СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Глагол".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлен конспект проведения урока русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Глагол".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Повторение по теме "Глагол".»











Открытый урок русского языка

«Повторение по теме «Глагол»



Класс: 6

Учитель русского языка: Петренко С.Е.,

МБОУ-ООШ №20

х. Сальский Кагальник,

21.12.2022 г.























2022 г.

Цели урока:

1) повторить знания по теме «Глагол»: значение, грамматические признаки, правописание, произношение глаголов;

2) формировать умения различать глаголы 1 и 2 спряжения, совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные, наклонения глагола; развивать умение работать с текстом и речь.

3) воспитывать чувство сотрудничества, взаимопонимания, уважения к русскому языку.


Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки (1 и 2 спряжение, ТЬСЯ и ТСЯ), мяч.

Ход урока:

Слайд 1.

1.   Оргмомент.  Эмоциональный настрой.

Сегодня у нас небольшой праздник  - открытый урок.  Хочу пожелать вам творческого вдохновения.  Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует нас высокими результатами.

Повторим «Золотые» правила урока.

 Слайд 2.

«Золотые» правила урока:

1. Проверь учебные принадлежности к уроку.

2. Внимательно слушай учителя на уроке!

3. Активно участвуй !

4. Пиши аккуратно на доске и в тетради!

5. Не бойся ошибиться!


2.     Определение темы урока.

Эпиграф: … является основой языка.

Найти верный … для фразы -

Значит дать движение фразе.

А.Н.Толстой.

- В эпиграфе пропущены слова. Попробуйте определить их. (Слайд)


 (Глагол)

- О какой части речи мы сегодня будем говорить? (о глаголе).

- Запишем тему урока.

 

Мы в течение месяца изучали морфологические признаки глагола и орфограммы. Как вы думаете, чем  мы сегодня будем заниматься на уроке?

Формулирование целей урока обучающимися.


3. Станция « Орфоэпическая». ( НА ДОСКЕ- СЛОВА)

- Что изучает орфоэпия?

- Давайте поставим ударении в словах. (ученики работают у доски)

Звонишь, звонят, звоним, баловать, балуешь, балуем, приняла, заняла, поняла, принял, занял, понял, приняло, заняло, поняло, включим, отключим, черпать.

- Что нужно запомнить?


4. Актуализация опорных знаний:

Станция «Теория»

Игра « Я глагол!»


5. Станция «Домашняя работа»

Проверка домашнего задания: морфологический разбор глагола.

( 2 ученика у доски)- проверка и самопроверка.


6. Станция «Текстовая»

Работа с текстом 1.


Всю ночь Женьку мучил комар: он кусал несчастного мальчика в нос, в ухо, в левую щеку, противно пищал и звенел . Женька и руками махал, и ногами стучал, и кричал на ужасного комара, и даже один раз в него плюнул - все бесполезно! Мальчик разбежался и громко прихлопнул комара ладошкой.

Комары – назойливые насекомые. Если пристанут – не отвертеться!


- Определите тему текста? О чем говорится в тексте?

- Озаглавьте текст.

- Вставьте слова, которые пропущены в тексте. К какой части речи они относятся? Назовите их грамматические признаки.

- Определите основную мысль текста (идею).

- Выполните морфемный и морфологический разбор глагола РАЗБЕЖАЛСЯ.

- Если бы вас попросили создать словесный портрет глагола, что бы вы о нем сказали? ( ДАТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГЛАГОЛА)

-А вот писатель А.Югов дал очень яркую характеристику этой части речи:

(слайд)

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!»


- А знаете ли вы, ребята, откуда у нас появилось это странное слово – «глагол»? Слово глагол: означало по-старославянски слово, существовало и слово глаголати. У Пушкина есть такая строчка в стихотворении «Пророк»: 

(слайд)

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Буква Г в азбуке называлась «глаголь». У А. С. Пушкина каждое третье слово принадлежит этой части речи.

- Назовите наклонение глаголов, которые встретились в тексте А.С.Пушкина.

-В какой форме они употреблены?

- Так какова же роль глаголов в речи?

- Выполните словообразовательный разбор глагола ИСПОЛНИСЬ -

( на доске)

7. Работа с текстом 2. (на доске)

Работа в парах.

Берегите друг друга,

Теплотой согревайте,

Берегите друг друга,

Обижать не давайте!


Берегите друг друга,

Суету позабудьте,

И в минуту досуга

Рядом с другом побудьте!

(Ольга Высотская).


- Определите тему стихотворения.

- Определите идею стихотворения.

- Выберите глаголы, выпишите их и определите наклонения. Выделите суффиксы и окончания у глаголов повелительного наклонения.

Выборочный диктант.


8. Продолжите предложения.

(на доске запись: Повелительное наклонение глагола…

Глаголы в повелительном наклонении имеют формы…


9. Станция «Знаете ли вы, что…» (СЛАЙД)

глагол по частоте употребления занимает второе место после имён существительных. На 9 тысяч слов приходится 2,5 тысячи глаголов. Самыми частыми из них являются: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, дать, есть (малину), стоять, жить, иметь, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, делать, значить.

- Какие разноспрягаемые глаголы встретились ? (хотеть, есть)

- А какие разноспрягаемые глаголы вы знаете еще?

- Почему они называются разноспрягаемыми?

- А какая, по-вашему, одна из самых трудных тем в разделе «Глагол»?

(ФИЗМИНУТКА)


 10. Станция «Спряжение глагола»

Определение спряжения глагола.

- Что такое спряжение глагола?

Распределительный диктант.

1 спр. 2 спр.

Девочка вар…т суп, мальчики кол…т дрова, мама стел…т постель, бре..ш.. бороду, дети пол…т грядки, ученики кл…т аппликацию, ненавид…ш… врага, завис…т от обстоятельств, мама мел…т кофе, обид…ш … друга, рабочие стро…т дом, люди бор…т(?)ся за мир.

- Найдите переходные и непереходные глаголы. Если глагол переходный, поднимите правую руку, а если непереходный – левую.

- В какой форме глагола на конце пишется Ь? Выберите глаголы на данное правила в тексте. Приведите свои примеры. ( таблица глаголов 2 л. ед.ч. )


11. Игра «Назови слово!»: ( с мячом)

1. -Ться и -тся в глаголах ( по карточкам). ( Вывод)

2. Не слитно и раздельно с глаголом. ( Вывод)

3. Возвратные и невозвратные глаголы. (Вывод)


12. Станция «Коррекционная». (РАБОТА В ПАРАХ)

- Ребята, в  кинофильме, который называется  "Доживем до понедельника", учитель возмутился, когда услышал фразу: "Я им говорю: "Не ложьте в парту", а они все ложат и ложат"?  Как вы думаете, почему?

 

Молодцы! Так как вы ребята грамотные,  я уверена, у вас получится  исправить  все грамматические ошибки  в употреблении глаголов. ( слайд) .  

А) Ляжь в постель. 

Бежи скорее к врачу. 

Ставайте за мной, я последний.

 Едь летом на юг.

  (слайд)

 

Б) Он всегда ложит локти на стол.
Серёжа хотит помочь нам в решении задачи повышенной трудности.
Жгёт костёр. (слайд)

(ПОКАЗ ТАБЛИЦ : КЛАДИ, КЛАДИТЕ, ПОЛОЖИ, ПОЛОЖИТЕ)


13. Самостоятельная работа «Буквенный диктант» ( с самопроверкой)


14. Итог урока. «Терминологический диктант»


15. Рефлексия


16. Домашнее задание:

ВСЕМУ КЛАССУ: повторить п 80-97.



ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ:

1 группа: Написать мини-сочинение «Если бы…»

2 группа: Составить памятку «Как готовить домашнее задание», употребив в тексте глаголы повелительного наклонения.