СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Виды сложных предложений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок русского языка в 9 классе по теме «Виды сложных предложений»»

Технологическая карта урока русского языка

Учитель Маликова Елена Геннадьевна


Тема

Виды сложных предложений

Класс

Учебник

9 класс

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Т.М. Воителева, Н.Н. Фаттахова; под ред. Е.А. Быстровой.

Используемая технология

Информационно-коммуникационная технология (ИКТ), технология развития критического мышления (ТРКМ)

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока:


Предметные:

Углубить знания о сложном предложении; узнать, на какие виды делятся сложные предложения; научиться находить сложные предложения в тексте, определять способ связи, вид.

Метапредметные:

Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно читать, осуществлять оценку собственной результативности.

Личностные:

Формировать грамотную устную и письменную речь.

Оборудование, дополнительные материалы

Учебник, рабочая тетрадь, грамматическая тетрадь, компьютер, проектор, экран, слайд-презентация, раздаточный материал.


Этапы

Время/

слайд

Содержание этапа

Основная форма работы

УУД

деятельность учителя

деятельность учащихся

1.

Организационный этап

1 мин


- приветствует учеников;

- проверяет количество учащихся в классе;

- проговаривает дату урока


- настраиваются на работу;

- открывают классные тетради, записывают число, оставляют место для записи темы

фронтальная

Личностные:

- самоопределение

2.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

7 мин

Слайд 2


























Слайд 3



Прогнозирование по иллюстрации

фронтальная











Работа в парах

Личностные:

- формирование учебной мотивации

Регулятивные:

- целеполагание

Коммуникативные:

- умение точно выражать свои мысли

- предлагает учащимся иллюстрацию для обсуждения, предположений по возможной теме;

- попутно задает вопросы учащимся;

- помогает учащимся (в случае необходимости) сформулировать тему и задачи урока




- Рассмотрите слайд, на нем два изображения. Что их объединяет? Чем они отличаются? Время выполнения: 1 минута.




- Вы правы. Если бы сейчас я попросила вас принести мне один из этих напитков, какой бы вам было проще и быстрее подать? Почему?






Словарная работа (ингредиент).



- Давайте вспомним, что может быть простым и сложным в русском языке?




- Верно. И сегодня мы продолжаем речь о сложном предложении. Проводя художественную параллель с молочным коктейлем, скажите, только лишь клубничный коктейль мы сможем приготовить?


- Отлично! Так и сложные предложения в русском языке бывают разных видов, структуры. Назовите тему сегодняшнего урока. Запишите ее в тетради там, где мы оставляли место.

Цель: познакомиться с видами сложных предложений.


Обратимся к карточкам, лежащим у вас на партах. Работаем в парах (по вариантам).


- рассматривают иллюстрацию;

- описывают, комментируют изображение на слайде;

- формулируют тему урока, ставят задачи достижения результата, при необходимости отвечая на вопросы учителя


- Ответ: на слайде изображены 2 стакана. В одном из них молоко, в другом молоко с клубникой, трубочка. По-видимому, клубничный коктейль.


- Молочный коктейль (молоко) получилось бы быстрее принести, т.к. он прост в приготовлении. Для приготовления клубничного коктейля потребовалось бы больше времени, он сложнее, больше ингредиентов.


Учащиеся делают записи в словарях.


- Простые и сложные слова, имена числительные, словосочетания, предложения.



- Нет, конечно. Есть персиковый, шоколадный, апельсиновый и другие.





- «Виды сложных предложений».

3.

Актуализация знаний

4 мин

Слайд 4

















Слайд 5













Слайд 6

«Двухчастный дневник»

работа в парах, индивидуальная


Личностные:

- самооценка

Регулятивные:

- оценка деятельности

Коммуникативные:

- взаимоконтроль, умение работать в паре

Познавательные:

- структурирование знаний,

- анализ, выводы и работа двухчастными дневниками

- используя прием «Двухчастный дневник», актуализирует знания учащихся по теме «Сложное предложение», необходимые для изучения нового материала.


- Перед вами карточки с рецептом приготовления клубничного коктейля. Для каждого варианта свой рецепт, с которым он работает.

Задание: изучите свой рецепт и выполните задание в двухчастных дневниках (1 мин.) После этого сравните в парах ответы, сделайте вывод о видах сложных предложений и зафиксируйте его в дневниках (2 мин.).


Задание для учащихся на карточках:

  1. Найдите сложное предложение, выпишите его.

  2. Выпишите грамматические основы.

  3. Напишите средство связи частей сложного предложения.

  4. Сравните в паре свои ответы с ответами другого варианта. Какими бывают сложные предложения в зависимости от способов связи?


После ответов учащихся вывод появляется на экране.

- делают записи самостоятельно в двухчастных дневниках, работают в парах, делают вывод.















4.

Первичное усвоение новых знаний

15 мин

Слайд 7



























- организует и координирует деятельность групп, помощь старших участников в группах;

- при необходимости оказывает помощь









- По слайду видно, что союзные предложения бывают двух видов. Пока информации не хватает. Ответ вы найдете в группах в процессе работы с таблицей.





- знакомятся с раздаточным материалом;

- отвечают устно и письменно на вопросы;

- определяют виды сложных предложений, делают выводы;

- слушают представителей других групп для получения недостающей информации;

- заполняют таблицу в грамматических тетрадях.


Выполняют задание группой, выводы заносят в таблицу в грамматической тетради (индивидуально).

групповая, индивидуальная



Регулятивные:

- планирование работы

- контроль

Коммуникативные:

- умение устанавливать рабочие отношения в группе

- эффективное сотрудничество, обеспечение бесконфликтной совместной работы

- представление информации в письменном виде и в устной форме

Познавательные:

- структурирование знаний.

Задание: упр. 91 на карточках для 3-х групп. Все предложения из упражнения заранее распределены учителем: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные. Учащиеся вставляют по заданию пропущенные буквы, раскрывают скобки. Карандашом выделяют грамматические основы, находят средства связи. Ответы вносят в таблицу.

5.

Первичная проверка понимания и первичное закрепление

8 мин


- координирует выступления групп, при необходимости задает вопросы

- слушают представителей других групп для получения недостающей информации;

- заполняют таблицу

фронтальная, групповая, индивидуальная








регулятивные

- контроль, коррекция, оценка

коммуникативные

представление информации в устной и письменной формах

познавательные

- структурирование знаний

Задание: упр. 94 (учебник, стр. 126)

Учащиеся рассматривают схемы предложений, дают им характеристику с точки зрения принадлежности к сложным предложениям (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное сложное, сложное предложение с разными видами связи).

6.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

4 мин

Слайд 8

- учитель организует работу учащихся по составлению синквейна;

- учитель объявляет отметки за работу на уроке.


- Подведем итог. Составим синквейн в рабочих тетрадях.


- Сдайте двухчастные дневники.

- составляют синквейн по теме, зачитывают (по желанию)











индивидуальная

Личностные:

- самооценка

Регулятивные:

- контроль по результату

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

познавательные

- рефлексия

7.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

1 мин

Слайд 9

- задает домашнее задание (на выбор)





Домашнее задание.

  1. Составить свой рецепт приготовления молочного коктейля с добавлением фруктов, используя сложные предложения. После записи рецепта начертить схемы предложений, указать их вид.

  2. Упр. 92 (зад. 1-3).


- записывают домашнее задание

индивидуальная

Личностные:

- самоопределение

Регулятивные:

- осуществлять выбор

Коммуникативные:

- представление в письменной форме




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!