СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка по теме "Правописание сложных прилагательных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока-практикума в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка по теме "Правописание сложных прилагательных"»



ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ СЛОЖНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ»

  Технологическая карта урока 


Учитель Косенко Людмила Анатольевна
Предмет  русский язык
Класс 10
Тип урока урок-практикум  

Дата 08.12.2022г.

Тема

 Правописание сложных прилагательных

Цель

 Формулировать понятие о сложных прилагательных, познакомить с условиями слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных

Задачи

Образовательные: повторить и углубить знания обучающихся по теме «Правописание

сложных прилагательных ».
Развивающие: совершенствовать навыки выполнения КИМов ЕГЭ ; активизировать

сложные слова в речи обучающихся; закреплять навыки работы с лингвистическими

словарями, развивать творческие способности .
Воспитательные:
воспитывать потребность давать самостоятельную оценку своей

деятельности; прививать любовь к родному языку, чуткость к образному родному

слову.

УУД

  • Личностные УУД: умение объективно оценивать работу товарища; оказывать ему

помощь в учёбе; морально поддерживать его.

  •  Регулятивные УУД:определять и формулировать цель деятельности, составлять план

действий по решению задач, осуществлять действия по реализации плана, соотнести

результат деятельности с целью и оценить его..

  • Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных речевых ситуаций, аргументировать свою точку зрения, учиться

подтверждать аргументы фактами, слушать других, понимая их позицию.

  • Познавательные УУД: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для

решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; самостоятельно отбирать информацию, полученную из различных источников( (справочники, пособия,

сеть Интернет)

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать: правописание сложных прилагательных слитно и через дефис (основные правила).

  • Уметь: находить сложные прилагательные в текстах, определять их правописание,

образовывать сложные прилагательные, правильно выполнять задания КИМов ЕГЭ.

Личностные: способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
Метапредметные:  умение работать с различными источниками информации, в том числе

сетью Интернет; умение отбирать нужную информацию, анализировать её, обобщать, делать выводы; делать презентацию, умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Основные понятия

 Грамматические нормы.

Прилагательное, правописание сложных прилагательных слитно и через дефис.

Межпредмет

ные связи

 Литература, живопись.

Ресурсы:

  •  основные

  •  Дополнительные

 

Научная литература (справочники, словари, пособия, учебник)

Сеть Интернет, произведения отечественного и мирового искусства

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология

 Нестандартный урок-практикум





























































КОНСПЕКТ УРОКА

Тема :  Правописание сложных прилагательных

Цель урока: формулировать понятие о сложных прилагательных, познакомить с условиями слитного и дефисного написания сложных прилагательных, отработать первичные навыки слитного и дефисного написания прилагательных .

Оборудование: компьютер с выходом в интернет, электронные словари, толковый словарь, презентация « Художники Донбасса», мозаика урока, рабочий лист урока, интеллект-карты, лист самооценки.

Ход урока

  1. Организация класса.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок-практикум.

Поприветствуйте гостей улыбкой. Садитесь.

Девиз нашего занятия: «Вспомнить-узнать-научиться!»

Желаю плодотворной работы!

Записываем Восьмое декабря

Классная работа

-Чем этот день знаменит?

8 декабря- Международный день художника.

-Имена каких художников вам известны? Художники свои картины пишут, а я предлагаю наш урок нарисовать. Только вместо кисти будет что ? (Слово)

Картина нашего урока - это мозаика. Итак, начнём собирать пазлы.

  1. Проверка дифференцированного домашнего задания.  

  1. Пазл «Сленг»

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев). 

Прочитать предложение вслух.

Выполнить:

  1. морфологический разбор прилагательного вернейший ;

  2. разбор по составу прилагательных моральный и умственный ;

  3. озвучить эссе «Молодёжный сленг- ЗА или ПРОТИВ?»

Словарная работа: дедлайн, хейтер, донатить

Итог проверки д\з. Лист оценивания. Самооценка.



  1. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос).

2.Пазл «Ложная альтернатива».



  1. Прилагательное обозначает название или действие предмета? Признак

  2. 8 декабря празднуют день музыканта или медика? Художника

  3. Имена прилагательные отвечают на вопрос что делая? или сколько? Какой? Чей?

  4. Столица России -Париж или Минск? Москва

  5. Существует два разряда прилагательных- качественные и относительные. Три+ притяжательные

  6. Сколько в минуте секунд-10 или 100? 60

  7. Слово «изжелта-красный» пишется слитно или раздельно? Дефис

  8. Прилагательное в словосочетании «медвежья услуга» относится к притяжательным или относительным? Плохая услуга –это качество

  9. Прилагательные оловянный, деревянный, стеклянный пишутся с одной буквой н. С нн

  10. Прилагательное ветреный пишется с двумя нн. Это исключение, с н.



  1. Готовимся к ГИА. Пазл «ЕГЭшник или?»

Задание 1.

Найдите грамматические ошибки в предложениях, осложненных деепричастными оборотами. Внесите необходимые исправления.

1.Размышляя о судьбах великих людей, возникают смешанные чувства.

2.Лишь читая книги, твое общение со сверстниками станет интересным и увлекательным.

3. Я не могу не согласиться с человеком, который помог мне в трудную минуту, которому я очень благодарен.

4. Мальчик не видел свое будущее, думал, что никому не нужен.

Задание 2. Грамматическая работа (с места с комментарием)

Задание: исправить ошибки в образовании форм слова.

С четырёхстами рублями, более нужнее, трое подруг, ляжьте на пол, самый красивейший пейзаж, замереть с восторга.


Итог опроса. Выполнили первую задачу девиза: вспомнили?

Самооценка и взаимооценка.

  1. Проблемная постановка темы.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

4. Пазл «Я - учитель!»

Прочитайте текст ( отрывок из книги Д.К.Самина «100 великих художников»).

Задание для осмысленного чтения

1 группа: определить тему текста; тип речи;

2группа: какова идея текста; определить стиль ;

3группа: к какой части речи принадлежат выделенные слова.


Леонардо да Винчи, Рублёв, Веронезе, Гойя, Винсент Ван Гог, Дюрер, Кандинский, Матисс, Рембрандт, Левитан, Айвазовский – это художники разных времен и разного стиля… Но их всех, как истинных мастеров, объединяет вечное горение, вечное вдохновение, вечно одержимая любовь к искусству.
Среди славно известных художников мира нет двух одинаковых мастеров. Все они различаются по манере письма, разноплановому подходу, колориту и индивидуально-творческому темпераменту. Но каждое из равновеликих имен с благодарностью и любовью вспоминают подлинные поклонники живописи.
Художник не может творить, если его душа мертва, а сердце холодно. Он не будет живописцем, если его чувства не воспринимают красок жизни, гармонии природы, если его не трогают судьбы людей. Искусство не самоцель. Оно создается для того, чтобы закрепить в материале произведения жизненно ценное, выразить то, что волнует современников, что сам пережил в моменты наивысшего подъема своего духа, разума.



Вопросы ко всему классу:

-Что общего у прилагательных из второго абзаца текста?

(имена прилагательные, состоят из двух корней)

-Как называются слова, состоящие из двух корней? (сложные)

- Как написаны эти прилагательные?(слитно и через дефис)

-Сформулируйте тему урока. (Правописание сложных имен прилагательных.)

-Запишите в тетради, а я запишу на доске.


-Какова же цель нашего урока? (узнать, как пишутся сложные прилагательные, в каких случаях пишутся слитно, а в каких- через дефис).

-А где мы это узнаем?(в учебнике, в справочнике, в Интернете, у учителя).

-А как интереснее открыть новое знание? (самим разобраться).

Сегодня нам помогут в этом разобраться ребята, которые выступят в роли учителя.

  1. Получение, осмысление и первичное закрепление новых знаний

5. Пазл «Эксперимент». Два ученика объясняют новый материал с помощью интеллект-карт.

Проработайте материал ещё раз самостоятельно, используя рабочий лист урока.

Внимание! В рабочих листах есть новая информация и ссылки на интернет-ресурсы.

Теоретический материал

Сложные имена прилагательные пишутся слитно в следующих случаях:

  • Если образовано от словосочетания на основе подчинительной связи (согласования, управления или примыкания) (вагоноремонтный (ремонт вагонов), скороспелый (скоро спеть), белоснежный (белый снег)). Исключениевсемирно-исторический.

  • Если одна из частей не употребляется самостоятельно (белобрысый, скоротечный, всеядный).

  • Если образовано от сложного существительного со слитным написанием (лесостепной (лесостепь), водосточный (водосток), радиотехнический (радиотехник)).

  • Если первая часть – числительное (двухлетний, пятиметровый, девятиэтажный). Исключения – прилагательные, в которых числительное записано цифрами. 5-балльный, 30-летний.

  • Если первая часть – наречие на или (нижеподписавшийся, сильнодействующий, высоконравственный).

  • Если первая часть представлена элементами – верхне-,нижне-, древне-, средне-, ранне-, поздне-, обще-, глубоко-, мелко-, легко-, тяжело-, широко-, узко-, много-, мало-, сильно-, слабо-, толсто-, тонко-, густо-, крупно-, остро- и др. (древнегреческий, раннецветущий, среднеевропейский).

  • Большинство научно-технических и книжных определений (энергосиловой, хлебопекарный, глубокоуважаемый).

Сложные прилагательные пишутся через дефис в следующих случаях:


Если образованы из двух равноправных слов – словосочетаний на основе сочинительной связи, между которыми можно поставить союз «и», «но» (торгово-промышленный союз (торговый и промышленный), яблочно-апельсиновый сок (яблочный и апельсиновый), русско-французский словарь (русский и французский).

  • Если образованы от сложных существительных с написанием через дефис, в том числе географических наименований (нью-йоркский (Нью-Йорк), контр-адмиральский (контр-адмирал), северо-восточный (северо-восток).

  • Если обозначают оттенки цвета, вкуса, других признаков с дополнительным качеством (нежно-розовый, кисло-сладкий, темно-красный).

Если образованы от имени и фамилии, имени и отчества, двух фамилий (джек-лондоновский (Джек Лондон), ильфо-петровский (Ильф и Петров), лев-толстовский (Лев Толстой)).

  • Если первая часть оканчивается на -ико (историко-философский, химико-биологический, лексико-грамматический).

  • Сложные прилагательные, части которых представлены неоднородными признаками, (часто имеют начальными элементы – военно-, массово-, народно-, научно-, учебно-) (учебно-воспитательный, военно-медицинский, народно-поэтический). Исключениявоеннопленный, военнослужащий, военнообязанный.

  • Если образоване путем повторения одного и того же прилагательного (чистый-чистый, теплый-теплый, серый-серый).

Подробнее: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/slozhnye-prilagatelnye

Дефисное и слитное написание сложных прилагательных





Кроме того, существует словарь «Слитно или раздельно? Опыт словаря-справочника». Авторы Букчина Б. З., Калакуцкая Л. П. В словаре около 82000 слов.

6. Пазл «Релаксация»

Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано:
"Переверни и ты узнаешь что-то новое”. Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне: «Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие?"

- И мне хочется, чтобы вы использовали ваши знания, полученные сегодня и ранее, и закрепили их на сегодняшнем занятии.

Зрительная гимнастика

Упражнения для глаз по схеме. Лёжа на парте, руки согнуты в локтях, подбородок на руках. Выполнить движения глазами по схеме: вверх-вниз, нарисовать восьмёрку, большой круг по часовой стрелке, против часовой стрелки.

Изменили положение туловища: упор на спинку стула спиной, смотрим на потолок.

Нарисовали большое облако. И вдруг - снежинка! Какая она?

Опишите её с помощью сложных прилагательных. Слова могут быть самыми необычными. Проявите свою фантазию.

Какое из этих слов написали через дефис? Почему?

VI. Закрепление изученного материала

7. Пазл «Тренинг»

Индивидуальное задание: в Толковом словаре найти слово «хладнокровный». Объяснить правописание и значение.

Задание 1.Образовать сложные прилагательные (устно). Как и почему они пишутся?





Короткий нос – ( курносый).

Голубые глаза – ( голубоглазый).

Широкие плечи – ( широкоплечий).

Красные щеки – ( краснощекий).

Радуется жизни – ( жизнерадостный).

Любит себя – ( самолюбивый).

Закрыть рабочий лист. Записать по памяти. Проверка.

Проверка индивидуального задания.

Задание 2. «Аукцион»

Распределить слова в две колонки по принципу написания . Два ученика у доски.

Употреблять слова «покупаю».

Лоты: вагонно-паровозный, вагоностроительный, вальтер-скоттовский, водно-солевой, военно-административный, военнообязанный, высокоидейный, газетно-журнальный, горно-лесистый, детдомовский, трёхлетний.

Два слова самостоятельно: голубовато-белый, норд-остовский.

Задание 3

Образуйте сложные прилагательные от данных словосочетаний и слов. Объясните их правописание (с места с комментарием)

Русский и французский словарь, социальные и бытовые условия, спрягаемый по-разному, научное и производственное объединение, подобный обезьяне, общее образование, общественный и исторический, палевый и дымчатый, защитить поле, сто лет, Тянь-Шань.

Составьте предложение с любым словом (устно).

Какой это палево-дымчатый цвет? (бледно-жёлто-серый)

8. Пазл «Художник»

Презентация «Современные художники Донбасса»

Имена каких художников Донбасса вы запомнили?



9. Пазл «Тест»

1. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

A) (Высоко)образованный специалист

B) (Кругло)суточная работа

C) (Древне)русский памятник

D) (Бело)снежная скатерть

Р) (Научно)фантастический роман

2. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется слитно:

A) (Северо)восточный округ

B) (Тёмно)зелёные листья

C) (Общественно)политический журнал

И) (Вечно)зелёный кустарник

E) (Глубоко)уважаемый учениками

3. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Ясно)глазый

В) (Древне)греческий

Л) (Лето)писный

D) (Военно)служащий

С) (Северо)восточный округ

4. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

В) (Морозо)стойкий

С) (Прямо)линейный

У) (Тёмно)синий

Е) (Лето)писный

5. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) Лето(писный)

В) (Ясно)глазый

Е) (Светло)зелёный

D) (Красно)речивый

К) (Древне)русский

6. Определите вариант, в котором сложное прилагательное пишется через дефис:

А) (Легко)крылый

М) (Юго)западный

С) (Кругло)суточный

D) (Прямо)линейный

Е) (Ясно)глазый

7. Определите сложные прилагательные, которые пишутся слитно:

С) (Прямо)линейный разговор

В) (Легко)крылый

Л) (Казахско)русский словарь

D) (Военно)воздушный десант

Е) (Северо)восточный округ

8. Определите сложное прилагательное, которое пишется слитно:

А) (Приторно)сладкий вкус

О) (Красно)речивый юноша

С) (Северо)восточный район

D) (Общественно)политический форум

Е) (Светло)голубое небо

9. Определите вариант со сложным прилагательным:

А) Путешествие на пароходе

В) Пятимиллионный житель

С) Отважный мореплаватель

Й) Круглосуточное дежурство

Е) Четырёхтысячный выпуск газеты

10. Определите варианты со сложными прилагательными:

А) Пятитысячный выпуск журнала

В) Перелёт на самолёте

М) (Молочно)кислый продукт

И)( Общественно)политический форум

Р) 8(тонный) автомобиль

Проверка по эталону

  1. Итог урока. Оценивание работы

Выпишите ответы и продолжите фразу: « Мы сами… рисуем свой мир!»

Оцените свою работу в листе самооценки в графе «Тренинг».

Лист самооценки

Ф И__________________________________________________

ЗАДАНИЕ

Самооценка

Взаимооценка

Оценка учителя

  1. Проверка д/з.




  1. Сленг




  1. «Ложная альтернатива»




  1. «ЕГЭшник или?»




  1. «Я – учитель!»




  1. «Эксперимент»




  1. Тренинг












Норма оценки:

6-7 баллов – оценка «3»

8-9 баллов – оценка «4»

Более 10 баллов – оценка «5»

  1. Домашнее задание (на выбор)

  1. Составить словарный диктант на правописание сложных прилагательных(30 слов).

  2. Выполнить задание по карточке (ВК, беседа класса).

  3. Написать рассуждение «Если существительное-это хлеб языка, то прилагательное…».

Всем выучить правописание сложных прилагательных.



Карточка с домашним заданием 2.

Перепишите прилагательные, раскрывая скобки. Объясните их написание.

(Жаро)понижающий, (жёлто)волосатый, (жизне)радостный, (жюль)верновский, (задне)язычный, (земле)ройный, (зимне)весенний, (идеал)реалистический, (иззелена)синий, (индо)европейский, (информационно)рекламный, (картофеле)уборочный, (коричнево)красный, (лимонно)кислый, (лично)командный, (масло)жировой, (железо)бетонный, (машинно)тракторный, (машино)строительный, (медно)прокатный, (молочно)кислый, (молочно)белый, (национально)освободительный, (общественно)полезный, (общественно)экономический, (право)бережный, (снежно)белый, (словарно)технический, (электронно)вычислительный.

IX. Рефлексия

Сделаем выводы о своей работе на уроке.


ОТЛИЧНО

ХОРОШО

МОГУ ЛУЧШЕ

  1. Я участвовал в формулировании темы и цели урока.




  1. Я умею делать выводы и заключения.




  1. Я понял тему урока и могу рассказать друзьям и родителям.




  1. Я смогу применять полученные знания в самостоятельной работе.






Больше всего мне понравилось____________________________________

Какую тему мы изучали?

Достигли ли целей урока?

Вспомнили…

Узнали…

Научились…



ФОТОКОЛЛАЖ «Разноцветная жизнь 10 класса».

Всем спасибо за урок! Мира и добра!

Подарки гостям (афоризмы известных людей).































Пропедевтика

Внимание учащихся обращается на то, что сложные прилагательные следует отличать от сочетаний “наречие + прилагательное”, которые пишутся раздельно. Наречие обычно выражает степень признака и является членом предложения (например: неизменно сердечное гостеприимство, глубоко задумчивый взгляд).

Следует познакомить учащихся со сложными словами, в которых есть висячий дефис (например: машино- и приборостроение, свето- и водонепроницаемый).)




Дополнительный материал (слова для работы)

Восточноафриканский, буро-жёлтый, изжелта-красный, быстрорастворимый, белогорячечный, агролесомелиоративный, дизель-моторный, беспроцентно-выигрышный, древнерусский, малознакомый, древнеегипетский, губно-зубной, горемычный, банно-прачечный, золотоволосый, картофеле-овощной, меднолитейный, морально устойчивый, лично-командный, тёмно-серый, смугло-веснушчатый, сложноподчинённое (предложение), почтовый и телеграфный, Северная Пальмира, юго-восток, профессора и преподаватели, цветущий рано, пустой и порожний, пять рублей, сорок вёдер, девяносто лет, сто лет, тонно-километр, Тянь-Шань, угро-финн, сойти с ума, лишить ума, хлопок-сырец, полутьма, четвертьфинал, шлакобетон, полусон, унтер-офицер.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!