Тема:
Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.
Цели урока:
Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;
Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;
Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;
Работать над техникой чтения;
Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;
Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Рассказывали наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила»)
- Кто автор? ( А. С. Пушкин)
- Что вы о нём знаете? (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)
(Видео 1- 3 мин)
- Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.
Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
(Прослушивание «У лукоморья дуб зелёный…»)
- А вы знаете сказки А.С.Пушкина?
- Всего он написал 6 сказок, незаконченная сказка – сказка о медведихе.
(Презентация по сказкам, читают дети)
1) Сказка о Салтане;
2) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;
3) Сказка о попе и о работнике его Балде;
4) Сказка о рыбаке и рыбке.
- Знаете ли вы эту сказку?
- Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)
II. Сообщение темы и цели урока
-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».
- Открываем книги на странице 116.
- Сюжет этой сказки основан на русской народной сказке «Жадная старуха».
(Видео 2- 2.30 мин)
- В этом отрывке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, которые говорили в 19 веке.
(Презентация)
1) Землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.
2) Невод – сеть рыболовная.
3) Корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота, сделанный из широкого бревна.
4) Светёлка - светлая комната.
(Слайд)
III. Работа по теме урока
- Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Найти, где остановились, чтение сказки детьми, словарная работа)
- Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая дворянка)
- Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)
- Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)
- Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?
(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не выносил ссор и ругательств)
(Презентация)
- Какое море было вначале? (Синее)
- Найдите на странице 117, как изменилось море? Почему? (Разыгралось)
-Найдите на странице 118, как изменилось море? (Помутилось)
- Найдите на странице 119, как изменилось море? (Не спокойно синее море)
- Что было дальше? (Почернело, чёрная буря)
- Почему менялось состояние моря? (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)
Физкультминутка
Игра «Ловись рыбка» (3 человека, по очереди выходят к доске)
-Рассказать какой старик. (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)
- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)
- Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная)
-Многие выражения Пушкина стали крылатыми.
Белены объелась - как понимаете? (Совсем обезумела, перестала соображать)
(Слайд)
- А вот ещё одно выражение.
«Сказка ложь, да в ней намёк,
Добрым молодцам урок!»
-Какой намёк имел ввиду Пушкин? (Что сказка учит добру, справедливости)
- Давайте прочитаем последние две строки на странице 124.
- Сказка закончилась справедливо?
- За что наказана старуха? (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)
-Ещё Пётр I говорил: «Радуйся малому, тогда придёт и большоꞋе»
(Слайд)
- А теперь ребятки закрыли глаза…(включаю музыку «Шум моря»)
- Мы закинули невод и…о чудо! Нам попалась стайка золотых рыбок. Загадаем желания?
Плывите же, рыбки, плывите.
Желание осуществите.
(Зачитываю оригинальные желания)
- В чём состоит волшебство желания? Просто так желание может исполниться? Что нужно сделать для этого?
IV. Итог урока
- С какой сказкой познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)
-Почему это произведение А. С. Пушкин назвал сказкой? (Есть волшебный герой – золотая рыбка)
- Какая это сказка? (Авторская, волшебная)
- Как вы понимаете остаться у разбитого корыта? (Остаться ни с чем)
- Кто у нас сегодня хорошо работал?
- Кто остался у разбитого корыта?
V. Выставление оценок
***
К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.