Цели: обобщить и дополнить знания учащихся о правописании безударных гласных в корне; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать формы слова и однокоренные слова, видеть орфограмму в слове; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.
Ход урока
1. Организационный момент
И. Актуализация знаний Орфографическая минутка
(На доске запись.)
Бурундуки — мален..кие лесные ж..тели. Они л..бят яг..ды, плоды
ш..повника.
— Вставьте пропущенные буквы. (Дети объясняют написание слов с пропущенными буквами.)
— Спишите, вертикальной чертой разделите слова на слоги.
— Выпишите слово лесные, подберите к нему однокоренные слова.
Выделите корень в словах.
III. Самоопределение к Деятельности
— В предложении, которое вы записали, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Какие звуки слышите на месте гласных букв?
Итак, ударные гласные всегда слышатся так, как пишутся. Безударные гласные не всегда пишутся и слышатся одинаково.
IV.Работа по теме урока
— Откройте учебники на с. 93, прочитайте тему урока. (Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.)
— Чем мы будем заниматься на уроке? (Учиться писать слова с безударным гласным звуком в корне слова.)
— Что такое корень? (Главная часть родственных слов, в ней заключено общее лексическое значение родственных слов.)
Упр. 141 (с. 93).
— Прочитайте четверостишие.
Что обозначает выражение скучная пора? (Время года, когда идут дожди, холодно, невесело.)
— Спишите. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в словах. — Какие гласные называются ударными? (Те, на которые падает ударение.)
Упр. 142 (с. 93).
— Прочитайте первую пару слов. Чем отличаются слова? (Тигр один, тигры — много. Отличаются количеством предметов.)
— Чем отличаются слова во второй паре? (Они обозначают один и тот же предмет, но береза — одна, березы — много.)
— Это формы одного и того же слова.
— Прочитайте слова второй группы. Можно ли сказать, что тигр и тигренок — это одно и то же слово? (Нет. Тигр — взрослое животное, тигренок — детеныш тигра. Это однокоренные слова.)
— Береза и березовый — это формы одного слова или однокоренные слова? (Это однокоренные слова, у них разное лексическое значение. Береза — дерево, березовый— это то, что из березы.)
— Что записано в первом столбике? (Формы одного слова.) — Что записано во втором столбике? (Однокоренные слова.)
— Прочитайте вывод.
У. Физкультминутка
Встали пчелки в хоровод. (Поворот вокруг себя.) В барабан ударил кот. (Хлопки в ладоши.) Стали мыши танцевать, (Пританцовывают.) Тра-ля-ля, тра-ля-ля,
Так, что начала дрожать
(Наклоны.)
Вся земля, вся земля.
(Рывки руками.)
VI. Закрепление изученного материала Упр. 143 (с. 94).
— Прочитайте первую пару предложений. Произнесите выделенные слова. Как произносятся эти слова? (Они произносятся одинаково.)
— Посмотрите на слово. Какими буквами обозначены безударные гласные звуки?
— Кто сможет проверить безударные гласные в этих словах? (Валы — вал, волы — вол.)
(Аналогично рассматривается вторая пара предложений.)
— Какой вывод можете сделать? (Безударные гласные звуки не всегда произносятся и пишутся одинаково.)
— Найдите среди предложений пословицу. (До поры до времени не сеют семени.)
— Объясните ее смысл. (Не нужно торопиться с важным делом.)
Спишите пословицу, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Упр. 144 (с. 94).
— Прочитайте группы слов. Где записаны формы слова? (В первой группе.)
— Где записаны однокоренные слова? (Во второй группе.) —- Запишите слова так же, как в учебнике, Поставьте ударение.
— Выполните задания по учебнику.
— Скажите: как пишутся гласные в одном и том же корне в ударном и безударном слоге? (Они пишутся одинаково.)
Главное правило русского языка говорит, что корень в однокоренных словах пишется одинаково, независимо от того, как произносится.
— Прочитайте, на что нужно обратить внимание.
Прочитайте правило.
— Что такое проверяемое слово? (Слово, в котором нужно проверить безударную гласную.)
—- Что такое проверочное слово? (Слово, в котором проверяемая буква находится под ударением.)
VII. Рефлексия
Карточка
Прочитай пары слов. Подчеркни проверяемое слово.
слон — слон семья — семьи сады — садик лиса — лисы сосны — сосна снега — снег
— Какие слова подчеркнули? Почему?
(Самооценка с помощью «светофора». )
КШ. ПоДвеДение итогов урока
— Какой гласный звук называется безударным?
— Как правильно написать безударный звук в корне слова?
— Что такое проверочное слово?
Цомашнее задание
Выполнить упр. 145 (с. 95).