СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 5 классе c элементами ФГОС "Имя прилагательное как часть речи" . Презентация.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 5 классе c элементами ФГОС "Имя прилагательное как часть речи" . Презентация.»

Презентация для урока русского языка в 5 классе по теме Имя прилагательное как часть речи Подготовила: Н.И. Гарплюк, учитель русского языка и литературы МБОУСОШ с.Высокое Башмаковского района, Пензенской обл. Магнитогорск, 2018

Презентация для урока русского языка в 5 классе по теме

Имя прилагательное как часть речи

Подготовила:

Н.И. Гарплюк,

учитель русского языка и литературы

МБОУСОШ с.Высокое Башмаковского района,

Пензенской обл.

Магнитогорск, 2018

Четырнадцатое марта

Четырнадцатое марта

Приметы пропавшей части речи С существительным дружу  И нисколько не тужу.  Моя основная примета:  Обозначаю признак предмета.  Лед какой? Холодный, гладкий.  Чай какой? Горячий, сладкий.  Изменяюсь по родам,  Числам и падежам.  Люблю детей внимательных.  Кто я?..

Приметы пропавшей части речи

С существительным дружу И нисколько не тужу. Моя основная примета: Обозначаю признак предмета. Лед какой? Холодный, гладкий. Чай какой? Горячий, сладкий. Изменяюсь по родам, Числам и падежам. Люблю детей внимательных. Кто я?..

Имя прилагательное как часть речи

Имя прилагательное как часть речи

Цель урока Опорные фразы: Повторить … Учиться … речи Определить … в предложении.

Цель урока

Опорные фразы:

Повторить …

Учиться … речи

Определить … в предложении.

Цель урока Повторить изученное об … (имени прилагательном) Учиться … речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи) Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)

Цель урока

Повторить изученное об … (имени прилагательном)

Учиться … речи ( использовать прилагательные в устной и письменной речи)

Определить … в предложении. (синтаксическую функцию прилагательных)

План урока морфологические признаки роль имен прилагательных в речи синтаксическая роль в предложении общее значение

План урока

морфологические признаки

роль имен прилагательных в речи

синтаксическая роль в предложении

общее значение

План урока роль имен прилагательных в речи; общее значение; морфологические признаки; синтаксическая роль в предложении.

План урока

  • роль имен прилагательных в речи;
  • общее значение;
  • морфологические признаки;
  • синтаксическая роль в предложении.
Маршрут расследования Досье Работа в архиве   Следственный эксперимент Вещественные доказательства Улики Работа с шифровкой Дознание Фоторобот части речи Физминутка Школа детективов Аттестация Рефлексия Самооценка  Экзамен с присвоением 5, 4, 3 разрядов Экспертиза Домашнее задание

Маршрут расследования

Досье

Работа в архиве

Следственный эксперимент

Вещественные доказательства

Улики

Работа с шифровкой

Дознание

Фоторобот части речи

Физминутка

Школа детективов

Аттестация

Рефлексия

Самооценка

Экзамен с присвоением 5, 4, 3 разрядов

Экспертиза

Домашнее задание

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается  к глупому человеку? Митрофан . И ведомо.

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан . Потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;

так та покамест существительна.

Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак

прилагательное, потому что оно прилагается

к глупому человеку?

Митрофан . И ведомо.

Досье Закончи предложение  Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ……………… и отвечает на вопросы ……………………

Досье

Закончи предложение

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ………………

и отвечает на вопросы ……………………

         Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь, котора дверь? Правдин. …Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему же? Митрофан . Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена; так та покамест существительна. Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак прилагательное, потому что оно прилагается  к глупому человеку? Митрофан . И ведомо. Архивные материалы Вещественное доказательство

Правдин (учитель). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан. Дверь, котора дверь?

Правдин. …Вот эта.

Митрофан. Эта? Прилагательна.

Правдин. Почему же?

Митрофан . Потому что она приложена к своему месту.

Вон у чулана шеста неделя стоит не навешена;

так та покамест существительна.

Стародум . Так поэтому у тебя слово дурак

прилагательное, потому что оно прилагается

к глупому человеку?

Митрофан . И ведомо.

Архивные материалы

Вещественное доказательство

Сопоставьте факты Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Сопоставьте факты

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. Птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Сравни Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь. Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Сравни

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал стук. Это дятел. птица с перышками. У птицы этой клюв. Часть времени дятел проводит в поисках насекомых. Он лечит деревья. И поэтому считают, что дятел — это лекарь.

Кто хоть раз бывал в лесу, наверняка слышал глухой ритмичный стук. Это дятел. Чёрная птица с яркими, красными перышками. У птицы этой сильный острый прямой клюв. Большую часть времени дятел проводит в поисках вредных насекомых. Он лечит больные деревья. И поэтому считают, что дятел — это лесной лекарь.

Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .

Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .

Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки . По цвету: Форме: Размеру, росту: Весу: Авторской оценке (отношение автора):   тёмно-бурый, белые горбоносая морда, стройные, вывороченные  длинная, огромная, высокие  тяжёлый, грузный  своеобразный, хорош.

Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .

  • По цвету:
  • Форме:
  • Размеру, росту:
  • Весу:
  • Авторской оценке (отношение автора):

  • тёмно-бурый, белые
  • горбоносая морда,

стройные, вывороченные

  • длинная, огромная, высокие
  • тяжёлый, грузный
  • своеобразный, хорош.
Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки . Поставьте оценку однокласснику :  все верно – 5  2 ошибки -4  3 и более - 3   тёмно-бурый, белые горбоносая морда, стройные, вывороченные  длинная, огромная, высокие  тяжёлый, грузный  своеобразный, хорош.

Как он был хорош на белом фоне березняка! И какой своеобразный облик у этого лесного гиганта! Длинная горбоносая морда, огромные вывороченные корни-рога. Сам такой тяжелый, грузный, а ноги высокие, стройные, точно у скакового коня. И какая окраска шерсти – весь темно-бурый, а на ногах словно белые туго натянутые чулки .

Поставьте оценку однокласснику :

все верно – 5

2 ошибки -4

3 и более - 3

  • тёмно-бурый, белые
  • горбоносая морда,

стройные, вывороченные

  • длинная, огромная, высокие
  • тяжёлый, грузный
  • своеобразный, хорош.
С прилагательными описание стало более точным, богатым, ярким, красочным, выразительным. Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, характеризуют предмет с разных сторон, выделяют из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

С прилагательными описание стало более точным, богатым, ярким, красочным, выразительным.

Прилагательные создают яркое зримое представление о предмете, явлении. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, характеризуют предмет с разных сторон, выделяют из ряда подобных, заключают в себе авторскую оценку)

С существительными подчас Не жизнь, а просто скука. Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха ,ни звука. Но если нас к ним приложить Им веселее станет жить.

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха ,ни звука.

Но если нас к ним приложить

Им веселее станет жить.

Вставьте окончания в имена прилагательные. Глух..., ритмичн… стук; лесн... царь; лесн... птица; длинн... клюв; голуб... небо; ярк…, красн… перышки; вредн… насекомые; больн… деревья.

Вставьте окончания в имена прилагательные.

  • Глух..., ритмичн… стук;
  • лесн... царь; лесн... птица; длинн... клюв; голуб... небо;
  • ярк…, красн… перышки;
  • вредн… насекомые;
  • больн… деревья.
По смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже. Образец: 1 группа. (1 ряд) 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный. Образец: 2 группа . (2 ряд) 1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи. Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный. Образец : 3 группа. (3 ряд) 1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи. Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

По смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже.

Образец: 1 группа. (1 ряд)

1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц.

Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный.

Образец: 2 группа . (2 ряд)

1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи.

Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный.

Образец : 3 группа. (3 ряд)

1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи.

Прилагательные: маленький, зеленой, голубой, мрачный.

Следственный эксперимент Вещественное доказательство Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь . 2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им. 3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные . Получилось слово Бесстрашные

Следственный эксперимент

Вещественное доказательство

  • Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
  • Взять приставку от слова, являющегося в предложении определением Шел бесконечный дождь .

2. Добавить подлежащее предложения Страх овладел им.

3. Добавить суффикс прилагательного прелестный и окончание прилагательного красные .

Получилось слово Бесстрашные

Следственный эксперимент Вещественное доказательство Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. Взять приставку от слова, являющегося в предложении сказуемым Сильная волна набежала на берег . 2. Добавить корень подлежащего из предложения Вход посторонним запрещён. 3. Добавить суффикс прилагательного заманчивый и окончание прилагательного красные . Получилось слово Находчивые

Следственный эксперимент

Вещественное доказательство

  • Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
  • Взять приставку от слова, являющегося в предложении сказуемым Сильная волна набежала на берег .

2. Добавить корень подлежащего из предложения Вход посторонним запрещён.

3. Добавить суффикс прилагательного заманчивый и окончание прилагательного красные .

Получилось слово Находчивые

Следственный эксперимент Вещественное доказательство Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий. Взять основу слова, являющегося в предложении сказуемым Следователь наблюдает за ходом расследования. 2. Добавить суффикс существительного Следователь 3. Добавить суффикс прилагательного интересный и окончание прилагательного красные . Получилось слово Наблюдательные

Следственный эксперимент

Вещественное доказательство

  • Составьте слово, предварительно выполнив ряд действий.
  • Взять основу слова, являющегося в предложении сказуемым Следователь наблюдает за ходом расследования.

2. Добавить суффикс существительного Следователь

3. Добавить суффикс прилагательного интересный и окончание прилагательного красные .

Получилось слово Наблюдательные

Физминутка Сбор улик Существительное – хлопнуть .   Прилагательное – топнуть.  Глагол – присесть

Физминутка

Сбор улик

Существительное – хлопнуть .

Прилагательное – топнуть.

Глагол – присесть

Синтаксическая роль прилагательных Дознание 1. Распустился красивый цветок. 2. Цветок красив. 3. Весна ранняя. 4. Мой друг весёлый. 5. Погода прекрасная.

Синтаксическая роль прилагательных

Дознание

1. Распустился красивый цветок.

2. Цветок красив.

3. Весна ранняя.

4. Мой друг весёлый.

5. Погода прекрасная.

Аттестация Прочитайте текст, укажите определения в тексте.  Впишите в предложения подходящие,  на ваш взгляд, прилагательные; подчеркните их как члены предложения.  Весна но хол…дно. П…года ненас(?)ная. Небо ……… . Из …………………… облаков пада….т то снег, то дождь. Ду…т .. вет..р и раскачивает ………. ветви деревьев. Везде лужи ……. воды и ………. сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила.

Аттестация

Прочитайте текст, укажите определения в тексте.

Впишите в предложения подходящие,

на ваш взгляд, прилагательные; подчеркните их

как члены предложения.

Весна но хол…дно. П…года ненас(?)ная. Небо ……… . Из …………………… облаков пада….т то снег, то дождь. Ду…т .. вет..р и раскачивает ………. ветви деревьев. Везде лужи ……. воды и ………. сугробы снега. И всё-таки на душе радос(?)но потому что в..сна наступила.

Закончи предложение Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает …………………….. и отвечает на вопросы …………………… Изменяется по……………и ….………… В единственном числе по………………… Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

Закончи предложение

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает ……………………..

и отвечает на вопросы …………………… Изменяется по……………и ….…………

В единственном числе по…………………

Имена прилагательные…………………. с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.

ФОТОРОБОТ (Кластер) Согласуется с именем существительным В предложении является сказуемым

ФОТОРОБОТ (Кластер)

Согласуется с именем существительным

В предложении является сказуемым

ФОТОРОБОТ (Кластер)

ФОТОРОБОТ (Кластер)

Домашнее задание Выучить правило на стр. 85; п.101 Упражнение 575 1 Вспомнить и записать 4-5 пословиц с именами прилагательными. Определить их синтаксическую функцию в предложении. 2 Вспомните названия сказок, других художественных произведений, в которых встречаются имена прилагательные. Что они обозначают?

Домашнее задание

Выучить правило на стр. 85; п.101

Упражнение 575

1 Вспомнить и записать 4-5 пословиц с именами прилагательными. Определить их синтаксическую функцию в предложении.

2 Вспомните названия сказок, других художественных произведений, в которых встречаются имена прилагательные. Что они обозначают?

Рефлексия Дополни текст именами  прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________. И сейчас у меня ____________ настроение.

Рефлексия

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы.

На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________.

И сейчас у меня ____________ настроение.

«САМООЦЕНКА»  Экзамен с присвоением «5», «4», «3» разрядов Лист самооценки  1. На уроке я работал активно- пассивно  2. Своей работой на уроке доволен – не доволен  3. Урок для меня показался коротким – длинным  4. За урок я не устал - устал  5. Моё настроение стало лучше – стало хуже  6. Материал урока мне был понятен – непонятен  полезен – бесполезен  интересен – скучен  лёгким – трудным

«САМООЦЕНКА»  Экзамен с присвоением «5», «4», «3» разрядов

Лист самооценки 1. На уроке я работал активно- пассивно 2. Своей работой на уроке доволен – не доволен 3. Урок для меня показался коротким – длинным 4. За урок я не устал - устал 5. Моё настроение стало лучше – стало хуже 6. Материал урока мне был понятен – непонятен полезен – бесполезен интересен – скучен лёгким – трудным

Список используемых источников : Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка. http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html  Основные правила грамматики русского языка Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon . gov . ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www . mcko . ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС .

Список используемых источников :

  • Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
  • http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html Основные правила грамматики русского языка
  • Интернет-ресурсы по ФГОС http:// mon . gov . ru - сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС. http:// www . mcko . ru - сайт Московского центра оценки качества содержит методические рекомендации по реализации основной образовательной программы, раскрывает специфику деятельностного подхода при реализации ФГОС .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!