СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок "Сложносочинённое предложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА»

Закрепление по теме «Сложносочинённое предложение».


Цель урока – закрепление основного теоретического материала по теме «Сложносочиненное предложение» и применение его на практике.

Задачи:

Предметные:

1. закрепить умения:

а) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные

предложения с союзом и;

б) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного

предложения;

в) расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;

2. отработать с обучающимися алгоритм выполнения задания 12 ОГЭ по пунктуационному анализу сложносочиненного предложения;

3 .закрепление умений выявлять в тексте средства выразительности речи.

Метапредметные:

  1. развивать умственные действия, внимание, речь, наблюдательность, кругозор;

  2. обогащать словарный запас обучающихся.

Личностные:

  1. воспитывать любовь к природе;

  2. воспитывать внимательное отношение к слову.

Дидактический тип урока: урок закрепления изученного.

Форма урока: урок-практикум с элементами беседы.

Используемые технологии:

  • проблемно-поисковые;

  • сотрудничества.

Методическое и материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер,

  • презентация к уроку;

  • карточки с материалами, необходимыми для работы на уроке;

  • портрет Сергея Есенина.

Диагностика предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроке:

  • самостоятельная работа;

  • беседа:

  • тестирование;

  • графическая работа.

Использование рабочих листов для обучающихся:

  • обеспечивает активность каждого ученика на любом этапе урока (ученик все время занят);

  • отработать УУД – умение понимать смысл прочитанного и услышанного, грамотно выражать свои мысли при формулировании определений, использовать графические приемы для объяснения грамматических явлений.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны закрепить умения:

а) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные

предложения с союзом и;

б) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного

предложения;

в) расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;

. г) правильно делать синтаксический разбор сложносочинённого предложения.


ХОД УРОКА: (СЛАЙД 1)

  1. Организационный момент: Цель – побуждение интереса к получению информации.

  • Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, для того чтобы дружно поработать на уроке. Я надеюсь на вашу активную деятельность. Откройте тетради и запишите число.

  1. Проверка домашнего задания. (СЛАЙД 2)

  • В качестве домашнего задания вам был предложен кроссворд на знание основных понятий из раздела «Синтаксис». Надеюсь, вы его разгадали и узнали выделенное слово. Как вы считаете, для чего?

  • Остаётся только определить задачи урока. Я предлагаю вам поработать над предложениями и вывести задачи, над которыми нам с вами предстоит работать на уроке. (Обратите внимание на раздаточный материал у вас на партах, он пронумерован по порядку.)

  1. Актуализация знаний. (СЛАЙД 3)

Задания:

  1. Расставить знаки препинания в данных предложениях.

  2. Выделить грамматическую основу.

  3. Составить схемы предложений.


  1. Отговорила роща золотая

Берёзовым весёлым языком

И журавли печально пролетая

Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)



  1. В саду горит костёр рябины красной

Но никого не может он согреть. (С. Есенин)



  1. Ручей волной гремучею все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. (С. Есенин)



  • Все ли эти предложения связаны с темой нашего урока?

  • Вспомним, какое предложение называется ССП?

  • А что вы знаете о сочинительных союзах?

  • Я предлагаю вашему внимаю вот такую таблицу, для того чтобы вы вспомнили основные группы ССП по союзам и значению. (СЛАЙД 4)

Основные группы ССП по союзам и значению.

Группы союзов

 по значению

Значение.

 

Противопоставление явлений.

 

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим.

 

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных.



  • А теперь определите роль союза и укажите смысловые отношения между частями записанных вами ССП.

  • Итак, ребята, я предлагала вам определить цель нашего урока. Как вы её сформулируете?



  • Хорошо, потом посмотрим, какую цель я ставила к нашему уроку.



  • Ребята, что ещё надо знать, чтобы правильно писать ССП? Скажите, с каким разделом лингвистики связан синтаксис? Поэтому следующий этап нашей работы - Знаки препинания в ССП. (СЛАЙД 5)

Задание: соотнесите предложения со схемами.

А. На небе горели звёзды и светила луна.

Б. Мелколесье. Степь и дали.

В. Черёмуха душистая, развесившись, стоит,

И зелень золотистая на солнышке горит.

Г. Неужели вы этого не знали и я вам не сказал новость?

Д. Люблю я рокот буйных вод

И на волне звезды сиянье.

  • Проверим, возникла ли трудность? 4А, 3Б, 2В, 5Г, 1Д

  • Какие ещё знаки препинания ставятся в ССП?



  1. Этап подготовки к ОГЭ. Задание №12.



(СЛАЙД 6)

Задание: Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью. (Дифференцированное – каждый выбирает одно предложение и работает с ним по памятке).



  1. Я для тебя всего только лисица. Но, (1) если ты меня приручишь, (2) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, (3) и я буду для тебя один в целом свете.



  1. Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.



  1. Вокруг колхозного пчельника, (1) расположившегося на самом солнцепёке, (2) густо росли липы и акации, (3) а сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики, (4) которые были похожи на игрушечные теремки.



  • Проверим. 1(3), 2(4), 3(3)

ПАМЯТКА.

  1. найдите сложное предложение;

  2. выявите границы простых предложений в его составе;

  3. убедитесь, что это сложное предложение является сложносочиненным (простые предложения в нем связаны при помощи сочинительного союза);

  4. выпишите цифру, которая стоит перед сочинительным союзом, соединяющим простые предложения в составе найденного вами сложносочиненного предложения.



  1. Подведение итога урока.

  • Ребята, мы успешно выполнили все задания, а помогли нам знания, умения и навыки.

  • Теперь посмотрим цель урока, которую я планировала.

Мы повторили _____ сведения о сложносочинённом предложении

Мы выяснили ______ особенности сложносочинённого предложения; чем отличается ССП от ПП с однородными членами предложения

Мы весь урок учились ______ отличать сложносочинённые предложения от других предложений; правильно ставить знаки препинания в ССП и в предложениях с однородными членами.



  1. Рефлексия. (СЛАЙД 7)

  • А сейчас мне хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Перед вами карточки эмоционального состояния, прочитайте и оцените свою работу.



  1. Домашнее задание.



Упр. 230 или выписать из комедии Грибоедова «Горе от ума» 5 ССП.





Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта1»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

«Закрепление по теме «Сложносочинённое предложение».



Предмет - русский язык Класс - 9

Тема урока: «Закрепление по теме «Сложносочинённое предложение».

Тип урока: урок закрепления изученного.

Задачи:

Предметные:

1. закрепить умения:

а) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные

предложения с союзом и;

б) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного

предложения;

в) расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;

2. отработать с обучающимися алгоритм выполнения задания 12 ОГЭ по пунктуационному анализу сложносочиненного предложения;

3 .закрепление умений выявлять в тексте средства выразительности речи.

Метапредметные:

  1. развивать умственные действия, внимание, речь, наблюдательность, кругозор;

  2. обогащать словарный запас обучающихся.

Личностные:

  1. воспитывать любовь к природе;

  2. воспитывать внимательное отношение к слову.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны закрепить умения:

а) различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом и;

б) определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

в) расставлять знаки препинания в сложносочиненном предложении;

г) правильно делать синтаксический разбор сложносочинённого предложения.


Технологическая карта урока.


Этап урока

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1.Организационный момент


(2мин.)

Привлечь внимание уч-ся на начало урока.

Приветствует уч-ся.

Проверяет готовность рабочих мест.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

Готовят рабочие места к уроку.

Приветствуют учителя.

Открывают тетради и записывают число.

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.


Следование в поведении моральным и этическим требованиям.



Сотрудничество с учителем и сверстниками.

-

2. Мотивация


(5 мин)

Убедить детей в

необходимости совершенствовать пунктуационные навыки как необходимое условие успешности и характеристики современного молодого человека



Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели

Учитель создает ситуацию, при которой возникает необходимость получения новых знаний.








Проверка домашнего задания.

В качестве домашнего задания был предложен кроссворд на знание основных понятий из раздела «Синтаксис».

По слайду №2 учащиеся проверяют кроссворд.











Отвечают на поставленный вопрос и определяют тему урока.







Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.



Проявление познавательной активности.





Развитие умения анализировать, сравнивать и сопоставлять.




Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Развитие языкового чутья



Анализ предложений с точки зрения синтаксических норм по творчеству С.А.Есенина.

3. Актуализация

знаний


(5 мин.)


Повторить признаки простого предложения с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И и признаки сложносочинённого предложения.

Даёт задание на повторение пройденного

Раздаёт карточки (слайд №3).

Предлагает расставить знаки препинания, выделить грамматическую основу;

составить схемы.



Работают в тетрадях.

Определяют соотношение простых предложений в составе сложного.

Производят взаимопроверку, делают вывод.

Работают в тетрадях, составляют схемы.


Сотрудничество друг с другом.






Вывод на основе проделанной работы.


Моделирование предложений.


Использование знаково-символических средств, в том числе моделирования

4. Постановка цели урока


(5 мин.)

Подвести детей к самостоятельной постановке познавательной цели.

Задает вопрос:

Все ли эти предложения связаны с темой нашего урока?


Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.




Озвучивают тему и цели урока.



Записывают тему урока.

-

Развитие умения постановки познавательной цели с помощью учителя.


Планирование совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

-

5. Повторение знаний о сложносочинённом предложении.


(7 мин.)


Предлагает таблицу (слайд №4), ставит цель определить роль союза в сложносочинённом предложении и указать смысловые отношения между частями записанных ССП, сформулировать свой ответ.

Рассматривают таблицу, определяют роль союза и формулируют цели урока.


Оценивание своего ответа.

Восприятие предметного содержания и условия деятельности в стихотворных текстах.

Сопоставление с ранее полученными знаниями, восприятие и передача информации.

6. Применение знаний о постановке знаков препинания в ССП и выполнение заданий.


(8 мин.)

Закрепить навыки постановки знаков препинания в ССП и соотнести предложения со схемами.


Контролировать деятельности по ходу выполнения задания.













Предлагает выполнить задание (слайд №5): соотнести предложения со схемами.

















Работают в тетрадях.

Соотносят предложения со схемами и проверяют свои ответы.



















Проявление самостоятельности в разных видах деятельности.


Умение осуществлять самопроверку с ответом.






Выполнение действий по заданному алгоритму.



Формирование умений ориентироваться в полученной информации.

по ходу выполнения задания.







Структура ССП.

















7. Включение в систему знаний и повторение


(9 мин.)

Подготовка к ОГЭ.

Предлагает поработать по памятке и выполнить дифференцированное задание (слайд №6).



Работают с памяткой и индивидуально выполняют задание, сверяют с ответом.

Осознание личной ответственности.


Умение исправлять свои ошибки.

Сотрудничество со сверстниками

Самостоятельная работа.


Выбор задания.

8. Рефлексия деятельности


(2 мин.)



Сформировать личную ответственность за результаты деятельности





Подводит итоги совместной и индивидуальной деятельности учеников



Фиксируют материал, изученный на уроке, выявляют недостаток тех знаний и умений, которых им не хватает для решения новых проблем, оценивают личный вклад в результаты коллективной деятельности.


Самооценка на основе критерия успешности.


Адекватное понимание причин успеха и неуспеха




9.Домашне задание

(2 мин.)

Предложить домашнее задание разного уровня сложности.

.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.


Ответственность за благополучие окружающего пространства

Дифференциро-

ванные задания.




Просмотр содержимого презентации
«ПРЕЗЕНТАЦИЯ ССП»

Кроссворд на знание основных понятий из области синтаксиса 2 4 1 9 3 5 7 8 6 12 10 11 14 15 13 16  

Кроссворд на знание основных понятий из области синтаксиса

2

4

1

9

3

5

7

8

6

12

10

11

14

15

13

16

 

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ  «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Задание:  1) расставить знаки препинания в данных предложениях;  2) выделить грамматические основы;  3) составить схемы предложений.    Отговорила роща золотая  Берёзовым весёлым языком  И журавли печально пролетая  Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)     В саду горит костёр рябины красной  Но никого не может он согреть. (С. Есенин)     Ручей волной гремучею все ветки обдаёт  И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. (С. Есенин)

Задание: 1) расставить знаки препинания в данных предложениях; 2) выделить грамматические основы; 3) составить схемы предложений. Отговорила роща золотая Берёзовым весёлым языком И журавли печально пролетая Уж не жалеют больше ни о ком. (С. Есенин)   В саду горит костёр рябины красной Но никого не может он согреть. (С. Есенин)   Ручей волной гремучею все ветки обдаёт И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт. (С. Есенин)

Основные группы ССП по союзам и значению Группы союзов  Значение Противопоставление явлений. Явления происходят одновременно или следуют одно за другим. Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных.

Основные группы ССП по союзам и значению

Группы союзов

Значение

Противопоставление явлений.

Явления происходят одновременно или следуют одно за другим.

Чередование явлений или возможность одного из двух или нескольких возможных.

Задание:  соотнесите предложения со схемами.   А. На небе горели звёзды и светила луна.  Б. Мелколесье. Степь и дали.  В. Черёмуха душистая, развесившись, стоит,  А зелень золотистая на солнышке горит.  Г. Неужели вы этого не знали и я вам не сказал новость?  Д. Люблю я рокот буйных вод  И на волне звезды сиянье.    1. [О и О]. 2. [ ], и [ ].  3. [ ]. [ и ]. 4. Общ. [ ] и [ ].  5. [ ] и [ ]?

Задание: соотнесите предложения со схемами. А. На небе горели звёзды и светила луна. Б. Мелколесье. Степь и дали. В. Черёмуха душистая, развесившись, стоит, А зелень золотистая на солнышке горит. Г. Неужели вы этого не знали и я вам не сказал новость? Д. Люблю я рокот буйных вод И на волне звезды сиянье. 1. [О и О]. 2. [ ], и [ ]. 3. [ ]. [ и ]. 4. Общ. [ ] и [ ]. 5. [ ] и [ ]?

Задание: Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.      1. Я для тебя всего только лисица. Но, (1) если ты меня приручишь, (2) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, (3) и я буду для тебя один в целом свете.     2. Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.     3. Вокруг колхозного пчельника, (1) расположившегося на самом солнцепёке, (2) густо росли липы и акации, (3) а сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики, (4) которые были похожи на игрушечные теремки.

Задание: Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.   1. Я для тебя всего только лисица. Но, (1) если ты меня приручишь, (2) мы станем нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете, (3) и я буду для тебя один в целом свете.   2. Сделав последнее усилие, (1) он выбирается сам и вытаскивает жучку. Но теперь, (2) когда дело сделано, (3) силы быстро оставляют его, (4) и он падает в обморок.   3. Вокруг колхозного пчельника, (1) расположившегося на самом солнцепёке, (2) густо росли липы и акации, (3) а сквозь ветки были видны маленькие пчелиные домики, (4) которые были похожи на игрушечные теремки.

РЕФЛЕКСИЯ Я уверен в своих знаниях. У меня есть небольшие сомнения. Мне нужно ещё много работать.

РЕФЛЕКСИЯ

Я уверен в своих знаниях.

У меня есть небольшие сомнения.

Мне нужно ещё много работать.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!