Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр компетенций «Ориентир»
МО Усть-Лабинский район
Методическая разработка
открытого урока
на тему: «Сервировка стола»
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Кудряшова О.А.
ст. Ладожская
2018 г.
Тема: «Сервировка стола»
Цель: введение новых понятий: сервировка стола, требование сервировки, алгоритм действий при сервировке стола.
Задачи:
Обучающие:
расширить и углубить знания о приемах сервировки стола.
Развивающие:
совершенствовать умения правильного поведения за столом, анализировать и делать выводы.
Воспитывающие:
продолжить формирование эстетического вкуса, внимательности, аккуратности, самостоятельности и умения работать в команде.
Тип учебного занятия: комбинированный
Форма проведения занятия: открытый урок
Время занятия: 40 минут
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, демонстрационный, практический.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, групповые, здоровьесберегающие и ИКТ – технологии.
Техническое обеспечение: мультимедийная установка в кабинете.
Материальное обеспечение:
презентация
, наборы столовой посуды, приборы, аксессуары (скатерти, салфетки, вазы, цветы, бижутерия, полиграфия).
Программное обеспечение:
Microsoft Power Point
Microsoft Word
Подготовительная работа:
1. Работа с методической литературой и интернет-источниками.
2. Оформление слайдовой презентации.
3. Написание конспекта.
Ход урока
Слайд№ 1
Здравствуйте ребята. Тема сегодняшнего урока Сервировка стола. Сегодня на уроке вы познакомитесь с понятием и требованиями сервировки, узнаете много интересных фактов о происхождении знакомых нам с детства вещей, расширите свой кругозор и обогатите словарный запас. Основные правила сервировки стола мы изучим, и попробуем применить их на практике.
Слайд № 2
Хотелось бы начать наш урок с небольшого предисловия.
В последнее время мы стали намного общительнее, много путешествуем, общаемся, а, значит, едим вне дома – в кафе, ресторанах, столовых. И как порой себя неудобно чувствует человек, приглашенный, к примеру, в кафе, не зная назначения многих из разложенных перед ним приборов. Да и дома, на званом вечере нелишне умело пользоваться вилкой, ножом и салфеткой.
Вы можете мне возразить, что можно обойтись и без ножа, и без салфетки. Но, знаете ли, сейчас столько много интересных блюд, которые удобно есть при помощи ножа и вилки, а некоторые морепродукты и вовсе специальными приборами. Поэтому, если кто-то не собирается подчиняться правилам пользования столовыми приборами, и тогда просто , попросите тарелку каши и ложку и спокойно наслаждайтесь едой. Особых правил здесь не надо. Со временем и придумали люди столовые приборы и правила поведения, чтобы свободнее и комфортнее чувствовать себя за столом и не мешать другим участникам трапезы.
А сегодняшний урок пополнит ваши знания о том, как красиво и правильно накрыть стол. Но чтобы двигаться дальше, для этого вам необходимо выполнить тест (приложение 1) по пройденной теме «Столовые принадлежности».
На столе у вас лежат тесты и ваша задача поставить правильный вариант ответа. Поскольку в тесте 5 вопросов, я даю вам 2 минуты.
Слайд № 3
А теперь прошу внимания, перед вами правильные ответы на этот тест. Прошу сверить ваши ответы с эталоном.
Слайд № 4
Ребята, теперь рассмотрим такую ситуацию.
Три небольших ресторанчика, расположенные недалеко друг от друга. В какой ресторан клиент пойдет в первую очередь?
(В тот, где самые низкие цены).
Если цены одинаковы –
(в тот, где качество блюд выше).
И если эти условия одинаковы, клиент пойдет в тот ресторан,
(где сервис на более высоком уровне).
Вы видите, что в условиях жесткой конкуренции немаловажную роль в завоевании клиента играет сервис. Так вот одним из ключевых моментов сервиса является сервировка стола.
Что такое сервировка на ваш взгляд?
А теперь запишем правильное определение.
Слайд № 5
Сервировка стола – это расстановка в определенном порядке всех необходимых для приема пищи предметов и создания уюта гостям.
Еще раз посмотрите на определение. Что это за предметы? Правильно. Мне очень понравились ваши ответы.
А знаете ли Вы от куда появились эти приборы?
Слайд № 6
ТАРЕЛКИ
Первые тарелки появились почти 600 лет назад во Франции и имели четырехугольную форму, а салфетки придумали еще древние римляне. Изготовляли их из глины. После обеда их не мыли, а чтобы очистить, кидали в огонь. В России салфетки прижились при Петре I.
Слайд № 7
ЛОЖКА
Первое упоминание о ложках на Руси относится к 998 году – именно тогда их изготовили для дружины князя Владимира.
Любопытно, что народы Азии не знали этого столового прибора вплоть до знакомства с европейцами.
Слайд № 8
НОЖ
Самым старым столовым прибором является нож. И первым материалом для его изготовления послужил камень. Скорее всего, что был острый осколок камня, который нашел первобытный человек. А ножи для сервировки были из благородных металлов – золота, серебра.
Слайд № 9
ВИЛКА
Она самая молодая в семье столовых приборов. Известны даже место и дата ее рождения – начало XI века, Византия. Имела она всего два зубца.
Вот вы вкратце и узнали об истории возникновения известных нами с детства вещей.
Скажите, достаточно ли только столовых приборов , чтобы за сервировать стол?
Вообще, сервировка должна соответствовать следующим требованиям.
Слайд № 10
Сервировка стола должна отвечать следующим требованиям:
Соответствовать мероприятию – завтраку, обеду, ужину, чаю, банкету и т.д.
Быть эстетичной – гармонировать с формой стола, скатертью, салфетками, интерьером.
А теперь я покажу вам как засервировать стол обеденный.
Сервировка стола это своего рода искусство, которое в большей степени зависит от профессионализма человека, накрывающего стол, а так же в равной степени от его творческого подхода к своему делу.
Слайд № 11-13
Виды сервировок многообразны. Назову наиболее известные:
Сервировку стола можно сделать на определенное количество посетителей по желанию заказчика.
Эстетичность стола зависит от скатерти, салфеток, столовых приборов, посуды, цветочных композиций, присутствующих на столе, а также от общей гармоничности с интерьером помещения, его цветовой гаммы и стиля.
Существует определенная последовательность действий, которая помогает быстро и правильно расставить многочисленные предметы сервировки.
Вначале накрывают стол скатертью, которая должна быть безупречно Читой и отглаженной. Желательно, чтобы концы скатерти свисали равномерно со всех сторон примерно на 25-30 см.
После этого расставляют тарелки. Рекомендуется их не только хорошо вымыть и протереть, но даже отполировать до блеска полотенцем или салфеткой. Так как у нас обеденный стол, в сервировке используем подстановочную тарелку, которую расставляем первой. По правилам держим тарелку – большой и указательный пальцы по борту тарелки , остальные поддерживают ее снизу, 2 см от края стола.
На нее ставим глубокую столовую тарелку.
Слева от этих тарелок – пирожковая, на расстоянии 5-10см от них. Центры тарелок на одной линии.
Далее мы приступаем к столовым приборам. Столовые приборы раскладываются сразу после расстановки тарелок. Если требуется большое количество ножей, вилок и ложек, то начинают с приборов для главного блюда. Ножи кладут с правой стороны, лезвием к тарелке, вилки – с левой стороны, острием вверх.
Первыми раскладываются столовые приборы ножи – справа от тарелки лезвием к ней.
Вилки – слева от тарелки зубчиками кверху. Для десертного блюда можно положить прибор (ложку) сразу или при подаче. Раскладываем как столовые приборы или выше тарелки. Между приборами и тарелками расстояние 0,5 см. от края стола – ручки 2см.
Теперь очередь хрустальной (стеклянной) посуды. Для каждого напитка существует свой предмет сервировки. Рекомендуется сервировку производить не более чем на 3 хрусталя. Посуда расставляется по росту. Первая рюмка ставится против лезвия первого ножа от тарелки.
Салфетка – непременный атрибут сервировки стола, который раскладывается сразу после размещения на столе посуды из хрусталя (стекла). Существует множество способов свертывания салфеток, как простых, так и требующих определенного мастерства.
Я предлагаю вашему вниманию простой вариант складывания салфеток. На следующих занятиях мы познакомимся и научимся складывать салфетки разными способами.
Свернутые салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку.
Завершающим аккордом сервировки стола служит расставление декоративных элементов, их ставят в центр стола. В нашем случае –ваза с цветами.
Слайд № 14
Последовательность сервировки стола
Вначале накрывают стол скатертью.
Расставляют тарелки.
Раскладывают столовые приборы.
Ставят стеклянную (хрустальную) посуду.
Раскладывают салфетки.
Расставляют приборы со специями, вазы с цветами и т. д.
Замечательно! Наше время физ. минутки и практической работы совпало. Вы сможете подвигаться и отдохнуть за следующим заданием.
Необходимо выполнить сервировку стола (обеденного, тематического, чайного) на ваш выбор. Сказать отличительные особенности своего стола. . На подсобном столе вы можете взять все необходимое для сервировки ваших столов. Приступайте, пожалуйста.
Подведение итогов
В заключение нашего урока, хотелось бы подвести итог. Сегодня вы познакомились с понятием и требованиями сервировки, основные правила сервировки стола мы изучили и попробовали применить их на практике, находили выход из проблемной ситуации. И я надеюсь, что знания, полученные на уроке, вам пригодятся в дальнейшем.
Слайд № 15
Рефлексия
Ребята, мне очень хотелось бы узнать ваше мнение об уроке. Понравился вам урок, взяли вы что-нибудь полезное для себя, какие общие впечатления у вас сложились?
Если вам понравилось –красные трубочки для коктейлей,
если наоборот – синии.
На этом урок закончен, всем большое спасибо.
Приложение 1
Тест
«Столовые принадлежности»
1.Для банкетных столов используют:
а) белые скатерти
б) цветные скатерти
в) прозрачные клеенки
2.На скатертях, сшитых по заказу отображают:
а) размер скатерти
б) адрес ресторана
в) наименование ресторана
3. К столовым приборам относятся:
а) кружка;
б) нож;
в) молочник;
г) вилка;
д) салатник;
е) ложка.
4.Рисунок из фруктов (цветов) имеют тарелки:
а) суповые;
б) десертные;
в) пирожковые
5. Назовите количество зубцов вилки для рыбы :
а) 2;
б) 3;
в) 4