Организационный. (2 минуты) | Обеспечение психологического настроя учащихся к деятельности на уроке. | Здравствуйте ребята. Мы начинаем урок, эпиграфом к которому я бы хотела взять слова, известного математика 20 века Дьёрдь Пойа: «Лучший способ изучить что-либо — это открыть самому.» Поэтому я желаю вам сегодня на уроке новых открытий. Откроем тетради, запишем числа, классная работа. | Делают записи в тетрадь | Л: самоорганизация Р: саморегуляция, умение настроить себя на работу. | |
Актуализация знания и проверка опорных знаний. Мотивационный (17 минут) | Проверка готовности учащихся, активизация их умственной деятельности, создание первичной мотивации к открытию новых знаний. | Как всегда наш урок начнем с повторения. Этот этап будет состоять из 2 частей: Опроса по теории и математического диктанта на проверку практических навыков. Часть 1 -Расположите числа в порядке возрастания, записывая в строчку, и под каждым числом напишите соответствующую букву. Что означает это слово? -Какое определение напоминает этот рисунок? Скажите определение и исправьте ошибки на рисунке. -Какое определение напоминает этот рисунок? Скажите определение. -О чем рассказывает этот рисунок? Зачем нам нужен модуль числа? -Сравните числа, проговаривая правило. -Вспомним как решаются задания с координатной прямой в ВПР. Что удобно сделать перед решением? Есть ли здесь что-то лишнее? Какие дроби нам даны? Как их нужно сравнивать? Решаем. Как правильно записать ответ? Спасибо. Молодцы. Часть 2 Ребята, а кто был главной героиней наших уроков? Координатная прямая занимает особое место. С ее помощью мы: - определяли координаты точек; -вводили понятие модуль; - сравнивали числа. Координатной прямой посвящается математический диктант, который я вам предлагаю. 1. Запиши координату точки D. 2. Запиши координату противоположную координате точки В. 3. Определи и сравни координаты точек А и В. 4. Найди сумму модулей координат точек D и С. 5. Измените координату точки В на +7. 6. Измените координату точки С на -8. 7. Сложи координаты точек В и С. 8. Сложи координаты точек С и A. Проверьте свои результаты. Оцените себя по следующим критериям. Я всё знаю. Мне хватило знаний для выполнения заданий. Я не смог справиться со всеми заданиями. Ребята, каких знаний вам не хватило при выполнении предложенных заданий? Исходя из этого, попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. Формулируется тема урока Какие цели мы поставим? | Отвечают на вопросы, дают оценку ответов других Координата Координатная прямая Противоположные числа и модуль. Модуль не может быть отрицательным числом. Высказывают свои мнения Ребята выполняют задания проговаривая правила. Отвечают на вопросы. Решают. Координатная прямая У многих вызывает затруднение выполнение 8 задания. Формулируют проблемы. Выдвигают предположение о теме урока. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цели урока | Л: развитие мотивов учебной деятельности, рефлексия собственной деятельности. К: слушать собеседника, взаимоконтроль. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, строить речевое высказывание в устной форме. Р: Выделение и осознание того, что уже пройдено; целеполагание, саморегуляция, соотнесение своих знаний с той учебной информацией, которую нужно усвоить. | Взаимопроверка Самопроверка Самопроверка |
3. Планирование действий по достижению цели. (1 минута) Изучение нового материала. (12 минут) | Составление и закрепление алгоритма сложения рациональных чисел на координатной прямой, отработка умения делать выводы. | Увеличение любой величины можно выразить __________ числами, а уменьшение выразить _________числами. Как мы будем выполнять эти действия? Какие у вас будут предложения? Вспомним тему «Изменение величин» и вставим пропущенные слова. Значит, ответ мы можем получить с помощью координатной прямой. Два выражения разбираются у доски: 3+2; 4+(-5). Выводим правило: а+в. Прибавить число а к числу в – значит изменить число а на в единиц. Решают примеры с комментарием у доски: (-3) +(-2); 6+(-4). Решают примеры у доски: 8+(-8); (-7) +7; 13+5 и 13+(-5); 0+(-7) и (-9) +0; (-2) +3+ (-5). А теперь вернемся к заданию, которое вы затруднились сделать в начале урока: 7+(-2). Ребята посмотрите на выражения, которые мы только что решили, не оставьте без внимания значения этих выражений. Попробуйте заметить некоторые закономерности и сделать первые выводы. При затруднении учитель предлагает закончить предложения: Прибавить к числу a число b — значит… Любое число от прибавления отрицательного числа… Любое число от прибавления положительного числа … От прибавления нуля число… Сумма двух противоположных чисел равна…. Мы сделали самый важный шаг сегодняшнего урока- сформулировали теоретический материал, который надо знать. Записываем правило в тетрадь. | Перечисляют действия, которые нужно предпринять для выполнения поставленных задач. Намечают план работы, с помощью каких средств будут выполнять действия. Слушают объяснения учителя, отвечают на вопросы. Выполняют задание по одному у доски, остальные в тетрадях. Обсуждают в парах, высказываются | Л: принятие социальной роли обучающегося, смыслообразование, независимость и критичность мышления; развитие навыков сотрудничества. Р: составление плана и последовательности действий, прогнозирование результата и уровня усвоения материала. К: умение слушать собеседника, дополнять и уточнять высказанные мнения. П: умение осознанно строить речевое высказывание, составление алгоритма выполнение задания. | Самопроверка |
4.Физкульт минутка (2 минута) | Снятие усталости, утомляемости ребенка, обеспечение активного отдыха и повышение умственной работоспособности учащихся. | Поэтому можем себе позволить немного отдохнуть. Я называю положительные числа, вы хлопаете в ладоши; отрицательные – встаем; нуль – поднимаем руки вверх. 8; -10; 0; 5; 100; -25; 0; 3,5; -0,3. | Выполняют упражнения | | |
5. Первичное осмысление знаний. (1 минута) | Повышение учебной мотивации, понимание значимости изученного материала для решения практических задач. | Ребята, давайте подумаем. Зачем нам уметь складывать отрицательные и положительные числа? Действительно действия с рациональными числами очень важны. Знания и умения, которые вы поучили на сегодняшний и дальнейший урок понадобятся как в 6, так и в 11 классе не только на математике при решении уравнений, неравенств и других темах, но и на физике, химии, географии. Кроме того, они необходимы и в повседневной жизни. | Высказываются | К: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. П: строить логически обоснованное рассуждение, использовать доказательную математическую речь. | |
7. Закрепление изученного материала. (7 минут) | Закрепление алгоритма сложения положительных и отрицательных чисел на координатной прямой, развитие самостоятельности и способности корректирования деятельности. | Предлагаю решить по вариантам № 4.144 на стр. 34 Взаимопроверка. | Выполняют задание. | Л: уважительное отношение к ошибкам одноклассников, независимость и критичность мышления, нравственная этическая ориентация. Р: осуществляют самоконтроль процесса выполнения задания, оценивают предложенные варианты решений. П: способность к использованию выведенного алгоритма; | Самоконтроль, взаимоконтроль |