План-сценарий
открытого занятия на тему «Семейный бюджет»
Цель занятия: подготовка обучающихся к овладению элементарными практическими навыками по планированию семейного бюджета, воспитание гражданской компетенции в области экономических знаний.
Задачи:
1) сформировать представления о семейном бюджете;
2) развить умение применять знания в различных жизненных ситуациях;
3) воспитывать у подростков заботливое отношение к членам семьи.
Форма проведения: деловая игра.
Участники: 2 команды по 5 учащихся 6 класса.
Команда экспертов: родители (3-4 человека).
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.
Раздаточный материал: карточки с описанием игровых ситуаций, игровые денежные купюры.
Ход занятия.
Подготовка к игре. (7 мин.)
Семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.
Что делает мама? (Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.)
Чем занимается папа? (Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.)
Как помогаете маме и папе вы? (Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.)
Что делает бабушка? (Вяжет носки, печет пироги и т. д.)
Что делает дедушка? (Ответы детей.)
Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить… (продукты).
Для того, чтобы постирать белье, нужно иметь… (порошок, мыло), а для того, чтобы посуда после мытья не оставалась жирной, нужно приобрести… (чистящее средство).
То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара? (Без денег.)
Верно, тогда расскажите, пожалуйста, как в вашей семье появляются деньги. (Папа и мама работают.)
Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.
Кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).
Правильно, а если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом — стипендия.
Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.
Сегодня занятие мне хочется предложить вам подумать над такими словами немецкого писателя Бертольда Авербаха. (Слайд)
Нажить много денег – храбрость;
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
Как вы считаете, о чем эти слова? (об экономии денег)
О чем мы сегодня с вами тогда будем говорить? (о деньгах, и о том, какую роль они играют в бюджете семьи)
Какая тема сегодняшнего занятия? (Бюджет семьи)
А чему бы вы хотели научиться, или что узнать на этом занятии? (как правильно планировать, увеличить доход, разумно удовлетворять потребности и т.п.).
Мы складываем наши деньги во в такие кошельки. В переводе на старофранцузский bougette «сумка, кошелёк».
Итак, если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет.
Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год). (слайд)
А теперь поговорим о том, что же такое «доходы» и «расходы». (слайд)
За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели. Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются.
Решение проблемных ситуаций.
Ребята, вы разделены на 2 группы. В каждой команде по 5 человек. Я предлагаю вам, придумать название вашей команде, а также определить состав вашей семьи, выбрать главу семьи. (Участники называют название команд и представляют друг друга). (3 мин)
Внимание! Сейчас мы вам будем предлагать решить несколько жизненных задач, касающихся темы семейного бюджета. После каждого задания, эксперты (а это у нас, как вы видите, опытные родители с многолетним стажем семейной жизни и значит практическим жизненным опытом создания, экономии и расхода семейного бюджета) озвучат: какая из команд получит денежный бонус. За правильный ответ 500 у.е., за недостаточно аргументированный ответ 100 у.е.
Ситуация №1. Каждая группа получит задание, в котором будет приведена одна из жизненных ситуаций (Приложение 1). В карточке указан состав семьи, ее доход за один месяц, временной промежуток (на который рассчитывается бюджет семьи) и необходимые покупки, которые необходимо сделать этой семье. Ваша задача: рассчитать бюджет семьи, рационально используя доходы, сделать вывод по своим расчетам. (10 мин)
Ситуация №2 «Варианты семейного бюджета». Обеим командам раздаются 3 варианта семейного бюджета (Приложение 2). Задача команд, выбрать один из вариантов семейного бюджета и объяснить свой выбор. (10 мин)
Молодцы ребята! Мы видим, что у вас отлично получается составлять семейный бюджет. А сейчас мы переходим к 3 заданию.
Задание №3 « Блиц опрос». (5 мин)
Обеим командам будут предложены различные ситуации. Ваша задача, решить проблему и озвучить ее. Мы даем вам 1 минуту на обсуждение каждой проблемы. Для своего ответа, поднимайте руку. За каждый правильный ответ вы получаете 1000 руб.
А. Проблема.
Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку
Б. Проблема.Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю. Что они должны учесть для своего проживания?
Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд.
Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
В. Проблема.В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
Итоги игры. (7 мин)
Ребята, вы сегодня отлично потрудились! Сейчас, наши эксперты будут подводить итоги нашей игры. Ну а пока, я задам вам вопрос. Как вы думаете, семья может сократить свои расходы? Участники поднимают руки и делают предположения.
Ответы:
Экономить электроэнергию
Утеплить окна, экономить тепловую энергию
Экономить воду
Отказаться от поездок на машине на работу и такси, а пользоваться общественным транспортом
Консервировать и заготавливать продукты
Отказаться от вредных привычек
Производить мелкий ремонт в квартире
Не покупать ненужные вещи.
Экономить на покупке сладостей (торты, пирожное, шоколад, конфеты)
Итак, давайте подведём итог нашей игры. Вспомним, что такое семейный бюджет? - Из чего складывается семейный бюджет? (дети отвечают на вопросы)
Вывод: для того чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет. Чтобы расходы не превышали доходы.
А теперь слово предоставляется нашим экспертам. (Эксперты говорят о своих впечатлениях, награждают команды грамотами).
Ребята, в заключении нашей игры, я предлагаю посчитать денежные бонусы команде победителей, и на вашу сумму выбрать призы для вашей семьи. Вы должны уложиться в свой бюджет, с учетом того, что вам сегодня советовали наши опытные эксперты.
У команды победителя денежный приз должен составлять не более 6000 рублей.
Для команды победителя на экране появляется список товаров с ценником. Ребята обсудив между собой выбирают себе призы. (3мин)
Призы
Телевизор с интернетом 700 р.
Мобильный телефон 300 р.
Кухонный гарнитур 1000 р.
День красоты для мамы 700 р.
Ужин в ресторане 800 р.
Экскурсионный тур по Золотому Кольцу России 2000 р
Ноутбук 1000 р.
Месячный запас еды 3000 р.
Спасибо всем участникам за игру! До новых встреч!