СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока русского языка 2 класс Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока русского языка 2 класс  Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока русского языка 2 класс Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.»

Конспект открытого урока русского языка 2 класс

Дата: 21.11.19.

Тема: Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова.

Цели урока:

1. Обучить применению различных способов проверки безударных гласных в корне слова.

2. Развивать логическое мышление, внимание, память, связную речь, орфографическую зоркость.

3.Воспитывать чувство коллективизма, любви к родному языку.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

1) формировать навыки грамотного и осознанного правописания слов с безударной гласной в корне слова;

2)формировать умение на основе анализа слова делать выводы.

Регулятивные УУД:

1) определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

2) проговаривать последовательность действий на уроке;

3) учиться высказывать свою версию на основе работы с учебным материалом;

4) учить составлять алгоритм действий и работать по нему.

Личностные УУД:

1) формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

2) формирование ответственности, интереса к изучению русского языка.

3) развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.

Коммуникативные УУД:

1) формирование умения слушать и понимать других;

2) формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3) способствовать формированию собственного мнения и умений правильно задавать вопросы.

                                             Оборудование урока:

  • Учебник, рабочая тетрадь;

  • Карточки для работы в парах и группах.

  • Дидактические материалы к учебному занятию.

ХОД УРОКА

    1. Духовно – эстетический

  1. Оргмомент . Упражнение «Тепло сердец»

-Потрите свои ладошки, приложите к сердцу и подарите тепло своих сердец друг другу.

2. Работа с пословицей

– Сегодняшний урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать.

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

– Как понимаете значение пословицы? 
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым?

Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы еще молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться.

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. 
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

3.Проверка домащнего задания: с.92, упр.140 (Зачитайте ответы на 2 и 4 вопросы)

II. Установочно - мотивационный

1.Минутка чистописания.

а р я о и е ю э у ы ё

Блиц-опрос:

-Какая буква лишняя? Почему?

-Сколько всего гласных букв в алфавите?

-Сколько гласных звуков они обозначают?

-Запишите только гласные буквы ( а о и е я) и соединения с ними (ая ия ое яя)

Загадка: Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
И сады, и огороды всей округи полила. (на второй строке дописываем слова молния большая синяя)

2.Пальчиковая гимнастика

3. Постановка проблемы урока

– Я хочу рассказать вам одну историю.

Саша написал своему другу Коле записку: «Приходи сегодня вечером с мечом, сыграем». Старшая сестра Саши передала записку Коле. Коля записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята вечером.
«Мяч будет», – сказал товарищам Саша. 
«Колька принесет». Пришел Коля, а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились, что не придется поиграть в футбол.

– Почему так получилось? (Мальчик не знал правило и написал неправильно слово «мячом»).
– Какое правило не знал Саша? (Правило о правописании безударных гласных в корне слова).
– Что же нужно уметь, чтобы не повторять ошибки Саши?
(Ставить ударение и подбирать проверочные слова.)
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?
 (Два способа. Мы можем изменить форму числа  так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
– Как правильно записать это слово? 
с м…чом – мяч – мячом
– Что мы посоветуем Саше? (Выучить правило о правописании безударной гласной в корне слова).

4. Сообщение темы и цели урока

– Исходя из этой проблемы, сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой? 
 (Закреплять наши знания о правописании слов с проверяемой безударной гласной в корне. Учиться правильно писать слова с безударной гласной. Уметь подбирать однокоренные слова.
 Какие личностно-значимые цели поставите перед собой?
– На сегодняшнем уроке продолжим работу по правописанию безударных гласных, будем совершенствовать наши умения в подборе проверочных слов двумя способами, поработаем  над развитием не только письменной, но и устной речи.

III. Содержательно - поисковый

1.Работа с учебником с.93, упр.141

Чтение отрывка из стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало»

- Что обозначают выделенные буквы в словах?

2. Физкультминутка

3. Работа с учебником с.93. упр.142 (фронтально)

4. Чтение правила в учебнике

IV. Адаптивно - преобразующий

1. - Ребята, сегодня вам пришло письмо. Прочитайте его.

Долой все гласные на свете!

Пусть будут неучами дети!

- Это злая колдунья Двойка похитила все буквы гласных звуков и заколдовала слова. А на месте безударных гласных стоят только чёрные точки. Надо немедленно освободить буквы гласных звуков, а для этого надо сразиться с Двойкой, пройти все испытания.

2. Актуализация знаний

 (На доске написаны слова: стр…на, лопата, гр…бы, з…мля, гр…за, малина, п…тно) 
– Что общего у всех этих слов?
(Все слова – имена существительные, нарицательные, отвечают на вопрос что?)
– По каким двум признакам одновременно можно сгруппировать эти слова? 
Какие группы у вас получились?
(К первой группе можно отнести слово стр…на,  гр..бы, з…мля, гр…за, п…тно. Это слова с проверяемой безударной гласной в корне. Все они состоят из двух слогов.) 
(Ко второй группе можно отнести слова лопата и малина. Это слова с непроверяемой безударной гласной в корне. Они состоят из трех слогов.)

Запись слов:

– Запишем слова с проверяемой безударной гласной в корне после проверочных. Выделим корень в словах, подчеркнем буквы на месте безударных гласных звуков.
– Какой способ проверки применили? (Изменение формы числа слова) 

Слово лопата уже записано в наших словариках, а слово малина мы запишем сейчас.

3.Словарная работа

Малина,-ы. Лексическое значение.1)Кустарниковое ягодное растение. 2)Душистые, сладкие ягоды этого растения, обычно красного цвета.

К истокам слова. Одни ученые связывают происхождение слова с корнем

–мал-, т.к. малиновая ягода состоит из многих малых ягодок-зернышек. Другие считают, что ягода получила название за свой темно-красный, малиновый цвет.

Однокоренные слова.Малина, малинка, малинник, малиновый. (Выделите общую часть однокоренных слов).

Фразеологизмы. Не жизнь, а малина. –Когда так говорят? (Об очень хорошей привольной жизни)

Пословицы и поговорки. Спустя лето по малину не ходят. Малина от семи недуг.

Скороговорка. Малина манила Марину и Милу,

Марине и Миле малина мила.

– Давайте продолжим наш урок и постараемся преодолеть следующую ступеньку на пути к мудрости.

V. Оценочно - смысловой

1. Составление алгоритма проверки безударных гласных в корне слова.

- Какие слова требуют проверки? Составим алгоритм.

– Какие бывают гласные? (ударные и безударные)

– В каком положении написание гласного звука вызывает сомнение? (в безударном)

– Какие гласные в безударных слогах нужно проверять? (а, о, и, е,я)

– Как проверить написание безударного гласного звука? (изменить форму слова или подобрать однокоренное слово)

2.Физкультминутка

3. Работа в паре

- Мы подошли к Лесу ударений. Но пройти через него сможет  только тот, кто быстро подберёт проверочные слова к словам с безударными гласными в корне слова и вставит пропущенную букву. ( работа в паре)

Карточка:

Проверяемое слово

Проверочное слово

Эталон проверки

                Гр…за


о

                Гр…чи


а

                Р…ка


е

                Зм…я


е

                В…да


о

                Сл…ды


е

                Гр…бы


и

- Проверим (дети читают)

- А теперь самопроверка. Сверьте свои записи с эталоном.

VI. Системно - обобщающий

Игра «Будь внимателен».  Найдите лишнее слово и зачеркните его, а в остальных выделите корень и поставьте ударение. (работа с доской)

  1. Белка, беленький, белить.

  2. Водный, вода, водить.

  3. Лось, лоскут, лосенок.

- Какое из слов является проверочным, а какое проверяемое? Запишите слова, выделите корень и поставьте ударение.

2. Работа в группах

- Мы пришли на Аллею предложений.

- Я даю каждой группе карточку с предложениями  в которых встречаются слова с безударными гласными. Ваша задача устно подобрать проверочные слова и вставить пропущенные буквы.

1группа

В л..су   зв…рьки   готовятся  к  з…ме.

2 группа

Белка  сушит на  в…твях  д…ревьев  гр…бы.  Мышка   зап…сает з…рно.

3 группа

Ёжик ут…пляет   гн…здо.   Зм…я   нашла  укромное м…стечко  под  бр…вном.

- Выслушаем каждую группу. Что у нас получилось?(текст)

- О чём в нём говорится?

- Какое задание можем предложить с этим текстом?( озаглавить)

-Придумайте заголовок к этому тексту.

- Запишите текст, вставляя пропущенные буквы.Подчеркните грамматическую основу предложений.

3.Самостоятельная работа (запись текста в тетрадь)

4. Графический диктант

– Двойка приготовила для вас творческое задание, которое поможет проверить ваши знания. В конвертах вы найдете  таблицы.
– Прочитайте слово и подумайте, какая безударный гласный пишется в слове. Обозначьте его точкой на пересечении номера слова и буквы.

Мясной, возить, сова, лесник, река, пенек, тигрица, грачи, кора.

– Соедините точки по порядку. На что похожа фигура? (На цифру 5)

- Вы сегодня поработали на 5!

5.Индивидуальная работа

- Мы отправляемся на Поляну слов. Нас встречают пары слов между которыми имеется смысловая связь. Постарайтесь их запомнить.( слайд 9)

Мост- р…ка

Шум- в…да

Больница- вр…чи

Птица- п…ро

Окно- ст…кло

- Запишите  по памяти только второе слово, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (взаимопроверка)

VII. Контрольно – рефлексивный

1. Итог урока

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чем?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Чему научились на уроке?
– Что было трудным на уроке?
– Что было для вас самым интересным на уроке?
– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

2.Домашнее задание: с.94, упр.144 (вписать в слова буквы)

3. Тест.

I. Какие безударные гласные в корне слова требуют проверки. Выберите верный ответ:

1.А, О, Ё, У, И

2.У, Ы, И,Я,Э

3.А, О, И, Е, Я

II. Как проверить безударные гласные в корне слова? Выберите верный ответ:

1. Подобрать однокоренное слово.

2.Изменить форму слова

3.Подобрать однокоренное слово так, чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным

III. Из данных слов отметьте слова с безударными гласными, которые надо проверить. Вставьте пропущенные буквы.

1)Хв…сты               5)Д…жди

2)Кн…ги                 6) Сл…во

3)Ст…лы                7)Л…с

4)П…ле                  8) З…ма

IV. Выберите слова, в которых допущены ошибки.

1)Гнездо                 4)Шогать

2)Видро                  5)Кармить

3)Слеза                  6)Травинка

V. В каких словах безударный гласный в корне может быть проверен словом воды?

1)водить                 3) водопад

2)водянистый         

VIII. Духовно - эстетический

Рефлексия

Безударный в корне – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.




– Какое у вас настроение в конце урока?

Сегодня на уроке:

Я учился…

Было интересно…

Было трудно…


– Оцените свою работу.

– Благодарю вас за работу.


















































Тест: “Безударные гласные в корне слов”(2класс)

Фамилия, имя: __________________________________

В каком ряду верно «закончено» правило:

«Чтобы проверить безударный гласный в корне слова, надо подобрать такое проверочное слово, …

чтобы на согласный падало ударение.

чтобы на гласный падало ударение.

чтобы после согласного стоял гласный.

Поставь ударение, точку под безударными гласными, подчеркни проверочное слово.

Н_чь, н_чной, н_чевать.

Л_с, л_сной, л_совик.

Запиши ещё по 2 однокоренных слова, поставь ударение, под безударной гласной поставь точку.
Дом, ____________________ , ______________________
Ветер, ____________________ , ______________________
Гриб, ____________________ , ______________________

Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
м_сник (________________), в_да (_______________),
бр_сать (________________), ч_тать (______________),
п_тёрка (________________), ст_пной (_________________),
б_льница (________________), пл_сать (______________),
нап_сать (________________), с_вёнок(______________),
н­­­­­_­ра (______________)

Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
С_дит (_____________) на лавочке, св_ла (_____________) гнездо, отв_ла( ______________) в дом,
прим_ряли (_______________) наряды,
друзей пом_рили (______________).

Вставь буквы (устно подбери проверочное слово):
Зел_неет тр_ва. Но в_сна ещё не пришла. Днём стало т_плее.
Д_ждинки начали капать , а потом пол_лся ливень. Капли уд_ряли по тр_пинке.