СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

 

  1. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; 
  2. Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; 
  3. Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 
  4. Работать над техникой чтения; 
  5. Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; 
  6. Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкин»

Тема:

Знакомство со сказкой А.С.Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели урока:


  1. Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина; 

  2. Выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта; 

  3. Формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок; 

  4. Работать над техникой чтения; 

  5. Расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас; 

  6. Воспитывать чувство любви к творчеству А.С.Пушкина.

Ход урока

I.   Организационный момент  

- Ребята, давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке. (Рассказывали наизусть вступление к поэме «Руслан и Людмила»)

- Кто автор? ( А. С. Пушкин)

- Что вы о нём знаете?  (Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве, любил много читать)

(Видео 1- 3 мин)

- Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь в самом начале и уже не покидает до конца.

Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.

(Прослушивание «У лукоморья дуб зелёный…»)

- А вы знаете сказки А.С.Пушкина?

- Всего он написал 6 сказок, незаконченная сказка – сказка о медведихе.

(Презентация по сказкам, читают дети)

1) Сказка о Салтане;

2) Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях;

3) Сказка о попе и о работнике его Балде;

4) Сказка о рыбаке и рыбке.

- Знаете ли вы эту сказку?

- Какую сказку мы сегодня будем читать? (Сказка о рыбаке и рыбке)

II. Сообщение темы и цели урока

-Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Открываем книги на странице 116.

- Сюжет этой сказки основан на русской народной сказке «Жадная старуха».

(Видео 2- 2.30 мин)

- В этом отрывке вам встретились незнакомые слова – это устаревшие слова, которые говорили в 19 веке.

(Презентация)

1) Землянка – дом, вырытый в земле, очень старый.

2) Невод – сеть рыболовная.

3) Корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота, сделанный из широкого бревна. 

4) Светёлка - светлая комната.

(Слайд)

III. Работа по теме урока

Чтение сказки А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» (Найти, где остановились, чтение сказки детьми, словарная работа)

- Вспомним желания старухи. (1. Корыто; 2. Изба; 3. Столбовая  дворянка)

- Что было дальше? (4. Царицей; 5. Владычицей морской)

- Чем закончилась сказка? (Старуха осталась у разбитого корыта)

- Почему старик не отказывался ходить к морю? Не загадал желание для себя?

(Он был покорный, привык подчиняться старухе, не выносил ссор и ругательств)

(Презентация)

- Какое море было вначале?  (Синее)

- Найдите на странице 117, как изменилось море? Почему?  (Разыгралось)

-Найдите на странице 118, как изменилось море? (Помутилось)

- Найдите на странице 119, как изменилось море? (Не спокойно синее море)

- Что было дальше? (Почернело, чёрная буря)

- Почему менялось состояние моря?  (У рыбки менялось отношение к новой просьбе, она огорчалась)

Физкультминутка

Игра «Ловись рыбка»  (3 человека, по очереди выходят к доске)

-Рассказать какой старик.  (Скромный, честный, трудолюбивый, покладистый, вежливый)

- Рассказать о старухе. (Вначале она была трудолюбивая, но с каждой просьбой она менялась, становилась своенравной, своевольной)

- Рассказать про рыбку. (Говорящая, волшебная)

-Многие выражения Пушкина стали крылатыми.

Белены объелась  -  как понимаете?  (Совсем обезумела, перестала соображать)

(Слайд)

- А вот ещё одно выражение.

«Сказка ложь, да в ней намёк,

  Добрым молодцам урок!»

-Какой намёк имел ввиду Пушкин?  (Что сказка учит добру, справедливости)

- Давайте прочитаем последние две строки на странице 124.

- Сказка закончилась справедливо?

- За что наказана старуха?  (За жадность, сварливость, корысть, слишком много хотела иметь, не помнила добро)

-Ещё Пётр I говорил: «Радуйся малому, тогда придёт и большоꞋе»

(Слайд)

- А теперь ребятки закрыли глаза…(включаю музыку «Шум моря») 

- Мы закинули невод и…о чудо! Нам попалась стайка золотых рыбок. Загадаем желания?

Плывите же, рыбки, плывите.

Желание осуществите.

(Зачитываю оригинальные желания)

- В чём состоит волшебство желания? Просто так желание может исполниться? Что нужно сделать для этого?

IV. Итог урока

- С какой сказкой познакомились?  (Сказка о рыбаке и рыбке)

-Почему это произведение А. С. Пушкин назвал сказкой?  (Есть волшебный герой – золотая рыбка)

- Какая это сказка?  (Авторская, волшебная)

- Как вы понимаете остаться у разбитого корыта?  (Остаться ни с чем)

- Кто у нас сегодня хорошо работал?

- Кто остался у разбитого корыта?

        V. Выставление оценок

***

К нам приходят пушкинские сказки

Яркие и добрые, как сны.

Сыплются слова, слова-алмазы

На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,

Всё быстрей нам хочется узнать...

Вздрагивают детские ресницы,

Верят в чудо детские глаза.

Убегаем в буйство ярких красок,

В торжество добра над тёмным злом,

Убегаем в пушкинские сказки,

Чтоб добрей и лучше стать потом.