СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "С.Д.Дрожжин "Родине"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "С.Д.Дрожжин "Родине"»


















Тема урока: «Родине». Спиридон Дмитриевич Дрожжин.


Цели:

1. Обучающая.

Продолжить работу по ознакомлению с поэтическими произведениями о Родине.

Познакомить с творчеством русского поэта С.Д. Дрожжина, раскрыть смысл

стихотворения « Родине», учить анализировать произведение через слова автора,

выразительных средств. Учить чувствовать поэзию слова, выражать свое мнение.

2. Развивающая.

Развивать навык выразительного чтения, поэтический вкус, образное мышление,

грамотную речь, творческое воображение, интерес к творчеству поэта, к поэзии в целом.

3. Воспитательная.

Воспитывать патриотические чувства, любовь и уважение к Родине, к

родному краю, бережное к нему отношение


Оборудование:

выставка рисунков детей « Моя малая Родина», презентация к уроку


Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство

Национальный региональный компонент: природа моей Родины.


Ход урока.


1. Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

Вступительное слово учителя, эмоциональный аспект.


2.Речевая разминка.


1) И Э А О У Ы 1. Чёткое прочитывание

2. Напугай –О-

3. Спроси –А-

4. Удивись – У-

5. Расстроимся – Ы-

6. Похвастайся – Э-

С логическим ударением.


2)Отрабатываем звук Р


Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.


- Отчитываем со скоростью


- С логическим ударением


Итог: Всё это нам пригодится сегодня на уроке


Эпиграфом к уроку взяла слова К.Ушинского:


Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”


- Как думаете, почему?


3. Проверка домашнего задания


-Что было задано на дом?


- Подбери синонимы:


Простор- ( ширь, даль, приволье, раздолье)

Родина- отчизна, отечество


- Красоту родных просторов, ширь отражают и художники в своих картинах и композиторы в своих произведениях


Обращаемся к выставке детских рисунков «Родина бывает разная, но у всех она одна» (дом задание


- В какой стране мы живём? (Россия)


- Как раньше называли Россию? (Русь)


- Какой показывает Никитин Русь в своём стихотворении? Какие чувства возникают при чтении? (восторг, нежность)


-Чтобы передать эти чувства какие средства выразительной речи использует поэт? (тон: нежный ласковый, иногда восторженный; темп: медленный, протяжный- показывающий ширь, просторы; громкость- обычная)


Попробуем используя эти средства передать чувства поэта

Читают 2-3 человека (анализируем)


- Пословицы:

Родина-мать, умей за неё постоять. 

Слово не воробей, вылетит- не поймаешь. 

Землю красит солнце, а человека труд.

Старый друг лучше новых двух.


- Какая наиболее подходит к стихотворению? Объясни смысл



Итог:


Русь-Россию часто сравнивают с матерью. Мы любим маму, относимся к ней нежно с теплотой, с любовью и заботой. Так же и к Родине.


Физминутка.

По родному краю

Дружно мы шагаем. ( Марш на месте.)

Справа от на – зелёный луг. ( Поворот.)

Слева находится лес. ( Поворот.)

В таком лесу полно чудес.

Белка с ветки на ветку скок. ( Прыжки.)

Филин крыльями машет. Ух!

Аж захватывает дух! ( Махи руками.)


4. Изучение нового материала.


- Продолжаем работать с произведениями «Поэтической тетради». Сегодня произведение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Родине»


Биография поэта. ( Рассказывает ученица с ранее подготовленным материалом, рассказ сопровождается слайдами.)


Спиридон Дмитриевич Дрожжин родился в 1848 году в семье крепостного, учился у деревенского дьяка ( церковный служитель, пояснить) грамоте « две не полных зимы». В 12 лет был отправлен родителями из родного села в Тверской губернии в г. Петербург, « в люди». Юному Спиридону было не легко, зарабатывая на жизнь, приходилось мыть полы в трактирах. Конечно в этот период жизни, автор особенно понимает, что значит для человека, Родина, как тяжело быть на чужой стороне.

Мечта об учении не осуществилась, он начал скитаться по России, работая продавцом в лавках, лакеем. У поэта было огромное желание учиться. В 16 лет, впервые будет самостоятельно сочинять. В 1873 году в журнале « Грамотей», впервые, появится его публикация. Постепенно начнет знакомится с другими писателями, будет знаком с Толстым, у которого он вызвал большой интерес. Другие писатели были заинтересованы его необычной судьбой, стали ему помогать, печатать творчество в столичных журналах. Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа.


6. Знакомство со стихотворением С.Д. Дрожжина « Родине».

Образ Родины- один из главных в поэзии поэта. С особым чувством автор относится к Родине. Это мы узнаем познакомившись с его стихотворением - Прочти название стихотворения


- Кому, чему посещается?


-Как думаете о чём мог писать поэт ( прём « Предположение» «Корзина идей»)- на листочках


- Я прочту, посмотрим оправдались ли наши предположения?


Чтение учителем (наизусть)


- Так о чём пишет поэт?


7.Работа над произведением


А)Чтение-«разведка» (пометки)


- Прочти отметь непонятные слова, выражения

Молитвенно- когда просим Бога, вскидываем глаза, просим, благодарим за чистое, светлое


Чарующий (простор)- прекрасный, великолепный


Приветных (деревень)- гостеприимные, рады гостям


- Какие чувства испытывает поэт к Родине? (любовь, нежность)


Однокоренные слова к слову Родина- родной…. А ведь только родному, близкому человеку можно посвятить сказать нежные строки


- Чтобы передать эти чувства поэт использует поэтические приёмы. Какие? ( эпитет, метафора, гипербола, олицетворение)


- Попробуй найти их в произведении




Б) - Чтобы лучше понять произведение поработаем вместе над содержанием:


1. – Где Родина поэта? ( у берегов Волги)


-Объясни строки «стою недвижим я»


2. - Как представляете «чарующий простор», как бы изобразили красками ( поля, озёра, леса, луга, деревни…)


3. –Когда более красивой находит поэт Родину?

- С чем сравнивает приход весны? Почему?


4 . –Чем восхищается поэт?

- А когда труд приносит радость?


- Каким поэт называет труд? Как понимаешь? ( на благо народа, на своё благо)


5. – Что значит грудь наполняется восторгом?

- Когда поэт испытывает наибольший восторг? ( когда наедине)


- Что значит «наедине»


6. –Что слышит поэт? (голос Родины)


- А в чем он проявляется? ( в шелесте)


- А какие ещё голоса у Родины?


7. – А что видит поэт? ( мощь, силу, красоту)?


- В чём? (в силе народа, в его трудолюбии, в готовности защищать Родину)


- Какой называет Родину? ( великой, святой)


- Объясни (необъятная, святая, большая, единственная, неповторимая, дорогая)



В) Работа над средствами выразительной речи


Пробуем передать чувства, настроение поэта


Самостоятельно расставляем ударения, логические паузы, подбираем тон, темп, громкость.


-Как будем читать? (спрашиваю 1 человека)


Итог:


Поэт использовал тёплые нежные слова о Родине и художник тоже использует нежные, тёплые краски.


- Подпиши словами стихотворения иллюстрацию


8. Сочинение- миниатюра (эссе)


Много тёплых слов посвятил Дрожжин своей Родине.

- А что для вас Родина?

На доске:

Родина…для меня – это…..

Анализируем 3-4 работы


9. Рефлексия.

-А сейчас я предлагаю каждому из вас оценить свой вклад в достижении цели, поставленной в начале урока. 

Ребята, на ваших столах лежат бланки телеграмм разных цветов. Если вы считаете, что вы сегодня на уроке активно работали, прошу опустить в почтовый конверт бланк красного цвета, работали, но не активно – бланк зеленого цвета, были пассивны – синего цвета, предварительно написав от кого данная телеграмма.
- Ребята, спасибо вам за сотрудничество на уроке.


10. Итог урока


Вы много говорили нежных слов о Родине, о том, какая она великая и могучая, о том что нужно любить её.

Мне хочется, чтобы эти слова не остались пустыми. Сейчас ваша главная задача учиться, вырасти умными, смелыми, ведь именно от вас зависит, какой будет наша Родина в дальнейшем





























Подготовка к восприятию произведения. Знакомство с биографией А.В. Жигулина.

1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин. Свои первые стихи он начал писать ещё в школе. Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии:

 “Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба...Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.

Прожил А.В. Жигулин 70 лет и умер в Москве 6 августа 2000 года.

Образ России - один из главных в поэзии А.В. Жигулина.

Итак А.В.Жигулин «О Родина, в неярком блеске…»

V. Работа над содержанием стихотворения А.В. Жигулина “О, Родина!..

Анализ стихотворения

- О чём это стихотворение?

- Прочитайте стихотворение про себя, кто чувствует, что он уже может прочитать стихотворение вслух.

(чтение стихотворения вслух)

Работать над анализом стихотворения вы будете по рядам.

1ряд- 1 строфа.

2 ряд- 2 строфа

3ряд-3 строфа

- Прочитайте первую строфу

- К кому обращается автор? (к Родине)

- Как вы об этом догадались?

- Что любит автор? Найдите в первой строфе. (пролески, перелески)

- Что такое пролески, перелески?

- Найдите первую строчку. Как понимать выражение «В неярком блеске»? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.

- Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)

- Что автор подразумевает под словом «трепетным»? (волнующий)

- Как вы думаете, что значит «Любить без памяти»? (любить очень сильно).

- Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).


- Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?

(в ней говорится о том, что любит автор)

- Назовите, что он любит? (Шорох рощи белоствольной)

- О какой белоствольной роще идёт речь? (березовой)

- О чём говорит слово шорох, что автор хотел показать этим словом? (погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу)

- Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)

- Что ещё волнует автора?(Ржавый крест над колокольней)

- Почему ржавый крест? (Церковь старая, заброшенная)

- Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)

- Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.

- Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)

- Жнивьё – это …….

- Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?

- А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)

? - Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему

- Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.

Чем является Родина для автора этого стихотворения?

(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)


– А теперь все вместе попробуем определить в каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной - и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).

- Ещё раз прочитайте стихотворение про себя, отметьте места, где надо делать короткие паузы и приготовьтесь к выразительному чтению вслух. Можно работать в паре , обращаясь друг к другу текстом стихотворения.