СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок русского языка в 9 классе  по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение. Урок-практикум»»

Открытый урок русского языка в 9 классе

 по теме «Сложноподчинённое предложение»

Провела:

Магомедова Б.Д.

учитель русского языка и литературы

Тема: Сложноподчинённое предложение

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

- закрепить полученные знания о СПП с одним придаточным;

- тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в СПП с одним придаточным,

Развивающие задачи: - формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

- развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Тип урока - комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум

Ход урока

1.Организационный момент.      

- Здравствуйте! Доброго дня всем нам!

Итак, сегодня у нас с вами урок-практикум, на котором мы должны обобщить и систематизировать  знания о синтаксисе сложноподчиненного предложения с одним придаточным.

-Открываем тетради, пишем число, классная работа.

 2.«Орфоэпическая разминка».  Презентация Microsoft PowerPoint

-Начнём наш урок мы с орфоэпической разминки. Посмотрите на экран. Ваша задача - произнести эти слова с соблюдением орфоэпических правил.  Произносим  громко, чётко, тянем ударный и  не торопимся. Класс поднимает руки, если будет ошибка. (слайды 1-2)

3.Монологическое высказывание «Сложноподчиненное предложение».

-А теперь давайте повторим теорию. У нас есть ребята, которые заранее получили задание подготовить монологическое высказывание о строении сложноподчинённых предложений , причем, не повторяя друг друга. Сейчас мы попросим их высказаться, а класс получает задание внимательно слушать и, если будет необходимость,  потом дополнить.

-Не торопясь, четко, стараемся, чтобы вас не только слышали, но и услышали.

(монологические высказывания 3 учеников)

-Спасибо, действительно, повторов не было.  А будут ли у кого-то дополнения? (Да/нет)

-Дополните  информацию о различии между союзами и союзными словами. Мы услышали, что главное их отличие в чём? А как еще отличить союзы и союзные слова? (Ответы учеников)

(1).На союзные слова падает логическое  ударение. (2). Союз иногда можно опустить, союзное слово опустить нельзя.  (3). После союза нельзя поставить частицы же, именно. (4) Союзное слово можно заменить другим союзным словом.

4. «Найди пару». Работа с нетбуками.

- А теперь переходим от теории к практике. И начнем мы с синтаксической разминки.

На рабочем столе ваших нетбуков найдите документ под названием  «Найди пару». Открываем его. Читаем задание.

 

-Вам нужно соединить половинки сложных предложений, найти среди них главное и придаточное, задать вопрос к придаточному.

Задание выполняем устно, но при необходимости  можете делать пометки в тетради. Работайте в паре.

1. Николай и не заметил… (чего?)   3.…что стало светать.

2.Надо прилежно учиться… (для чего? С какой цель?)  1.…чтобы получить хорошую профессию.

3.Скучен день до вечера… ( при каком условии? )   4.…коли делать нечего.

4.Установилась теплая, солнечная погода… ( какая ?) 2.…которая бывает в начале сентября.

-Решите, кто из вашей пары будет читать предложение и задавать вопрос к придаточному.

Кто первый?

- А если бы нам пришлось записать эти предложения, где вы бы поставили знак препинания? Почему?  Чем похожа структура  всех этих предложений?

5. Работа с текстом.  Переходим к следующему заданию. Найдите на рабочем столе документ под названием  «Карамзин»

 - Перед вами текст, посвящённый Николаю Михайловичу Карамзину.  С Карамзиным-прозаиком мы с вами знакомились на уроках литературы. Хочу напомнить только о некоторых фактах биографии Карамзина. Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря недалеко от Симбирска (ныне Ульяновск) в семье дворянина из рода Карамзиных, который происходил  от татарского Кара-мурза.

-Давайте выразительно прочитаем текст и узнаем что-то новое о жизни и творчестве Карамзина.  

(читает 1 ученик)

1)Карамзин – человек замечательный, и место ему в литературе  принадлежит особое.

2)Он первый в России профессиональный литератор.

3)Первые грошовые заработки дали Карамзину переводы.

4)Ему было чуть больше 20 лет, когда он перевёл Шекспира.

5)Переводы и собственные стихи молодой автор публикует в журнале «Детское чтение для сердца и разума», на котором воспитывалось целое поколение дворянских детей.

6)Чтобы слово дошло до юных читателей, писать нужно было просто и понятно.

7)Скорее всего именно тогда зародилась «гладкая» проза Карамзина, совсем не похожая на остальную литературу того времени.

8)Пройдёт несколько лет, Карамзин начнёт издавать свой «Московский журнал», затем «Вестник Европы».

9)Нам, живущим сейчас среди моря журналов и газет, трудно себе представить, что когда-то их вовсе не было.

10)Между тем Карамзин был одним из тех, кто положил начало журнальному делу в России.

-Скажите, о какой новой грани таланта Карамзина мы узнали из этого текста? (он был одним из тех, кто положил начало журнальному делу в России)

-Переходим к заданию. Найдите сложные предложения, определите их вид. Запишите в тетрадь только схемы СПП.  Грам. основы в схемах не надо показывать, только скобки и союзы.  Номера предложений не меняем. Работаем опять же в паре.  

- Итак, назовите номера СПП, схемы которых вы сделали. 4,5, 6, 9, 10. Давайте попросим двух человек сделать нам эти схемы на доске.

-А мы пока прочитаем оставшиеся предложения и определим их вид. (Ответы учеников)

1. ССП  Карамзин – человек замечательный, и место ему в литературе  принадлежит особое.

2.простое Он первый в России профессиональный литератор.

3.простое Первые грошовые заработки дали Карамзину переводы.

4. [    ], (когда   ) – СПП           Ему было чуть больше 20 лет, когда он перевёл Шекспира.

5. [    ],(на котором  ) -СПП    Переводы и собственные стихи молодой автор публикует в журнале «Детское чтение для сердца и разума», на котором воспитывалось целое поколение дворянских детей.

6. ( Чтобы  ), (      ) – СПП       Чтобы слово дошло до юных читателей, писать нужно было просто и понятно.

7.простое Скорее всего именно тогда зародилась «гладкая» проза Карамзина, совсем не похожая на остальную литературу того времени.

8.БСП 8)Пройдёт несколько лет, Карамзин начнёт издавать свой «Московский журнал», затем «Вестник Европы».

9. [    ], (что   ) – СПП               Нам, живущим сейчас среди моря журналов и газет, трудно себе представить, что когда-то их вовсе не было.

10. [  у.с.  ], (кто   ) – СПП       Между тем Карамзин был одним из тех, кто положил начало журнальному делу в России.

6. Релакспауза. 

-Откиньтесь на спинку стула, расслабьте руки, можете потрясти ими. Быстро-быстро поморгайте глазами, а теперь закройте глаза на 2 секунды.

7. Викторина с выбором правильного ответа (интерактивное упражнение  LearningApps) .

-А теперь давайте выполним интерактивное упражнение в LearningApps и определим вид СПП (https://learningapps.org/view1659333 )              

8. Контрольный тест. MyTest

- Переходим к тестированию. Выбираем  на рабочем столе  нетбуков свой вариант теста MyTest.  (Кто закончит раньше других, открывает документ «Пословицы» и выполняет задание)

9.  «Обратная связь». Давайте подведём итоги урока с помощью карточек Plickers. (Блиц-опрос с помощью карточек )

1.Предложение, в котором одна часть по смыслу подчинена другой и связана подчинительным союзом или союзным словом, называется…

1.Сложносочинённое

2.Сложноподчинённое

3.Бессоюзное сложное

4.Простое

 

2. В главном или придаточном предложении находятся союзы и союзные слова?

А. в главном

Б. в придаточном

В. ни к одному из предложений не относятся

Г.и в том, и в другом

3. Как связаны простые предложения в составе СПП?

А. интонацией

Б. подчинительными союзами

В. союзами, союзными словами и интонацией

Г. союзными словами

4. Чем отличаются союзные слова от союзов?

А. ничем не отличаются

Б. союзные слова относятся к главному предложению, а союзы к придаточному

В. союзы не являются членами предложения, а союзные слова являются

Г.и союз, и союзное слово можно убрать

5. Какими частями речи могут быть указательные слова?

А. прилагательными и местоимениями

Б. местоимениями и наречиями

В. наречиями и существительными

Г. существительными и местоимениями

10. Домашнее задание.

-Прежде, чем я озвучу дом.задание, я прошу вас обернуться и посмотреть, что за высказывание написано на задней стене нашего класса.

«Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно, чтоб в душу созвучья нахлынули дружно. Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться, чтоб ясной любовью наполнилось сердце». Это строчки из стихотворения Николая Рыленкова  «К Родине».  Вы,  наверно, уже догадываетесь, с какой лексической темой будет связано ваше д.з. ( С темой Родины)

(Дом.задание: презентация Microsoft PowerPoint  слайд 3)

1.Составьте монолог (не менее 10 фраз) о красоте родного края, любимых уголках, используя СПП. Грам. основы подчеркнуть, союзы выделить.

ИЛИ

2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Я путешествую». Включите в свой  текст СПП. Грам. основы подчеркнуть, союзы выделить.

ИЛИ

3. Выполнить интерактивное упражнение  LearningApps (https://learningapps.org/view579781 )


Конспект открытого урока  по русскому языку в 9 классе на тему:

«Сложноподчинённое предложение».

                                                                          Подготовила:

        Фролова Вера Павловна

                                                             учитель русского языка и литературы

Самара 2016

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков по синтаксису сложноподчиненного предложения.

Задачи:

-знать способы связи придаточного предложения с главным;
уметь распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения, конструировать сложные предложения,  ставить знаки препинания между частями СПП, составлять схемы СПП; анализировать текст.
развивать интерес к русскому языку,  творческие способности

Тип урока: обобщение и закрепление знаний по теме «Сложноподчиненное предложение».

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация,  

                           раздаточный материал.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Психологический  настрой на урок – СЛАЙД№1(играет музыка)

 Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое.

Притча. «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает:

«Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец,  подумав, ответил: «Все в твоих руках».

Ребята, сегодня в ваших руках возможность показать свои знания и заработать положительные отметки.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Нам предстоит  обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по синтаксису сложноподчиненного предложения.

2.  Актуализация знаний и умений.

- 1)Начнём работу с подготовки к ОГЭ . Перед вами на доске предложение - СЛАЙД№2

Желая выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, надо использовать знаки препинания.

1.  Замените слово ПРАВИЛЬНОЕ синонимом (верное, необходимое).

2.  Подберите антоним к слову лёгкость (тяжесть).

3.  Выпишите слово с орфограммой: «Приставка при- пишется, если имеет

значения: присоединение, приближение, близость, неполнота действия,

прибавление» (привести).

4. Выпишите словосочетание, построенное на связи согласование

(правильное соотношение, правильное звучание).

5. Преобразуйте это простое предложение в СПП. (Если хочешь выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, используй знаки препинания./Тот, кто

желает выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание, должен использовать знаки препинания)

А у К.Г.Паустовского эта мысль звучит

так: «Знаки препинания существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание»

Самопроверка  - СЛАЙД№3

Самооценивание (все правильно – 5, 1 ошибка – 4, 2 ошибки – 3, 3 ошибки - 2)

-2)Орфографическая пятиминутка  Работа у доски и в тетрадях.

В течение, в продолжение, вследствие, ввиду, за счёт, насчёт, мороженый, данный,  собранный урожай, пребывать в столице, слабое здоровье ростовщик, скачок в сторону, неожиданное  сочетание, угорелый, вымокнуть под дождём.

Взаимопроверка.

3. Вхождение в тему урока.

1)Цифровой диктант.

  • Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть верными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте в тетради цифру 1, если нет – 0.

  1. Синтаксис – греческое слово, которое означает «составление», «построение».

  2. Предложения бывают простые, сложные и составные.

  3. Независимое предложение в составе СП называется главным.

  4. Придаточное предложение может стоять только после главного.

  5. Я люблю место, где я родился. – СПП с придаточным места.

  6. Хотя я и устал, я решился продолжать свой путь. – СПП, где придаточное стоит на 1-м месте.

Самопроверка Ключ: 101 001. СЛАЙД№4

2) Работа с таблицей «СПП» (повторение видов придаточных) СЛАЙД№5

4. Закрепление материала

1) Работа с использованием ЭОР. Интерактивный текст "Придаточные определительные, дополнительные, обстоятельственные"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4f1d11df-426c-4af2-8f2e-1cde1fefb7b3/%5BRUS9_210%5D_%5BIM_283%5D.swf

2) Графический диктант

Послушайте предложения, начертите схемы, определите вид придаточного.

Один ученик работает у доски

  Трава была сочная, потому что в мае шли дожди.

  На пустыре разбили сад, который был перед школой.

  Поездку на пикник пришлось отложить, так как на море разыгрался сильный шторм.

  В лесу было тепло, хотя в тенистых местах ещё лежал снег.

  Мы надеялись, что наша команда победит в предстоящих футбольных матчах.

  Я зайду к тебе, если у меня будет свободное время.

Взаимопроверка

3).Работа  с использованием ЭОР  Интерактивная таблица "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/b855ad5f-6e1c-4455-a658-3aaa9b570bdf/%5BRUS9_209%5D_%5BIA_261%5D.swf

5.Работа в парах (карточки)

Задание. Указать вид подчинения в следующих предложениях и обсудить

правильность выполнения задания в парах.

  1. Я знаю, что скоро наступит весна, что птицы начнут петь песни.

[… гл.], (с. что…), (с. что…)        однородное подчинение

придаточное изъяснительное

  1. Когда наступит весна, я услышу, как запоют птицы.

(с. когда…), [  ], (с. как…)

1 – придаточное времени, 2 – придаточное изъяснительное

параллельное

  1. Я услышу, как запоют птицы, которые живут у меня за окном.

[  ], (с.с. как…), (с.с. которые…)

1 – придаточное изъяснительное, 2 – придаточное определительное.

последовательное подчинение

6.Самостоятельная работа  Тест "Виды подчинения в предложениях с несколькими придаточными

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/3c2b6b83-7619-4ea0-8a60-7fd2d41f4c11/index_listing.html

  1. Работа с текстом

Текст – на экране: СЛАЙД№6

Образование … Это слово имеет множество определений. Говорят, что образование – это погружение человека в прошлое, настоящее, будущее культуры.

Прошлое – это те основы, нравственные ценности, которые складывались в течение многих веков. Настоящее – это та реальность, которая окружает человека и создается им на протяжении его собственной жизни. Будущее – это надежды, выраженные разными способами.

Каков должен быть объем тех знаний, которые нужны человеку, чтобы считать себя образованным? Каждый решает для себя.

Мне кажется, что очень точно об этом сказал психолог Лэндрет: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается».

Вопросы и задания учащимся:

  • Определите тип речи        (рассуждение)

  • Почему вы решили, что это рассуждение? Каковы особенности этого типа речи?        (тезис; основная мысль, требующая доказательства; доказательство; вывод)

  • Какие еще типы речи вам известны?

  • Определите стиль речи  (публицистический)

  • Какова функция этого стиля речи? (воздействие и убеждение с целью формирования какой-либо позиции)

  • Какие еще стили речи вы знаете? (четыре книжных (художественный, официально-деловой, научный, публицистический) и разговорный)

  • Дайте название тексту.

  1. Работа в группах

Творческое задание: составить диалог в парах, используя СПП на тему:

«Роль образования в современном мире. Моя будущая

профессия»

  1. Подведение итогов урока. Самооценка учебной деятельности. Рефлексия

Итак, пришла пора подвести итоги. Сегодня на уроке вы оцените себя сами.  СЛАЙД№7

Перед вами таблица самооценки, где последовательно перечислены все задачи урока: знание теоретического материала по изученной теме, умение конструировать сложные предложения с разными видами связи и находить их в тексте, умение решать нестандартные лингвистические задачи и работать над анализом текста.


Виды деятельности

Оценка

1.

Знание теоретического материала


2.

Умение распознавать виды придаточных предложений, определять место придаточного  в составе сложноподчиненного предложения


3.

Умение находить СПП в тексте и определять их вид


4.

Умение составлять схемы СПП


5.

Умение работать над анализом текста


Рефлексия

«МЕТОД ПЯТИ ПАЛЬЦЕВ»  Учащиеся на листе А4 обводят свою руку и

записывают на пальцах свои выводы. СЛАЙД№8

М (мизинец) – мыслительный

процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил?

Б (безымянный) – близость

цели. Что я сегодня делал и чего достиг?

С (средний) – состояние

духа. Каким было сегодня преобладающее настроение?

У (указательный) – услуга,

помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал?

Б! (большой) – бодрость,

физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для

своего здоровья?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!