Презентация для урока русского языка в 5 классе по теме
Имя прилагательное как часть речи
Подготовила:
Н.И. Гарплюк,
учитель русского языка и литературы
МБОУСОШ с.Высокое Башмаковского района,
Пензенской обл.
Магнитогорск, 2018
Четырнадцатое марта
Приметы пропавшей части речи
С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный, гладкий. Чай какой? Горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?..
Имя прилагательное как часть речи
Цель урока
Опорные фразы:
Повторить …
Учиться … речи
Определить … в предложении.
Цель урока
Повторить изученное об … (имени прилагательном)
Учиться … речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи)
Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)
План урока
морфологические признаки
роль имен прилагательных в речи
синтаксическая роль в предложении
общее значение
План урока
- роль имен прилагательных в речи;
- общее значение;
- морфологические признаки;
- синтаксическая роль в предложении.
Маршрут расследования
Досье
Работа в архиве
Следственный эксперимент
Вещественные доказательства
Улики
Работа с шифровкой
Дознание
Фоторобот части речи
Физминутка
Школа детективов
Аттестация
Рефлексия
Самооценка
Экзамен с присвоением 5, 4, 3 разрядов
Экспертиза
Домашнее задание
Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан . Потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;
так та покамест существительна.
Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что оно прилагается
к глупому человеку?
Митрофан . И ведомо.
Досье
Закончи предложение
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ………………
и отвечает на вопросы ……………………
Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан. Дверь, котора дверь?
Правдин. …Вот эта.
Митрофан. Эта? Прилагательна.
Правдин. Почему же?
Митрофан . Потому что она приложена к своему месту.
Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;
так та покамест существительна.
Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак
прилагательное, потому что оно прилагается
к глупому человеку?
Митрофан . И ведомо.
Архивные материалы
Вещественное доказательство
Сопоставьте факты
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.
Сравни
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.
Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .
- Весу:
- Авторской оценке (отношение автора):
- тёмно-бурый, белые
- горбоносая морда,
стройные, вывороченные
- длинная, огромная, высокие
- тяжёлый, грузный
- своеобразный, хорош.
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .
Поставьте оценку однокласснику :
все верно – 5
2 ошибки -4
3 и более - 3
- тёмно-бурый, белые
- горбоносая морда,
стройные, вывороченные
- длинная, огромная, высокие
- тяжёлый, грузный
- своеобразный, хорош.
С прилагательными описание стало более точным, богатым, ярким, красочным, выразительным.
Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, характеризуют предмет с разных сторон, выделяют из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха ,ни звука.
Но если нас к ним приложить
Им веселее станет жить.
Вставьте окончания в имена прилагательные.
- Глух..., ритмичн… стук;
- лесн... царь; лесн... птица; длинн... клюв; голуб... небо;
- ярк…, красн… перышки;
- вредн… насекомые;
- больн… деревья.
По смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.
Образец: 1 группа. (1 ряд)
1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.
Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.
Образец: 2 группа . (2 ряд)
1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.
Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.
Образец : 3 группа. (3 ряд)
1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.
Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.
Следственный эксперимент
Вещественное доказательство
- Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
- Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь .
2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.
3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные .
Получилось слово Бесстрашные
Следственный эксперимент
Вещественное доказательство
- Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
- Взять приставку от слова, являющегося в предложении сказуемым Сильная волна набежала на берег .
2. Добавить корень подлежащего из предложения Вход посторонним запрещён.
3. Добавить суффикс прилагательного заманчивый и окончание прилагательного красные .
Получилось слово Находчивые
Следственный эксперимент
Вещественное доказательство
- Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
- Взять основу слова, являющегося в предложении сказуемым Следователь наблюдает за ходом расследования.
2. Добавить суффикс существительного Следователь
3. Добавить суффикс прилагательного интересный и окончание прилагательного красные .
Получилось слово Наблюдательные
Физминутка
Сбор улик
Существительное – хлопнуть .
Прилагательное – топнуть.
Глагол – присесть
Синтаксическая роль прилагательных
Дознание
1. Распустился красивый цветок.
2. Цветок красив.
3. Весна ранняя.
4. Мой друг весёлый.
5. Погода прекрасная.
Аттестация
Прочитайте текст, укажите определения в тексте.
Впишите в предложения подходящие,
на ваш взгляд, прилагательные; подчеркните их
как члены предложения.
Весна но хол…дно. П…года ненас(?)ная. Небо ……… . Из …………………… облаков пада….т то снег, то дождь. Ду…т .. вет..р и раскачивает ………. ветви деревьев. Везде лужи ……. воды и ………. сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила.
Закончи предложение
Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ……………………..
и отвечает на вопросы …………………… Изменяется по……………и ….…………
В единственном числе по…………………
Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.
ФОТОРОБОТ (Кластер)
Согласуется с именем существительным
В предложении является сказуемым
ФОТОРОБОТ (Кластер)
Домашнее задание
Выучить правило на стр. 85; п.101
Упражнение 575
1 Вспомнить и записать 4-5 пословиц с именами прилагательными. Определить их синтаксическую функцию в предложении.
2 Вспомните названия сказок, других художественных произведений, в которых встречаются имена прилагательные. Что они обозначают?
Рефлексия
Дополни текст именами прилагательными.
Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.
На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.
И сейчас у меня ____________ настроение.
«САМООЦЕНКА» Экзамен с присвоением «5», «4», «3» разрядов
Лист самооценки 1. На уроке я работал активно- пассивно 2. Своей работой на уроке доволен – не доволен 3. Урок для меня показался коротким – длинным 4. За урок я не устал - устал 5. Моё настроение стало лучше – стало хуже 6. Материал урока мне был понятен – непонятен полезен – бесполезен интересен – скучен лёгким – трудным
Список используемых источников :
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
- http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
- Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon . gov . ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www . mcko . ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС .