Ход урока
1.Организационный момент.(1 мин)
Я рада видеть каждого из вас
И пусть зима в окно прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс,
Друг друга любит, чувствует и слышит.
- Ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуйте их.
- Сегодня на уроке нас ждет интересная работа. В помощь возьмите внимание, сосредоточенность, дружелюбие. Улыбнитесь друг другу! Ведь улыбка дарит хорошее настроение. У нас всё получится.
2. Актуализация знаний.(2 мин)
Слайд 1. Откройте тетради, запишите дату.
Слайд 2.Ребята, посмотрите на эту чудесную картину. Какое время года изображено на ней? (Зима)
- Ребята, а вы любите зиму? А за что вы её любите?
- Многие поэты и писатели любили русскую зиму и посвящали ей свои произведения.
Послушайте отрывок из одного стихотворения.
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
- Кому принадлежат эти строки? (А. С. Пушкину)
- С кем поэт сравнивает зиму? Как он ее называет? (Волшебницей.)
-Действительно, в зимнюю пору происходит много сказочного, волшебного. И самый волшебный праздник – Новый год и обязательно каждый из вас будет писать письмо деду Морозу. А что вы ждете от Нового года?
3.Чистописание.(5 мин)
-Назовите первую букву слова волшебница.
- Какой звук обозначает буква «в»? Что можете о них рассказать? Слайд 3.
Напишите красиво заглавную и строчную буквы «В в».
На второй строке напишите слоги с буквой «в»: ви вя ву ве вы ва во Слайд 4.
-Назовите слоги, в которых буква в обозначает мягкий согласный звук.
-Назовите слоги, в которых буква в обозначает твердый согласный звук.
4.Самоопределение к деятельности. (5мин)
Слайд 5. На доске слова: Без книг…, по дорог…, в тетрад…
Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имён существительных?
- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)
- Что нужно определить, чтобы ответить на этот вопрос? (Склонение и падеж имён существительных). Выполните задание.
Проверка. Один ученик выходит к доске, пишет окончание, склонение и падеж.
- Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?
Учитель: - Кто догадался, над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.
Ученики: - Правописание безударных окончаний имён существительных. Слайд 6.
Учитель: Какие задачи вы поставите перед собой?
Ученики: Научиться правильно писать безударные падежные окончания имён существительных.
5. Работа по теме урока. (6 мин)
Учитель: Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание имени существительного?
Ученики: Склонение существительных, падеж, окончание имён существительных 1,2,3 склонения в разных падежах.
- Прочитайте слова. Какой звук слышится в окончании имен существительных?
- Как вы думаете, одинаковые ли будут окончания? (Нет)
- Что необходимо знать, чтобы грамотно написать безударное окончание существительного? (Склонение и падеж имён существительных). Выполните задание.
Проверка. Один ученик выходит к доске, пишет окончание, склонение и падеж.
- Что вы заметили? В каких падежах имя существительное бывает в опасности?
в родительном, дательном и предложном падежах) Слайд
- Ребята, кто догадался, какая задача сегодня перед нами стоит? Сформулируйте задачу урока.
Поупражняться в правописании безударных окончаний имен существительных во всех падежах) Слайд
Слайд 7.
Прочитайте слова на доске.
Зима, вьюга, мороз, снег, метель, солнце, буран, печь, горка.
– Найдите общие признаки, по которым можно объединить эти слова в одну группу. (Имена существительные, нарицательные, неодушевлённые, в единственном числе, в именительном падеже).
– Найдите признаки, по которым можно разделить слова на группы. (Род и склонение).
– Запишите слова в 3 столбика по склонениям.
(Один ученик работает на доске)
Проверим. Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. (Проверка)
6. Физкультминутка. (1 мин)
– Зимой холодно, давайте немножко согреемся и поиграем.
Я буду называть имена существительные.
Если имя существительное относится к 1-му склонению, вы хлопаете в ладоши;
если имя существительное относится ко 2-му склонению, вы поднимаете руки вверх;
если имя существительное относится к 3-му склонению, то приседаете.
Слова для физкультминутки: Лошадка (1), берег (2), молодость (3), ученик (2), парта (1), старость (3), степь (3), морковь (3), свёкла (1), огурец (2), велосипед(2), осень (3), лето (2), весна (1), зима (1), снежинка (1), метель (3).
6. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний. (5мин)
Открываем учебник на с.125. Находим упражнение 235.
Учитель: - Почему в таблице приведены не все падежи?
Ученики: - Только в этих падежах есть окончания е, и, здесь можно допустить ошибку.
- Ребята, а вы хотите сейчас побыть учителями? (Ответы детей)
- Значит сейчас вы будете работать учителями , но по очереди, работать будете в парах. Перед вами конверт № 1, в котором лежат задания, достаньте и прочитайте.
- Вы диктуете слова своему соседу, проверяете выполненное задание и ставите оценку на полях, а потом меняетесь и ваш сосед становится учителем и выполняет те же действия , что и вы.
- Ребята, поднимите руку, кто выполнил задание без ошибок. Вы приносите своей команде елочные украшения.
- А что вам помогло выполнить задание без ошибок ? (Знание падежей и склонений, это помогает правильно определить окончания существительных)
-У кого 1 ошибка, вы тоже получаете игрушки.
-Оцените свою работу и сделайте вывод.
Слайд 8.
-Прочитайте предложение.
К высокой ел.. на заснеженной полян… убегает от лисичк… пушистый зайчик.
- В какой части слова будем решать орфографические задачи? ( В окончании)
- Как нужно действовать, чтобы узнать, какую безударную гласную писать в падежном окончании имени существительного?
Повторение алгоритма.
1. Определи склонение.
2.Определи падеж.
3.Вспомни, какое окончание имеет слово в этом падеже и склонении.
- Что делать, если вы забыли какую букву надо писать в окончании?
Спишите предложение, вставляя пропущенные буквы. ( Проверка на доске. Ученик пишет окончание и устно проговаривает склонение и падеж.)
6. Закрепление и совершенствование приобретённых знаний.
Упражнения в правописании безударных падежных окончаний имен существительных.
1)Работа в парах (задание на карточках)
В наших словах во время зимней вьюги некоторые буквы рассыпались. Надо вставить их на место. Вместе наводить порядок веселее. Работаете в паре по рядам на карточках.
Вспомним правила работы в паре. (Работаем дружно, выслушиваем мнение каждого ученика)
Проверка с помощью документ - камеры.
2) Графический диктант. (2 мин)
Давайте проверим, как вы усвоили правило. Проведём графический диктант. Я читаю имена существительные с безударными окончаниями, а вы записываете только их окончания.
У речк.., по улиц.., в домик…, без сладост…, на зорьк...
Проверка со слайда 9.
3) Работа текстом. (5 мин)
Учебник С.127 упр.241.
Прочитайте. Что вы прочитали? (Текст) Давайте вспомним, что такое текст? (Текст - это высказывание, в котором два или несколько предложений связаны по смыслу и объединены общей темой. Текст имеет тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.)
- Являются данные предложения текстом?
- Назовите тему и главную мысль текста. О чём говорится в тексте? ( о ёлочке зимой)
- Как можно озаглавить текст? (Лесная красавица)
9. Рефлексия.( 2 мин)
- Ребята, эта лесная красавица пришла к нам сегодня в гости.
Приближается Новый год. Давайте украсим нашу ёлочку. Возьмите зеленый шарик, если считаете, что вы очень хорошо научились определять безударные падежные окончания имен существительных.
-Возьмите желтый шарик, если считаете, что работали на уроке хорошо, но иногда нуждались в помощи.
-Возьмите красный шарик те, кому было интересно работать, но не может пока обойтись без помощи.
10. Домашнее задание. Дома спишите этот текст и выполните письменные задания к нему.
Учитель: Ребята, спасибо вам за урок. Вы сегодня очень хорошо работали. Ребята, которые работали на доске получают «5». Остальные получат оценки за тест чуть позже.