Закрепление по теме «Сложносочинённое предложение».
Цель урока – закрепление основного теоретического материала по теме «Сложносочиненное предложение» и применение его на практике.
Задачи:
Предметные:
1. закрепить умения:
а) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные
предложения с союзом и;
б) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного
предложения;
в) расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;
2. отработать с обучающимися алгоритм выполнения задания 12 ОГЭ по пунктуационному анализу сложносочиненного предложения;
3 .закрепление умений выявлять в тексте средства выразительности речи.
Метапредметные:
развивать умственные действия, внимание, речь, наблюдательность, кругозор;
обогащать словарный запас обучающихся.
Личностные:
воспитывать любовь к природе;
воспитывать внимательное отношение к слову.
Дидактический тип урока: урок закрепления изученного.
Форма урока: урок-практикум с элементами беседы.
Используемые технологии:
проблемно-поисковые;
сотрудничества.
Методическое и материально-техническое обеспечение урока:
компьютер,
презентация к уроку;
карточки с материалами, необходимыми для работы на уроке;
портрет Сергея Есенина.
Диагностика предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:
самостоятельная работа;
беседа:
тестирование;
графическая работа.
Использование рабочих листов для обучающихся:
обеспечивает активность каждого ученика на любом этапе урока (ученик все время занят);
отработать УУД – умение понимать смысл прочитанного и услышанного, грамотно выражать свои мысли при формулировании определений, использовать графические приемы для объяснения грамматических явлений.
Ожидаемые результаты:
Обучающиеся должны закрепить умения:
а) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные
предложения с союзом и;
б) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного
предложения;
в) расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;
. г) правильно делать синтаксический разбор сложносочинённого предложения.
ХОД УРОКА: (СЛАЙД 1)
Организационный момент: Цель – побуждение интереса к получению информации.
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, для того чтобы дружно поработать на уроке. Я надеюсь на вашу активную деятельность. Откройте тетради и запишите число.
Проверка домашнего задания. (СЛАЙД 2)
В качестве домашнего задания вам был предложен кроссворд на знание основных понятий из раздела «Синтаксис». Надеюсь, вы его разгадали и узнали выделенное слово. Как вы считаете, для чего?
Остаётся только определить задачи урока. Я предлагаю вам поработать над предложениями и вывести задачи, над которыми нам с вами предстоит работать на уроке. (Обратите внимание на раздаточный материал у вас на партах, он пронумерован по порядку.)
Актуализация знаний. (СЛАЙД 3)
Задания:
Расставить знаки препинания в данных предложениях.
Выделить грамматическую основу.
Составить схемы предложений.
Отговорила роща золотая
Берёзовым весёлым языком
И журавли печально пролетая
Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)
В саду горит костёр рябины красной
Но никого не может он согреть. (С. Есенин)
Ручей волной гремучею все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. (С. Есенин)
Все ли эти предложения связаны с темой нашего урока?
Вспомним, какое предложение называется ССП?
А что вы знаете о сочинительных союзах?
Я предлагаю вашему внимаю вот такую таблицу, для того чтобы вы вспомнили основные группы ССП по союзам и значению. (СЛАЙД 4)
Основные группы ССП по союзам и значению.
Группы союзов по значению | Значение. |
| Противопоставление явлений. |
| Явления происходят одновременно или следуют одно за другим. |
| Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных. |
А теперь определите роль союза и укажите смысловые отношения между частями записанных вами ССП.
Итак, ребята, я предлагала вам определить цель нашего урока. Как вы её сформулируете?
Хорошо, потом посмотрим, какую цель я ставила к нашему уроку.
Ребята, что ещё надо знать, чтобы правильно писать ССП? Скажите, с каким разделом лингвистики связан синтаксис? Поэтому следующий этап нашей работы - Знаки препинания в ССП. (СЛАЙД 5)
Задание: соотнесите предложения со схемами.
А. На небе горели звёзды и светила луна.
Б. Мелколесье. Степь и дали.
В. Черёмуха душистая, развесившись, стоит,
И зелень золотистая на солнышке горит.
Г. Неужели вы этого не знали и я вам не сказал новость?
Д. Люблю я рокот буйных вод
И на волне звезды сиянье.
Проверим, возникла ли трудность? 4А, 3Б, 2В, 5Г, 1Д
Какие ещё знаки препинания ставятся в ССП?
Этап подготовки к ОГЭ. Задание №12.
(СЛАЙД 6)
Задание: Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. (Дифференцированное – каждый выбирает одно предложение и работает с ним по памятке).
Я для тебя всего только лисица. Но, (1) если ты меня приручишь, (2) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, (3) и я буду для тебя один в целом свете.
Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.
Вокруг колхозного пчельника, (1) расположившегося на самом солнцепёке, (2) густо росли липы и акации, (3) а сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики, (4) которые были похожи на игрушечные теремки.
Проверим. 1(3), 2(4), 3(3)
ПАМЯТКА.
найдите сложное предложение;
выявите границы простых предложений в его составе;
убедитесь, что это сложное предложение является сложносочиненным (простые предложения в нем связаны при помощи сочинительного союза);
выпишите цифру, которая стоит перед сочинительным союзом, соединяющим простые предложения в составе найденного вами сложносочиненного предложения.
Подведение итога урока.
Ребята, мы успешно выполнили все задания, а помогли нам знания, умения и навыки.
Теперь посмотрим цель урока, которую я планировала.
Мы повторили _____ сведения о сложносочинённом предложении
Мы выяснили ______ особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения
Мы весь урок учились ______ отличать сложносочинённые предложения от других предложений; правильно ставить знаки препинания в ССП и в предложениях с однородными членами.
Рефлексия. (СЛАЙД 7)
А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Перед вами карточки эмоционального состояния, прочитайте и оцените свою работу.
Домашнее задание.
Упр. 230 или выписать из комедии Грибоедова «Горе от ума» 5 ССП.