СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание соединительных гласных в сложных ловах.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 6 классе»

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме

«Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах»


Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Денисова Н.Г.




Цель урока – создание условий для формирование у обучающихся навыков правильного выбора соединительной О-Е в сложных словах

Задачи:

1)Ученик сможет объяснить условия выбора соединительных гласных о – е в сложных словах.

2)Ученик сможет проанализировать предложенный материал, составить алгоритм выбора соединительной гласной О-Е в сложных словах, через него решить учебную задачу (образовать сложные слова с соединительными гласными О и Е, правильно написать соединительные гласные О и Е в сложных словах) и аргументировать свой ответ.

3) Ученик сможет  найти совместное решение, работая в паре, оказать необходимую помощь товарищам и осуществлять контроль за собой.

4)Ученик сможет обогатить зрительный опыт, расширить предметные представления, отработать способы обследования предметов, установить соответствие между словом и конкретным натуральным объектом.

Оборудование: схема анализа предмета, лист контроля, учебник, перфокарты

Тип урока – урок открытия новых знаний

Форма урока: урок-исследование.





Этап урока

Ход урока

1.Организационный момент. Мотивация






2. Актуализация знаний

Проверка готовности к уроку!

Начинается урок,
Он пойдет, ребята, впрок.
Учитесь тайны открывать,

Постарайтесь все понять,


Работа в группах

На входе в кабинет вы получили разноцветные карточки с частями слов, на основе этих карточек вы разбились на группы, а сейчас я попрошу вас составить слова, используя пары слов. Разместите слова на доске

Игра «Сложи слово».

Земле мер

Теле передача

Море плаватель

Пыле сос

Каше вар

Птице лов

Овоще хранилище

Обще житие

Миро любивый

Машино строительный

Едино душный

Одно фамильцы


Уч-ся склеивают слова, размещают их на доске.

Землемер

Телепередача

Мореплаватель

Пылесос

Кашевар

Птицелов

Овощехранилище

Общежитие

Миролюбивый

Машиностроительный

Единодушный

Однофамильцы

Разделите эти слова на группы. По какому признаку вы это сделаете?

( по числам, по частям речи, по соединительной гласной)

-Что общего в этих словах?

-Как называются такие слова?

-Какие слова называются сложными?

-Что мы знаем об образовании сложных слов?

(Сложные слова образуются путём сложения основ с помощью соединительных гласных о или е. Могут и без гласной)

-А что мы ещё о них знаем? (гласных только 2:о, е)

Сформулируйте тему нашего урока.

Лист контроля

Результаты своей работы будем заносить в лист контроля.

Подпишите его, запишите тему.

Выберите цели, которые вы хотели бы достичь в ходе нашего урока

(3 уч-ся озвучивают цель)

3.Открытие новых знаний.



Поиск решения проблемы

Послушайте стихотворение-сказку и объясните выбор соединительных гласных в сложных словах. (попутная иллюстрация через документ камеру)

Было это давным-давно,

В тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Возле Грамматической речки

Жили-поживали слова и словечки. 

           Не сорились и не зазнавались:

               Простыми словами назывались.

Но однажды у Грамматической речки

               Появились странные человечки:

               Буквы О да Е -  сбежали из алфавита,

               Стали словам нашептывать сердито:

               «Эх вы, простаки и простушки,

               Раскройте глазки, прочистите ушки! 

               Скажем вам не в обиду,

               Уж очень вы простые с виду!

               И у Грамматической речки

               Взбунтовались простые словечки.

               Говорят: «Не хотим быть простыми словами,

               Пусть все шапки снимают перед нами,

               Хотим быть словами сложными!

               Такое превращение не возможно ли?»

  Только одного желания мало!

               Как это сделать? Буква О подсказала:

               «Объединяйтесь,  Птица ловить,

                Луна ходить, Вода падать.

                Но их ведь чем-то соединять надо!

                Распадаются две половинки

                Без скрепляющей золотой серединки.

                Возмутители спокойствия О и Е

                Решили словам помочь в беде:

                «Будем мы между согласными

                Соединительными гласными!»

  Правда, О немного ленивой была,

                Мало дел на себе взяла:

                После твердых согласных встала.

                А буква Е ей помогала,

                Согласилась остальное взять на себя. 

                  После мягких согласных, шипящих и Ц

                  В сложных словах пусть всегда будет Е !

                  А после твердых пусть будет О -

                  Не перепутает их никто


- Продолжим наше исследование. Обратимся к словам в столбиках.


Миролюбивый

Машиностроительный

Единодушный

Однофамильцы


Землемер

Телепередача

Мореплаватель

Пылесос


Кашевар

Птицелов

Овощехранилище

Общежитие


- Внимательно рассмотрите оба столбика. Найдите закономерность: когда в сложных словах пишется соединительная гласная О, а когда Е.

Как можно разделить слова 2-ого столбика?

- Попробуйте сформулировать правило выбора соединительной гласной.

В сложных словах( прил и сущ ) после твёрдой согласной пишется О, а после мягких согласных, шипящих и Ц – Е.


- Сравните свое правило с правилом в учебнике на стр. 119. Верно ли мы сформулировали вывод исследования?


Историческая справка: появление е после твёрдых шипящих и ц исторически оправдано: шипящие ж, ш и ц были в древнерусском языке мягкими и отвердели лишь в XIV – XV  в., когда употребление О//Е было уже прочной традицией.

Буквы е о в сложных словах называют интерфиксами


Переработка и преобразование полученной информации.

Работа в группах (Файл, А 3, клей, текстовый материал)


Ну а мы переходим к работе в группах


1 группа. Составление кластера « Соединительные гласные о-е в сложных словах.

На следующем этапе исследования попробуйте схематически (без слов) записать данное правило.


Пример схемы


О

Е





[ ]

[ ´]

[ш], [ч]…

[ц]


2 группа. Составление алгоритма « Соединительные гласные о-е в сложных словах.

- Что же мы должны сделать, чтобы правильно определить выбор соединительной гласной в сложном слове? Составим алгоритм.

1. Определить, что это сложное слово, как образовано.

2. Определить, какой согласный звук стоит перед гласным.

3. В соответствии с правилом выбрать подходящую соединительную гласную букву.


3 группа. Составление правила в стихотворной форма «Соединительные гласные о-е в сложных словах».

Этих гласных только две:

Буква О и буква Е.

Коли тверд согласный звук,

Буква О подходит тут;

Если мягок этот звук,

Букву Е пишите тут.


Озвучивание результатов.

Оценивание результатов членами групп в листе контроля.

4. Проблемная ситуация

Рассмотрите слова, данные на доске, почему в них пишутся буквы я, а, и? Ведь соединительных гласных таких нет.

архиплут

антициклон

ультразвук

авиапочта

времяисчисление

cумасшедший

сорокалетие,  

шестнадцатиэтажная

……правило


5.Закрепление.

В качестве закрепления 1 вариант

2 вариант

Работа на тренажёре

Тест «Соединительные О и Е в сложных словах» 
1. В каком слове нет соединительной гласной?
1) труд…любивый
2) зерн...хранилище
3) врем...исчисление
4) равн...правный

2. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) долг...житель 
2) песн...пение
3) животн...вод
4) песн...творчество

3. В каком слове на месте пропуска НЕ пишется Е?
1) звер...лов 
2) бахч...водство
3) каш...вар
4) пеш...ход

4. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) добр...душный
2) орден...носец
3) басн...писец
4) жизн...описание

5. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) сорок...дневный
2) камн...дробилка
3) ави...билет
4)сорок...ножка 

6. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) древн...русская литература
2) сельск...хозяйственные проблемы
3) средн...суточная норма
4) пол...защитные полосы

7. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) земл...коп
2) мыш...ловка
3) стекл...вата
4) стал...вар

8. В каком слове на месте пропуска пишется Е?
1) канат...ходец
2) луч...испускающий
3) бенз...воз
4) мин...носец

9.В каком слове нет соединительной гласной Е?
1) шест...классник
2) ча...питие
3) земл...делие
4) пул...мёт

10. В каком слове на месте пропуска пишется О?
1) свеж...мороженый
2) бур...вестник 
3) дальн...бойщик
4) писч...бумажный

Ключи

1-3 6-2

2-4 7-3

3-1 8-2

4-4 9-1

5-4 10-3


Выставление результатов в лист контроля


Самостоятельная работа по перфокарте в парах, взаимопроверка.

На экране написаны слова. В перфокарту вписать е , о

1 вариант

вод..провод

газон..косилка

машин..строительные

гром..отвод

земл..трясение

суд..ходный

рыб..лов

гряз..лечение

газ..провод

хлеб..резка

свеж..мороженый;

язык..знание

груз..подъемник

книг..печатание

разн..цветный




2 вариант

олен..водство

нефт..провод

кон..водство

жизн..описание

черн..морец

песн..пение

картофел..копалка

стал..вар

земл..трясение

ча..питие

прав..писание

пар..ходство

корабл..строение

овц..водство

овощ..резка


Оцените работу друг друга.(взаимопроверка)

Ключи

1 вариант

о

о

о

о

е

о

о

е

о

о

е

о

о

о

о

2 вариант

е

е

е

е

о

о

е

е

е

е

о

о

е

е

е

Выставление результатов в лист контроля

6. Творческий проект

Ну а следующим этапом я предлагаю вас в группах выполнить творческую работу. На формате А3 изобразите рисунок на зимнюю тематику. Используйте сложные слова для его оформления

Выставка работ

Дополнение солнцем

Почитайте общее количество баллов за урок.

Возьмите на столах снежинки голубого цвета, если тема усвоена хорошо, синего, если в вашей работе вы столкнулись с трудностями. Дополните композицию на доске.


7. Итог

Рефлексия


Итоги урока

Оценка устных ответов учителем

-Оцените урок, вашу работу, продолжив предложение «Я считаю, что…».


Поставьте себе общую оценку за урок

7. Домашнее задание

1. Выучить правило на с.112

2. На выбор:

а) упр. 148;

в) составить сложные слова с корнем лёд- и снег-.

Спасибо за работу на уроке.