СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка "Однозначные и многозначные слова"»




Технологическая карта урока русского языка

Карабановской Веры Николаевны

Дата: 22.12.2019 г.

Класс: 5 «Б»

УМК: Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2ч. Быстрова Е.А., Кибирева Л.В., Гостева Ю.Н., 2019г.

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока: знакомство с понятием «однозначные и многозначные слова»; формирование навыков работы со словарём.

Задачи

Воспитывающие:

- развитию интереса к русскому языку.

Развивающие:

- развивать умение логически мыслить, выделять главное, обобщать;

- пополнять словарный запас обучающихся.

Обучающие:

Начать формировать систему знания об однозначных и многозначных словах, ;

Личностные результаты:

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей;

- потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;

Предметные результаты:

- знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова- уметь находить в словаре толкование искомого

Метапредметные результаты:

– овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: презентационный материал, компьютер, проектор, учебник.)

Основные понятия: однозначные и многозначные слова, лексическое значение, словарная статья.

Методы: наглядный, словесный метод (беседа, объяснение, работа с книгой), практический метод (упражнения), репродуктивный, частично-поисковый.

План урока:

  1. Организационный этап.

  2. Проверка д/з.

  3. Актуализация знаний.

  4. Открытие нового знания.

  5. Первичное усвоение новых знаний.

  6. Физкульминутка.

  7. Первичное закрепление.

  8. Рефлексия.

9.Д.З






















Этапы

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1. Организационный этап

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Подготовьтесь к уроку.! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь.


Здороваются. Готовятся. Садятся.

Личностные: положительная мотивация учения;

Коммуникативные: взаимодействие с учителем.

Регулятивные: самоконтроль;


2. Проверка д/з











5 мин.

Прежде чем приступать к изучению новой темы, проверим, как вы справились с д/з? .! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь









Нашли, какие однокоренные слова служат для связи первых двух предложений?

Кроссворд разгадали? Проверим по цепочке. Не читаем лексическое значение, сразу называем угаданное слово.












Справились, молодцы!





Безоблачное – 1. Не закрытый облаками. (2. Ничем не омрачённый)

Небо – видимое над поверхностью земли воздушное пространство в форме свода, купола; окружающее землю сферическое пространство.

Искрится – сверкает искрами, блестит, блещет.

Снег – снегопад



По горизонтали: 1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока. (Пенка) 4. Совокупность предметов одной области применения. (Набор) 5. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана. (Лотос)

По вертикали: 1. Длинная коробочка или футляр для хранения ручек, карандашей. (Пенал) 2. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемые ударами колокола. (Набат) 3. Надпись на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя. (Адрес)

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: осознание качества выполнения д/з; саморегуляция.

3. Актуализация знаний










3 мин.

Давайте вспомнимЮ что вы делали на прошлом уроке. Давайте посмотрим, как вы усвоили прошлую тему. Вам нужно закончить предложения.

1. Лексика – это …

2. Лексикология – это … , изучающий … .

3. Лексическое значение слова – это то, … .

4. Содержание слова – это его … значение, а форма – … значение.

5. Лексические значения слов разъясняются в … словарях.

6. Слова в … словарях располагаются …

Теперь я убедилась в том, что вы готовы к открытию новых знаний о русском языке.

Запишите дату, классная работа, оставьте одну строчку для темы.






1.словарный состав языка.

2.раздел науки о языке, лексику.


3.что оно обозначает.


4. лексическое, грамматическое


5. толковых


6. толковых, по алфавиту.





Записывают:Одиннадцатое декабря. Классная работа.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные: отбор и систематизация материала.

Регулятивные: самоконтроль.

4. Открытие нового знания

















Определение темы и цели урока.

5 мин.

Посмотрите на экран. Посмотрите и найдите в этих картинках деталь, которая названа одним и тем же словом. Запишите его с красной строки.

Что обозначает слово «коса» в 1, 2, 3 случае?


Вы правы, запишите эти значения.

Посмотрите всего одно слово, а у него целых 3 ЛЗ. И это не единственный случай, когда одно слово имеет несколько ЛЗ. В русском языке таких слов много. Как вы думаете, ребята, как называются такие слова?

А как называются слова, имеющие всего одно ЛЗ?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока?

Как вы думаете, какой будет цель урока?

Запишите тему.




















Однозначные.

Однозначные и многозначные слова.

Узнать, что такое однозначные и многозначные слова.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, её доказательство;

Регулятивные: формулирование темы урока; самоконтроль.

5. Первичное усвоение новых знаний


















10 мин.

Откройте учебник на стр. 123.Прочтите записанное там.

Теперь попробуем самостоятельно найти в словаре (с.125) многозначные слова. Не забудьте, что ЛЗ многозначных слов находятся в оной и той же словарной статье и нумеруются подряд. Выпишите эту словарную статью себе в тетрадь. С каждым из значений этого слова составьтесловосочетания.




Слова, имеющие одно ЛЗ, называются однозначными.

Слова, имеющие несколько ЛЗ, называются многозначными.

В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. Например: Коса

1.Заплетенные волосы. Носить косы́,

2.Ручное сельскохозяйственное орудие для скашивания травы и злаков в виде длинного изогнутого ножа, отточенного с одной стороны и прикрепленного к длинной рукоятке. Точить косу.

3. Длинная узкая отмель, идущая от берега, или низменный узкий мыс. 

4. Узкая полоса чего-л. Коса леса.







Коммуникативные: владение диалогической речью.

Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения.

Регулятивная: предвосхищение результата и внесение необходимых коррективов и дополнений, сличение способа действия и его результата с правилом.



6. Физкультминутка

1 мин.

Наши алые цветки распускают лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши алые цветки закрывают лепестки,

Головой качают, тихо засыпают.




7. Рефлексия

5 мин.

Какой была цель нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, мы достигли цели?

Какие слова называются однозначными? Какие многозначными? Где мы можем узнать значение слова?


Выставление оценок и отметок с комментированием.



8. Задание д/з

1 мин.





7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!