Тема: «Резание металла слесарной ножовкой».
Цель:
Учить детей умению резать металл слесарной ножовкой. Совершенствовать знания учащихся по выполнению данной работы.
Развивать речь, работоспособность, двигательную активность, сенсорные возможности.
Воспитывать трудолюбие, аккуратность и точность в работе, уважение к труду рабочего человека. Бережное отношение к материалам и инструментам.
Материалы и оборудование: слесарный верстак, тиски, трехгранный напильник, заготовки, слесарные ножовки, разметочные инструменты.
Дидактическое обеспечение: учебник слесарное дело, рабочая тетрадь, технологическая карта, образцы изделий, тесты, плакат, средство ТСО.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, уважаемые взрослые! Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас открытый урок слесарного дела, на котором присутствуют гости: учителя трудового обучения и администрация школы. Они посмотрят и оценят как мы умеем работать на уроках слесарного дела. Как теоретически, так и практически.
Давайте дружно их поприветствуем.
Приветствие учащихся.
Учитель:
- Садитесь, сосредоточьтесь, соберитесь, вспомните все знания, которые вы приобрели на прошлых уроках. Они вам обязательно сегодня пригодятся.
- Отвечайте полными, красивыми ответами на поставленные вопросы.
Я верю в вас и надеюсь, что все у нас будет хорошо!
- Бригадир, доложи о готовности класса к уроку.
Учащийся:
- С.В., сегодня 16 ноября, группа учащихся 8 класса в количестве 5 человек к уроку слесарного дела готова. У всех на рабочих местах есть необходимые инструменты и приспособления. Внешний вид соответствует предстоящей работе.
Учитель:
- Хорошо, спасибо! Доклад принят.
II. Разминка.
Учитель:
- Наш сегодняшний урок мы начнем с разминки. Задачи по РТМ (развитие творческого мышления).
«Продолжите пословицы о труде»
Дело мастера…….(боится).
Не говори, что делал……(а говоришь , что сделал).
У плохого мастера и ……. (пила плохая).
Птицу узнают в полете, а ……(человека в работе).
Срубил дерево - …..(посади два).
Глаза боятся, а ….(руки делают).
Труд человека кормит, а….(лень портит).
Кто любит труд, того…..(люди чтут).
За много дел не берись, а в…….(одном отличись).
Загадки «Рабочий инструмент, рабочие профессии».
Скоро ест
Мелко жует
Сама не глотает,
А другой сыт бывает. (пила)
У конька, у горбунка
Деревянные бока
Кто зажмет его в руке
Заскользит он по доске. (рубанок)
У них тяжелый труд:
Все время что то жмут. (тиски)
Телом вертким как змея
В доску вкручиваюсь я. (сверло)
На станке детали точат
Этот кадровый рабочий.
Без его умелых рук
Не собрать ни танк, ни плуг. (токарь)
Учитель:
- Какую тему вы изучали на прошлом уроке?
Учащийся:
- На прошлом уроке мы изучали тему «Слесарная ножовка. Инструмент для резания металла».
Учитель:
- Правильно. Сейчас я проверю как вы усвоили эту тему и заодно проверим домашнее задание.
Давайте поработаем устно. Я буду задавать вам вопросы, а вы должны дать на них правильные ответы.
Какой инструмент применяется в слесарном деле для резания металлов?
Какие конкретные металлы можно разрезать слесарной ножовкой?
Из каких основных частей состоит ножовка по металлу?
Какие бывают ножовочные станки?
Работа с натуральной пилой.
Учитель:
- Покажите пилу с раздвижным станком и цельным станком.
Правильно. Чем они отличаются?
Учащийся:
- У пилы с раздвижной рамкой корпус раздельный. У пилы с цельной рамкой нераздельный.
5. Какие ножовки удобные и почему?
6. Какой длиной бывают ножовочные полотна? (250-300мм)
Работа на доске.
Учитель:
- Запишите на доске длину полотна в мм и переведите в см.
Учитель:
- Следующее задание. Я буду называть вам детали, а вы должны кратко раскрыть их значение.
1. Станок (рамка) – часть ножовки, на которую крепятся все детали.
2. Полотно – съемная часть ножовки, которое непосредственно режет металл.
- Ребята, а скажите, какие бывают полотна? (двухсторонние и односторонние).
3. Ручка – деталь, за которую держат ножовку во время работы и переноса. (ручки бывают деревянные и пластмассовые)
4. Передний уголок – передняя часть раздвижной ножовки.
5. Задний уголок – задняя часть раздвижной ножовки.
6. Гайка – барашек – деталь ножовки, которая с помощью вращения по резьбе натягивает ножовочное полотно.
7. Натяжной винт – деталь, в прорези которой впереди вставляется ножовочное полотно.
8. Хвостовик – деталь, в которой закрепляют заднюю часть ножовочного полотна.
9. Обойма – деталь ножовки, которая соединяет между собой передний и задний угольники.
Учитель:
- Правильно, с этим заданием вы справились хорошо.
- А как вы думаете, почему именно эти детали я назвал?
Учащийся:
- Вы назвали эти детали, потому что все они относятся к устройству слесарной ножовки.
Работа с плакатом и натуральной ножовкой.
Учитель:
- А теперь покажите на плакате и на натуральной ножовке все эти детали.
Учитель:
- Ребята, в настоящее время кроме столярной ножовки для разрезания металлов применяются и другие более мощные инструменты. Вот один из них. Этот инструмент называется электрическая угловая шлифовальная машинка (болгарка). С помощью диска она разрезает металлы различной толщины и ширины. На производстве операции по разрезанию металла выполняется с помощью специальных станков. (Показ фото станков)
Учитель:
- У вас на столах находятся карточки. Сейчас вы поработаете с тестами, а затем скажете ваши ответы. Работаем быстро. Кто готов, поднимает руку.
Учитель:
- Хорошо, с этим заданием вы справились. А теперь скажите, что вам было задано в тетради?
Ученик:
- В тетрадях нам было задано зарисовать ножовку и подписать ее основные части.
- А также нам нужно было составить предложение и записать верстак в тиски, полотно, напильник, металл.
Проверка выполнения домашнего задания в тетрадях, чтение предложения, показ рисунка.
Оценки за выполнение домашнего задания.
Физминутка.
Сообщение темы, цели урока.
Учитель:
- Тема нашего урока «Резание металлов слесарной ножовкой».
На сегодняшнем уроке вы должны учиться умению разрезать различные виды металлов слесарной ножовкой, а также правильно пользоваться другими слесарными инструментами и приспособлениями. Во время работы помните, что нужно бережно относиться к слесарному материалу и инструментам. Вы будете изучать правила резания металла и ПТБ при работе со слесарной ножовкой.
Вступительная беседа учителя.
- Слесарная ножовка является – одним из самых основных инструментов в слесарном деле.
- Ребята, резание металла слесарной ножовкой - это увлекательное, интересное и полезное занятие. Оно пригодится вам и в дальнейшей жизни. Я думаю, что некоторые из вас уже находясь дома пробовали работать этим инструментом, помогая родителям в ведении домашнего хозяйства.
- Эта работа трудоемкая. Она требует большого внимания, сосредоточенности и усердия. Человек, который выполняет эту работу должен быть трудолюбивым. Я уверен, что вы будете очень стараться и у вас все получится.
- Послушайте кратко информацию из истории резки металла.
Чтение информации.
Учитель:
- А теперь откройте учебник на стр. 54.
Чтение нового материала.
Во время чтения вам встретились незнакомые слова: косой срез, пропил, холостой ход.
Пропил – небольшой надрез металла напильником на месте разметки.
Косой срез – уход инструмента в сторону от места разметки.
Холостой ход – движение ножовки без нажатия.
- Запишите эти словарные слова и их значения в тетради.
Учитель:
- Ребята, у вас на столах находятся технологические карты. Ознакомьтесь с ними. Именно в такой последовательности вы будете работать во время резки металла столярной ножовкой. (Чтение)
- Каждая практическая работа начинается с изучения и повторения правил техники безопасности при работе с инструментами.
Изучение ПТБ со слесарной ножовкой.
- А теперь приступим к работе.
1. Оденьте спецодежду.
2. Подойдите к рабочим местам.
Сегодня мы с вами попробуем разрезать слесарной ножовкой три материала: а) металлопластиковую трубу;
б) круглую тонкостенную трубу;
в) профильную трубу.
Начинаем с самого легкого материала, заканчиваем самым твердым материалом.
- Если у кого то что то не получается или будут проблемы с инструментами, я всегда помогу.
Выполнение работ учащимися. Индивидуальная помощь учителя.
Проверка выполнения работ.
Итог.
Учитель:
- Ребята, спасибо за работу. Не расстраивайтесь если у кого то что то не получилось. На следующих уроках мы будем продолжать выполнять работы по разрезанию металла слесарной ножовкой и вы обязательно научитесь. Также мы будем учиться заправлять ножовочное полотно в рамку.
1. А теперь скажите, какую тему вы изучали на уроке?
2. Какие работы выполняли?
3. Что узнали нового, интересного?
4. С чем еще работали?
Оценки за урок.
Домашнее задание.
Повторить правила работы безопасности.
Учебник стр.54-56 «Приемы резания ножовкой».