Тема урока: «Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.
Цели:
1. Обучающая.
Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.
Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть смысл
стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,
выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.
2. Развивающая.
Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,
грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.
3. Воспитательная.
Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к
родному краю, бережное к нему отношение
Оборудование:
выставка рисунков детей « Моя малая Родина», презентация к уроку
Вид урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный
Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство
Национальный региональный компонент: природа моей Родины.
Ход урока.
1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Вступительное слово учителя, эмоциональный аспект.
2.Речевая разминка.
1) И Э А О У Ы 1. Чёткое прочитывание
2. Напугай –О-
3. Спроси –А-
4. Удивись – У-
5. Расстроимся – Ы-
6. Похвастайся – Э-
С логическим ударением.
2)Отрабатываем звук Р
Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.
- Отчитываем со скоростью
- С логическим ударением
Итог: Всё это нам пригодится сегодня на уроке
Эпиграфом к уроку взяла слова К.Ушинского:
“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”
- Как думаете, почему?
3. Проверка домашнего задания
-Что было задано на дом?
- Подбери синонимы:
Простор- ( ширь, даль, приволье, раздолье)
Родина- отчизна, отечество
- Красоту родных просторов, ширь отражают и художники в своих картинах и композиторы в своих произведениях
Обращаемся к выставке детских рисунков «Родина бывает разная, но у всех она одна» (дом задание
- В какой стране мы живём? (Россия)
- Как раньше называли Россию? (Русь)
- Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? (восторг, нежность)
-Чтобы передать эти чувства какие средства выразительной речи использует поэт? (тон: нежный ласковый, иногда восторженный; темп: медленный, протяжный- показывающий ширь, просторы; громкость- обычная)
Попробуем используя эти средства передать чувства поэта
Читают 2-3 человека (анализируем)
- Пословицы:
Родина-мать, умей за неё постоять.
Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
Землю красит солнце, а человека труд.
Старый друг лучше новых двух.
- Какая наиболее подходит к стихотворению? Объясни смысл
Итог:
Русь-Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине.
Физминутка.
По родному краю
Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.)
Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)
Слева находится лес. ( Поворот.)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! ( Махи руками.)
4. Изучение нового материала.
- Продолжаем работать с произведениями «Поэтической тетради». Сегодня произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»
Биография поэта. ( Рассказывает ученица с ранее подготовленным материалом, рассказ сопровождается слайдами.)
Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель, пояснить) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.
Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.
6. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».
Образ Родины- один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворением - Прочти название стихотворения
- Кому, чему посещается?
-Как думаете о чём мог писать поэт ( прём « Предположение» «Корзина идей»)- на листочках
- Я прочту, посмотрим оправдались ли наши предположения?
Чтение учителем (наизусть)
- Так о чём пишет поэт?
7.Работа над произведением
А)Чтение-«разведка» (пометки)
- Прочти отметь непонятные слова, выражения
Молитвенно- когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое
Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный
Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям
- Какие чувства испытывает поэт к Родине? (любовь, нежность)
Однокоренные слова к слову Родина- родной…. А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки
- Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? ( эпитет, метафора, гипербола, олицетворение)
- Попробуй найти их в произведении
Б) - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием:
1. – Где Родина поэта? ( у берегов Волги)
-Объясни строки «стою недвижим я»
2. - Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками ( поля, озёра, леса, луга, деревни…)
3. –Когда более красивой находит поэт Родину?
- С чем сравнивает приход весны? Почему?
4 . –Чем восхищается поэт?
- А когда труд приносит радость?
- Каким поэт называет труд? Как понимаешь? ( на благо народа, на своё благо)
5. – Что значит грудь наполняется восторгом?
- Когда поэт испытывает наибольший восторг? ( когда наедине)
- Что значит «наедине»
6. –Что слышит поэт? (голос Родины)
- А в чем он проявляется? ( в шелесте)
- А какие ещё голоса у Родины?
7. – А что видит поэт? ( мощь, силу, красоту)?
- В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину)
- Какой называет Родину? ( великой, святой)
- Объясни (необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая)
В) Работа над средствами выразительной речи
Пробуем передать чувства, настроение поэта
Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.
-Как будем читать? (спрашиваю 1 человека)
Итог:
Поэт использовал тёплые нежные слова о Родине и художник тоже использует нежные, тёплые краски.
- Подпиши словами стихотворения иллюстрацию
8. Сочинение- миниатюра (эссе)
Много тёплых слов посвятил Дрожжин своей Родине.
- А что для вас Родина?
На доске:
Родина…для меня – это…..
Анализируем 3-4 работы
9. Рефлексия.
-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока.
Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма.
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.
10. Итог урока
Вы много говорили нежных слов о Родине, о том, какая она великая и могучая, о том что нужно любить её.
Мне хочется, чтобы эти слова не остались пустыми. Сейчас ваша главная задача учиться, вырасти умными, смелыми, ведь именно от вас зависит, какой будет наша Родина в дальнейшем
Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.
1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:
“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.
Прожил А.В. Жигулин 70 лет и умер в Москве 6 августа 2000 года.
Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.
Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…»
V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..”
Анализ стихотворения
- О чём это стихотворение?
- Прочитайте стихотворение про себя, кто чувствует, что он уже может прочитать стихотворение вслух.
(чтение стихотворения вслух)
Работать над анализом стихотворения вы будете по рядам.
1ряд- 1 строфа.
2 ряд- 2 строфа
3ряд-3 строфа
- Прочитайте первую строфу
- К кому обращается автор? (к Родине)
- Как вы об этом догадались?
- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)
- Что такое пролески, перелески?
- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)
- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).
- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?
(в ней говорится о том, что любит автор)
- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)
- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)
- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)
- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)
- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)
- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)
- Жнивьё – это …….
- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
? - Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему
- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
– А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).
- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения.