, а как изменяются имена сущ.? (по числам)

- Измените данные существительные по числам.

- А число имён существительных – это постоянный признак? (нет)


  1. Самоопределение к деятельности.

-Отгадать ключевое слово нашего сегодняшнего урока

ЯРКОЖДЮ

- В слове РОД заключена тайна нашего урока. И сегодня мы попытаемся её раскрыть.

Проблема.

(Можно также организовать работу в группах над разрешением проблемы)

- Давайте обратимся к словам.

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце ) СЛАЙД

- На какие группы вы сможете разделить эти слова? Разделите?

- По какому признаку вы разделили слова? (постоянный признак: одуш и неодуш)

- А почему вам не трудно было это сделать?

- Вы разделили их на 2 группы, а теперь попробуйте эти же слова разделить на 3 группы по другому признаку.

- Вы можете выполнить это задание?

- В чем затруднение?

- Почему не получается выполнить?

- Значит существует ещё какой - то признак, по которому можно делить имена существительные на группы.

- В каком слове заключается тайна нашего урока? (в слове РОД)

- Какова же будет тема урока?(Род имён сущ.)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться к концу урока?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) СЛАЙД

Знать Уметь

  1. Что такое существительное. 1. Отличать существительные от других

слов.

  1. Какого рода бывают 2. Определять род имён существительных.

существительные.


- Определите род данных имен существительных?СЛАЙД

(свеча,  волчок, пчела, сердце, малыш, солнце )

- Сложно это сделать?

- Какой частью речи можно заменить каждое из этих слов? (например: свеча – она , так обращаются к женщине или к мужчине? Значит это существительное - женского рода и т.д. К слову ОНА можно добавить ещё одно слово – подсказку МОЯ и т.д.)

- Назовите имена существительные женского рода, мужского рода, среднего рода.(НА ПИСЬМЕ РОД ПИШЕТСЯ СОКРАЩЁННО: м.р., ж.р, ср.р)

- На какие 3 группы вы разделили имена существительные? (м.р., ж.р, ср,р)

- По какому признаку их разделили? (по родам)

- Сегодня вы узнаете, на какие ещё группы и по какому признаку делятся имена существительные.

- Ребята, как вы считаете у имён существительных – род это признак постоянный или непостоянный? (постоянный)

- Чтобы лучше запомнить правило, предлагаю дома выучить стихотворение.

  1. Работа по теме урока.

1. Работа в тетрадях . Творческая работа.

ЗАДАНИЕ: Мальчики придумывают три слова мужского рода , а девочки три слова женского рода и пишут в тетрадь.

- А все вместе придумаем существительные среднего рода.

Проверка.

(при проверке обязательно называть слова – подсказки: она моя, он мой, оно моё)

V. Физминутка.

Гимнастика для глаз СЛАЙД

VI. Продолжение по теме урока.

1. «Эстафета»

Цель: проверить умение определять род имён существительных.

- Ребята, а сейчас мы проведем эстафету, в которой вы проявите свои знания и умения. Вы получаете карточку со словами, каждый из вас определяет и указывает род у одного слова и передает карточку следующему. Какой ряд быстрее и правильнее выполнит работу, тот и победит.


Одеяло –

Подушка –

Компот –

Трава –

Ковёр –

Солнце-


Лампа –

Покрывало –

Диван –

Полено –

Лошадь –

Стол -


Ручка –

Столб –

Небо –

Ветер –

Ведро –

Книга -

ПРОВЕРКА.

  1. Работа в парах. Творческая работа.

Выполнения задания по карточке

Вписать пропущенные слова, определить и подписать род имён существительных на карточке.

Карточка

Без труда не вытащишь и … из пруда. Волков бояться — в … не ходить. Труд человека кормит, а … портит. Скучен … до вечера, коли делать нечего. Не спеши языком, торопись … .

(Рыбка, лес, дело, день, лень.)

IX. Подведение итогов урока .Рефлексия.

-Достигли ли мы с вами цель нашего урока.

- Как определить род имени существительного?

-Поставьте себе оценку которую вы , по вашему мнению, заработали за урок? Она совпала с оценкой в начале урока?

СВЕТОФОР

-Поднимите руку кто отметил красный цвет, желтый, красный?

X. Домашнее задание.

1. выучите стихотворение

2. выучите правило

3. с. 25 упр. 39