Дата: 22.12.2019 г.
- развитию интереса к русскому языку.
- пополнять словарный запас обучающихся.
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей;
- потребность в развитии и саморазвитии, осознание ответственности за результаты своей учебы;
- знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова- уметь находить в словаре толкование искомого
Этапы | Время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
1. Организационный этап | 1 мин. | Здравствуйте, ребята! Подготовьтесь к уроку.! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь. | Здороваются. Готовятся. Садятся. | Личностные: положительная мотивация учения; Коммуникативные: взаимодействие с учителем. Регулятивные: самоконтроль; |
2. Проверка д/з | 5 мин. | Прежде чем приступать к изучению новой темы, проверим, как вы справились с д/з? .! Начнём урок со словарного диктанта. Обратите внимание, что сами слова называться не будут. Вы должны будете по лексическому значению слова определить, о каком предмете идёт речь и записать его в тетрадь Нашли, какие однокоренные слова служат для связи первых двух предложений? Кроссворд разгадали? Проверим по цепочке. Не читаем лексическое значение, сразу называем угаданное слово. Справились, молодцы! | Безоблачное – 1. Не закрытый облаками. (2. Ничем не омрачённый) Небо – видимое над поверхностью земли воздушное пространство в форме свода, купола; окружающее землю сферическое пространство. Искрится – сверкает искрами, блестит, блещет. Снег – снегопад По горизонтали: 1. Плотная плёнка на поверхности остывшего молока. (Пенка) 4. Совокупность предметов одной области применения. (Набор) 5. Водное растение с красивыми крупными цветками, растущее в основном в странах бассейна Индийского океана. (Лотос) По вертикали: 1. Длинная коробочка или футляр для хранения ручек, карандашей. (Пенал) 2. Сигнал тревоги в случае какого-либо бедствия (пожара, наводнения), подаваемые ударами колокола. (Набат) 3. Надпись на почтовом конверте, которая указывает место назначения и получателя. (Адрес) | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: осознание качества выполнения д/з; саморегуляция. |
3. Актуализация знаний | 3 мин. | Давайте вспомнимЮ что вы делали на прошлом уроке. Давайте посмотрим, как вы усвоили прошлую тему. Вам нужно закончить предложения. 1. Лексика – это … 2. Лексикология – это … , изучающий … . 3. Лексическое значение слова – это то, … . 4. Содержание слова – это его … значение, а форма – … значение. 5. Лексические значения слов разъясняются в … словарях. 6. Слова в … словарях располагаются … Теперь я убедилась в том, что вы готовы к открытию новых знаний о русском языке. Запишите дату, классная работа, оставьте одну строчку для темы. | 1.словарный состав языка. 2.раздел науки о языке, лексику. 3.что оно обозначает. 4. лексическое, грамматическое 5. толковых 6. толковых, по алфавиту. Записывают:Одиннадцатое декабря. Классная работа. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: отбор и систематизация материала. Регулятивные: самоконтроль. |
4. Открытие нового знания Определение темы и цели урока. | 5 мин. | Посмотрите на экран. Посмотрите и найдите в этих картинках деталь, которая названа одним и тем же словом. Запишите его с красной строки. Что обозначает слово «коса» в 1, 2, 3 случае? Вы правы, запишите эти значения. Посмотрите всего одно слово, а у него целых 3 ЛЗ. И это не единственный случай, когда одно слово имеет несколько ЛЗ. В русском языке таких слов много. Как вы думаете, ребята, как называются такие слова? А как называются слова, имеющие всего одно ЛЗ? Попробуйте сформулировать тему нашего урока? Как вы думаете, какой будет цель урока? Запишите тему. | Однозначные. Однозначные и многозначные слова. Узнать, что такое однозначные и многозначные слова. | Коммуникативные: взаимодействие с учителем и сверстниками; владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка; Познавательные: самостоятельное выделение познавательной цели; построение логической цепи рассуждений, её доказательство; Регулятивные: формулирование темы урока; самоконтроль. |
5. Первичное усвоение новых знаний | 10 мин. | Откройте учебник на стр. 123.Прочтите записанное там. Теперь попробуем самостоятельно найти в словаре (с.125) многозначные слова. Не забудьте, что ЛЗ многозначных слов находятся в оной и той же словарной статье и нумеруются подряд. Выпишите эту словарную статью себе в тетрадь. С каждым из значений этого слова составьтесловосочетания. | Слова, имеющие одно ЛЗ, называются однозначными. Слова, имеющие несколько ЛЗ, называются многозначными. В толковом словаре можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным. Разные ЛЗ многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. Например: Коса 1.Заплетенные волосы. Носить косы́, 2.Ручное сельскохозяйственное орудие для скашивания травы и злаков в виде длинного изогнутого ножа, отточенного с одной стороны и прикрепленного к длинной рукоятке. Точить косу. ◊ 3. Длинная узкая отмель, идущая от берега, или низменный узкий мыс. 4. Узкая полоса чего-л. Коса леса. | Коммуникативные: владение диалогической речью. Познавательные: поиск и выделение информации, построение логической цепи рассуждения. Регулятивная: предвосхищение результата и внесение необходимых коррективов и дополнений, сличение способа действия и его результата с правилом. |
6. Физкультминутка | 1 мин. | Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. | | |
7. Рефлексия | 5 мин. | Какой была цель нашего сегодняшнего урока? Как вы думаете, мы достигли цели? Какие слова называются однозначными? Какие многозначными? Где мы можем узнать значение слова? Выставление оценок и отметок с комментированием. | | |
8. Задание д/з | 1 мин. | | | |