СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Повторение изученного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение.Повторение изученного".

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 6 классе по теме "Местоимение. Повторение изученного"»



МБОУ

«СОШ №1им. Героя Советского Союза П.В. Масленникова

ст. Архонская» МО Пригородный район РСО-Алания.






Открытый урок русского языка

в 6 классе по теме

«Местоимение. Повторение изученного»



















Учитель русского языка и литературы: Ряшко Наталья Васильевна



2019-2020 учебный год




Директор школы Чернуцкая Н.А.







Тип урока: обобщение и систематизация изученного материала

Реализация программы: составлена на основе программы образовательных учреждений «Русский язык 5-9 класс», авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Москва, «Просвещение», 2019 год издания

Цель урока: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного по теме «Местоимение».

Задачи урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся о местоимении;

совершенствовать умение находить местоимения в речи;

классифицировать, анализировать местоимения; отличать их от других частей речи.

повторить и закрепить правила написания местоимений, вызывающие затруднение у учащихся (не и ни в отрицательных и неопределенных местоимениях, дефисное и слитное написание неопределенных местоимений и др.).

Развивающие:

активизировать самостоятельную деятельность учащихся ;

развить их познавательную активность;

Воспитательные:

воспитать интерес и уважение к родному языку;

создать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

обобщение и систематизация по теме «Местоимение»,

правильно писать отрицательные и неопределённые местоимения;

Метапредметные:

умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Личностные:

воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать их;

Структура урока:

1. этап мотивации

2. этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии

3. этап закрепления с проговариванием во внешней речи

4. этап включения изученного в систему знаний

5. этап рефлексии учебной деятельности на уроке


Оборудование. Презентация , опорный конспект, тесты, плакат «Заповеди речевого поведения»

Запись на экране :

  1. Этикет - (фр. - ярлык, этикетка) совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления.

  2. Комплимент - любезные приятные слова, лестный отзыв (по толковому словарю С.И. Ожегова)

  3. Поведение – присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой.

  4. Мораль – (от лат.) – форма сознания, выполняющая функцию регулирования поведения человека.


Эпиграф урока:« Поступай так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой»(Золотое правило этики)


Ход урока


I Организация урока

Построение ,приветствие учителя и гостей


Дорогие ребята, здравствуйте! Я рада всех приветствовать. Сегодня мы поговорим о том, что такое этикет.

Слайд


II Словарная работа

- Что же такое этикет?

- Кому нужны правила поведения? (нам) местоимение

- Для чего они придуманы? Для кого?( для нас)местоимение

Как раз для того, чтобы не ошибаться и не выглядеть глупо, существуют правила хорошего тона.


В качестве эпиграфа к сегодняшнему уроку я предлагаю вам золотое правило этики: «Поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой».

- В чем заключается смысл этого правила?

- Назовите местоимения в этом правиле


III Этическая разминка «Кукла Комплиментина»

  • Знаете ли, как зовут эту куколку? - Комплиментина. Почему? Потому что она, как в руки кому попадёт, так тот человек начинает другому говорить комплименты.

Передаём куклу из руки в руки и говорим друг другу комплименты и называем местоимения, встретившиеся в ваших словах

Итак,тема нашего урока «Местоимение, Повторение изученного»


IV Постановка целей урока

- Мы сейчас обращали внимание на местоимение. А что вы знаете об этой части речи?

Попробуйте сформулировать цели и задачи ,которые нам нужно будет решить на сегодняшнем уроке.

(дети формулируют цели и задачи)

  • Спасибо, ребята. Всё, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, будет опираться на материал ,изученный вами.

Слайд

Цели урока

  • Откроем тетради, запишем число, тему урока.


V Индивидуальная работа у доски(2 ученика)

Два ученика встают и получают индивидуальное задание:

  1. Расставить знаки препинания. Сделать полный синтаксический разбор предложения: Добрые слова дёшево стоят, но дорого ценятся.

  2. Восстановите пропущенные орфограммы, раскрыть скобки

(Не) привыкайте к чудесам, - Д.. .витесь им, д.. .витесь!

(Не) привыкайте к небесам,

Глазами к ним т...нитесь.

Пр.. .глядывайтесь к облакам,

Пр.. .слушивайтесь к птицам,

Пр... клад... вайтесь к родникам, - Ни (что) не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье

Всё будет так — и всё не так

Через одно мгновенье! (В. Шеффер)


Слайд

А остальная часть класса пишет комментированный диктант:

Не кричи о себе - пусть другие скажут, какой ты. Любят того, кто не обидит никого. Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

Задание: Укажите местоимения, их падеж.


VI Фронтальный опрос

- Назовите разряды местоимений

- Как пишутся отрицательные местоимения с предлогом?

- Как образуются неопределённые местоимения?


VII Сеанс одновременной игры

Предлагаю игру. Составьте со мной диалог. Я задаю вопрос, а вы отвечаете отрицательными местоимениями

  • Кто сегодня опоздал? Никто

  • Какой пример тебя затруднил? Никакой.

  • Чей ответ был плохим? Ничей.

  • Кого винить, если сам виноват? Некого.

-Что исправить, если нет ошибок? Нечего.

Один ученик у доски записывает слова, объясняет правописание

VII Групповая работа

Выборочный диктант

Слайд

Обратимся к тексту (Текст на столах)

«Осторожно : слово!».

- Почему он так называется? Какую задачу поставил перед собой автор?

  1. группа Выпишите вопросительные местоимения.

2 группа Выпишите относительные местоимения

Осторожно : слово!

Люди почему-то не любят, когда им ни за что ни про что делают выговоры. Или учат жить. «Не видишь, что ли!», «Сколько раз повторять!», «Русского языка не понимаешь!», «Чего встали?» или «Чего сели?», «»А тебе чего надо!», «Больно умные все стали?».

А ведь можно сказать: «Доброе утро», «Пожалуйста, входите» и «Пожалуйста, садитесь», «Будьте любезны, передайте, пожалуйста», «Спасибо большое».

Я шёл и думал, какие приятные слова ещё можно придумать, обращаясь к постороннему человеку. Хозяин, не здороваясь, небрежно поманил меня пальцем и крикнул: «Эй! Как на площадь! Языку тебя отсохнет, что ли ответить?» Я бы ответил, но от неожиданного окрика не смог сразу сообразить, как туда ехать. Впрочем, отвечать расхотелось. Я не умею разговаривать на таком языке и не хочу учиться.

(С. Львов)

- Как, по-вашему, правильно ли сделал герой рассказа, не ответив на обращение к нему?

- Как бы вы поступили в такой ситуации?

- С какими словами вместо слова «Эй!» можно обратиться к незнакомому человеку?

Выступление ученика от группы

IX Физкультминутка

  • Ребята, вы работаете очень хорошо. Молодцы! Сейчас немного отдохнём, проведём физкультминутку.

  • Как живёшь?

  • Вот так (поднимают большой палец)

  • Как идёшь!

  • Вот так! (шагают)

  • Как бежишь!

  • Вот так! (локти, прижатые к бокам, изображают бег)

  • Как спишь?

  • Вот так! (две ладони укладываются под щеку, голос сладок)

  • Как шалишь?

  • Вот так! (молча надуть щёки, похлопать)

X . Самостоятельная работа

  • Выпишите местоимения, произведите морфологический разбор, укажите разряды

Cлайд

Встречаясь с взрослыми или входя в помещения, здоровайся первым. Здороваясь со старшими, руки не протягивай, подожди, пока они сами этого не сделают. Сними при этом фуражку или шапку, не надевай, пока не пожмёшь руку.

XI Тест

  1. Что обозначает местоимение?

а) предмет;

б) признак предмета;

в) не обозначает, а только указывает на предметы, признаки и количества.

  1. В предложении местоимения обычно бывают: а) обстоятельствами и сказуемыми;

б) подлежащими, дополнениями, определениями;

в) глаголами и числительными.

  1. У какого местоимения нет именительного падежа:

а) у личного;

б) у относительного;

в) у возвратного.

  1. Какие местоимения пишутся с дефисом:

а) определительные;

б)неопределённые;

в) притяжательные.

  1. Сделайте, где необходимо, соединение:

а) Кто привык браниться, тому ни (с) кем не ужиться;

б) Кто поздно приходит, тот ничего не находит,

в) (Ни) кому не объять необъятного.

XII Итоги урока

- Что же мы называем местоимением?

-Что вы можете рассказать интересного об этой части речи?


XIII Работа в парах

- Придумайте по 1 вопросу соседу по парте о местоимении. Ответьте на вопросы.

XIV Домашнее задание

Слайд

Мини-сочинение «Расскажи о местоимении»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!