Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Серовская Школа –Интернат.
Сталинградская битва
Открытый урок
Для 9 классов
Автор (составитель):
Прокопенко О.Г.
г. Серов, 2021 год
Пояснительная записка
В 2021 г. исполнилось 78 лет со дня Сталинградской битвы. Большинство историков считают, что битва — одно из основных событий второго этапа ВОВ - «коренной перелом». После Сталинграда Красная армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина. Идея урока состоит в том, чтоб через практическую деятельность учащихся создать условия для понимания значения Сталинградской битвы, проявить самостоятельность в решении учебных задач.
Цель урока: осмысление исторического значения Сталинградской битвы как переломного момента в ходе Великой Отечественной и II Мировой войны, воспитание ценностного отношения к историческому прошлому своей страны.
Задачи:
познакомить учащихся с обстановкой на фронте в 1942-1943 гг. определить этапы, выяснить значение Сталинградской битвы в ходе Великой Отечественной войны и Второй Мировой войны
развивать мыслительную деятельность учащихся, продолжить формирование умений и навыков работы с историческими документами, картографическим материалом;
воспитать чувство патриотизма гордрсти за свою страну, свой народ.
Место проведения: школа-интернат
Время проведения: февраль 2021
Возрастная категория: 9 класс
Тип урока: изучение нового материала с использованием компьютерных технологий.
Оборудование урока: карта «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», презентация(приложение № 1)
Основные знания
Лето 1942 — февраль 1943 г. - битва под Сталинградом; массовый героизм советских людей, дом Павлова; начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Контрнаступление; коренной поворот в войне.
Оборудование и материалы
Карта «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», документальный фильм «Сталинградская битва» (фрагмент), таблица «Главные битвы войны», презентация «Сталинградская битва», письмо солдата, свеча, музыка к песне «Зажгите свечи».
Дополнительное оборудование: мультимедиа-проектор, экран (компьютер)
Ход урока:
I. Оргмомент
1. Приветствие
2. Эпиграф:
“Двести дней! Волга, ты задыхалась в огне,
И не стало тогда на войне нам земли на другой стороне”.
“Есть память, которой не будет конца”.
Вот почему мы сегодня обращаем свою память, слова благодарности к тем, кто отстоял нашу Родину.
II. Актуализация знаний, объявление новой темы
1.Вводное слово учителя.
После победы под Москвой Красной армии удалось отбросить врага и перейти в наступ-ление. Но сил и средств у советской армии не хватало. Немцы прорвали нашу оборону и двинулись к Волге.
2. Сообщение темы урока: «Сталинградская битва»
III. Изучение нового материала
1. Вводное слово учителя.
Одна из наиболее славных страниц Великой Отечественной войны - Сталинградская битва, продолжавшаяся 200 дней и ночей - с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года (ученики записывают дату в тетрадь)
Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности боев, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла на тот момент все сражения мировой истории. Она развернулась на огромной территории в 100 тысяч квадратных километров. На отдельных этапах с обеих сторон в ней участвовало свыше 2 миллионов человек, до 2 тысяч танков, более 2 тысяч самолетов, до 26 тысяч орудий. По результатам эта битва также превзошла все предшествовавшие.
2. ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
Как вы считаете, почему победа в Сталинградской битве ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом? (ученики должны ответить на вопрос в конце урока)
3. Знакомство с планом урока
План (на доске, на ученическом столе)
I. Положение на фронте (лето 1942г.)
II. Оборона Сталинграда.
III. Прорыв обороны города, бои в городе.
IV. Героизм советских солдат. Дом Павлова.
V. Бои за Мамаев курган.
VI. Наступление советских войск.
VII. Победа под Сталинградом, ее значение.
4. Работа с документальным материалом (письмо)
Солдатское письмо. “Шлю всем вам горячий привет с фронта. Бои, которые сейчас идут у стен нашего родного Сталинграда, будут такими, где сотни и тысячи захватчиков найдут себе могилу. Мы выходим на поле сражения, чтобы отстоять святое святых – Родину. Когда я произношу это слово, мне хочется встать на колени”(один уч-ся читает)
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС.
Ребята, почему именно Сталинград стал целью захвата гитлеровской армии?
5. Рассказ о положении на фронте, о планах немецкого командования.
Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Овладение Сталинградом давало в руки фашистской верхушки громадный политико-пропагандистский козырь, поскольку этот город носил имя главного руководителя Советского государства и Коммунистической партии.
5. Работа с картой. Показать на карте города.
— Какие города захватили немцы?
— Когда немецкие войска подошли к Сталинграду?
— Какой приказ был издан И.В. Сталиным?
6. Работа с текстом учебника о прорыве обороны Сталинграда, о боях в городе.
— Когда немцы прорвали оборону Сталинграда?
— Какие вражеские силы были стянуты к Сталинграду?
7. Опережающее задание по содержанию рассказа для дополнительного чтения «Дом Павлова».
Сообщение « Дом Павлова. Правда о подвиге» (ученик)
Вопросы для беседы:
— Какое задание выполняла группа сержанта Я.Ф. Павлова?
— Сколько времени удерживали бойцы дом?
— Почему бойцы не уходили из этого дома?
8. Просмотр документального фильма «Сталинградская битва»
(фрагмент). Битва на мамаевом кургане
Читает ученик
На Мамаевом кургане тишина,
За Мамаевым курганом тишина,
В том кургане похоронена война,
В мирный берег тихо плещется волна.
Словарная работа: эскадрилья.
Вопросы для беседы:
— Сколько времени шли бои за Мамаев курган?
— Почему так важно было владеть этой высотой?
— Кто руководил операцией по освобождению Сталинграда?
9. Просмотр презентации «Сталинградская битва»
Открытые степному ветру,
Дома разбитые стоят.
На шестьдесят два километра
В длину раскинут Сталинград.
Приложение №2 таблица (таблица напечатана перед каждым учеником)
Проговорить таблицу уч-ся
— Когда была одержана победа под Сталинградом советскими войсками?
— Какое значение имела эта победа?
10. Понятие «коренной перелом».
Сталинградская битва-решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и Второй мировой войны в целом. Закончилось победное наступление немецко-фашистских войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Разгром под Сталинградом резко ослабил внешнеполитические позиции Германии. Нейтральные страны отступились от Гитлера, а иллюзии его союзников насчет победы в войне рассеялись.
IV. Первичное закрепление материала
1. Беседа по вопросам:
1. Когда началась битва под Сталинградом?
2. Какой приказ был издан И.В. Сталиным?
3. На каком участке проходили кровопролитные бои?
4. Какие примеры храбрости, героизма совершали советские солдаты?
5. Кто руководил военной операцией по освобождению Сталинграда?
6. Когда была одержана победа под Сталинградом?
7. Какое значение имела эта победа?
2. Кратко проговорив изученный материал - вывод по теме.
3.Выскажи свое мнение: Что для Вас Сталинград?
Ответы учащихся:
Сталинград-это символ мужества, стойкости, героизма советских воинов.
Сталинград – это символ мощи и величия нашего государства.
Под Сталинградом Красная Армия сломила хребет немецко-фашистским войскам, под стенами Сталинграда было положено начало уничтожению фашизма и фашистского государства.
Слово «Сталинград «знают во всех странах мира. В некоторых этим словом названы улицы, площади, скверы. И по сей день слово «Сталинград» произносят с чувством уважения и гордости.
V. Подведение итогов урока
Комментарии, объявление оценок за работу
VI. Рефлексия
…Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
/А.Твардовский/
Песня группы «Мишель» - «Зажгите свечи»
Опережающее задание. Предложить ученикам найти материал: «Как сложилась дальнейшая судьба Ф. Паулюса».
Использованная литература:
Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России.XXвек»: (9кл.): Кн. для учителя/ А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.-3-е изд. –Москва.: Просвещение, 2001. – 174с.
Моргунов М. Начало конца – 60-летию Победы в Сталинградской битве посвящается// Вокруг света - 2003. - № 2. – с. 86
Веб-ресурсы
1) http:// battle.volgadmin.ru/Battle/Default.aspx
2 http://www.marshals-victory.senat.org/amvasilevsky/stalingrad-battle-5.html
http:// www.hrono.ru/dokum/194_dok/19401218barb.php
Презентация прилагается в доп. папке
8