Организация начала занятия Мотивация к учебной деятельности Актуализация знаний обучающихся по данной теме и фиксация затруднений в деятельности I этап Постановка учебной проблемы II этап Поиск решения учебной проблемы Побуждающий к гипотезам диалог: III этап Решение проблемы («Открытие нового знания») IV этап Воспроизведение нового знания Формирование умений. Составление мненонимической схемы. Физкультминутка Организация деятельности по применению новых знаний. Организация деятельности по применению новых знаний. Первичное закрепление новых знаний и способов действий Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия деятельности Задание на дом | личностные: мобилизация внимания, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция коммуникативные УУД: определение целей функций участников, способов взаимодействия, инициативное сотрудничество в сборе и обработке информации, владение монологической и диалогической формой речи; личностные: самоопределение, установление связи между целю учения и ее его мотивом, проявлять интерес к изучению темы. регулятивные: целеполагание познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Регулятивные: целеполагание, самоконтроль знаний постановка и решение проблемы: формулирование задач и целей урока; познавательные: применение методов информационного поиска коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации регулятивные: коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) познавательные: структурирование знаний, выбор наиболее эффективных способов решения задач, логические: анализ объектов с целью выделения признаков, регулятивные: саморегуляция, контроль (сличение знаний с эталоном) Регулятивные: составление плана действий, саморегуляция; познавательные: поиск и выделение важной информации, применение алгоритма, пошаговое выполнение задачи; коммуникативные: инициатива в выборе задачи, поиск и сбор информации. Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности, подведение итогов, логические: выведение следствий, коммуникативные: владение монологической формой речи, умение полно и чётко выражать свои мысли, личностные: самоопределение, регулятивные: саморегуляция, осознание качества и уровня усвоения знаний. Коммуникативные: умение полно и чётко выражать свои мысли; логические: анализ истинности утверждений, регулятивные: оценка результатов работы. | Включение детей в деятельность. Учитель: - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас видеть! Наш урок сегодня пройдет под девизом: «Ученику – удача, учителю – радость!» Откройте тетради, запишите дату, классная работа. Оставьте две строки для записи темы урока, которую мы зафиксируем чуть позже Учитель: Урок мне хочется начать с лингвистической загадки. После корня он стоит Перед окончанием. Его я если заменю, Другое слово получу. -Что это? (Ответы детей – суффикс) -Напомните, какие орфограмму мы рассматривали на предыдущем уроке? (правописание гласных 0-Е после шипящих суффиксах прилагательных). и окончании) - Предлагаю выполнить следующее задание – написать цифровой диктант. (1 –о в суффиксе,), 2 – е. ) Затем взаимопроверка по ключу. Цифровой диктант: Камышовый, ключевой, речевой, ситцевый, ежовый, образцовый, лицевой, сторожевой, вещевой, врачебный. Ключ: 1222112222 На доске записаны слова: лебединый – лебедь(ин) кожаный– кожа(ан) глиняный– глина(ян) традиционный традиция(онн) клюквенный-клюква(енн) каменный-камень (енн) - Каким способом образованы прилагательные?( От существительных, суффиксальным способом) - Каккие различия вы заметили в написании суффиксов?(В одних пишется одна н, в других две нн) Сформулируйте тему нашего урока. Запишите тему в тетради. Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте для этого опорные слова на доске. Познакомиться с правилом…, 2) учиться... . Посмотрите ещё раз на слова. Какие будут гипотезы о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? (Побуждение к выдвижению гипотез). - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? ( в суффиксе) (подсказка к решающей гипотезе 1) - От каких частей речи образованы прилагательные? (от существительных) - С помощью каких суффиксов? ( –н-,-ин -, -янн-, -ян-, -енн-) - Что вы заметили? Когда пишется одна н?( в суффиксах ан, ян,ин,ын). Сверим с правилом на стр.37.Что нового вы прочитали? ( что есть исключения:оловянный,деревянный,стеклянный). Запишите их в тетрадь. Посмотрите на оставшиеся слова. Когда же пишутся нн?( в суффиксах енн,онн, когда основа слова заканчиваеся на н). Обратимся к правилу. Молодцы, ребята.Ваши гипотезы оказались верными. –Что нового вы заметили в этой части правила?(Тоже есть исключение: ветреный). Запишите в тетрадь. Обратимся к словам в рамке на странице 31.Прочтите их. Эти слова тоже нужно запомнить, они пишутся с одной н , хотя основа у них заканчивается на н . Ребята, существует мненонимический приём запоминания – упрощённый приём, чтобы легче было запомнить орфограмму и не делать ошибок в суффиксах прилагательных: ан ян ин ын н н н н Искл.:оловянный,деревянный,стеклянный. енн онн н+н нн нн нн Искл.: ветреный. 1. И.п. - стоя, 1 - поворот головы направо, 2 - поворот головы налево, 3 –круговые движения головой. Темп медленный. 2.Рифмованная разминка: Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, . – Руки в стороны развёл . Ключик вроде не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Устно объяснить правописание слов: Комиссионный - комиссия+онн- Клюквенный клюква+енн Лебединый лебедь+ин Стеклянный стекло+янн Телефонный телефон+н Государственный государство+енн Травяной трава+ян 2. От данных существительных образуйте прилагательные. Обоснуйте выбор Н или НН в суффиксах: государство - …, экскурсия - …; туман - … дерево - …; революция - …; кожа - …; серебро - …; лебедь - … 3. Графический диктант. Правильно вставьте нужную букву Оловя..ый, дровя..ой, муравьи..ый, торжестве..ый, даль тума..а, ю..ый, ветре..ый, стари..ый, песча..ый, дивизио..ый. Сверьтесь с эталоном.(на доске). 4. Напоминаю вам, что правило выбора Н и НН распространяется как на полные, так и на краткие формы прилагательных. Образуйте краткую форму всех трех родов от прилагательных, запишите их вместе с существительными. длинный – шнурок длинен, дорога длинна, слово длИнно; румяный – ребенок румян, девочка румяна, дитя румяно; единый – коллектив един, Россия едина, общество едино. - Обратите внимание на написание Н и НН в кратких формах женского и среднего рода (в них сохраняется столько Н, сколько их пишется в полной форме). Сверьтесь с эталоном. (Слайд 9) - Подберите синонимы к слову РУМЯНЫЙ (розовощекий, краснощекий), антонимы (бледнолицый, бледный) Составьте словосочетания «прил. +сущ.»: (Слайд 10) величество (природа), былина (размах), стекло (фигурка), барабан (дробь), ветер (день), шерсть (шарф), станция (смотритель) Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу своего одноклассника. Вспомним, какова была наша цель? Достигли мы ее? Расскажите о правописании Н и НН в суффиксах прилагательных? От чего образуются рассматриваемые нами прилагательные? Сколько Н вы будете писать в краткой форме прилагательных? Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения (Слайд 11): Я узнал… Мне понравилось… Я открыл для себя… Было интересно… I.& 64, упр 367 II. Предлагаю выбрать любой вариант творческого домашнего задания: 1) подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями); 2) написать сочинение-миниатюру «Зимушка-зима», используя в нем прилагательные с н и нн в суффиксах. | Включение в работу, самоопределение Обучающиеся делают вывод о том, что грамотным необходимо быть, но для этого нужно учить русский язык. Обучающиеся работают с места, отвечают на вопросы, делают выводы. Орфоэпическая характеристика во время образования слова Рассуждения учащихся Читает один ученик. Работа со словами. Помощь учащихся в составлении схемы. . Коллективная работа.( по цепоке) Выдвижение гипотез, поиск верного пути решения проблемы. . Подтверждение с помощью правила Работа с алгоритмом, комментарии. Комплекс упражнений, рекомендуемый СанПиН. I.ФМ для улучшения мозгового кровообращения. II. ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук. Устная работа со словами. Работа со словами, расширение кругозора через обращение к музыке и изобразительному творчеству. Прослушивание отрывка из балета, приобщение к миру искусства. Выявление особенностей правописания кратких форм прилагательных. Лексическая работа. Самостоятельная работа обучающихся, самоконтроль. Возвращение к цели урока, ее формулировка, ответы на вопросы. Восстановление учебной мотивации. |